Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 14:36, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка путей совершенствования системы стимулирования персонала в современных условиях на примере ОАО "Жировой комбинат". Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
Изучение теоретических основ и современных тенденций мотивации труда и ее роли в повышении эффективности деятельности предприятия.
Анализ организации стимулирования персонала ОАО "Жировой комбинат".
Разработка мероприятий по совершенствованию стимулирования персонала ОАО "Жировой комбинат".
Построение эффективной
системы мотивации требует
1.2. Методы стимулирования персонала
Методы стимулирования персонала могут быть самыми разнообразными и зависят от проработанности системы стимулирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия.
Классификация методов мотивации может быть осуществлена на организационно распорядительные (организационно- административные), экономические и социально-психологические является одной из наиболее широко распространенных. Данная классификация основана, на мотивационной ориентации методов управления. В зависимости от ориентации на воздействие на те или иные потребности методы управления делятся на:
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их комбинации. Для эффективного управления мотивацией необходимо использовать в управлении предприятием все три группы методов. Так, использование только властных и материальных мотиваций не позволяет мобилизовать творческую активность персонала на достижение целей организации. Для достижения максимальной эффективности необходимо применение духовной мотивации
Отмечаемый рядом авторов, рост роли экономических методов управления в России связан, прежде всего, с формированием и совершенствованием рыночной экономической системы. В условиях рынка экономические методы управления неизбежно получат дальнейшее развитие, повысится действенность и результативность экономических стимулов, что позволит поставить каждого работника и коллектив в такие экономические условия, при которых появиться возможность наиболее полно сочетать личные интересы с рабочими целями. Однако, акцентирование внимания на экономических методов стимулирования, зачастую приводит к снижению внимания к социально -психологическим аспектам мотивации, определяющим внутреннюю мотивацию персонала.
Приведенная схема классификации
методов стимулирования является классической.
В современном менеджменте
1. Экономические стимулы всех типов (зарплата во всех ее разновидностях, включая контрактную, премии, льготы, страховки, беспроцентные кредиты и т.п.).
Успешность их воздействия определяется тем, насколько коллектив понимает принципы системы, признает их справедливыми, в какой мере соблюдается неотвратимость поощрения (наказания) и результатов работы, их тесная связь во времени.
2. Управление по целям.
Эта система широко
3. Обогащение труда - эта
система в большей степени
относится к неэкономическим
методам и означает
4. Система участия в
настоящее время существует в
многообразных формах: от широкого
привлечения коллектива к
В рамках этих групп методов
сегодня разрабатываются
1.3. Теоретические
основы стимулирования
В современном обществе мотивация
основывается на знаниях и механизмах
психологии. Первыми ориентироваться
на психологические характеристики
деятельности человека начали ориентироваться
содержательные теории мотивации, возникшие
вскоре после теорий "кнута и
пряника" и ей подобных. С того
времени теории мотивации стремятся
к как можно большей степени
учета различных потребностей и
мотивов деятельности людей, постоянно
пытаясь выявить новые и
Современные содержательные теории мотивации основное внимание уделяют определению перечню и структуре потребностей людей.
Процессуальные теории мотивации считаются наиболее современными теориями мотивации, они так же признают мотивирующую роль потребностей, однако, сама мотивация рассматривается в них с точки зрения того, что заставляет человека направлять усилия на достижение различных целей.
<
Само -
<
<
<
Безопасности и защищенности Первичные
<
<
Источник: Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебное пособие. - М.: МГУ, 1995. - С. 147.
Рис. 2. Иерархия потребностей Маслоу
Теория МакКлелланда дополнительно к потребностям определенным классификацией Маслоу вводит потребности власти, успеха и принадлежности.
Теория Герцберга основывается на анализе факторов, действующих на человека в процессе работы и влияющих на удовлетворение потребностей. Факторы делятся на гигиенические (размер оплаты труда, межличностные отношения, характер контроля - они лишь не дают развиться чувству неудовлетворенности работой) и мотивирующие (ощущение успеха, продвижение по службе, рост возможностей, признание со стороны окружающих, ответственность). Для мотивации нужно задействовать именно второй вид факторов.
