Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 20:28, доклад
Описание работы
Управление появилось вместе с людьми. Там где хотя бы два человека объединялись в стремлении достичь какой-либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. В этих условиях он становился руководителем, управляющим, а другой - его подчиненным, исполнителем.....
Управление появилось вместе с людьми.
Там где хотя бы два человека объединялись
в стремлении достичь какой-либо общей
цели, возникала задача координации их
совместных действий, решение которой
кто-то из них должен был брать на себя.
В этих условиях он становился руководителем,
управляющим, а другой - его подчиненным,
исполнителем.
На всех этапах становления
общества проблема управления
стояла довольно остро, и многие люди пытались
решить ее, но их труды носили разрозненный
характер и не составляли обобщенной теории.
Поэтому от управляющих требовался
высокий профессионализм, компетентность,
умение соизмерять свою деятельность
с существующими законами. В результате
появляется группа людей, специально занимающихся
управленческой деятельностью. Этим руководителям
уже не нужно держать своих подчиненных
в повиновении властной рукой. Главной
задачей становится кропотливая организация,
и каждодневное управление производством
в целях обеспечения наибольшей прибыли
собственникам фирмы. Эти люди стали называться
менеджерами.
Перечисленные
подходы к руководству людьми
получили конкретное воплощение в его
стилях. Под стилем руководства можно
понимать совокупность конкретных способов,
с помощью которых происходит
взаимодействие руководителей и
подчиненных.
СТИЛЬ
РУКОВОДСТВА в контексте управления -
это привычная манера поведения руководителя
по отношению к подчиненным, чтобы оказать
на них влияние и побудить их к достижению
целей организации. Степень, до которой
управляющий делегирует свои полномочия,
типы власти, используемые им, и его забота,
прежде всего, о человеческих отношениях
или, прежде всего, о выполнении задачи -
все отражает стиль руководства, характеризующий
данного лидера.
Каждая
организация представляет собой
уникальную комбинацию индивидов, целей
и задач. Каждый управляющий - это уникальная личность,
обладающая рядом способностей. Поэтому
стили руководства не всегда можно отнести
к какой-то конкретной категории. По традиционной
системе классификации стиль может быть
автократичным (это одна крайность) и либеральным
(другая крайность) или это будет стиль,
сосредоточенный на работе, и стиль, сосредоточенный
на человеке.
Стиль
руководства предопределяется особенностями
организации и её подразделений,
существующим в них порядком ведения
дел, позициями владельцев и высших
менеджеров, преобладающей системой
ценностей и типом культуры, случайными
обстоятельствами.
В
руководстве подчиненными нет абсолютных
истин, так как поведение людей
не только рационально, но и иррационально.
На него влияют как объективные условия
так и субъективные моменты. На практике
успешное руководство – это функция
трех переменных: руководителя, подчиненного
и ситуации. Оно предполагает сочетание
научных правил и процедур с искусством
их применения.
Сегодня
в одной фирме попеременно
могут использоваться различные
стили руководства, что получило
название в западном менеджменте «
метод двух шляп».
Вопрос
«когда какой стиль применять?»
является наиболее сложным в менеджменте.
В настоящее время существует
целый ряд теорий об основах формирования
управленческих стилей. Стили управления
складываются под влиянием конкретных
условий и обстоятельств. В связи с этим
можно выделить «одномерные», то есть
обусловленные одним каким-то фактором,
и «многомерные», т.е. учитывающие два
и более обстоятельств при построении
взаимоотношений «руководитель – подчиненный»,стили
управления.
Совершенствование
стиля государственного управления предполагает
постановку, анализ и решение многих проблем.
Но если их попытаться обобщить, то можно
свести к тому, что в этом процессе главное
– организованность всего, что составляет
управленческую деятельность. Именно
организованность (в предметном, атрибутивном
и функциональном аспектах) управляющей
и управляемых систем способствует, прежде
всего, рациональности и эффективности
государственного управления. Это – начало
начал.
Повторим
кратко и в логической последовательности
те моменты организации, о которых в той
или иной мере уже говорилось. Начнем с
государственной должности и рабочего
места в органе государственной власти
и местного самоуправления.
Должность
нуждается в четком определении
ее места и значения в структуре
деятельности коллектива любого органа
по реализации его компетенции. Для этого
она сама должна быть четко организована
с точки как зрения внутреннего содержания
деятельности (объем, функции, полномочия,
формы и методы деятельности, показатели
и оценки ее, стимулы и санкции и т.д.), так
и внешних взаимосвязей с другими должностями
(линии подчинения, сотрудничества, информационного,
технического и иного обслуживания). Кроме
того, каждая должность в органе нуждается
в оформлении в праксеологическом (кабинет,
стол, стул, другие предметы интерьера,
освещение, доступ свежего воздуха и т.д.)
