Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:47, доклад
В процессе развития правители и управленцы стали замечать, что материальные причины уже не так сильно мотивируют работников. Исследование потребностей человека привело к появлению теорий в базе которых лежит утверждение, что основным мотивирующим фактором является не материальный, а психологический. Первая таковая теория связана с именованием Элтона Мэйо (1880-
1945), американским социологом, одним из основоположников индустриальной социологии. Он выдвинул доктрину «человеческих отношений» в капиталистическом производстве, выделил противоречия предпринимателей и рабочих и обосновал их через личные дела, в улучшении которых видел путь к установлению «мира в промышленности».
Содержательные теории мотивации
В процессе развития
правители и управленцы стали
замечать, что материальные причины
уже не так сильно мотивируют работников.
Исследование потребностей человека привело
к появлению теорий в базе которых
лежит утверждение, что основным мотивирующим
фактором является не материальный, а
психологический. Первая таковая теория
связана с именованием Элтона Мэйо (1880-
1945), американским социологом, одним из
основоположников индустриальной социологии.
Он выдвинул доктрину «человеческих отношений»
в капиталистическом производстве, выделил
противоречия предпринимателей и рабочих
и обосновал их через личные дела, в улучшении
которых видел путь к установлению «мира
в промышленности».
Теория Маслоу
большой вклад в
развитие теории Элтона Мэйо внес Абрахам
Маслоу
(1908-1970), американский психолог, один из
фаворитов так называемой гуманистической
психологии. Свои взоры он изложил в научных
трудах:
«Теория человеческой мотивации» (1934),
«Обзор психологии» (1934) и
«Мотивация и индивидуальность» (1970).
Маслоу известен как создатель иерархической теории потребностей (40- е годы), получившей заглавие «пирамида потребностей» (рис.1)
Потребности самовыражения
Потребности признания и самовыражения
Потребности принадлежности и причастности
Потребности сохранности и уверенности в будущем
Физиологические потребности
рис.1
В согласовании с
учением Маслоу человек имеет
множество разных потребностей, которые
можно поделить на пять главных категорий:
Физиологические потребности, нужные
для выживания человека
(потребности в еде, одежде, воде, воздухе,
убежище и т.П.)
Потребности сохранности и уверенности
в будущем (экзистенциальные потребности).
Человек стремиться находиться в безопасном
состоянии, защищающем от ужаса, болезней
и страданий. Увеерннность в будещем приобретается
за счет гарантийной занятости, приобретения
страхового полиса, за счет сотворения
страхового потенциала методом получения
достойного образования.
Потребности принадлежности и причастности
(социальные потребности). Человек стремиться
быть членом коллектива, участвовать в
совместных мероприятиях.
Он ищет внимания к себе, привязанности
и поддержки, дружбы, любви.
Потребности признания и самоутверждения
(престижные потребности). Человек испытывает
потребность всамоутверждении, признании
его личных достижений, служебном росте,
уважении со стороны окружающих, лидерству
в коллективе.
Потребности самовыражения (духовные
потребности). Человек стремиться к более
полному использованию собственных знаний,
способностей, умения и навыков. Духовные
потребности находят самовыражение через
творчество, самореализацию личности.
Физиологические потребности и потребности сохранности и уверенности в будущем (защищенности) относятся к первичным (базисным) потребностям, а другие виды потребностей - это вторичные (произвольные), непрерывно изменяющиеся потребности либо метапотребности.
По теории Маслоу
все потребности можно
С точки зрения Маслоу, мотивами поступков людей являются в основном не экономические причины, а разные потребности, которые далеко не постоянно могут быть удовлетворены с помощью средств. Отсюда он делал вывод о том, что по мере ублажения потребностей работников будет возрастать и производительность труда.
Теория Маслоу внесла
принципиальный вклад в понимание
того, что принуждает работников трудиться
более эффективно. Мотивация людей
определяется широким диапазоном их
потребностей. Но совместно с тем
концепция Маслоу вызвала критику.
Отмечалось, что Маслоу не раскрыл природу
тех либо других потребностей, что потребности
по-различному появляются в зависимости
от положения работника в организации,
пола, возраста, содержания работы и т.П.
