Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 14:21, реферат
Конкретная ответственность за общее руководство трудовыми ресурсами в крупных организациях обычно возложена на профессионально подготовленных работников отделов кадров, обычно в составе штабных служб. Для того чтобы такие специалисты могли активно содействовать реализации целей организации, им нужны не только знания и
компетенция в своей конкретной области, но и
осведомленность о нуждах руководителей низшего звена.
Введение …………………………………………………..3
Содержательные теории мотивации………………….4
Социальная и профессиональная адаптация…………9
Менеджмент персонала……………………………….17
Заключение……………………………………… ………20
Список использованных источников……………………22
Содержание
Введение …………………………………………………..
Заключение……………………………………… ………20
Список использованных источников……………………22
Введение
Без людей нет организации. Без нужных людей ни одна
организация не сможет достичь своих целей и выжить. Несомненно, что управление трудовыми ресурсами является одним из важнейших аспектов теории и практики управления.
Конкретная ответственность за общее руководство трудовыми ресурсами в крупных организациях обычно возложена на профессионально подготовленных работников отделов кадров, обычно в составе штабных служб. Для того чтобы такие специалисты могли активно содействовать реализации целей организации, им нужны не только знания и
компетенция в своей конкретной области, но и
осведомленность о нуждах руководителей низшего звена. Вместе с тем, если
руководители низшего звена не понимают специфики управления трудовыми
ресурсами, его механизма, возможностей и недостатков, то они не могут в
полной мере воспользоваться услугами специалистов-кадровиков. Поэтому важно, чтобы все руководители знали и понимали способы и методы управления людьми.
1.Содержательные теории мотивации
Теория Абрахама Маслоу
Одним из первых бихевиористов, из работ
которого руководители узнали о сложности
человеческих потребностей и их влиянии
на мотивацию, был Абрахам Маслоу. Создавая
свою теорию мотивации в 40-е годы, Маслоу
признавал, что люди имеют множество различных
потребностей, но полагал также, что эти
потребности можно разделить на пять основных
категорий.
По теории Маслоу все эти потребности
можно расположить в виде строгой иерархической
структуры, показанной на рис.1. Этим он
хотел показать, что потребности нижних
уровней требуют удовлетворения и, следовательно,
влияют на поведение человека прежде,
чем на мотивации начнут сказываться потребности
более высоких уровней. В каждый конкретный
момент времени человек будет стремиться
к удовлетворению той потребности, которая
для него является более важной или сильной.
Прежде, чем потребность следующего уровня
станет наиболее мощным определяющим
фактором в поведении человека, должна
быть удовлетворена потребность более
низкого уровня. Вот что говорят в своей
трактовке теории Маслоу психологи Кэлвин
Холл и Гарднер Линдсей: «Когда наиболее
сильные и приоритетные потребности удовлетворены,
возникают и требуют удовлетворения потребности,
стоящие в иерархии следом за ними. Когда
и эти потребности удовлетворяются, происходит
переход на следующую ступень лестницы
факторов, определяющих поведение человека».
|
Рисунок 1. Иерархия потребностей (пирамида
Маслоу)
Поскольку с развитием человека как личности
расширяются его потенциальные возможности,
потребность в самовыражении никогда
не может быть полностью удовлетворена.
Поэтому и процесс мотивации поведения
через потребности бесконечен.
Человек, испытывающий голод, будет сначала
стремиться найти пищу, и только после
еды будет пытаться построить убежище.
Живя в удобстве и безопасности, человек
сначала будет побуждаться к деятельности
потребностью в социальных контактах,
а затем начнет активно стремиться к уважению
со стороны окружающих. Только после того,
как человек почувствует внутреннюю удовлетворенность
и уважение окружающих, его важнейшие
потребности начнут расти в соответствии
с его потенциальными возможностями. Но
если ситуация радикально изменяется,
то и важнейшие потребности могут круто
измениться. Как быстро и сильно могут
спуститься по иерархической лестнице
высшие потребности, и какими сильными
могут быть потребности самых низких ее
уровней — показывает поведение людей,
выживших при авиакатастрофе в Андах в
1975 г. — чтобы выжить, эти вполне нормальные
люди были вынуждены съесть своих погибших
товарищей.