и эргономическом (телефон, узел связи
с подчиненными, технические средства
работы, микроЭВМ, дисплеи и т.д.) отношениях.
В
современных условиях процесс совершенствования
или создания должностей призван идти
таким образом, чтобы открывать все более
широкие возможности для самостоятельной,
творческой и ответственной деятельности,
способствовать самовыражению каждого
человека, занимающего определенную должность.
Как обоснованно писал польский ученый
С. Ковалевски, если путем соответственно
сформулированных задач и полномочий
должностного лица в какой-то мере обеспечены
условия для самовыражения, то тем самым
мобилизуется мощный фактор мотивации,
чего не сможет дать никакая формальная
дисциплина. И далее: управленческая деятельность
тогда обеспечивает принцип самовыражения,
когда она: 1) соответствует способностям
и влечениям исполнителя; 2) самостоятельна;
3) соответствует квалификации; 4) создает
лучшие условия для самоконтроля; 5) обеспечивает
влияние на формирование методов исполнения;
6) комплексна и разнообразна; 7) является
понятным, нужным и полезным элементом
более крупного и известного исполнителю
целого; 8) наглядно способствует удовлетворению
насущных общественных потребностей.
Следующая
задача заключается в организации
групп должностей или, иными словами,
в организации звеньев и структурных
подразделений органов. Традиционно
в основу формирования должности
и звена (структурного подразделения)
ложится принцип специализации.
В общем это обоснованно, но до известных
социально-психологических пределов,
переход через которые резко снижает интерес
к исполнению должностей. Учитывая все
возрастающие требования к комплексности
управления, сегодня можно ставить вопрос
о том, что не только должность по своему
содержанию должна становиться все более
разнообразной, но и структурное звено,
подразделение в плане содержания решаемых
вопросов тоже должно быть все более комплексным.
Речь идет, в общем, о горизонтальной концентрации
управленческих функций. Подобная концентрация
имеет ряд преимуществ: делает содержательной,
насыщенной и интересной управленческую
деятельность, способствует взаимообмену
информацией, знаниями и опытом, обеспечивает
безболезненное замещение отсутствующих,
усиливает влияние взаимного контроля,
повышает надежность информации, сокращает
расстояние между руководителями и исполнителями,
улучшает межличностные контакты и способствует
позитивному решению многих вопросов
совершенствования стиля государственного
управления.
Между
прочим, выбор горизонтального расчленения,
"поля" структурного звена (подразделения)
органа о многом говорит. Он свидетельствует
о понимании сущности управления
и управленческих процессов, ибо
чем меньше у руководителя подчиненных,
тем больше он их опекает, лишает самостоятельности
и ответственности и тем меньше в звене
реализуется внешних управленческих функций.
Он демонстрирует также правильность
распределения мощности аппарата органа
между руководящим и исполнительским
составом, поскольку, чем больше в органе
руководящих должностей, тем больше передаточных
"узлов" и меньше возможностей для
серьезной исполнительской деятельности
(ведь, как правило, начальники не очень
склонны непосредственно вести дела, –
их деятельности скорее присущ метод получения
– передачи указаний). Сказывается здесь
и уровень демократизма в организации
органа: чем сложнее вертикальная структура,
тем больший разрыв между первым руководителем
и исполнительским составом и сложнее
их контакты.
Конечно,
в горизонтальном расчленении структурного
звена (подразделения) органа, да и самого
органа, если он небольшой, действует важное
ограничение – норма управляемости. Критериями
последней являются: а) реальный объем
внимания и других интеллектуальных качеств,
которыми обладает средний руководитель,
выражающийся, в частности, в частоте и
количестве информации, которую он способен
удержать в памяти и обработать; б) гарантированность
квалифицированного решения вопросов,
входящих в сферу деятельности возглавляемого
звена или подразделения. Исходя из отечественной
и зарубежной практики, можно признать,
что норма управляемости в среднем составляет:
один руководитель на семь непосредственно
подчиненных (1:7), с возможными вариациями
в зависимости от уровня и сложности управленческих
процессов в пределах от 5 до 9 человек.
Еще
одна задача усматривается в организационном
обеспечении исполнения должности
руководителя. Организация деятельности
руководителя играет решающую роль в
формировании определенного стиля
функционирования возглавляемого им органа,
подразделения или звена. По этой причине
анализу возникающих здесь вопросов в
научной литературе уделяется значительное
внимание. В частности, многие полагают,
что должность руководителя должна быть
организована так, чтобы она одновременно
позволяла: постоянно вырабатывать, чувствовать
и обеспечивать стратегию управленческой
деятельности, вести ее к строго намеченным
целям; способствовать правильному распределению
времени на рассмотрение и решение срочных
(оперативных) и важных (определяющих,
перспективных) дел; обеспечивать выявление
проблем, а не только их симптомов; создавать
условия для сохранения свободы маневра
при выборе вариантов решений и распоряжении
ресурсами; правильно распределять задачи,
поручения и координировать деятельность
подчиненных; поддерживать широкие контакты
с окружающей средой и получать от нее
нужную информацию; обоснованно группировать
возникающие задачи в зависимости от их
источника и актуальности.