Не непременно потребности возрастают
снизу вверх, как это представлено в «пирамиде»
Маслоу.
Концепция Маслоу оказала огромное влияние на развитие теории и практики современного управления.
Развитие в послевоенные годы таковых наук, как психология и социология, а также улучшение способов исследования поставило исследование поведения работника на его рабочем месте на научную базу, это вызвало к жизни развитие школы поведенческих наук (с 1950 г. И по настоящее время).
Школа поведенческих
наук конкретно примыкает к школе
человеческих отношений и более глубоко
развивает её главные положения.
время от времени её разглядывают в качестве
поведенческого - бихевиористского направления
школы человеческих отношений. Более колоритными
представителями данной школы является
Крис Аджирис, Ренсис Лайкерт, Фредерик
Герцберг и
Дуглас Макгрегор. Основной целью данной
школы было повышение эффективности её
человеческих ресурсов.
Школа поведенческих наук основное внимание направила на исследование межличностных отношений, мотивации, характера власти и авторитета, лидерства, организационной структуры, коммуникаций в организации, конфигурации содержания работы и свойства трудовой жизни.
Кола поведенческих наук продолжает развивать трудности потребностей и мотивационного поведения. Если первичные потребности по собственной природе являются физиологическими и заложены в человеке генетически, то вторичные потребности по собственной природе являются психологическими и осознаются человеком по мере приобретения им опыта. Потребности нереально измерить, а об их наличии можно узнать лишь по поведению людей. Появившаяся потребность служит для человека мотивом к действию.
больший энтузиазм
представляют три концепции исследования
потребностей, внесшие значимый вклад
в разработку теории мотивации:
Концепция ERG К.Альдерфера
Концепция обретенных потребностей Макклеланда.
Концепция двух факторов Герцберга.
любая концепция имеет определенное принципиальное различие.
Концепция К.Альдерфера
К концепции К.Альдерфера
так же, как и в теории Маслоу,
потребности расположены
Маслоу (рис.2).
Рис. 2
К числу этих потребностей
относятся:
Потребности существования (по Маслоу:
физиологические потребности и потребности
сохранности, за исключением групповой
сохранности) потребности связи (по Маслоу:
потребности принадлежности и причастности
- рвение человека иметь семью, коллег,
друзей, противников, начальников и починенных;
часть потребностей признания и самоутверждения
- рвение человека занимать определенное
положение в окружающем мире, а также потребности,
связанные с групповой сохранностью)
Потребности роста (по Маслоу: потребности
самовыражения, а также те потребности
группы признания и самоутверждения, которые
соединены со рвением к развитию уверенности,
к самосовершенствованию и т.П.).
меж теориями маслоу и Альдерфера имеется одно принципиальное различие, состоящее в том, что, по Маслоу, человек, удовлетворивший потребности нижнего уровня, переходит к ублажению потребности следующего уровня и т.Д. По Альдерферу движение по иерархии может осуществляться как снизу вверх, так и сверху вниз в том случае, если не удовлетворена потребность верхнего уровня. Наличие двух направлений движения в ублажении потребностей открывает дополнительные способности в мотивации поведения людей.
Теория Макклеланда
Концепция Дэвида Макклеланда делает основной упор на потребности высших уровней, которые он разглядывает как обретенные под влиянием опыта, жизненных событий и обучения. Он считает, что людям присущи три потребности: власть, фуррор и причастность. Наличие этих потребностей у человека оказывает заметное влияние на его поведение, заставляя предпринимать скрьезные усилия и деяния для ублажения поставленных целей и задач.
Лица с высокой
мотивацией властвования могут быть разделены
на две группы. К первой относятся те, кто
стремиться к власти ради властвования.
Ко второй группе относятся те, кто стремиться
к власти для того, чтоб добиваться решения
групповых задач. Макклеланд придавал
особенное значение потребности властвования
второго типа. Поэтому он считал, что, с
одной стороны, нужно развивать эту потребность
у управляющих, а с другой - давать возможность
им удовлетворять её.
