Сопровождение инноваций на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 17:06, реферат

Описание работы

Основные задачи статистики науки и инноваций охватывают также измерение ресурсов, направляемых на инновационную деятельность, оценку факторов, благоприятствующих инновациям или тормозящих их, анализ влияния инноваций на результаты деятельности предпри¬ятий.
Цель данной работы рассмотреть научно практические основы государственной инновационной политики, правовую базу, статистику инновационной деятельности, проблемы и пути их решения.

Работа содержит 1 файл

Сопровождение инноваций.docx

— 58.41 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

По  дисциплине: «Антикризисное управление на предприятии» 

Тема: «Сопровождение инноваций  на предприятии». 

Введение 

    Прежде  всего, необходимо ответить на вопрос: «Что же такое инновация?» Слово  инновация является синонимом нововведения, или новшества и может использоваться наряду с ними. Понятие инновация  распространяется на новый продукт  или услугу, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или  создающее условия для такой  экономии.

    Современный этап становления рыночной экономики  России требует создания системы  инновационной политики. Под государственной  инновационной политикой понимается комплекс целей, а также методов  воздействия государственных структур на экономику и общество в целом, связанных с инициированием и  повышением экономической и социальной эффективности инновационных процессов. Инновационная политика приобретает  важное значение в условиях повышения инновационной активности коммерческих и государственных предприятий и структурной перестройки страны в целом.

    Ранее в условиях нерыночных отношений  в экономике России инновационными процессами Централизованно управляли  административно-командными методами государственные органы власти (министерства, государственные комитеты, главные  управления, администрации всех уровней), а также их представители на  государственных предприятиях в  лице директоров.

      Переход к рынку усиливает  технологическую конкуренцию, приводит  к банкротству тех, кто использует  и производит устаревшую продукцию,  и обеспечивает сверхприбыль (в  основе которой дифференциальный  научно технический доход) пионерам  научно-технического прогресса,  активным новаторам.

    Сейчас  Россия находится на перепутье: пойти  по пути сырьевого придатка мирового сообщества или по пути технологически развитых экономик? Разумеется, второй путь более предпочтителен, но требует  больших усилий от всех хозяйствующих  субъектов страны. Все зависит  от того, будет ли в ближайшее  время в стране сформирован эффективный  рынок инноваций. Пока же он настолько  не зрелый, что говорить о какой  либо его эффективности не приходится. Поэтому в настоящее время имеется настоятельная необходимость создания научно практических основ деятельности инновационной политики. Для этого можно использовать имеющиеся научные и практические разработки зарубежных ученых и первые положительные успехи в этой области российских предпринимателей.

    Несмотря  на сложное экономическое положение  многих коммерческих организаций, в  настоящее время начинает проявляться  тенденция к усилению их инновационной  активности, особенно в области продуктовых  и технологических инноваций. Это  требует соответствующих финансовых, кадровых и материально-технических  ресурсов, а также специальной  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации менеджеров в области  экономики, организации и управления инновационными процессами.

    Важное  место для дальнейшего развития и повышения экономической эффективности  инновационной деятельности коммерческих организаций занимает научно обоснованная инновационная политика администраций  регионов, крупных городов и муниципальных  образований. Это позволяет создать  благоприятные экономические и  административно-правовые условия  для деятельности коммерческих организаций  при создании и внедрении инноваций.

   Государственная инновационная политика должна создать  необходимые и достаточные условия  для расширения, ускорения и повышения  эффективности создания и реализации различных инноваций: продуктовых, технологических, экономических, социальных и др., направленных на разработку и  внедрение конкурентоспособной  продукции и технологии на уровне мировых стандартов. Это должно позволить  в ближайшей перспективе создать  высокорентабельные промышленные производства, в том числе ориентированные  на экспорт, и многочисленные коммерческие организации в сфере услуг (торговые фирмы, предприятия массового питания, транспортные организации, предприятия  связи, банки, страховые общества и  т. д.).

