Содержание и особенности управленческого труда в туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 17:30, контрольная работа

Описание работы

В основе профессиональной деятельности менеджера лежит постоянное воздействие на своих подчиненных для побуждения их к действиям, приводящим организацию к успеху. Поэтому в сложной, многогранной деятельности менеджера выделяют три основных аспекта.
Институциональный аспект. Описывает как самих управляющих, так и тех, на кого направлены их управленческие воздействия. Другими словами, институциональный аспект отвечает на вопросы: «Кто управляет?» и «Кем управляют?»
Процессуальный аспект. Отражает сам ход решения управленческих задач, процесс реализации функций управления, особенности стиля управления. Другими словами, процессуальный аспект управления направлен на исследование вопроса: «Как осуществляется управление?»
Инструментальный аспект. Характеризует те организационные формы управления, которыми пользуются менеджеры для достижения поставленных целей (различные совещания, приказы, распоряжения, планы и графики, заслушивание отчетов, личные беседы и т.п.).

Содержание

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 3
1 СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА В ТУРИЗМЕ 3
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 11
2 АНАЗИЗ ОБЪЕКТА ПО СЛЕДУЮЩИМ ВОПРОСАМ: 11
2.1 Общая характеристика турфирмы ООО «Славтурист» 11
2.3 Рассмотреть организационную структуру предприятия и цели по основным направлениям организации, построить «дерево целей» 15
2.4 Указать используемые на анализируемом предприятии методы управления 18
2.5 Дать характеристику роли руководителя в управлении предприятием (в соответствии с классификацией Минцберга), определить применяемый стиль руководства 20
2.6 Проанализировать существующие неформальные организации, существующие на пре предприятии, оценить степень их влияния на формальную организацию 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

менеджмент.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ                                                                                               3

  1. СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА В ТУРИЗМЕ                                                                                                                      3

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ                                                                                               11

2   АНАЗИЗ ОБЪЕКТА ПО СЛЕДУЮЩИМ  ВОПРОСАМ:                                         11

2.1 Общая характеристика турфирмы ООО «Славтурист»                                           11

2.3 Рассмотреть организационную  структуру предприятия и цели по основным направлениям организации, построить «дерево целей»                                                15

2.4 Указать используемые на анализируемом  предприятии методы управления       18

2.5 Дать характеристику роли  руководителя в управлении предприятием (в соответствии с классификацией  Минцберга), определить применяемый  стиль руководства                                                                                                                        20

2.6 Проанализировать существующие  неформальные организации, существующие  на пре предприятии, оценить  степень их влияния на формальную  организацию      21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                                 25 
СОДЕРЖАНИЕ

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1Содержание и особенности управленческого труда в туризме

 

3

          2 ПРАКТТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

           Анализ объекта по следующим вопросам

 

11

          2.1Общая характеристика турфирмы ООО«Славтурист»

12

          2.2 Сформулировать  миссию  организации и цели  по  основным                                       направлениям деятельности организации, построить «дерево целей»;

 

15

    2.3  Рассмотреть организационную структуру предприятия              (организации), определить тип организационной структуры

 

17

2.4 Указать используемые на анализируемом  предприятии методы управления

 

18

2.5 Дать характеристику роли  руководителя в управлении предприятием (в соответствии с классификацией  Минцберга), определить применяемый  стиль руководства

 

 

 

21

2.6 Проанализировать существующие  неформальные организации, существующие  на предприятии, оценить степень ее влияния на формальную организацию

 

 

 

21

       СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

25


 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

 

СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ  УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА В ТУРИЗМЕ

 

Теоретические и практические исследования ученых в области управления труда имеют сравнительно долгую историю, но до сих пор не прекращаются споры по поводу того, отличается ли управленческий труд от труда других категорий работников. Понятия «характер труда» и «содержание труда» являются ключевыми для понимания сущности любой трудовой деятельности, в том числе и в сфере туризма.

Содержание  труда включает в себя функции работника и необходимые для их выполнения образовательные и профессиональные знания. В данном контексте содержание труда рассматривается как совокупность производственных и организационных факторов (интенсивность труда, режим труда, санитарно-гигиенические условия, эстетика рабочего места, элементы труда, рассматриваемые со стороны вовлечения в трудовой процесс различных характеристик способностей работника). Из данной формулировки вытекает, что содержание труда является индивидуальной характеристикой деятельности, а, следовательно, по содержанию управленческий и неуправленческий труд различаются. Этот факт не является, однако, причиной для однозначного вывода о том, что деятельность руководителей и их подчиненных диаметральна Понятие «характер труда» включает социально-экономические стороны труда: формы и способы соединения рабочей силы со средствами производства; дисциплину труда и способы ее поддержания; отношение к труду. Хотя не вызывает сомнения, что содержание и характер труда взаимозависимы, следует иметь в виду, что различная по содержанию трудовая деятельность может иметь сопоставимый или даже идентичный характер труда.

Труд современного руководителя в индустрии гостеприимства и туризма имеет целый ряд существенных особенностей, которые отличают его от трудовой деятельности непосредственных исполнителей. По сравнению с другими видами труда управленческий труд характеризуется следующими признаками:

  • он представляет собой умственный труд, состоящий из трех видов деятельности: организационно-административной и воспитательной, аналитической и конструктивной, информационно-технической, поэтому прямое измерение его производительности возможно лишь в отношении технических исполнителей и отчасти специалистов.
  • участвует в создании материальных благ и оказании услуг опосредованно, через труд других работников;
  • предметом труда является информация (Информационный характер непосредственного предмета и продукта этого труда, обусловленный принципиальным отличием трудового процесса по его содержанию и результатам от других видов труда. Результаты труда персонала управления оцениваются не по количеству изданных распоряжений и выпущенных документов, а по их влиянию на деятельность коллектива предприятия);
  • средством труда — организационная и вычислительная техника;
  • результатом труда — управленческое решение.

В основе профессиональной деятельности менеджера лежит постоянное воздействие на своих подчиненных  для побуждения их к действиям, приводящим организацию к успеху. Поэтому в сложной, многогранной деятельности менеджера выделяют три основных аспекта.

Институциональный аспект. Описывает как самих управляющих, так и тех, на кого направлены их управленческие воздействия. Другими словами, институциональный аспект отвечает на вопросы: «Кто управляет?» и «Кем управляют?»

Процессуальный  аспект. Отражает сам ход решения управленческих задач, процесс реализации функций управления, особенности стиля управления. Другими словами, процессуальный аспект управления направлен на исследование вопроса: «Как осуществляется управление?»

Инструментальный  аспект. Характеризует те организационные формы управления, которыми пользуются менеджеры для достижения поставленных целей (различные совещания, приказы, распоряжения, планы и графики, заслушивание отчетов, личные беседы ит.п.). Таким образом, инструментальный аспект содержит в себе ответ на вопрос: «Посредством чего осуществляется управление?» При этом каждый из указанных аспектов менеджерского труда может быть детализирован, рассмотрен как процесс во времени, могут быть исследованы закономерные сочетания этих сторон.

Управленческая деятельность представляет собой гораздо более  сложный, насыщенный различными ситуациями, спрессованный во времени процесс, чем однообразная, узкоспециализированная деятельность исполняющего работника.

При этом управленческий труд является процессом, который можно  представить на рис. 1.

Рис.1.1 - Процесс управленческого труда в организации

К основным особенностям управленческого труда отнесем следующие.

Работа в  условиях постоянно меняющейся внешней  среды и постоянного дефицита времени. Будущее не представляет собой продолжения нынешней ситуации. С учетом этого рассматривается цикл планирования управленческой деятельности, наиболее подходящий для мало предсказуемой логики развития дальнейших событий. Современный менеджер находится в ситуации, где нужно быстро принять решение по конкретному вопросу, наметить план действий по решению другой задачи, тут же переключиться и провести переговоры по третьему перспективному вопросу, а затем проконтролировать ход выполнения важной работы, провести короткое совещание, позвонить (ответить) по телефону и т.д. и т.п.

Не удивительно поэтому, что многие руководители часто сетуют на то, что им редко хватает времени для решения всех проблем, многие из-за этого допоздна задерживаются на работе. Это, однако, если и снимает остроту проблемы, то приводит к трудностям в других немаловажных областях жизнедеятельности руководителя, таких как отдых и семья, которые тоже требуют времени.

Работа в условиях постоянной нехватки времени с необходимостью приводит к четкому планированию собственной деятельности и распорядка дня (недели, месяца, квартала и т.д.). Следует иметь в виду, что планирование собственной управленческой деятельности обязательно должно подразумевать возможность непредвиденных событий. Если в плане не предусмотрен резерв времени на такого рода события, то каким бы продуманным, обоснованным и исполнимым он ни казался его автору_менеджеру, скорее всего он не будет полностью реализован. Странно, но на это важное обстоятельство не обращают внимания многие авторы, подробно описывающие процедуру планирования и реализации управленческих решений.

Учитывает виды и сложность выполняемых работ. Выделяют руководителей (принятие решений, организация их реализации), специалистов (проектирование и разработка вариантов решений), служащих (информационное обеспечение процесса). Управленческий труд сопряжен с необходимостью владеть специальными знаниями и способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием. Требования к профессиональной компетенции можно условно разделить на две группы.

Первую составляют знания и умения выполнять профессиональную работу в управлении. Они включают:

  • умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность;__ • информированность в вопросах развития отрасли, в которой работает предприятие: состояние исследований, техники, технологии, конкуренции, динамики спроса на продукцию;
  • знакомство с опытом менеджмента в других организациях и отраслях;
  • способность управлять ресурсами, прогнозировать и планировать работу предприятия, владение способами повышения эффективности управления;
  • умение использовать современную информационную технологию, средства коммуникации и связи.

Вторая группа требований связана со способностью менеджеров работать с людьми и управлять  самими собой. Менеджеры должны иметь  личностные качества, которые усиливают  доверие и уважение со стороны  других. В данную группу входят:

  • высокое чувство долга и преданность делу;
  • честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;
  • умение четко выражать свои мысли и убеждать;
  • уважительное отношение к людям вне зависимости от их положения в организационной иерархии;
  • способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и критически оценивать собственную деятельность.

Следующей существенной характеристикой управленческого  труда является постоянная необходимость взаимодействия с людьми.

При этом взаимодействие осуществляется с подчиненными (т.е. так называемое управленческое взаимодействие), когда оно направлено, прежде всего, на организацию и стимулирование эффективной работы сотрудников. В управленческом взаимодействии руководитель реализует три основные функции:

    1. Выдача распорядительной информации (отдать распоряжение, указание, что-либо порекомендовать, посоветовать или высказать просьбу);
    2. Получение обратной информации, позволяющей руководителю определить, как поняли его подчиненные, как обстоят дела с выполнением тех задач, которые были определены в блоке распорядительной информации;
    3. Выдача оценочной информации, при помощи которой до подчиненных доводятся оценки, суждения руководителя о том, с какой эффективностью выполнено задание.

Конечно, все указанные  функции взаимодействия имеют большое значение, но наибольшую важность представляют первая и третья из перечисленных. Именно от того, насколько точно и понятно для исполнителя будет сформулировано распоряжение, насколько оно по форме и своей сути будет побуждать работника к эффективному выполнению задания, настолько высоким будет и качество исполнительской деятельности. С другой стороны, адекватная оценка выполненной подчиненным работы также является необычайно важным элементом управленческого взаимодействия.

Если в качестве критерия для упорядочения разнообразных  управленческих взаимосвязей взять  объект (один человек или несколько) и средство (непосредственное или  при помощи специальных средств) взаимодействия, то можно выделить четыре их основные группы:

  • индивидуальное непосредственное взаимодействие: постановка задач, связанные с работой замечания, предоставление рекомендаций, индивидуальные беседы, вручение юбилейных адресов, личная беседа, аттестационные собеседования;
  • индивидуальное опосредованное взаимодействие: общение по телефону, личная переписка по интернету, докладные и служебные записки, организация приемного времени и т.д.;
  • групповое непосредственное взаимодействие: подведение итогов, объявления, совещания, обсуждения, доклады, осмотры, собрания производственного коллектива, вводные курсы, обучение руководящих кадров, работа комиссии и т.п.;
  • групповое опосредованное взаимодействие: ведение производственной хроники, составление и использование производственных справочников, листовок, различного рода формуляров, использование наглядных средств, выпуск производственной газеты, использование внутренней радиосети и т.п.

Информация о работе Содержание и особенности управленческого труда в туризме