Сопровождение инноваций на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 17:06, реферат

Описание работы

Основные задачи статистики науки и инноваций охватывают также измерение ресурсов, направляемых на инновационную деятельность, оценку факторов, благоприятствующих инновациям или тормозящих их, анализ влияния инноваций на результаты деятельности предпри¬ятий.
Цель данной работы рассмотреть научно практические основы государственной инновационной политики, правовую базу, статистику инновационной деятельности, проблемы и пути их решения.

Работа содержит 1 файл

Сопровождение инноваций.docx

— 58.41 Кб (Скачать)

    Инновационная политика как объект управления 

    Сегодня не возникает сомнений в том, что  только инновационная система может  быть конкурентоспособной и эффективно развиваться в рыночной среде. Управление инновационной деятельностью должно учитывать особенности культурных, исторических и географических особенностей территорий. Реализация инновационной  политики возможна, если в структуре  управления областной и городской  администрации эффективно работают комитеты или иные структуры, определяющие и способствующие реализации данной политики.

    Каждое  общество существует в своей локальной  и глобальной среде, которая определяет господствующие идеи века, технологию, институты, обычаи. Экономическая система  создается во взаимодействии внутренней культуры, институтов и политики с  локальной и глобальной средой. Сначала  формируется культура, которая затем  вместе с другими факторами помогает становлению экономической системы.

    Проблема  формирования рыночной культуры бизнеса  за последние годы в России трансформировалась в необходимость именно инновационной  культуры на уровне государства. Практика рыночных условий заставляет каждую систему вводить разнообразные  новшества с учетом изменений, происходящих во внешней среде. Система, которая  не устает совершенствоваться, постоянно  вносить изменения в систему  управления, социальную и экономическую  среду, имеет хорошие шансы сохранить  свои конкурентные преимущества. Системе, как основе её развития присущи виды деятельности:  

Рис. Основные виды инновационной деятельности системы[34,с.21-23] 

    В результате изменения внешней среды  возникают как новые потребности, так и новые знания.

    Перспективы развития инновационной деятельности в экономике России связаны, прежде всего, с «Основами политики Российской федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», обсужденными на совместном заседании  Совета безопасности РФ и совета при Президенте РФ по науке и высоким технологиям 20 марта 2002 года и утвержденными Президентом В.В Путиным 30 марта 2002 года.[38]

    В этом документе признаны два главных  взаимосвязанных направления  государственной  политики в этой области:

    • Формирование национальной инновационной системы
    • сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса страны

    Научно-технические  разработки  и изобретения являются приложением нового знания с целью  его практического применения, а  научные инновации – это материализация новых идей и знаний, открытий , изобретений с целью их реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей или рынка. Непременным свойством инновации является научно-техническая новизна. Реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия. Следовательно, инновацию необходимо рассматривать неразрывно с инновационным процессом.

    Инновации присущи в равной степени три  свойства: Научно-техническая новизна, спрос, реализуемость.

    Рассмотрим  два варианта инноваций: 

      

    В соответствии с первым вариантом  эффективность инновационной деятельности определяется не только внутренними  возможностями организации, т.е. качественными  характеристиками ресурсов данного  предприятия, но и внешними составляющими  данного процесса, такими, как спрос  на новации и маркетинговая деятельность. В данном варианте новация «ищет» свое применение. 
 

    В соответствии со второй моделью новация  – это завершающий этап инновационной  деятельности, так как процесс  инновационной деятельности начинался  с исследования рынка и формирования спроса, только после этого данная потребность была реализована в  виде новации.

    Исходя  из данных моделей, инновационное поле для любой системы состоит  из трех подсистем:

    • инновационные разработки;
    • подсистема маркетинга (формирование спроса на инновационный продукт);
    • подсистема реализации инновационного продукта.

    Данная  модель универсальна для управления инновационной деятельностью при  развитии любой системы.

    Так инновация в системе формирования и развития кадровой политики области  – это новые методы, технологии, принципы и структура процесса развития и использования кадрового потенциала области.

    Инновационность концепции формирования кадровой политики в условиях рыночных трансформаций заключается в следующих положениях:

    • гибкость и адаптивность стратегии формирования развития кадрового потенциала;
    • соединение человека с собственностью и властью, обеспечивающее свободу каждого в выборе вида трудовой деятельности;
    • признание права многих субъектов решать вопросы воспроизводства кадрового потенциала;
    • активное участие в выборе кадровой политики и ее реализации;
    • гибкие механизмы и инновационные технологии кадровой деятельности;
    • непрерывное обновление инновационных технологий;
    • социальная ответственность при формировании и развитии и использовании кадрового потенциала области;
    • постоянная обновляемость технологий, методов и подходов при формировании кадровой политики.

