Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 20:26, реферат
Целью данного реферата является изучение взаимодействия консультанта и клиента в процессе консультирования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить основные принципы организации отношений между консультантом и клиентом.
2. изучить основные модели консультирования
3. изучить основные методы изменений
ВВЕДЕНИЕ
1 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ КЛИЕНТОМ И КОНСУЛЬТАНТОМ
2 МОДЕЛИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ
2.1 Модели консультирования
2.2 Консультирование и изменения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Процесс консультирования – это, прежде всего взаимодействие двух партнеров – консультанта и его клиента. Поэтому успех консалтинговой деятельности во многом зависит от того, насколько удастся построить, а затем поддерживать эффективные взаимоотношения между консультантом и клиентом. Это возможно лишь в том случае, если как консультанты, так и клиенты будут знакомы с человеческим и другими факторами, влияющими на их взаимоотношения. Необходимо также быть хорошо осведомленными об ошибках, которых следует избегать во время совместной работы при выполнении задания. Как консультанты, так и клиенты должны быть готовы сделать все от них зависящее, чтобы сконструировать такой тип взаимоотношений, который сделает эффективным вмешательство независимого профессионала.
Целью данного реферата является изучение взаимодействия консультанта и клиента в процессе консультирования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.
изучить основные принципы
2.
изучить основные модели
3. изучить основные методы изменений
Процесс консультирования включает двух партнеров, консультанта и клиента, значит между ними надо выстроить и поддерживать эффективные взаимоотношения. Что они предусматривают:
а) совместную формулировку проблемы. Сопоставить определения проблемы консультанта и клиента — значит заложить основу для здоровых рабочих отношений на всем протяжении выполнения задания. Как консультант, так и клиент должны быть готовы исправить свои первоначальные определения и выработать совместное.
б) согласование того, что надо достичь и как измерять достигнутое. Этого можно достичь на основе обмена мнениями о том, как каждая сторона рассматривает процесс консультирования, насколько далеко должен продвинуться консультант в работе по согласованному заданию и какова его ответственность перед клиентом [5, с.241].
в) участие обеих сторон в выполнении задания. Здесь необходимо четко определить ответы на целый ряд вопросов: каков характер ролей, выполняемых консультантом и клиентом? кто будет делать, что, когда и как? в чем будут заключаться их взаимные обязательства? желает ли клиент получить готовое решение от консультанта или он готов интенсивно работать и выработать с его помощью свое собственное? есть ли какое-либо деление предметной области на проблемы, подлежащие совместному анализу, или есть особые области, которыми должен заняться консультант без привлечения клиента? Обсуждение этих и аналогичных вопросов даст возможность понять, как обе стороны понимают управленческое консультирование и какую роль может эффективно выполнять консультант. Все это будет способствовать выработке успешной как по стандартам клиента, так и консультанта стратегии осуществления задания.
г) выполнение «золотого правила» консультирования – создание истинного отношения сотрудничества. Как бы ни менялись степень и форма взаимодействия «клиент – консультант», всегда должен сохраняться сильный дух сотрудничества, который характеризуется общим желанием успешно выполнить задание, доверием и уважением, а также пониманием технической и человеческой роли другого партнера [5,с 243].
Активное сотрудничество необходимо:
а) для получения объективной и полной информации по проблеме. Многого консультант не может сделать должным образом или совсем, если клиент не хочет сотрудничать. Это происходит, когда ему отказывают в информации или возможности обмениваться мнениями с нужными людьми.
б) для выявления и использования творческих способностей клиентов. Часто высшее руководство не знает, какие знания и умения могут присутствовать в организации в скрытой форме. С помощью сотрудничества консультанты помогают клиентам выявить и мобилизовать собственные ресурсы.
в) клиент должен «заболеть» проблемой. Сотрудничество необходимо, чтобы клиент полностью связывал себя с определением проблемы и результатами выполнения задания. Консультанты подчеркивают, что их клиенты должны "владеть" проблемой и ее решением. Причина в том, что люди часто отвергают изменения, которые им предлагаются извне. Когда проблема решается вместе, клиент лучше относится к решению и не склонен перекладывать всю ответственность на консультанта не только по рациональным, но и по эмоциональным причинам
г)
при сотрудничестве клиент обучается
решению проблем. Если нет сотрудничества,
клиент вряд ли чему-нибудь научится при
выполнении задания. Обучение происходит
не при определении круга полномочий,
принятии или отклонении финального отчета,
а при совместной работе на всех стадиях
выполнения задания, начиная с определения
проблемы и заканчивая оценкой результатов.
д) сотрудничество проясняет, кто обладает реальной властью принятия решений, кто наиболее заинтересован в успехе или неудаче.
Общепринятые принципы организации отношений между консультантом и клиентом:
а) независимость и объективность по отношению к клиенту. Консультант не имеет права одновременно обслуживать конкурирующие фирмы.
б) конфиденциальность получаемой от клиента информации. Информация не может быть раскрыта кому-либо или использована консультантами в собственных интересах без разрешения клиента.
в) согласование гонорара до начала работы.
Принципы, которыми должны руководствоваться клиенты, выражены М. Кубом. Они получили название «Десять заповедей клиента»:
Можно сделать вывод, что эффективность использования консультационных услуг зависит от профессионализма консультантов, и от умелого использования возможностей консалтинга клиентами [2, с.123].
В
практике консультационной деятельности
сложилось несколько моделей
организации клиент – консультационных
отношений, отражающих их поведенческие
роли: экспертное, проектное и процессное.
Экспертное консультирование отвечает
на вопрос – что делать? Проектное и процессное
- какие проблемы и как разрешать?
Модели
консультирования
модели | Экспертное | Проектное | Процессное |
Этапы | «Эксперт-клиент» | «доктор-пациент» | «Сотрудничество» |
клиент консультант | клиент консультант | команда | |
Определение проблемы | + ─ | ─ + | + |
Разработка рекомендаций | ─ + | ─ + | + |
Организация
внедрения
Рекомендаций |
+ ─ | + ─ | + |
Выбор
модели осуществляется с учетом характера
решаемых проблем, специфики клиентной
организации, профессиональных качеств
консультантов.
Функции
клиента в разных моделях консультирования
Функции | Модели | Консультирования | |
Экспертное | Проектное | Процессное | |
Определение проблемы | Самостоятельное | Консультаном | совместное |
Контроль за деятельностью консультантов | + |
+ |
+ |
Усвоение рекомендаций консультантов | + |
+ |
+ |
Принятие соответствующих управленческих решений | + |
+ |
+ |
Организация внедрения рекомендаций | + |
+ |
+ |
Сбор исходных данных | - | + | + |
Участие в диагностике | - | - | + |
Формирование команды | - | - | + |
Определение перспектив сотрудничества | - | + | + |
Оценка результатов работы | + |
+ |
+ |
Экспертное консультирование («эксперт-клиент»). Эта модель характеризуется привлечением консультантов лишь на этапе разработки консультационных рекомендаций, что позволяет, определенным образом, минимизировать как финансовые затраты клиента, так и срок пребывания консультантов в организации клиента. Привлекая консультантов к работе экспертов, клиент самостоятельно проводит диагностику проблемы и реализацию предложенных консультантом рекомендаций. Успех консультирования практически зависит от способности персонала выявить существующие проблемы, причины их возникновения, а также возможности внедрения и стремление к удержанию системы в новом состоянии [3, с 57].
Проектное консультирование («доктор-пациент»). Консультант осуществляет диагностику организации, выявляет проблемы клиента и разрабатывает комплекс мер, способных их решить. Это позволяет иметь объективный взгляд на проблемы и трудности клиента, определить истинные причины их возникновения. Процесс внедрения изменений осуществляется самостоятельно клиентом без участия и ответственности консультанта.
Процессное консультирование («сотрудничество»). Является, наиболее эффективной моделью консультирования по принципу сотрудничества на основе открытой совместной работы. Консультирование процессное – это модель построения отношений между клиентной организацией и консультационной фирмой, которая базируется на роли консультантов как катализаторов изменений, осуществляемых при непосредственном участии персонала клиентной организации. Здесь осуществляются все функции консультирования и все этапы, его выполняет высокопрофессиональный консультант, это дорогая модель «одного метода».
Понятие
«изменения» предполагает, что между
двумя последовательными
Сегодняшние организации работают в непрерывно меняющейся окружающей среде, масштабы изменений различны по странам и регионам. Приспосабливаться и реагировать на воздействие внешних экономических, социальных или политических сил могут научить консультанты, это новое консультирование для нового тысячелетия.
Организационные изменения
Человеческий аспект в организационных изменениях является фундаментальным, т. к. организация – человеческая система, люди должны понимать, хотеть и уметь вносить изменения. Изменения в организации изменяют людей. Социологическая модель К. Леви содержит три последовательные стадии: а) размораживание в виде тревог, недовольства, нарушения обыденного;
б) изменения как движение к переменам;
в) замораживание нового организационного порядка.
Информация о работе Сотрудничество консультанта и клиента в процессе консультирования