Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 00:53, реферат
Сегодня не существует однозначного определения понятия "контроллинг", но практически никто не отрицает, что это новая концепция управления, порожденная практикой современного менеджмента.
Введение _______________________________________________________3
Сущность контроллинга ___________________________________________4
Контроллинг как функция управления и функция поддержки управления__5
Заключение ____________________________________________________9
Список литературы ______________________________________________10
Содержание:
Введение ______________________________
Сущность контроллинга
______________________________
Контроллинг как
функция управления и функция
поддержки управления __________5
Заключение ______________________________
Список литературы
______________________________
Введение
Сегодня не существует
однозначного определения понятия
"контроллинг", но практически никто
не отрицает, что это новая концепция управления,
порожденная практикой современного менеджмента.
Контроллинг (от
англ. control - руководство, регулирование,
управление, контроль) далеко не исчерпывается
контролем.
Контроллинг - это
выходящий за рамки одной функции управленческий
инструмент, который поддерживает внутрифирменный
процесс управления и принятия решений
с помощью целенаправленного подбора
и обработки информации. (П. Прайсслера)
Система управления
процессом достижения конечных целей
и результатов деятельности фирмы, т.е.
в экономическом отношении, с некоторой
долей условности, как система управления
прибылью предприятия.(Ивашкевич В.Б.)
Система управления
будущим для обеспечения длительного
функционирования предприятия и его структурных
единиц для достижения максимально возможного
общего результата деятельности. (Дайле
А.)
Уникальная
функция управления..., направленная на
координацию управления различными экономическими
объектами с помощью обратных связей.
(Антонов И.В.)
Инструмент для
координации других функций управления
(планирование, учет, контроль и анализ)
(Антонов И.В.)
Управленческая
концепция, которая охватывает все сферы
деятельности предприятия: финансы и учет,
менеджмент и маркетинг, интегрируя и
координируя деятельность различных служб
для достижения оперативных и стратегических
целей. (Попова Л.В.)
Совокупность
инструментов управления, обеспечивающих
исполнение в системе управления
функций обратной связи, то есть определяющих
конструкцию планирования и контроля.
(Кудинов А.)
Задачей контроллинга
как функции управления является рефлексия
управленческих решений, а как функции
его поддержки - получение
и обработка информации.
Возможность институционализации
управленческой функции контроллинга
мала, а функции поддержки управления
достаточно велика.
Сущность
контроллинга
Контроллинг обеспечивает методическую и инструментальную базу для поддержки основных функций управления: планирования, контроля, учета и анализа, а также оценки ситуации для принятия управленческих решений.
Контроллинг как концепция системы управления послужила ответом на изменения внешних условий функционирования организаций (предприятий). Произошла эволюция функций управления организацией. Планирование по отдельным аспектам трансформировалось в комплексное программно-целевое планирование, управление сбытом и продажами - в маркетинг, бухгалтерский и производственный учет — в систему контроля и регулирования. В целом наблюдаемая эволюция функций управления организацией с их интегрированием в систему контроллинга отражает основную тенденцию комплексного подхода к управлению.
В основе этой новой концепции системного управления организацией лежит стремление обеспечить успешное функционирование организационной системы (предприятия, торговые фирмы, банки и др.) в долгосрочной перспективе.
Контроллинг ориентирован прежде всего на поддержку процессов принятия решений. Он должен обеспечить адаптацию традиционной системы учета на предприятии к информационным потребностям должностных лиц, принимающих решения, т.е. в функции контроллинга входит создание, обработка, проверка и представление системной управленческой информации. Контроллинг также поддерживает и координирует процессы планирования, обеспечения информацией, контроля и адаптации.
Система контроллинга должна обеспечивать сбор, обработку и предоставление руководству существенной для принятия управленческих решений информации.
В сфере учета задачи контроллинга включают создание системы сбора и обработки информации, существенной для принятия управленческих решений на разных уровнях руководства.
В каждом отдельном случае функции службы контроллинга зависят от многих обстоятельств, но если обобщить существующую практику предприятий, то можно получить некоторый идеальный перечень основных функций и задач контроллинга, представленный ниже.
