Содержательные теории мотивации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:47, доклад

Описание работы

В процессе развития правители и управленцы стали замечать, что материальные причины уже не так сильно мотивируют работников. Исследование потребностей человека привело к появлению теорий в базе которых лежит утверждение, что основным мотивирующим фактором является не материальный, а психологический. Первая таковая теория связана с именованием Элтона Мэйо (1880-
1945), американским социологом, одним из основоположников индустриальной социологии. Он выдвинул доктрину «человеческих отношений» в капиталистическом производстве, выделил противоречия предпринимателей и рабочих и обосновал их через личные дела, в улучшении которых видел путь к установлению «мира в промышленности».

Работа содержит 1 файл

Теории мотивации..doc

— 71.00 Кб (Скачать)

Содержательные теории мотивации

В процессе развития правители и управленцы стали  замечать, что материальные причины  уже не так сильно мотивируют работников. Исследование потребностей человека привело  к появлению теорий в базе которых  лежит утверждение, что основным мотивирующим фактором является не материальный, а психологический. Первая таковая теория связана с именованием Элтона Мэйо (1880- 
1945), американским социологом, одним из основоположников индустриальной социологии. Он выдвинул доктрину «человеческих отношений» в капиталистическом производстве, выделил противоречия предпринимателей и рабочих и обосновал их через личные дела, в улучшении которых видел путь к установлению «мира в промышленности».

Теория Маслоу

большой вклад в  развитие теории Элтона Мэйо внес Абрахам Маслоу 
(1908-1970), американский психолог, один из фаворитов так называемой гуманистической психологии. Свои взоры он изложил в научных трудах: 
«Теория человеческой мотивации» (1934), «Обзор психологии» (1934) и 
«Мотивация и индивидуальность» (1970).

Маслоу известен как  создатель иерархической теории потребностей (40- е годы), получившей заглавие «пирамида потребностей» (рис.1)

Потребности самовыражения

Потребности признания  и самовыражения

Потребности принадлежности и причастности

Потребности сохранности и уверенности в будущем

Физиологические потребности

рис.1

В согласовании с  учением Маслоу человек имеет  множество разных потребностей, которые  можно поделить на пять главных категорий: 
Физиологические потребности, нужные для выживания человека 
(потребности в еде, одежде, воде, воздухе, убежище и т.П.) 
Потребности сохранности и уверенности в будущем (экзистенциальные потребности). Человек стремиться находиться в безопасном состоянии, защищающем от ужаса, болезней и страданий. Увеерннность в будещем приобретается за счет гарантийной занятости, приобретения страхового полиса, за счет сотворения страхового потенциала методом получения достойного образования. 
Потребности принадлежности и причастности (социальные потребности). Человек стремиться быть членом коллектива, участвовать в совместных мероприятиях. 
Он ищет внимания к себе, привязанности и поддержки, дружбы, любви. 
Потребности признания и самоутверждения (престижные потребности). Человек испытывает потребность всамоутверждении, признании его личных достижений, служебном росте, уважении со стороны окружающих, лидерству в коллективе. 
Потребности самовыражения (духовные потребности). Человек стремиться к более полному использованию собственных знаний, способностей, умения и навыков. Духовные потребности находят самовыражение через творчество, самореализацию личности.

Физиологические потребности  и потребности сохранности и  уверенности в будущем (защищенности) относятся к первичным (базисным) потребностям, а другие виды потребностей - это вторичные (произвольные), непрерывно изменяющиеся потребности либо метапотребности.

По теории Маслоу все потребности можно расположить  в виде серьезной иерархической  структуры, на ниженм уровне которой  находятся физиологические потребности, а на верхнем - потребности самовыражения. Располагая потребности по уровням, Маслоу хотел показать, что в первую очередь требуют ублажения физические потребности, а после того, как они будут удовлетворены, возникает необходимость ублажения потребностей более высокого уровня. Но эта иерархическая структура не постоянно является твердой. Маслоу отмечал, что несмотря на то, что «иерархические уровни потребностей могут иметь фиксированный порядок, ... на самом деле эта иерархия далеко не таковая «жесткая», как мы полагали. Это правда, что для большинства людей, с которыми мы работали, их главные потребности размещались приблизительно в том порядке, как мы указали. Но был и ряд исключений. Есть люди, для которых, к примеру, самоуважение является более принципиальным, чем любовь».