Правильное
исполнение должности руководителя
важно и по социально-психологическим
основаниям: позволяет поддерживать работоспособность
в течение дня, сохранять настроение, передавать
в процессе контактов уверенность, ясное
понимание проблем, формировать в коллективе
нужный микроклимат. Руководитель обязан
всегда находиться в состоянии равновесия
"духа", поскольку вся его деятельность
– это общение с людьми, при котором его
самочувствие активно передается другим.
Американские авторы рекомендуют руководителям
при управлении людьми придерживаться
таких правил: поддерживать у подчиненных
чувство самоуважения; концентрировать
внимание на проблеме, а не на личности;
использовать метод подкрепления, т.е.
выработки у человека ожидания положительной,
поощрительной реакции за хорошее выполнение
поручений; активно, с интересом слушать;
выдвигать ясные требования и придавать
определенность, надежность контактам
с работниками.
Сложность
управленческих процессов, необходимость
их постоянной координации, демократизм
форм и методов государственного
управления обусловливают широкое
применение в управленческой практике
совещаний, целями которых являются сбор,
обмен, синтезирование информации, генерирование
идей, обсуждение различных научно-технических,
организационных, экономических, социальных
вопросов, принятие коллегиальных решений,
постановка задач подчиненным. Результативность
совещаний определяется несколькими условиями:
административно-правовыми, связанными
с компетенцией соответствующего совещания
(что оно может?), организационно-функциональными,
выражающимися в характере его подготовки
и порядке проведения (готово ли оно и
использованы ли его возможности?), социально-психологическими
(заинтересованы ли участники в данном
совещании?), физиологическими (каково
самочувствие участников, их способность
выдавать и усваивать информацию?), техническими
(вооруженность средствами записи и фиксации
информации). Разумеется, совещание тогда
принесет желаемый эффект, когда все условия
в равной мере будут соблюдены. Поэтому
при подготовке совещания необходимо
четко определять, что требует обсуждения,
когда провести совещание, кто должен
в нем участвовать, как следует провести
обсуждение вопросов, вынесенных на совещание.
Исследователи,
занимающиеся вопросами повышения
эффективности совещаний, рекомендуют:
не проводить совещания часто
и по мелким вопросам (это раздражает
участников, особенно постоянных, и расхолаживает
их); выносить на совещание не более двух-трех
вопросов, притом, тематически взаимосвязанных
между собой; приглашать на совещания
только тех лиц, которые непосредственно
заинтересованы в обсуждаемых вопросах
или соприкасаются с ними (на совещании
должны быть участники, а не присутствующие);
ограничить круг участников с тем, чтобы
все могли принять участие в обсуждении;
с повесткой дня совещания знакомить заранее,
чтобы у потенциальных участников было
время подготовиться к нему; совещание
проводить в форме свободной дискуссии,
диспута, "мозговой атаки" с вовлечением
всех участников (наиболее продуктивны
те совещания, которые проводятся в первой
половине дня, пока люди не устали, продолжительностью
не свыше 2–3 часов, с обязательным перерывом
для отдыха, свободного обмена мнениями
и подготовки к выступлениям); совещание
протоколировать и завершить подведением
итогов обсуждения и утверждением для
действия общевыработанной точки зрения.
При
проведении совещаний и иных подобного
рода организационных мероприятий (активов,
слетов, конференций, симпозиумов, коллоквиумов
и т.д.) особого внимания заслуживает вопрос
об их целесообразности. К сожалению, в
практике управления этого вопроса никто
не ставит: для любого руководителя созывать
совещания проще всего, тем более, что
таким образом часто демонстрируется
его "активность"; никто не считает
экономическую сторону совещаний, связанную
с отрывом людей от работы, их переездами,
проживанием в гостиницах и т.п.; еще меньше
задумываются над социально-психологическими
издержками; не выявляется и не оценивается
тот реальный управленческий импульс,
который порождается совещаниями и влияет
на управляемые процессы. Дальнейшее совершенствование
стиля государственного управления поэтому,
прямо предполагает анализ и оценку каждого
совещания с точки зрения целесообразности,
экономичности и управленческой эффективности.
Возможно, что и практика проведения организационных
мероприятий нуждается в определенной
регламентации.