Основными процессуальными
теориями мотивации являются теория
ожиданий (основным стимулом людей
к деятельности является определенное
ожидание результатов или
На формирование потребностей влияют следующие факторы:
Применяемые в современной
хозяйственной практике системы
стимулов достаточно разнообразны и
зависят от множества условий
как объективного характера (экономическое
положение в стране, уровень безработицы,
цены, состояние социального
Между тем, жизнь не стоит на месте и "...тот фактор, который сегодня мотивирует конкретного человека к интенсивному труду, завтра может способствовать "отключению" того же самого человека. Никто точно не знает, как действует механизм мотивации, какой силы должен быть мотивирующий фактор и когда он сработает, не говоря уж о том, почему он срабатывает". Поэтому в кадровом менеджменте происходит постоянное исследование и развитие различных стимулов трудовой деятельности, разработка новых методов и систем организации стимулирования.
Научные и учебные издания по менеджменту содержат довольно подробный анализ и переработку в соответствии с современными условиями классических теорий мотивации, а так же разработку новых.
Так, широкое применение сегодня находит партисипативный к мотивации персонала, реализующий программы вознаграждения за труд, направленные на усиление внутренней мотивации и заинтересованности работников в трудовом процессе путем расширения их полномочий в деятельности фирмы. Основные формы: партисипации: участие работников в доходах и прибылях компании, участие работников в управлении.
Особого внимания заслуживает подход к управлению подход персоналом, принятый в стратегическом управлении, основанный на ролевом подходе к взаимодействию человека и организации.
На наш взгляд, все перечисленные теории можно применять в российских условиях, только необходимо анализировать особенности конкретных людей, группы людей, к которым применяется мотивация, и, исходя из этого, выбирать необходимый метод мотивации. При этом необходимо учесть, что структура потребностей в нашем обществе, равно как и основные факторы деятельности, в силу кризисного и переходного состояния общества имеют ряд особенностей (неудовлетворение у большей части первичных потребностей, но в то же время способность людей работать без оплаты труда, основываясь либо на вторичных потребностях либо на привычке и т.п.), поэтому, применяя какие-либо методы мотивации, основываясь как на содержательных, так и на процессуальных теориях, необходимо подстраивать их под конкретную ситуацию и характеристики трудового коллектива.
В публицистической литературе сегодня существует множество разработок, детально рассматривающие предметы, процессы и методы стимулирования.
Так, к примеру, в статье Верхоглазенко приведен вариант трудовой позиционности, который на взгляд авторов, является оптимальной основой формирования мотивационно-стимулирующих условий по отношению к работнику (табл.1).
Таблица 1
Система создания мотивационно-стимулирующих условий труда
Функция привлеченного человека |
Позиционер |
Что необходимо поддерживать у работающего |
Работник [собственник рабочей силы] |
Работодатель [собственник денежных средств и средств производства] |
заинтересованность в результатах своего труда, в максимальном приложении своих рабочих сил |
Специалист-профессионал |
Предприниматель [хозяин дела] |
профессиональное |
Сотрудник Фирмы |
< |
самоопределение к работе в этой конкретной фирме, имеющей свои традиции, корпоративную культуру, условия труда и пр. |
Исполнитель |
Менеджер |
самоопределение к исполнительским нормам |
Коллега |
Коллега[работник вспомогательной службы и т.п.] |
самоопределение к конструктивному взаимодействию с коллегами |
Рационализатор |
Заинтересованный в нормативной организации труда [НОТ] |
заинтересованность во внесении рациональных предложений |
Член коллектива |
Коллектив |
самоопределение к культурным нормам общения, к поддержанию здорового психологического климата |
Работник-пользователь оргтехникой, спецоборудованием и т.д. |
Технолог |
готовность и способность к технологически правильному использованию оборудования, оргтехники и т.п. |
Источник: Верхоглазенко В. Мост между интересами // Маркетолог.- 1999. - №1
Ключевым пунктом в
данной методике является обеспечение
позитивного отношения
Большое внимание в литературе сегодня уделяется так же возможным факторам демотивации. Проводимые социологические исследования позволяют выявить наиболее эффективные методы мотивации, и факторы оказывающие демотивирующее воздействие.
Информация о работе Совершенствование мотивации персонала (на примере ОАО "Жировой комбинат")