С точки зрения Маслоу, мотивами поступков людей являются в основном не экономические причины, а разные потребности, которые далеко не постоянно могут быть удовлетворены с помощью средств. Отсюда он делал вывод о том, что по мере ублажения потребностей работников будет возрастать и производительность труда.

Теория Маслоу внесла принципиальный вклад в понимание  того, что принуждает работников трудиться  более эффективно. Мотивация людей  определяется широким диапазоном их потребностей. Но совместно с тем  концепция Маслоу вызвала критику. 
Отмечалось, что Маслоу не раскрыл природу тех либо других потребностей, что потребности по-различному появляются в зависимости от положения работника в организации, пола, возраста, содержания работы и т.П. Не непременно потребности возрастают снизу вверх, как это представлено в «пирамиде» 
Маслоу.

Концепция Маслоу оказала  огромное влияние на развитие теории и практики современного управления.

Развитие в послевоенные годы таковых наук, как психология и социология, а также улучшение  способов исследования поставило исследование поведения работника на его рабочем месте на научную базу, это вызвало к жизни развитие школы поведенческих наук (с 1950 г. И по настоящее время).

Школа поведенческих  наук конкретно примыкает к школе  человеческих отношений и более глубоко развивает её главные положения. 
время от времени её разглядывают в качестве поведенческого - бихевиористского направления школы человеческих отношений. Более колоритными представителями данной школы является Крис Аджирис, Ренсис Лайкерт, Фредерик Герцберг и 
Дуглас Макгрегор. Основной целью данной школы было повышение эффективности её человеческих ресурсов.

Школа поведенческих  наук основное внимание направила на исследование межличностных отношений, мотивации, характера власти и авторитета, лидерства, организационной структуры, коммуникаций в организации, конфигурации содержания работы и свойства трудовой жизни.

Кола поведенческих  наук продолжает развивать трудности  потребностей и мотивационного поведения. Если первичные потребности по собственной природе являются физиологическими и заложены в человеке генетически, то вторичные потребности по собственной природе являются психологическими и осознаются человеком по мере приобретения им опыта. Потребности нереально измерить, а об их наличии можно узнать лишь по поведению людей. Появившаяся потребность служит для человека мотивом к действию.

больший энтузиазм  представляют три концепции исследования потребностей, внесшие значимый вклад  в разработку теории мотивации: 
Концепция ERG К.Альдерфера 
Концепция обретенных потребностей Макклеланда. 
Концепция двух факторов Герцберга.

любая концепция имеет  определенное принципиальное различие.

Концепция К.Альдерфера

К концепции К.Альдерфера так же, как и в теории Маслоу, потребности расположены иерархически. Но он выделяет всего три группы потребностей, которые довольно наглядно соотносятся с группами потребностей «пирамиды» 
Маслоу (рис.2).

Рис. 2

К числу этих потребностей относятся: 
Потребности существования (по Маслоу: физиологические потребности и потребности сохранности, за исключением групповой сохранности) потребности связи (по Маслоу: потребности принадлежности и причастности - рвение человека иметь семью, коллег, друзей, противников, начальников и починенных; часть потребностей признания и самоутверждения - рвение человека занимать определенное положение в окружающем мире, а также потребности, связанные с групповой сохранностью) 
Потребности роста (по Маслоу: потребности самовыражения, а также те потребности группы признания и самоутверждения, которые соединены со рвением к развитию уверенности, к самосовершенствованию и т.П.).

меж теориями маслоу и Альдерфера имеется одно принципиальное различие, состоящее в том, что, по Маслоу, человек, удовлетворивший потребности  нижнего уровня, переходит к ублажению  потребности следующего уровня и т.Д. По Альдерферу движение по иерархии может осуществляться как снизу вверх, так и сверху вниз в том случае, если не удовлетворена потребность верхнего уровня. Наличие двух направлений движения в ублажении потребностей открывает дополнительные способности в мотивации поведения людей.

Теория Макклеланда

Концепция Дэвида Макклеланда  делает основной упор на потребности  высших уровней, которые он разглядывает как обретенные под влиянием опыта, жизненных событий и обучения. Он считает, что людям присущи три потребности: власть, фуррор и причастность. Наличие этих потребностей у человека оказывает заметное влияние на его поведение, заставляя предпринимать скрьезные усилия и деяния для ублажения поставленных целей и задач.