Для того чтобы следующий, более высокий
уровень иерархии потребностей начал
влиять на поведение человека, не обязательно
удовлетворять потребность более низкого
уровня полностью. Таким образом, иерархические
уровни не являются дискретными ступенями.
Теория Дэвида МакКлелланда
Другой моделью мотивации, делавшей основной
упор на потребности высших уровней, была
теория Дэвида МакКлелланда. Он считал,
что людям присущи три потребности: власти,
успеха и причастности. Потребность власти
выражается как желание воздействовать
на других людей. В рамках иерархической
структуры Маслоу потребность власти
попадает куда-то между потребностями
в уважения и самовыражении. Люди с потребностью
власти чаще всего проявляют себя как
откровенные и энергичные люди, не боящиеся
конфронтации и стремящиеся отстаивать
первоначальные позиции. Зачастую они
хорошие ораторы и требуют к себе повышенного
внимания со стороны других. Управление
очень часто привлекает людей с потребностью
власти, поскольку оно дает много возможностей
проявить и реализовать ее.
Потребность успеха также находится где-то
посередине между потребностью в уважении
и потребностью в самовыражении. Эта потребность
удовлетворяется не провозглашением успеха
этого человека, что лишь подтверждает
его статус, а процессом доведения работы
до успешного завершения.
Люди с высокоразвитой потребностью
успеха рискуют умеренно, любят ситуации,
в которых они могут взять на себя личную
ответственность за поиск решений проблемы
и хотят, чтобы достигнутые ими результаты
поощрялись вполне конкретно. Таким образом,
если вы хотите мотивировать людей с потребностью
успеха, вы должны ставить перед ними задачи
с умеренной степенью риска и возможностью
неудачи, делегировать им достаточные
полномочия для того, чтобы развязать
инициативу в решении поставленных задач,
регулярно и конкретно поощрять их в соответствии
с достигнутыми результатами.
Мотивация на основании потребности
в причастности по МакКлелланду схожа
с мотивацией по Маслоу. Такие люди заинтересованы
в компании знакомых, налаживании дружеских
отношений, оказании помощи другим. Люди
с развитой потребностью причастности
будут привлечены такой работой, которая
будет давать им обширные возможности
социального общения. Их руководители
должны сохранять атмосферу, не ограничивающую
межличностные отношения и контакты. Руководитель
может также обеспечить удовлетворение
их потребности, уделяя им больше времени
и периодически собирая таких людей отдельной
группой.
Двухфакторная теория Фредерика
Герцберга
Во второй половине 50-х годов Фредерик
Герцберг с сотрудниками разработал еще
одну модель мотивации, основанную на
потребностях. Эта группа исследователей
попросила ответить 200 инженеров и конторских
служащих одной крупной лакокрасочной
фирмы на следующие вопросы «Можете ли
вы описать подробно, когда после выполнения
служебных обязанностей чувствовали себя
особенно хорошо?» и «Можете ли вы описать
подробно, когда после выполнения служебных
обязанностей чувствовали себя особенно
плохо?». Согласно выводам Герцберга, полученные
ответы можно подразделить на две большие
категории, которые он назвал «гигиеническими
факторами» и «мотивацией» (табл.1.).
Таблица 1. Гигиенические факторы и мотивация.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ связаны
с окружающей средой, в которой
осуществляется работа, а МОТИВАЦИИ - с
самим характером и сущностью работы.
Согласно Герцбергу, при отсутствии или
недостаточной степени присутствия гигиенических
факторов у человека возникает неудовлетворение
работой. Однако, если они достаточны,
то сами по себе не вызывают удовлетворения
работой и не могут мотивировать человека
на что-либо. В отличие от этого отсутствие
или неадекватность мотиваций не приводит
к неудовлетворенности работой.
2. Социальная и профессиональная адаптация.
