Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 15:10, контрольная работа
Работа менеджера представляется как выполнение управленческих функций в системе «человек-человек». Это накладывает свой отпечаток на выбор стиля руководства фирмой. Невозможно с высокой степенью вероятности прогнозировать управленческую деятельность, поскольку каждая личность, на которую направлено управляющее воздействие, по своему уникальна, а ее поведение в пространстве и времени зависит как от субъективных, так и от объективных факторов.
Введение………………………………………………………..…3
1. Понятие стиль руководства……………………………….....5
2. Стили руководства…………………………………….……...8
2.1 Модель К. Левина…………………………………….…..8
2.2 Модель Лайкера……………………………………….….14
2.3 Модель Р. Танненбаума и У. Шмидта………………..…16
3. Ситуационный стильруководства……………….………..….18
4. Факторы формирования стиля…………………………….....21
Заключение……………………………………………………..…24
Список использованной литературы……………………….…...25
2.
Стили руководства
2.1 Модель К. Левина
Исследования, проведенные К. Левиным и его коллегами, были проведены раньше, чем М. Грегор разделил действия и поведение руководителей на две теории. Рассмотрим основные стили руководства, которые выделил в своих исследованиях К. Левин: авторитарный, демократический, либеральный.
Автократично-либеральный
континуум стилей
руководства
Стили руководства
Авторитарный стиль руководства
(автократический,
директивный, административный)
Авторитарное
руководство характеризуется
«Эксплуататорский» авторитарный стиль сводится к тому, что руководитель, не доверяя подчиненным и не спрашивая их мнения и советов, единолично решает все вопросы, и берет на себя ответственность за все, давая исполнителям только указания, что, как и когда делать, в качестве основной формы стимулирования использует наказание.
Сотрудники относятся к приказам руководителя безразлично или негативно, радуются любой его ошибке, находят в ней подтверждение своей правоты. В целом в результате этого в организации или подразделении формируется неблагоприятный морально-психологический климат, и создается атмосфера для развития производственных конфликтов.
При более мягкой «благожелательной» разновидности автори- тарного стиля руководитель относится к подчиненным снисходительно, интересуется при принятии решений их мнением, но, несмотря на его обоснованность, может поступить по-своему. Если это делается демонстративно, психологический климат ухудшается. Данный стиль руководства предоставляет подчиненным определенную самостоятельность, пусть даже в ограниченных пределах. Мотивирование страхом здесь присутствует, но оно минимально.
Появление
руководителя-автократа
Демократический стиль руководства
(коллегиальный).
Демократический стиль формируется у людей, которые не любят брать ответственность на себя, ответственность не концентрируется, а распределяется в соответствии с переданными полномочиями. Руководство характеризуется высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием сотрудников в принятии решений. Создается атмосфера, при которой выполнение служебных обязанностей становится делом привлекательным, а достижение при этом успеха служит вознаграждением. Это стиль предусматривает инструкции в форме предложений, не сухую речь, а товарищеский тон, похвалу и порицание – с учетом мнения коллектива. Мероприятия в коллективе планируются. Распоряжения и запреты проводятся на основе дискуссий. Позиция руководителя – внутри группы, т.е. руководитель, ведет себя как один из членов группы; каждый сотрудник может при нем свободно выражаться по разным вопросам. По своему складу такой руководитель рассеян, безалаберен, толком не может ставить цели, слишком мягкий по характеру, коммуникативный, но слабый организатор. При осуществлении контроля демократ обращает внимание на конечный результат. Такая обстановка создает условия для самовыражения подчиненных, у них развивается самостоятельность, что способствует восприятию достижения целей организации как своих собственных. Такое взаимодействие руководителя и подчиненных можно определить как сотрудничество. На практике выделяют две разновидности демократического стиля «консультативную» и «партисипативную».
В условиях «консультативной» руководитель доверяет подчиненным, консультируется с ними, стремиться использовать все лучшие советы, которые предлагают подчиненные. Среди стимулирующих мер преобладает поощрение, а наказание используется в исключительных случаях. Сотрудники удовлетворены такой системой руководства, несмотря на то, что большинство решений подсказывается им сверху. Подчиненные стараются оказать своему начальнику помощь и поддержать морально в необходимых случаях.
«Партисипативная» разновидность демократического стиля руководства основана на том, что руководители полностью доверяют подчиненным во всех вопросах, всегда их выслушивают и используют все их предложения, организуют обмен всесторонней информацией, привлекают подчиненных к постановке целей и контролю за их исполнением.
Обычно
демократический стиль
Либеральный стиль руководства
(нейтральный, попустительский).