Лица с высокой мотивацией властвования могут быть разделены на две группы. К первой относятся те, кто стремиться к власти ради властвования. 
Ко второй группе относятся те, кто стремиться к власти для того, чтоб добиваться решения групповых задач. Макклеланд придавал особенное значение потребности властвования второго типа. Поэтому он считал, что, с одной стороны, нужно развивать эту потребность у управляющих, а с другой - давать возможность им удовлетворять её.

В различие от концепции  Маслоу и Албдерфера потребности по 
Макклеланду не расположены иерархически, хотя они оказывают заметное влияние друг на друга. Взаимовлияние потребностей следует воспринимать во внимание при анализе мотивации поступков человека, его поведения и выработке способов управления человеком.

Теория Герцберга

Одним из столпов  психо-социологического подхода считается  Фредерик 
Герцберг. В 1959 году под его управлением были проведены исследования по установлению различий в факторах, которые ведут к удовлетворенности либо неудовлетворенности работой. На основании ответов 200 инженеров и бухгалтеров Герцберг сделал вывод о том, что ублажение потребностей не увеличивает мотивацию к труду. Им была сформулирована двухфакторная модель мотивации.

Герцберг установил, что удовлетворенность человека своими действиями и неудовлетворенность ими являются двумя полюсамя, меж которыми находятся состояние и настроение человека. В зависимости от мотивирования человека его настроение изменяется, приближаясь к одному из полюсов.

Как установил Герцберг, на удовлетворенность работой оказывают влияние две группы факторов:

1. Гигиенические причины,  которые некие авторы называют  факторвми «здоровью»: зарплата, сохранность  на рабочем месте, условия труда  - освещенность, шум, воздух и т.П., Дела с сотрудниками и подчиненными, правила, распорядок и режим работы, характер контроля со стороны непосредственного управляющего, статус.

2. Мотивирующие причины,  которые сам Гкрцберг назвал 
«удовлетворяющими» (это заглавие не получило широкого распространения). К данной группе относятся такие потребности либо причины. Как достижение цели, признание, ответственность, продвижение по службе, работа сама по себе, возможность роста. Эти потребности соединены с характером и сущность работы.

Концепция мотивации  во многом сходна с теорией потребностей Маслоу. 
Гигиенические причины Герцберга соответствуют физиологическим потребностям, потребностям в сохранности и уверенности в будующем по Маслоу, а его мотивирующие причины - потребности высших уровней по Маслоу. Но их взоры расхоятся относительно гигиенических факторов. Маслоу разглядывал гигиенические причины в качестве сил, влияющих на поведение человека, стремящегося удовлетворить свои физиологические потребности. Герцберк же считал, что гигиенические причины не оказывают заметного влияния на поведение человека, в особенности когда они удовлетворены. Работник начинает обращать на них внимание в случае, если они отклоняются от привычного для работника уровня. Герцберг также делает вывод о том, что заработная плата не является мотивирующим фактором. Для того чтоб добиться мотивации, управляющий обязан обеспечить наличие не лишь гигиенических, но и мотивирующих факторов.

На практеке выводы Герцберга привели к созданию программ 
«обогощения» труда, в которых давался подробный список гигиенических, и в особенности мотивирующих факторов, и предлагалось сотрудникам самим найти более предпочтительные для них причины.

Несмотря на то, что  основны6е плоложения теории Герцберга  нашли обширное применение, вее адрес  раздавались и критические замечания. 
Отдельные авторы указывали на то, что один и тот же фактор может вызвать ублажение работой у одного человека и неудовлетворение у другого, и напротив. Отсяда делался вывод: что может мотивировать одного человека, ен может мотивировать другого, т.Е. Мотивировать различных людей будут различные причины.

Критики теории Герцберга  также отмечали, что мотивация носит вероятный характер и во многом зависит от сложившейся ситуации. Причины, мотивирующие человека в одной ситуации, могут не оказать на него никакого действия в другой ситуации.

Теория Герцберга  не учитывала влияния многих переменных величин на ситуацию. Потом ученые пришли к выводу, что для объяснения механизма мотивации нужно учесть разнообразные поведенческие аспекты. Это привело к созданию процессуальных теорий мотивации. Основная концепция этих терий заключается в том, что наряду с учетом потребностей нужно воспринимать во внимание то, как человек распределяет усилия для заслуги разных целей и какой вид поведения он выбирает.

Процессуальные теории мотивации.

Рассмотренные выше четыре теории относятся к содержательным теориям мотивации, в базе которых лежит анализ потребностей и их влияние на мотивы, побуждающие человека к деятельности.

Информация о работе Содержательные теории мотивации