   Меры  по реформированию российской статистики принятые в последнее время, способствовали не только качественному совершенствованию ряда традиционных ее разделов, но и появлению совершенно новых направлений, нацеленных на исследование актуальных аспектов экономического и социального развития страны в современных условиях и на перспективу. Среди них и статистика науки и инноваций, призванная отразить процессы создания, внедрения и распространения на рынке новых либо усовершенствованных продуктов, услуг, технологических процессов. Основные задачи статистики науки и инноваций охватывают также измерение ресурсов, направляемых на инновационную деятельность, оценку факторов, благоприятствующих инновациям или тормозящих их, анализ влияния инноваций на результаты деятельности предприятий.

    Цель  данной работы рассмотреть научно практические основы государственной инновационной политики, правовую базу, статистику инновационной деятельности, проблемы и пути их решения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Статистическое изучение инновационной деятельности 

    1.1. Понятие,  значение инновационной деятельности и ее регулирование 

    В последние годы российская наука  столкнулась с очень серьезными проблемами. С переходом к рыночным отношениям численность исследовательского персонала в нашей стране сократилась  в несколько раз. Десятки тысяч  ученых покинули страну, другие занялись посредническим или торговым бизнесом. Причина такого положения хорошо известна – недостаток финансирования. Сегодня по затратам на НИОКР  на душу населения мы уступаем мировым  лидерам в десятки раз.

    Одна  из наиболее актуальных проблем российской экономики – повышение конкурентоспособности  промышленности за счет ее технологического переоснащения и подъема наукоемких отраслей производства, создающих высокую добавленную стоимость. Поэтому возникает острая необходимость в получении предприятиями доступа к передовым технологиям.

    Теоретически  существуют два подхода. Можно пойти  по пути приобретения лицензий и ноу-хау  на известные технологии, виды продукции  и торговые марки крупных зарубежных компаний. Другой путь – опора на собственный научно-технический потенциал, в значительной мере невостребованный сегодня отечественной промышленностью. Он является более перспективным с многих точек зрения, однако требует преодоления целого ряда финансовых и организационно-управленческих барьеров.

    Сложившаяся ситуация с финансированием науки  вызвала вполне закономерную реакцию  – в средствах массовой информации не прекращается публикация статей в  защиту российской науки. Приводятся весьма пессимистические и тревожные прогнозы, делаются выводы типа «у последней  черты» и т. п. Однако многие авторы подобных публикаций забывают, что  наука – это затратная статья бюджета для любого государства. И в теперешних экономических  условиях, к сожалению, нельзя финансировать  науку так, как это делалось ранее.

    Пока  российские технологии сохраняют сравнительно высокий рейтинг. Отрадно, что, несмотря на объективные трудности в сфере  финансирования российской науки, сегодня  можно назвать немало технологических  направлений, по которым российские разработчики еще сохраняют мировое  лидерство. Исследования показали, что  в половине технологических направлений  в России есть существенные технические  или приоритетные достижения в конкретных областях. А, например, в ряде разделов лазерной технологии, ядерной техники, неразрушающего контроля и других направлениях российские разработчики держат мировое  лидерство.

    Есть  и другие оценки, которые, в частности, получены в результате поиска российских технологий по 200 запросам иностранных  компаний, проведенных фирмой Техноконсалт. Фактически такая оценка отражает мнение иностранных заказчиков из США, Японии, Южной Кореи, Западной Европы. Результат весьма обнадеживающий – 60% российских технологий были признаны соответствующими мировому уровню.[27,с.60-61]

    Сегодня практически в любой отрасли  можно найти технологии с хорошим  экспортным потенциалом. На оборонных  предприятиях имеется огромное число  разработок так называемого двойного назначения, т.е. таких, которые могут  использоваться как в военных, так  и мирных целях. Этот потенциал по своим возможностям во многих случаях  не уступает западному уровню с точки  зрения конкурентоспособности и  применением уникальных технологий.