Социальная
адаптация
Социальная адаптация –
процесс приспособления, освоения, как
правило, активного, личностью или группой
новых для нее социальных условий или
социальной среды. В современной социологии
социальной адаптации в большинстве случаев
понимается как такой социальный процесс,
в котором и адаптант (личность, социальная
группа), и социальная среда являются адаптивно-адаптирующими
системами, то есть активно взаимодействуют,
оказывают активное воздействие друг
на друга в процессе социальной адаптации.
Непосредственным толчком
к началу процесса социальной адаптации
чаще всего становится осознание личностью
или социальной группой того факта, что
усвоенные в предыдущей социальной деятельности
стереотипы поведения перестают обеспечивать
достижение успеха и актуальной становится
перестройка поведения в соответствии
с требованиями новых социальных условий
или новой для адаптанта социальной среды.
В общем виде чаще всего выделяется четыре
стадии адаптации личности в новой для
нее социальной среде:
1) начальная стадия, когда индивид или
группа осознают, как они должны вести
себя в новой для них социальной среде,
но еще не готовы признать и принять систему
ценностей новой среды и стремятся придерживаться
прежней системы ценностей;
2) стадия терпимости, когда индивид, группа
и новая среда проявляют взаимную терпимость
к системам ценностей и образцам поведения
друг друга;
3) аккомодация, т.е. признание и принятие
индивидом основных элементов системы
ценностей новой среды при одновременном
признании некоторых ценностей индивида,
группы новой социальной средой;
4) ассимиляция, т.е. полное совпадение
систем ценностей индивида, группы и среды.
Интенсивность адаптационных
процессов в обществе существенным образом
зависит от того, какую стадию в своем
развитии оно переживает. Во времена серьезных
социальных изменений, а тем более, социальных
катаклизмов адаптационные процессы приобретают
особую интенсивность и захватывают практически
все слои общества. На примере постсоветского
общества хорошо видно, что проблему адаптации
к новым социальным условиям, определения
и утверждения новой своей позиции в обществе
приходится решать практически каждому
человеку, и не всегда этот процесс протекает
одинаково успешно.
Помимо этого следует отметить, что, по
мере ускорения общественного развития,
ускоряется и интенсивность адаптационных
процессов в обществе в целом. Это приводит
к тому, что процессы социальной адаптации
даже в эволюционно развивающемся обществе
становятся практически непрерывными
и умение адаптироваться к изменениям
приобретает жизненно – важное значение,
не только для молодых, но и для старших
поколений. Готовность к переменам становится
одним из главных условий жизненного успеха
человека.
В результате в современном
обществе значительно повышается роль
целенаправленной деятельности государства
и общественных организаций, роль образования
и прикладной науки в осуществлении процессов
социальной адаптации.
Особое внимание общество через систему
институтов и целевых программ уделяет
содействию процессам социальной адаптации
тех своих членов, чьи возможности адаптироваться
к изменениям самостоятельно ограниченны.
Так, во многих странах разрабатываются
и реализуются программы по социальной
адаптации инвалидов, уволенных в запас
военнослужащих – в случае массовых сокращений
армии, мигрантов, выходящих на свободу
заключенных и т.д. Не меньшее значение
в современном переходном обществе придается
программам содействия социальной адаптации
молодежи.
Следует различать адаптацию
как процесс и адаптированность как результат,
итог процесса социальной адаптации. Существуют
субъективные и объективные критерии
адаптированности. Объективные – степень
реализации индивидом норм и правил жизнедеятельности,
принятых в данной социальной группе.
Субъективные – удовлетворенность членством
в данной социальной группе, предоставляемыми
условиями для удовлетворения и развития
основных социальных потребностей.
В качестве непосредственной социальной
среды могут выступать различные социальные
группы, такие как семья, производственный
коллектив, соседи по дому и т.д. Роль социальной
адаптации состоит в том, что она позволяет
включить личность в процессы, протекающие
в непосредственной социальной среде,
и в то же время является одним из средств
изменения личности и среды.
Вся сложность процесса
социальной адаптации может быть хорошо
проиллюстрирована на примере адаптации
новых работников на предприятиях, которая
наиболее широко исследуется в современной
прикладной социологии и социальной психологии,
что обусловлено, в свою очередь, практической
значимостью проблемы для экономической
эффективности деятельности предприятий.
