Сотрудничество консультанта и клиента в процессе консультирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 20:26, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является изучение взаимодействия консультанта и клиента в процессе консультирования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить основные принципы организации отношений между консультантом и клиентом.
2. изучить основные модели консультирования
3. изучить основные методы изменений

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ КЛИЕНТОМ И КОНСУЛЬТАНТОМ
2 МОДЕЛИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ
2.1 Модели консультирования
2.2 Консультирование и изменения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

      Процесс консультирования – это, прежде всего взаимодействие двух партнеров – консультанта и его клиента. Поэтому успех консалтинговой деятельности во многом зависит от того, насколько удастся построить, а затем поддерживать эффективные взаимоотношения между консультантом и клиентом. Это возможно лишь в том случае, если как консультанты, так и клиенты будут знакомы с человеческим и другими факторами, влияющими на их взаимоотношения. Необходимо также быть хорошо осведомленными об ошибках, которых следует избегать во время совместной работы при выполнении задания. Как консультанты, так и клиенты должны быть готовы сделать все от них зависящее, чтобы сконструировать такой тип взаимоотношений, который сделает эффективным вмешательство независимого профессионала.

      Целью данного реферата является изучение  взаимодействия консультанта и клиента в процессе консультирования.

      Для достижения цели необходимо решить следующие  задачи:

      1. изучить основные принципы организации  отношений между консультантом  и клиентом.

      2. изучить основные модели консультирования

      3. изучить основные методы изменений

 

       1 Принципы организации отношений между клиентом и консультантом

 

      Процесс консультирования включает двух партнеров, консультанта и клиента, значит между  ними надо выстроить и поддерживать эффективные взаимоотношения. Что они предусматривают:

     а) совместную формулировку проблемы. Сопоставить определения проблемы консультанта и клиента — значит заложить основу для здоровых рабочих отношений на всем протяжении выполнения задания. Как консультант, так и клиент должны быть готовы исправить свои первоначальные определения и выработать совместное.

      б) согласование того, что надо достичь  и как измерять достигнутое. Этого можно достичь на основе обмена мнениями о том, как каждая сторона рассматривает процесс консультирования, насколько далеко должен продвинуться консультант в работе по согласованному заданию и какова его ответственность перед клиентом [5, с.241].

      в) участие обеих сторон в выполнении задания. Здесь необходимо четко определить ответы на целый ряд вопросов: каков характер ролей, выполняемых консультантом и клиентом? кто будет делать, что, когда и как? в чем будут заключаться их взаимные обязательства? желает ли клиент получить готовое решение от консультанта или он готов интенсивно работать и выработать с его помощью свое собственное? есть ли какое-либо деление предметной области на проблемы, подлежащие совместному анализу, или есть особые области, которыми должен заняться консультант без привлечения клиента? Обсуждение этих и аналогичных вопросов даст возможность понять, как обе стороны понимают управленческое консультирование и какую роль может эффективно выполнять консультант. Все это будет способствовать выработке успешной как по стандартам клиента, так и консультанта стратегии осуществления задания.

      г) выполнение «золотого правила» консультирования – создание истинного отношения сотрудничества. Как бы ни менялись степень и форма взаимодействия «клиент – консультант», всегда должен сохраняться сильный дух сотрудничества, который характеризуется общим желанием успешно выполнить задание, доверием и уважением, а также пониманием технической и человеческой роли другого партнера [5,с 243].

      Активное  сотрудничество необходимо:

     а) для получения объективной и полной информации по проблеме. Многого консультант не может сделать должным образом или совсем, если клиент не хочет сотрудничать. Это происходит, когда ему отказывают в информации или возможности обмениваться мнениями с нужными людьми.

     б) для выявления и использования  творческих способностей клиентов. Часто высшее руководство не знает, какие знания и умения могут присутствовать в организации в скрытой форме. С помощью сотрудничества консультанты помогают клиентам выявить и мобилизовать собственные ресурсы.

      в) клиент должен «заболеть» проблемой. Сотрудничество необходимо, чтобы клиент полностью связывал себя с определением проблемы и результатами выполнения задания. Консультанты подчеркивают, что их клиенты должны "владеть" проблемой и ее решением. Причина в том, что люди часто отвергают изменения, которые им предлагаются извне. Когда проблема решается вместе, клиент лучше относится к решению и не склонен перекладывать всю ответственность на консультанта не только по рациональным, но и по эмоциональным причинам

     г) при сотрудничестве клиент обучается решению проблем. Если нет сотрудничества, клиент вряд ли чему-нибудь научится при выполнении задания. Обучение происходит не при определении круга полномочий, принятии или отклонении финального отчета, а при совместной работе на всех стадиях выполнения задания, начиная с определения проблемы и заканчивая оценкой результатов.  

      д) сотрудничество проясняет, кто обладает реальной властью принятия решений, кто наиболее заинтересован в  успехе или неудаче.

      Общепринятые  принципы организации отношений между консультантом и клиентом:

      а) независимость и объективность по отношению к клиенту. Консультант не имеет права одновременно обслуживать конкурирующие фирмы.

      б) конфиденциальность получаемой от клиента информации. Информация не может быть раскрыта кому-либо или использована консультантами в собственных интересах без разрешения клиента.

      в) согласование гонорара до начала работы.

      Принципы, которыми должны руководствоваться  клиенты, выражены М. Кубом. Они получили название «Десять заповедей клиента»:

  1. Узнайте все о консультировании и консультанте.
  2. Определите свою проблему.
  3. Определите свою цель.
  4. Выберите себе наиболее подходящего консультанта.
  5. Разработайте совместную программу действий.
  6. Активно участвуйте во всех стадиях консультирования.
  7. Привлекайте консультанта к внедрению его предложений.
  8. Следите за ходом выполнения задания.
  9. Оценивайте полученные результаты и работу консультанта.
  10. Остерегайтесь попасть в зависимость от консультанта.

Можно сделать вывод, что эффективность  использования консультационных услуг  зависит от профессионализма консультантов, и от умелого использования возможностей консалтинга клиентами [2, с.123].

 

2 Модели консультирования и управление изменениями

    2.1 Модели консультирования

 

      В практике консультационной деятельности сложилось несколько моделей  организации клиент – консультационных отношений, отражающих их поведенческие роли: экспертное, проектное и процессное. Экспертное консультирование отвечает на вопрос – что делать? Проектное и процессное - какие проблемы и как разрешать? 

Модели  консультирования 

  модели  Экспертное  Проектное  Процессное
 Этапы  «Эксперт-клиент»  «доктор-пациент»  «Сотрудничество»
    клиент консультант  клиент консультант  команда
 Определение проблемы   + ─  ─ +  +
 Разработка  рекомендаций   ─ +  ─ +  +
 Организация внедрения

 Рекомендаций

  + ─  + ─  +
 

      Выбор модели осуществляется с учетом характера  решаемых проблем, специфики клиентной  организации, профессиональных качеств  консультантов.  

Функции клиента в разных моделях консультирования 

Функции Модели Консультирования  
  Экспертное Проектное Процессное
Определение проблемы Самостоятельное Консультаном совместное
Контроль  за деятельностью консультантов  
+
 
+
 
+
Усвоение  рекомендаций консультантов  
+
 
+
 
+
Принятие  соответствующих управленческих решений  
+
 
+
 
+
Организация внедрения рекомендаций  
+
 
+
 
+
Сбор  исходных данных - + +
Участие в диагностике - - +
Формирование  команды - - +
Определение перспектив сотрудничества - + +
Оценка  результатов работы  
+
 
+
 
+
 

      Экспертное  консультирование («эксперт-клиент»). Эта модель характеризуется привлечением консультантов лишь на этапе разработки консультационных рекомендаций, что позволяет, определенным образом, минимизировать как финансовые затраты клиента, так и срок пребывания консультантов в организации клиента. Привлекая консультантов к работе экспертов, клиент самостоятельно проводит диагностику проблемы и реализацию предложенных консультантом рекомендаций. Успех консультирования практически зависит от способности персонала выявить существующие проблемы, причины их возникновения, а также возможности внедрения и стремление к удержанию системы в новом состоянии [3, с 57].

      Проектное консультирование («доктор-пациент»). Консультант осуществляет диагностику организации, выявляет проблемы клиента и разрабатывает комплекс мер, способных их решить. Это позволяет иметь объективный взгляд на проблемы и трудности клиента, определить истинные причины их возникновения. Процесс внедрения изменений осуществляется самостоятельно клиентом без участия и ответственности консультанта.

      Процессное  консультирование («сотрудничество»). Является, наиболее эффективной моделью  консультирования по принципу сотрудничества на основе открытой совместной работы. Консультирование процессное – это модель построения отношений между клиентной организацией и консультационной фирмой, которая базируется на роли консультантов как катализаторов изменений, осуществляемых при непосредственном участии персонала клиентной организации. Здесь осуществляются все функции консультирования и все этапы, его выполняет высокопрофессиональный консультант, это дорогая модель «одного метода».

    2.2 Консультирование и изменения

 

      Понятие «изменения» предполагает, что между  двумя последовательными моментами  времени происходят различия в ситуациях, в человеке, в рабочей группе, в организации, во взаимоотношениях. Изменения – смысл консультирования, без перемен невозможен прогресс.

      Сегодняшние организации работают в непрерывно меняющейся окружающей среде, масштабы изменений различны по странам и  регионам. Приспосабливаться и реагировать на воздействие внешних экономических, социальных или политических сил могут научить консультанты, это новое консультирование для нового тысячелетия.

        Организационные изменения происходят  непрерывно, изменения в организациях  касаются ее структуры, деятельности, технологии, управления, организационной культуры работающих.

      Человеческий  аспект в организационных изменениях является фундаментальным, т. к. организация  – человеческая система, люди должны понимать, хотеть и уметь вносить  изменения. Изменения в организации изменяют людей. Социологическая модель К. Леви содержит три последовательные стадии: а) размораживание в виде тревог, недовольства, нарушения обыденного;

      б) изменения как движение к переменам;

      в) замораживание нового организационного порядка.

Информация о работе Сотрудничество консультанта и клиента в процессе консультирования