Основные функции и задачи контроллинга разделяем на следующие группы: учет, планирование, контроль и регулирование, информационно-аналитическое обеспечение, специальные функции. Опишем состав каждой из этих групп.
Учет:
Планирование:
Контроль и регулирование:
Информационно-аналитическое обеспечение:
Специальные функции:
Контроллинг
как функция управления
и поддержки управления
Функционально в поле действия «предприятие» обычно выделяют уровни управления и исполнения, а также поддержки управления. Последний уровень часто упоминается в специальной литературе, особенно по контроллингу, однако в рамки анализа функционального аспекта он систематически не включается.
Управление следует
понимать как систематическую увязку
управленческих действий на предприятии.
Функционально это означает принятие
решений, распределение ответственности
по ним и осуществление решений с их корректировкой.
Решения не обязательно должны приниматься
на базе рационального расчета, определенную
роль может также играть интуиция. При
их реализации требуется прежде всего
устранить сопротивление, инициировать
исполнение и наладить надзор.
Менеджмент в
качестве поиска и осуществления
решений нуждается в
Функционально контроллинг в изложенной здесь интерпретации включает в себя действия по управлению и действия по поддержке управления, т.е. в равной мере выполняет функцию управления и функцию его поддержки. Различение этих действий играет особенно важную роль при анализе его функции.
По представлениям
американских исследователей, контроллинг
– это равноправная среди прочих
управленческая функция. Классическими
функциями менеджмента являются
планирование, организация, управление
кадрами, руководство и контроллинг. В
соответствии с ними совокупность управленческих
задач и действий распределяется по отдельным
субобластям. В рамках такого аналитического
распределения должно проводиться четкое
разграничение между различными управленческими
функциями. Контроллинг как функция управления
заключается в рефлексии решений, которые
касаются других управленческих функций,
и рефлексии выходящего за пределы той
или иной функции и внутрифункционального
согласования этих решений.
Х. Штайнманн
и В. Кустерманн в качестве основных,
«видовых» операций менеджмента
называют селекцию, конкрецию и рефлексию.
Поскольку конкреция
Селекция означает
выбор из множества возможностей, который
производится в сфере управления предприятием
в процессе принятия решений. Тем самым
она определяет необходимые ориентиры
действия. В идеальном случае селекция
должна быть рациональной, т.е. обеспечивать
оптимальный выбор в плане эффективности
и целесообразности из множества возможных
вариантов.
Опасность ошибочного
выбора должна снижаться благодаря
рефлексии - антипода селекции. Если селекция
может быть как результатом обдуманных
шагов, так и интуитивных процессов, то
рефлексия представляет собой отрешенно-критическую,
специальную работу мысли, которая отнюдь
не равнозначна осознанной мыслительной
операции. Это более узкая интерпретация
по сравнению с толкованием Ю. Вебера и
У. Шэффера.
Рефлексия как центральная из основных операций управления предприятием является той самой задачей управленческой функции контроллинга. Поскольку селекция осуществляется в ходе выполнения всех других управленческих функций – планирования, организации, использования и управления персоналом, то задача контроллинга состоит в рефлексии решений, которые принимаются в их рамках.
Функция контроллинга включает в себя в качестве частичной области традиционную функцию контроля и как более широкая управленческая функция, по логике вещей, стоит выше нее. Традиционная функция контроля в конце 70-х и в 80-е годы пережила период бурного развития и расширения. Это было вызвано признанием факта ограниченной планируемости событий в жизни предприятия, что потребовало перехода от контроля фактических результатов к разным формам контроля намерений. Анализ функции контроллинга и задачи рефлексии ясно указывает на необходимость их дальнейшего расширения, что позволит в дальнейшем говорить исключительно о контроллинге или его частичной области, а не о контроле.
Традиционная
контрольная функция не может
решать обширную рефлексивную задачу
из-за чрезмерно тесной связи с
планированием. Контроллинг, напротив,
благодаря существенному
Информация о работе Содержание контроллинга как функции управления