В процессе адаптации организация
и личность вступают во взаимодействие
как сложные системы. Так, например, на
успешность адаптационного процесса существенное
влияние оказывают такие характеристики
предприятия, как его материально-техническая
оснащенность, тип и уровень организации
труда, характер внутриколлективных отношений
и корпоративная культура, система и уровень
оплаты труда. Предприятие через эти свои
характеристики предъявляет потенциальному
работнику свои требования и одновременно
свои преимущества по сравнению с другими
участниками рынка труда.
Со стороны индивида
на успешность производственной адаптации
влияние оказывают как психофизиологические
особенности, так и социально-демографические
характеристики личности. Безусловно,
наиболее важны для успешной производственной
адаптации профессиональная подготовка
индивида, умение работать в группе.
Социальная адаптация на предприятии
представляет собой единство нескольких
адаптационных процессов. Чаще всего выделяют
следующие из них: профессиональную адаптацию,
социально-психологическую адаптацию
и адаптацию к условиям труда. Профессиональная
адаптация предусматривает выбор профессии,
обучение специальности, а также вхождение
в профессию с момента начала работы по
специальности. Критерием профессиональной
адаптированности является достижение
индивидом соответствия профессиональных
навыков, личностных качеств требованиям
конкретной профессиональной деятельности.
Показателями профессиональной адаптированности
являются профессиональная квалификация,
уровень и стабильность производственных
показателей, удовлетворенность профессией.
Социально-психологическая
адаптация – процесс вхождения новичка
в новый для него производственный коллектив,
формирования личностных связей и отношений
с другими людьми. В процессе социально-психологической
адаптации происходит активное сравнение
и взаимоприспособление ценностных ориентаций,
нравственных идеалов и представлений
коллектива и нового работника. Социально-психологическая
адаптация выражается в формировании
положительных неформальных отношений
с коллегами по работе и руководителями,
в достижении ценностного единства работника
и коллектива. Основным объективным показателем
социально-психологической адаптированности
является отсутствие конфликтов с руководством
и членами коллектива.
Субъективным показателем социально-психологической
адаптированности выступает удовлетворенность
отношениями с руководителями и коллегами
по работе.
Важным аспектом социальной адаптации
является принятие индивидом определенной
социальной роли. Можно говорить о двух
формах социальной адаптации: активной,
когда индивид стремится воздействовать
на среду с тем, чтобы вызвать реакцию
изменения (в том числе тех норм, ценностей,
форм взаимодействия и деятельности, которые
он должен освоить), и пассивной, конформной,
когда он не стремится к такому воздействию
и изменению. Эффективность социальной
адаптации в значительной степени зависит
от того, насколько адекватно индивид
воспринимает себя и свои социальные связи.
Искаженное или недостаточно развитое
представление о себе ведет к нарушениям
социальной адаптации, крайним выражением
которых служит аутизм.
Показателями успешной
социальной адаптации являются высокий
социальный статус индивида в данной среде,
а также его психологическая удовлетворенность
этой средой в целом и ее наиболее важными
для него элементами (например, удовлетворенность
работой и ее условиями, ее содержанием,
вознаграждением, организацией). Показателями
низкой социальной адаптации являются
стремление индивида к перемещению в другую
социальную среду (текучесть кадров, миграция,
разводы), аномия и отклоняющееся поведение.
Успешность социальной адаптации зависит
от характеристик, как самого индивида,
так и среды. Чем сложнее новая среда (например,
шире спектр социальных связей, сложнее
совместная деятельность, выше уровень
социальной неоднородности), чем интенсивнее
в ней происходят изменения, тем более
трудным для индивида оказывается процесс
социальной адаптации. В большой степени
значимыми для социальной адаптации являются
социально-демографические характеристики
индивида – образование и возраст
Профессиональная адаптация
Решающий период профессиональной ориентации -- период постепенного вхождения молодого человека в избранную им по желанию или по необходимости профессию, определяющую его трудовой путь. Решающим этот период является потому, что от того, насколько легко или трудно, быстро или медленно человек будет осваиваться с производственной работой, с окружающими его на предприятии людьми, с его новой ролью уже не учащегося, а квалифицированного рабочего, будет зависеть, как сложится его трудовой путь, насколько успешно и как долго он по нему пойдет. Все это определяется процессом его профессиональной адаптации. Профессиональная адаптация -- это постепенное вхождение молодого человека в условия профессионального труда, период превращения из учащегося в кадрового квалифицированного рабочего не по должности, а по его психическому складу. Включая в себя элементы биологической адаптации как приспособления организма к производственной среде и режиму труда, в целом она является основным видом социальной адаптации. Период профессиональной адаптации обычно протекает по трем характерным этапам, каждый из которых имеет свои весьма существенные для педагогов профессионального образования особенности. Первый этап профадаптации ознакомительный -- осмысливание своей новой роли в окружающей среде. Он начинается с принятия решения получить определенную квалификацию по избранной профессии и продолжается в течение первоначальной теоретической подготовки к производственному обучению, во время ознакомления с учебными мастерскими, с училищем и базовым предприятием.
На этом первоначальном этапе профадаптации происходит самооценка правильности принятого решения, формируется отношение к профессии, к особенностям производственной работы, к соучащимся и педагогам, к училищу и предприятию. Новичок как бы всматривается в свое будущее и находит что-то привлекательное и что-то отталкивающее в избранной профессии.
Рушатся детские мечты о заманчивых поприщах и возникают новые стремления и надежды. У впечатлительного подростка происходит сильнейшая борьба мотивов. Исход этой борьбы, победят ли старые стремления к каким-то иным занятиям или зародятся новые, соответствующие вновь обретенному положению, будет зависеть от того, какие впечатления сложатся от первых занятий, от педагогов, уклада училища и предприятия, от общей обстановки в них, в которых придется учиться и работать в ближайшем будущем.
Второй этап профадаптации подготовительный -- освоение профессии, заключающийся в основательном изучении гуманитарных, общетехнических и специальных предметов и производственном обучении в учебных мастерских.
Здесь тоже продолжается оценка избранного трудового пути, меняются отношения к окружающим, к обучению и осваиваемому делу, но решающим уже являются не впечатления, а успехи и неудачи в учебной работе.На этом этапе профадаптации, являющемся более длительным и ответственным, происходит первоначальное формирование личности квалифицированного рабочего осваиваемой профессии.
И успех этого формирования
уже зависит от удовлетворенности
или неудовлетворенности
От успехов и неудач
зависит возникновение и
Третий этап профадаптации основной -- включение молодого человека в рабочую среду предприятия. Он начинается в период производственной практики на штатном рабочем месте, когда учащийся почувствует себя таким же рабочим, как и окружающие его члены того же звена, бригады, цеха, но еще не достигшим такого же, как у них, уровня квалификации, не дающим должных производительности труда и качества продукции, иногда допускающим оплошности и ошибки.
Осознание своего равенства в положении и неравенства в производственной квалификации с окружающими и их отношения как к «неоперившемуся птенцу» чрезвычайно осложняет процесс его профессиональной адаптации на этом этапе. И от того, как сложатся у практиканта взаимоотношения с кадровыми рабочими предприятия, будет зависеть его отношение к совместному труду с ними после окончания обучения в училище.
На этом, решающем этапе профадаптации ее успешность или безуспешность зависят от трех условий:
1. Как преподаватели
и мастера профтехучилища подго
2. Какие межличностные отношения сложатся у учащегося с его рабочим наставником на производстве и как эти взаимоотношения повлияют на его производственные успехи в период производственной практики на штатном рабочем месте и при самостоятельной работе по окончании обучения в училище.
3. В какой рабочий коллектив попадает учащийся и примут ли его как равноправного и полноценного члена коллектива или же как недоучку, снижающего производственные показатели звена или бригады. В зависимости от этого будут складываться его отношения с рабочим коллективом, а в результате -- успешность или безуспешность профессиональной адаптации.