Клиенты
нередко в обычных операционистах
видят главных исполнителей и
инициаторов всех бед. Это выражается
и в агрессии по отношению к
операционистам, выражении неудовлетворенности
их работой, и в негативном настрое в целом.
Кроме
специфических факторов, связанных
с работой, на банковских работников
действуют и последствия обычных,
общих стрессовых явлений. Это - угроза
потерять работу, рост стоимости жизни,
правовая и социальная незащищенность,
опасность, связанная с повышенной криминальной
ситуацией в стране (налеты, грабежи) и
т.д. Отсюда непродуктивная психическая
напряженность, эмоциональные срывы, нетерпимость,
стремление любым способом снизить травмирующую
силу напряженности. Это часто приводит
к преждевременному утомлению, снижению
внимания, ухудшению показателей самочувствия,
активности, и, как следствие, к увеличению
числа ошибок, ухудшению качества работы
и другим нежелательным явлениям.
Действие
специфических факторов, приводящее
к возникновению у субъектов
труда негативных психических состояний,
отрицательно сказывается на эффективности
и надёжности деятельности. Компенсация
отрицательного влияния негативных
функциональных состояний, имеющих место
в деятельности персонала коммерческих
банков, осуществляется субъектами труда
за счёт волевых усилий с подключением
резервных возможностей.
Деятельность
руководителей высшего и среднего
звена управления происходит в экстремальных
условиях, характеризующихся постоянным
и интенсивным действием специфических
факторов. Последние могут представлять
потенциальную опасность для управленцев.
Негативные функциональные состояния
выражены сильно, и работа в этих условиях
требует восстановления.
Деятельность
специалистов и операционистов, сопряженная
с эпизодическим, непостоянным действием
специфических факторов, может быть отнесена
к особым условиям, после которых необходим
отдых.
Косвенно
влияют (группа Б):
Б1:Высокая
степень заинтересованности всех работников
в качественном обслуживании клиентов
банка, в повышении конкурентоспособности
банка, а, следовательно, и в улучшении
своего собственного благосостояния.
Б2:
Поддерживаются горизонтальные связи
между отделами и подразделениями
банка, которые носят как формальный,
так и неформальный характер, это восполняет
недостаток информации и способствует
взаимообогащению знаниями об общей ситуации
в банке. Происходит регулярный обмен
аналитическими и прогностическими материалами
между подразделениями.
Б3:
Так как в основе банковской деятельности
лежит квалифицированный интеллектуальный
труд, то происходит регулярная подготовка
персонала.
Из
таблицы 2 (приложение 2) видно, что сильные
стороны превосходят слабые и у банка
есть хорошие возможности выйти из проблемных
ситуаций и улучшить существующие методы
управления персоналом.
Глава 3.
- Программа
и планы конкретных
мероприятий по усовершенствованию
существующих методов
управления персоналом
в банке.
Исходя
из всех отрицательных сторон работы
банковского персонала, можно предложить
следующее:
1. Из-за
длительной и монотонной работы
на компьютере сотрудники испытывают
психологический и физический
дискомфорт. Следовательно снижается
эффективность их работы, поэтому,
чтобы снизить психологическую
и физическую нагрузку, возможно
введение дополнительного 10-15 минутного
перерыва (помимимо обязательного, установленного
законом), которым сотрудник сможет распоряжаться
по своему усмотрению, а также предоставление
какого-либо пространства, где они могли
бы отдыхать во время обеденного перерыва.
Для разрешения
проблем с клиентами можно
создать специальное подразделение,
сотрудники которого должны обладать
определенными знаниями, навыками и
умениями по ведению переговоров
с клиентами. Прежде всего у них
должны быть хорошо развиты коммуникативные
способности.
2. Что
касается проблемы развития персонала
(квалификация), то в первую очередь
необходимо изменить общий подход
к организации процесса дополнительного
обучения персонала переведя
его на строго системную и
формализованную основу. Это определяет
необходимость разработки и внедрения
специальной операционной подсистемы,
базовыми элементами которой выступают
планирование процесса дополнительной
подготовки, непосредственно его организация
и контроль фактических результатов.
При
этом необходимо определить потребность
того или иного сотрудника в дополнительном
обучении, подобрать для каждой конкретной
категории персонала наиболее рациональную
форму и методы обучения, персонифицировать
ответственность службы персонала
и руководителей линейных подразделений
банка за реализацию установленных подсистемой
задач в части сроков и общего числа обучаемых.
Следует также учитывать реальные возможности
банка, прежде всего производственные
( объём текущей загрузки сотрудников)
и финансовые ( наличие средств для оплаты
обучения).
Можно
предложить три формы повышения
квалификации сотрудников:
- Повышение
квалификации сотрудника в рамках его
прежней профессиональной специализации.
Данную форму обучения следует использовать
при централизованных изменениях в системах
бухгалтерского учёта и налогообложения,
при появлении на соответствующих рынках
новых технологий обслуживания клиентов,
при переходе на новый тип межбанковских
коммуникаций и т.п. В этом случае необходима
своевременность, предельная корректность
и рациональная стоимость обучения. Например,
при корректировке налогообложения банковской
деятельности, слушателям должны быть
чётко изложены лишь чисто практические
изменения в механизме исчисления
соответствующего налога (в идеальном
варианте и возможности по минимизации
этих выплат), но никак не теория фискальной
системы.
- Повышение
профессиональной квалификации сотрудника
путём освоения им знаний и практических
навыков работы в смежных с его базовой
специализацией областях финансовой деятельности.