    Обязательным  условием формирования инновационной  культуры является разработка региональных программ поддержки инноваций. В  структуре управления городской  и областной администраций должны эффективно работать комитеты или иные структуры, определяющие и способствующие реализации инновационной политики. Документально оформленные положения данной политики должны содержать набор основных проектов и мероприятий, реализация которых направлена на развитие конкурентоспособных производств и технологий, использование местных природных ресурсов, производственного и трудового потенциалов, создание продуктовых и технологических новшеств и др.

    Управление  инновационной деятельностью в  рыночных условиях для России должно учитывать особенности культурных, исторических и географических особенностей территорий. Процесс управления должен выявить факторы, тормозящие и способствующие нововведениям. Огромную роль при формировании инновационной культуры играет создание современных инновационных систем:

    • Сети органов и организаций, осуществляющих создание, накопление, передачу и использование информации;
    • Освоение Российским обществом информационной культуры и приобретение компьютерной грамотности;
    • Формирования банков данных по различным направлениям.

    Для эффективности формирования информационных кадровых потоков   региона и  координации действий необходимо соединить  их в локальную единую сеть:

      

    Рис. Взаимодействие «Ассоциации» с кадрообразующими структурами региона[34,с.21-23] 
 

    Каждая  структура, входящая в данную «Ассоциацию», выполняет определённые функции  на региональном рынке труда и, в  конечном итоге, формирует кадровый потенциал и среду развития и  использования данного потенциала. В «Ассоциацию» они объединяются, в основном, для получения реальной информации о рынке труда и  рыночной среде, при этом выполняя самостоятельно свою функцию на должном уровне. Более подробный анализ их деятельности позволит определить их слабые стороны  деятельности данных структур, а следовательно, разработать эффективную модель формирования кадрового потенциала.  

    1.2.Классификация инноваций 

    Для успешного управления инновационной  деятельностью необходимо

тщательное  изучение инноваций. Прежде всего, необходимо уметь различать

инновации. В изученной литературе приведен ряд классификаций инноваций.

Например, А.И. Пригожин [30] предлагает типологию нововведений по 9 признакам:

  1. по типу новшества:
    • материально-технические (техника, технология, материалы);
    • социальные;
    • экономические;
    • организационно-управленчекие;
    • правовые;
    • педагогические;
  2. по инновационному потенциалу:
    • радикальные (базовые);
    • комбинаторные (использование различных сочетаний);
    • модифицирующие (улучшающие, дополняющие);
  3. по принципу отношения к своему предшественнику:
    • замещающие (вместо устаревшего);
    • отменяющие (исключают выполнение операций);
    • возвратные (к предшественнику);
    • открывающие (новые, аналогов нет);
  1. по объему применения:
    • точечные;
    • системные (технологические, организационные и т.п.);
    • стратегические (принципы управления, производства);
  1. по эффективности (целям):
    • эффективность производства;
    • эффективность управления;
    • улучшение условий труда и т.д.;
  1. по социальным последствиям:
    • вызывающие социальные издержки;
    • новые виды монотонного труда;
    • вредные условия и т. п.;
  1. по особенностям механизма своего осуществления:
    • единичные (на один объект);
    • диффузные (на многие объекты);
    • завершенные и незавершенные;
    • успешные и неуспешные;
  1. по особенностям инновационного процесса:
    • внутриорганизационные;
    • межорганизационные;
  1. по источнику инициативы:
    • прямой социальный заказ;
    • в результате изобретения.

    М. Хучек [39] предлагает классифицировать по 7 критериям:

    1) оригинальность характера изменений:

    • оригинальные (творческие);
    • неоригинальные (подражающие);

    2) степень сложности:

    • несвязанные (мелкие усовершенствования);
    • связанные (коллективный результат);

    3) отрасль хозяйства:

    • материализованные (твердые);
    • нематериализованные (мягкие, управленческие);

    4) степень новизны:

    • новинки в мировом масштабе;
    • новинки в стране или отрасли;
    • новинки на предприятии;

    5) радиус действия:

    • внедренные вне предприятия;
    • внедренные на предприятии;

    6) социально психологические условия  внедрения:

Информация о работе Сопровождение инноваций на предприятии