Формируется
у людей, которые не любят брать
ответственность на себя. Руководитель
ставит перед исполнителями проблему,
создает необходимые
При
этом поощрение и наказание
Применение этого стиля имеет все большее распространение из-за растущих масштабов научно-технической деятельности и опытно-конструкторских разработок, которые выполняются высококлассными специалистами, которые не хотят находиться под давлением и опекой. Его эффективность зависит от реального стремления подчиненных к этому, четкой формулировкой руководителем задач и условий их деятельности, его справедливостью в отношении оценки результатов и вознаграждения.
Но такой стиль может превратиться в бюрократический, когда руководитель совсем устраняется от дел. Он передает все управление в руки независимых руководителей, которые от его имени управляют коллективом, применяя жесткие авторитарные методы руководства. Сам же он делает вид, что власть находиться в его руках, а на самом деле все больше становится зависимым от своих помощников.
Становление
руководителя-либерала может объясняться
многими причинами. По характеру такие
руководители люди нерешительные, добродушные,
боящиеся ссор и конфликтов, не любящие
брать ответственность на себя, рассеяны,
безалаберны, толком не могут ставить
цели, слишком мягкие по характеру. Они
недооценивают значимости деятельности
коллектива и то, что коллектив нуждается
в них. Но может оказаться, что это высоко
творческая личность, захваченная какой-то
сферой своих интересов, но лишенная организаторского
таланта. По этой причине обязанности
руководителя оказываются для данного
руководителя непосильными.
Авторитарный,
демократический и либеральный
стили управления не имеют между
собой барьера, и на деле плавно переходят
друг в друга, образуя непрерывную
цепочку
Таблица №1 Стили управления
Авторитарный стиль управления | Демократический стиль управления | Либеральный стиль управления | |||
Эксплуататор-ский | Благожелатель-ный | Консультат-ивный | Партисипативн-ый | Либеральный | Бюрократи-ческий |
Для оценки эффективности каждого из стилей управления Р. Лайкерт предложил рассчитывать либерально-авторитарный коэффициент (ЛАК). Он определяется отношением сумм либеральных и авторитарных элементов в поведении руководителя. По его мнению, в современных условиях оптимальная величина этого коэффициента составляет 1,9. Таким образом, сегодня для получения эффективных результатов руководители должны применять в два раза больше элементов убеждения, чем принуждения.
Все
вышеописанные стили
Таблица
№2 таблица Э. Старобинского
Авторитарный | Демократический | Либеральный | |
Природа стиля |
Сосредоточение
всей власти и ответственности в
руках лидера Личное установление
целей и выбор средств их достижения Коммуникационные потоки идут преимущественно с верху |
Делегирование
полномочий с удержанием ключевых позиций
у лидера Принятие решений
разделено по уровням на основе участия Коммуникации осуществляются активно в двух направлениях |
Снятие лидером
с себя ответственности и отречение
в пользу группы или организации
Предоставление группе возможности самоуправления в желаемом для группы режиме Коммуникации строятся в основном по горизонтали |
Сильные стороны | Внимание срочности и порядку, предсказуемость результата | Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении | Позволяет начать дело так, как это видится без вмешательства лидера |
Слабые стороны | Сдерживается индивидуальная инициатива | Требует много времени на принятие решений | Группа может потерять направление движения и уменьшить скорость без вмешательства лидера |
Способ принятия решений | Единоличный с подчиненными | На основе консультаций сверху или мнения группы | На основе указаний |
Способ доведения решений до исполнителя | Приказ, распоряжение, команда |
Предложение | Просьба, упрашивание |
Распределение ответственности | Полностью в руках руководителя | В соответствии с полномочиями | Полностью в руках исполнителя |
Отношение к инициативе подчиненных | Допускается | Поощряется и используется | Полностью передается подчиненным |
Принципы подбора кадров | Избавление от сильных конкурентов | Ориентация на деловых, знающих сотрудников и помощь им в карьере | - |
Отношение к знаниям | Считает, что все сам знает | Постоянно учится и требует того же от подчиненных | Безразличное |
Отношение к общению | Отрицательное, соблюдает дистанцию | Положительное, активно идет на контакты | Инициативы не проявляет |
Отношение к подчиненным | По настроению, неровное | Ровное, доброжелательное, требовательной | Мягкое, нетребовательное |
Отношение к дисциплине | Жесткое, формальное | Разумное | Мягкое, формальное |
Отношение к стимулированию | Наказание с редким поощрением | Поощрение с редким наказанием | Нет четкой ориентации |