- Стажировка
в других кредитных организациях, в том
числе зарубежных, как возможность овладеть
не столько теоретическими знаниями, сколько
практическими навыками. Как самостоятельное
направление этой формы обучения выступает
стажировка на рабочих местах в других
структурных подразделениях самой кредитной
организации. Не будучи связана с дополнительными
затратами, а также с необходимостью решения
проблем чисто организационного характера,
она представляется весьма привлекательной.
Чтобы помочь банку минимизировать расходы
на повышение квалификации и переподготовку
персонала и одновременно повысить эффективность
внутрибанковской системы обучения можно
предложить вариант подготовки сотрудников
банка на основе использования возможностей
дистанционного обучения.
Регулярность
повышения квалификации определяется
специализацией и должностным положением
конкретного специалиста. Автору представляется
целесообразным ориентироваться на
зарубежный опыт, определяющий следующую
среднюю периодичность повышения
квалификации по базовым категориям персонала:
- руководители
высшего и среднего звена – раз в три года;
- руководители
нижнего звена – раз в пять лет;
- ведущие специалисты
линейных подразделений – раз в два года;
- исполнители
(за исключением обслуживающего персонала)
– раз в шесть лет.
Контроль
за результатом повышения квалификации
или переподготовки методически
достаточно сложен, т.к. сам процесс
обучения имеет краткосрочный характер
(от двух дней до месяца) и не сопровождается,
как правило, специальными процедурами
контроля со стороны образовательного
учреждения. В этих условиях контроль
за качеством программ повышения квалификации
могут осуществлять лишь немногие высококвалифицированные
специалисты линейных подразделений банка,
которые в обязательном порядке должны
посетить хотя бы несколько подобных семинаров
и дать своё заключение об из уровне. В
меньшей степени, но всё же могут использоваться
рейтинговые оценки со стороны сотрудников
банка, прошедших через курсы повышения
квалификации в конкретном образовательном
учреждении.
- Описание
мероприятий по совершенствованию
методов управления
персоналом, проводимых
в банке «ВТБ».
Система
корпоративного обучения
ВТБ (СКО), как и другие функции управления
персоналом, – инструмент решения задач
бизнеса. Сотрудники обучаются по направлениям
функциональной подготовки, приобретают
навыки деловой эффективности и менеджмента.
В эту систему входят:
- Корпоративный
университет ВТБ
- Эффективная
работа с клиентами.
- Продукты
Банка и группы ВТБ.
- Программа
адаптации.
- Дистанционное
обучение.
- Региональные
учебные центры.
- Корпоративный
университет – это комплекс программ
стратегического уровня в системе корпоративного
обучения ВТБ.
Корпоративный
университет был создан в 2005 году.
Ректор корпоративного университета –
президент – председатель правления
ОАО Банк ВТБ А.Л.
Костин. В совет
университета входят топ-менеджеры Банка
и группы ВТБ. Занятия в корпоративном
вузе проводят топ-менеджеры ВТБ, профессора
и преподаватели московских вузов, тренеры
и консультанты, а также специалисты-практики
– представители различных направлений
бизнеса.
Обучение
в университете ведется в форме
интерактивных семинаров, тренингов
и бизнес-симуляций. Практическая деятельность
слушателей – составляющая учебного
процесса, предмет «домашних заданий»,
бизнес-кейсов и дипломных проектов. У
корпоративного университета есть свой
гимн и логотип.
Программы
корпоративного университета
- «Энергия
лидерства».
Конкурсная программа корпоративного
университета. Основная задача программы
– развитие управленческого потенциала
группы ВТБ.
- Эффективный
менеджмент»
Открытая программа корпоративного университета
для руководителей структурных подразделений
головного офиса и филиалов ОАО Банк ВТБ.
Цель программы – сформировать и развить
у руководителей системные навыки управления
бизнес-процессами и людьми. Программа
состоит из трех базовых модулей («Навыки
личной эффективности руководителя»,
«Адаптивный менеджмент», «Эффективная
презентация») и дополнительного модуля,
отражающего текущие приоритеты Банка
для данной целевой аудитории (например,
«Управление дисциплиной исполнения»).
В ходе программы участники знакомятся
с современными технологиями менеджмента,
делятся опытом применения управленческих
знаний в практической деятельности. На
проблемно-проектных семинарах под руководством
опытных фасилитаторов участники разрабатывают
решения актуальных задач, стоящих перед
подразделениями и Банком в целом. С 2006
года обучение по программе прошло более
500 линейных руководителей Банка.
- С 2006 года
банк проводит корпоративную программу
«Эффективная работа
с клиентами». В комплексе с программой
«Продукты Банка и группы ВТБ» она направлена
на формирование корпоративных стандартов
качества обслуживания клиентов и повышение
конкурентоспособности банка на отраслевом
рынке.
Программа
«Эффективная работа с клиентами» состоит
из нескольких элементов:
- Очные семинары
и тренинги по темам: «эффективные продажи»;
«эффективный сервис»; «управление продажами»;
«управление сервисом»;
- Дистанционное
обучение: электронные курсы по продажам
и сервису, видеосеминары по банковским
продуктам.
- Оценка эффективности
деятельности клиентских менеджеров и
операционно-кассовых работников.
- Программа
«Продукты Банка и группы
ВТБ» создана в 2008 году.
Цель
программы – усиление конкурентных
преимуществ Банка и диверсификация клиентского
портфеля. Основные участники программы
– клиентские менеджеры ОАО Банк ВТБ.
Программа
включает в себя 11 тематических модулей
и состоит из двух этапов: