Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 15:15, курсовая работа
Цель данной работы: изучение стилей руководства и применение их на практике.
Сформулируем задачи для достижения поставленной цели:
– определить понятие стиля руководства;
– изучить различные классификации стилей руководства;
–соотнести стиль руководства с эффективностью управления на примере конкретной организации;
– проанализировать теоретические аспекты стиля руководства и практическую ситуацию;
– разработать рекомендации по улучшению работы руководителя организации.
Введение 3
1. Стили руководства: понятие, классификация 4
1.1 Понятие стиля руководства 4
1.2 Характеристика и классификация стилей руководства 5
1.2.1 Одномерные стили управления 6
1.2.2 Многомерные стили управления 12
2. Соотношение стиля руководства с эффективностью управления на примере конкретной организации 17
2.1 Характеристика предприятия 17
2.1.1 Характеристика стиля руководства 18
2.2 Анализ теоретического аспекта стиля руководства и практической ситуации 19
2.2.1 Рекомендации 19
Заключение 21
Приложение 1 22
Приложение 2 24
Список литературы 25
Формат ресторана «Киото» отличается от ресторанов японской кухни только скоростью обслуживания. Приветливость персонала, свежесть продуктов и качество блюд остаются на традиционно высоком уровне.
Основным блюдом меню, конечно, являются суши и роллы, для приготовления которых используются только качественные и свежие продукты, чтобы посетители могли по достоинству оценить экзотическую японскую кухню.
Организационно правовая форма предприятия – Общество Ограниченной Ответственности (ООО) Сеть ресторанов «Прикамье» (объединяет рестораны «Киото», «Метро», бистро «Изюминка», суши-бар «Уми», бар «Мужской клуб»). Во главе предприятия стоит генеральный директор. Ему подчиняются директора каждого ресторана из сети, директорам подчиняются администраторы. Более подробно организационная структура ресторана «Киото» представлена в Приложении 2. Организационная структура предприятия в целом – дивизиональная, так как на директорах ресторанов лежит полная ответственность за результаты деятельности.
Одним из директоров подчиняющихся генеральному директору является директор ресторана «Киото».
Как и многие руководители, данный директор не придерживается какого-либо одного стиля управления, так как для разных ситуаций необходим разный подход. Для него более всего предпочтителен смешанный стиль – авторитарно-демократический. Характеризуется это тем, что он интересуется мнением работников, при принятии решения об изменениях в работе ресторана, и снисходительно относится к ним, но поступает в большинстве случаев по-своему. В отсутствии директора в ресторане решением всех вопросов занимается администратор ресторана. И в этом плане проявляется демократичность директора, он возлагает всю ответственность на администратора.
В присутствии директора администратор занимается решением текущих вопросов, в пределах его компетенции. При управлении персоналом администратор придерживается либерально-демократического стиля с проявлением авторитарного. Авторитарный стиль проявляется в жесткой дисциплине и строгом распорядке. Во всем остальном проявляется либерально-демократический стиль. Так, например, при работе официантов, администратор отдает инициативу в их руки, и выступает в роли помощника или советчика. Охотно выслушивает мнения и предложения работников и пытается донести их до директора.
Таким образом, благодаря правильно выбранному стилю руководства каждый официант знает свое место и свои обязанности, кто обслуживает в ресторане, а кто в баре. Так же никто не приступает к работе без униформы, так официанты не могут обслуживать клиентов, повара готовить блюда. Именно такие требования директор предъявляет своим подчиненным.
Изучив работу директора ресторана и администратора получается, что для эффективного управления предприятием, даже не очень большим, требуется четкое знание стилей управления, а главное умение их применять, тем самым решение поставленной проблемы будет более продуктивно. На мой взгляд, при использовании какого-либо одномерного стиля качественного выполнения работы не получится, так как либо не будет хорошей мотивации, либо не будет достаточно жесткой дисциплины.
И как показал анализ практического применения стилей руководства, при управлении предприятием не может использоваться какой-то один стиль. Потому что каждая ситуация требует индивидуального подхода.
Таким образом, руководителю очень важно уметь гибко использовать соответствующие стили. С течением времени у каждого руководителя вырабатывается свой стиль руководства. В чистом виде приведенные стили руководства уже не могут быть достаточно эффективны в современном управлении предприятием. В соответствии со складывающимися ситуациями и характером подчиненных, как правило, применяются отдельные методы из всех стилей.