В различие от концепции
Маслоу и Албдерфера потребности по
Макклеланду не расположены иерархически,
хотя они оказывают заметное влияние друг
на друга. Взаимовлияние потребностей
следует воспринимать во внимание при
анализе мотивации поступков человека,
его поведения и выработке способов управления
человеком.
Теория Герцберга
Одним из столпов
психо-социологического подхода считается
Фредерик
Герцберг. В 1959 году под его управлением
были проведены исследования по установлению
различий в факторах, которые ведут к удовлетворенности
либо неудовлетворенности работой. На
основании ответов 200 инженеров и бухгалтеров
Герцберг сделал вывод о том, что ублажение
потребностей не увеличивает мотивацию
к труду. Им была сформулирована двухфакторная
модель мотивации.
Герцберг установил, что удовлетворенность человека своими действиями и неудовлетворенность ими являются двумя полюсамя, меж которыми находятся состояние и настроение человека. В зависимости от мотивирования человека его настроение изменяется, приближаясь к одному из полюсов.
Как установил Герцберг, на удовлетворенность работой оказывают влияние две группы факторов:
1. Гигиенические причины,
которые некие авторы называют
факторвми «здоровью»: зарплата, сохранность
на рабочем месте, условия
2. Мотивирующие причины,
которые сам Гкрцберг назвал
«удовлетворяющими» (это заглавие не получило
широкого распространения). К данной группе
относятся такие потребности либо причины.
Как достижение цели, признание, ответственность,
продвижение по службе, работа сама по
себе, возможность роста. Эти потребности
соединены с характером и сущность работы.
Концепция мотивации
во многом сходна с теорией потребностей
Маслоу.
Гигиенические причины Герцберга соответствуют
физиологическим потребностям, потребностям
в сохранности и уверенности в будующем
по Маслоу, а его мотивирующие причины
- потребности высших уровней по Маслоу.
Но их взоры расхоятся относительно гигиенических
факторов. Маслоу разглядывал гигиенические
причины в качестве сил, влияющих на поведение
человека, стремящегося удовлетворить
свои физиологические потребности. Герцберк
же считал, что гигиенические причины
не оказывают заметного влияния на поведение
человека, в особенности когда они удовлетворены.
Работник начинает обращать на них внимание
в случае, если они отклоняются от привычного
для работника уровня. Герцберг также
делает вывод о том, что заработная плата
не является мотивирующим фактором. Для
того чтоб добиться мотивации, управляющий
обязан обеспечить наличие не лишь гигиенических,
но и мотивирующих факторов.
На практеке выводы
Герцберга привели к созданию
программ
«обогощения» труда, в которых давался
подробный список гигиенических, и в особенности
мотивирующих факторов, и предлагалось
сотрудникам самим найти более предпочтительные
для них причины.
Несмотря на то, что
основны6е плоложения теории Герцберга
нашли обширное применение, вее адрес
раздавались и критические
Отдельные авторы указывали на то, что
один и тот же фактор может вызвать ублажение
работой у одного человека и неудовлетворение
у другого, и напротив. Отсяда делался
вывод: что может мотивировать одного
человека, ен может мотивировать другого,
т.Е. Мотивировать различных людей будут
различные причины.
Критики теории Герцберга также отмечали, что мотивация носит вероятный характер и во многом зависит от сложившейся ситуации. Причины, мотивирующие человека в одной ситуации, могут не оказать на него никакого действия в другой ситуации.
Теория Герцберга не учитывала влияния многих переменных величин на ситуацию. Потом ученые пришли к выводу, что для объяснения механизма мотивации нужно учесть разнообразные поведенческие аспекты. Это привело к созданию процессуальных теорий мотивации. Основная концепция этих терий заключается в том, что наряду с учетом потребностей нужно воспринимать во внимание то, как человек распределяет усилия для заслуги разных целей и какой вид поведения он выбирает.
Процессуальные теории мотивации.
Рассмотренные выше четыре теории относятся к содержательным теориям мотивации, в базе которых лежит анализ потребностей и их влияние на мотивы, побуждающие человека к деятельности.