    Реализация  инновационной продукции не превышает 10% общего объема реализации товаров  предприятиями. Спрос на отечественную  научно-техническую продукцию на внутреннем и внешнем рынках остается крайне низким из-за ограниченных финансовых возможностей российских покупателей, а также из-за того, что она  не всегда сориентирована под конкретные заказы. Развитие российской прикладной науки тормозится также практическим отсутствием платежеспособного  спроса на передовых технологии промышленных предприятий. Естественно, в этих условиях многие научные институты стали  искать связи с зарубежными заказчиками. Причем «на продажу» предлагаются весьма разнообразные услуги – от готовых разработок и технологий до выполнения разовых исследовательских контактов с соответствующей передачей интеллектуальной собственности. Некоторым это удается, но в основном из-за низкой продажной стоимости интеллектуального российского потенциала.

    Без продуманной государственной поддержки российскому инновационному бизнесу трудно будет встать на ноги.

    Разделим  регулирование на два вида: государственное  регулирование и рыночное регулирование.

    Государственное регулирование. Создание благоприятных условий для развития инновационных процессов – прежде всего забота органов государственной власти. Анализ государственной инновационной политики развитых стран, таких, как США, Великобритания, ФРГ, Китай, Австралия и ряд других показывает, что ключевым ее моментом является формирование в наукоемких отраслях промышленности эффективных механизмов взаимодействия между государственными и частными секторами экономики. Причем, там, где имеют место высокие риски вложения капитала, длительные сроки окупаемости и высокая конкуренция, необходимы высокий уровень менеджмента, наличие поддерживающей инфраструктуры и стимулирующей нормативно-правовой базы.

          Налоговая и таможенная системы, законодательное обеспечение  добросовестной конкуренции, охраны и  защиты прав на интеллектуальную собственность  создают у всех участников инновационного процесса высокие мотивации в  быстром использовании результатов  научных исследований и разработок.

          В Минпромнауки России при отработке технологий государственной поддержки инновационных проектов исходят из следующих принципов:

  • Государство не должно руководить реализацией проекта и регулировать коммерческие отношения его участников, оно только содействует им в достижении успеха;
  • Средства для выполнения НИОКР должны играть роль катализатора для привлечения внебюджетных средств  и стимулировать долевое финансирование из различных источников;
  • Обязательный конкурсный отбор проектов, претендующих на финансирование.

    Рыночное  регулирование. Целесообразность конкретной инновационной деятельности, в конечном итоге, определяет рынок, но в условиях высокой конкуренции лишь 6-8 % научных исследований реализуется в новый продукт или технологию. Из этого следует, что при проведении исследований или разработок экономически целесообразно прекращать или перепрофилировать те из них, которые не подтвердили или потеряли коммерческий потенциал. Поэтому уже на ранних стадиях НИОКР формирования на их основе инновационных проектов решения вопроса о внедрении в производство научных результатов необходимо предусмотреть механизмы отбора тех из них, которые могут быть востребованы рынком. Это позволит исключить ситуации, при которых значительное число профинансированных в полном объеме и завершенных исследований не находят практического применения.

          Следует подчеркнуть, что речь не идет НИОКР, ориентированных на создание нового наукоемкого рыночного товара, а не о госзаказе. Такую оценку следует проводить постоянно перед каждой стадией инновационного цикла, так как на каждой из них происходит увеличение затрат примерно в 10 раз.[37,с.18-19]

          Рыночное  регулирование инновационной  деятельности должно обязательно сочетаться с государственной  поддержкой, выражающейся, главным образом, в стимулировании этих процессов, создании благоприятных правовых и финансовых условий для развития, особенно на начальных этапах. В то же время для проектов, непосредственно ориентированных на коммерческий успех, она должна сочетаться с финансовыми организационным участием заинтересованных субъектов рынка.

Информация о работе Сопровождение инноваций на предприятии