На основе анализа работы директора и администратора, можно разработать рекомендации по улучшению их стиля руководства. Например,
Многообразные управленческие стили редко выступают в чистом виде. В практике приходится наблюдать различные формы их смешивания и особенности проявления. Нередки случаи, когда форма и содержание действий руководителя не совпадают между собой. Например, авторитарный по сути своей руководитель внешне ведет себя достаточно демократично. Такой руководитель с удовольствием вас выслушает, попросит внести предложения по обсуждаемому вопросу, поблагодарит за активное участие в разработке, но решение, о котором идет речь, давно уже принято им единолично. Возможен и обратный вариант: вполне демократичный по внутренним убеждениям руководитель внешне проявляет грубое, порой неуважительное поведение в общении с коллегами и подчиненными, что связано с его недостаточной воспитанностью и неумением правильно себя вести в коллективе.
Существенное влияние на проявление стиля руководства оказывает специфика ситуации, своеобразие решаемых задач, квалификация и сплоченность членов коллектива. Например, в критической для фирмы ситуации даже демократичный руководитель будет вынужден использовать более жесткие методы управления коллективом.
Также надо учитывать, что руководителю приходится работать с людьми весьма различными по культурному и образовательному уровню, взглядам на жизнь, эмоциональному и личностному складу. В силу этого их реакция на один и тот же стиль руководства может оказаться неоднозначной. В частности, чем ниже квалификация и культура работника, тем легче он воспринимает авторитарный стиль руководства и, наоборот, люди демократичные по своей натуре, эмоциональные и открытые в поведении не смогут сработаться с жестким руководителем, требующим беспрекословного подчинения.
Характеристика стилей руководства10
Параметры взаимодействия руководителя с подчиненными | Стили руководства | ||
авторитарный | демократический | либеральный | |
Методы принятия решений | Единолично решает вопросы | Перед принятием решения советуется с подчиненным | Ждет указаний
руководства или решения |
Способ доведения решений до исполнителей | Приказывает, распоряжается, командует | Предлагает, просит, рекомендует | Просит, упрашивает, согласовывает |
Распределение ответственности за ресурсы и решения | Чаще всего берет на себя или перекладывает на подчиненных | Распределяет ответственность в соответствии с переданными полномочиями | Снимает с себя всякую ответственность, пускает на самотек |
Отношение к инициативе подчиненных | Чаще всего подавляет полностью. Иногда поддерживает рациональные идеи | Поощряет, использует в интересах дела | Отдает инициативу в руки подчиненных |
Отношение к подбору кадров | Боится квалифицированных работников, старается от них избавиться | Подбирает деловых, грамотных работников, не опасается «дворцового переворота» | Подбором кадров не занимается |
Отношение к недостаткам знаний | «Все знает и умеет», редко повышает квалификацию | Постоянно повышает квалификацию, учитывает критику | Пополняет свои знания и поощряет это среди подчиненных |
Стиль общения с подчиненными | Держит дистанцию, необщителен, принцип «царь всегда одинок» | Дружески настроен, любит общение, «демократ» | Легко вступает в контакт с подчиненными, часто в ущерб результатам |
Характер отношений с подчиненными | Жесткий, диктуется настроением | Ровная манера поведения, постоянный самоконтроль | Мягок, покладист, доступен |
Отношение к дисциплине | Приверженец формальной, жесткой дисциплины и строгого распорядка | Сторонник разумной дисциплины, осуществляет дифференцированный подход к людям | Не требует соблюдения формальной дисциплины, терпим к всяким нарушениям морали |
Отношение к моральному воздействию на подчиненных | Считает наказание основным методом стимулирования, поощряет избранных только по праздникам | Использует различные виды вознаграждения и наказания | Чаще всего пользуется вознаграждением и поощрением подчиненных |
Предпочтительные сотрудники | Исполнительные | Инициативные | Творческие |
Методы руководства | Административный | Экономический | Морально-психологический |
Интерес к работе | Низкий | Высокий | Высокий |
Дисциплина | Слепая | Высокая | Высокая |
Труд | Интенсивный | Качественный | Творческий |
Групповая сплоченность | Низкая / высокая | Не имеет значения | Высокая |
Организационная
структура ресторана «Киото»