Содержание деятельности менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:20, курсовая работа

Описание работы

Подавляющее большинство членов общества входит в одну или несколько организаций. Эти организации могут быть производственными, учебными или исследовательскими, государственными или частными, большими или маленькими, временными или постоянными. Иными словами, общество состоит из огромного количества различных организаций, и большинство людей почти всю свою сознательную жизнь связаны с ними, являясь их членами, либо же вступая с ними в контакт.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 36.69 Кб (Скачать)

       Суть  организационных методов состоит  в том, что прежде чем какая-то деятельность будет осуществляться, она должна быть соответствующим  образом организована – спроектирована, сориентирована, регламентирована, нормирована, снабжена необходимыми инструкциями, фиксирующими правилами поведения  для персонала. Другими словами, необходимо сначала создать фирму, расставить по местам людей, дать им задания, показать как действовать и уже  после этого руководить их действиями. Таким образом организационные  методы управления предшествуют самой  деятельности, создают для нее  необходимые условия, а следовательно, являются пассивными, составляют базу трех остальных – активных групп  методов.

       Исторически раньше других появились административные методы. По-другому они называются методами властной мотивации и сводятся прежде всего к открытому принуждению  людей к той или иной деятельности. Наиболее широкое распространение  в настоящее время они имеют  в армии и других подобного  рода структурах. Условием применение этих методов является преобладание однозначных способов решения задач, отклонение от которых недопустимо. На практике эти методы реализуются  в виде конкретных безвариантных  заданий, допускающих минимальную  самостоятельность исполнителя, вследствие чего вся ответственность возлагается  на руководителя, отдающего распоряжения.

       В основе экономических методов лежит  экономическая заинтересованность работника в результатах своего труда. Исполнителю устанавливается  только цель и общая линия поведения, в рамках которых он самостоятельно ищет наиболее выгодные для него пути их достижения. Проявленная им инициатива, выгодная не только для него, но и  для фирмы, своевременное и качественное выполнение (а в иных случаях и  перевыполнение) заданий каждый раз  вознаграждаются, прежде всего, с помощью  денежных выплат.

       Но  экономические методы тоже быстро показали свою ограниченность, особенно при  управлении деятельностью лиц интеллектуальных профессий, для которых деньги не самый главный стимул работы. И  тут на помощь (в 20-х годах ХХ века) пришли социально-психологические  методы. Они сводятся к двум направлениям: во-первых, к формированию благоприятного морально-психологического климата  в коллективе, способствующего большей  отдаче при выполнении работы за счет повышения настроения людей; во-вторых, к выявлению и развитию индивидуальных способностей каждого, позволяющему обеспечить максимальную самореализацию личности в производственном процессе.

       Главным принципом в международной практике считается принцип – научность, в сочетании с элементами искусства. Следуя этому принципу, менеджер в  своей деятельности использует данные и выводы множества наук и в  то же время должен постоянно импровизировать, искать индивидуальные подходы к  ситуации и к людям, что помимо знаний предполагает владение искусством межличностного общения, умением найти  выход из, казалось бы, безвыходной  ситуации.

       Управленческий  процесс должен подчиняться принципу целенаправленности, то есть быть всегда ориентированным на решение конкретных проблем, осуществляться не «просто  так», а ради чего-то определенного.

       Другим  принципом менеджмента должна быть функциональная специализация в  сочетании с универсальностью. Суть его состоит в том, что к  каждому объекту управления имеется  свой подход, учитывающий его специфику. Так группой ученых нельзя руководить так же, как сотрудниками ресторана, а группой спортсменов по аналогии с воинским подразделением. Но поскольку  во всех этих случаях имеет место  руководство людьми как таковыми, то должен существовать некий универсальный  подход к ним, безразлично – кто  они, солдаты или академики, спортсмены или чиновники.

       Любой управленческий процесс строится в  соответствии с принципом последовательности. Согласно ему элементы или стадии управленческого процесса должны следовать  друг за другом в определенном порядке. Нельзя, например, сначала отдать распоряжение, а затем уже обдумывать его  правомерность.

       Одним из важнейших принципов управления считается обеспечение соответствия прав, обязанностей и ответственности  каждого звена системы управления. Избыток прав по сравнению с обязанностями  приводит к управленческому произволу, а их недостаток парализует деловую  инициативу, так как проявление излишней активности может грозить крупными неприятностями.

       К принципам менеджмента относится  обеспечение общей заинтересованности всех участников управления в достижении целей, стоящих перед фирмой, путем  материального и морального поощрения  отличившихся работников, а так же максимального вовлечения исполнителей в процесс подготовки решений  на самых ранних стадиях работы над  ними. Это так же один из основополагающих принципов менеджмента, базирующийся на том, что решения, в которые  вложен собственный труд и идеи, будут реализовываться с большей  заинтересованностью, чем спущенные  сверху.

       Нельзя  не отметить и такой принцип менеджмента  как всемерное обеспечение состязательности участников. Речь идет не только о стремлении выполнить лучше других, порученное дело, что должно всячески стимулировать  поощрения конкуренции при замещении  должностей в сфере управления. 

       1.3 Содержание менеджмента 

       Сущность  менеджмента раскрывает также содержание деятельности лиц, занимающихся управлением. Труд в этой сфере носит название управленческого. По сравнению с другими видами труда, он имеет ряд особенностей, выражающихся в характере самого труда, его предмете, результатах и применяемых средствах. У них особый предмет труда – информация, преобразуя которую они принимают решения, необходимые для изменения состояния управленческого объекта. Таким образом, в качестве орудий труда работников менеджмента выступают средства работы с информацией. Результат же их деятельности оценивается по достижению поставленных целей.

       Менеджмент, хотя и играет вполне определенную роль в организации, тем не менее, как бы пронизывает всю организацию, касаясь и затрачивая практически  все сферы ее деятельности. Однако при всем многообразии взаимодействия менеджмента и организации можно  достаточно четко определить границы  деятельности, которые составляют содержание менеджмента, а также достаточно четко идентифицировать субъектов  управленческой деятельности менеджеров.

       Управление  организацией предстает в виде процесса осуществления определенного типа взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации  для достижения ей своих целей. Менеджмент не эквивалентен всей деятельности организации  по достижению конечных целей, а включает в себя только те функции и действия, которые связанны координацией и  установлением взаимодействия внутри организации с побуждением к  осуществлению производственной и  других видов деятельности, с целевой  ориентацией различных видов  деятельности и т.п.

       Содержание  и набор действий и функций, осуществленных в процессе управления, зависят от типа организации (деловая, административная, общественная, образовательная, армейская  и т.д.), от размеров организации, от сферы ее деятельности (производство товаров, оказание услуг), от уровня в  управленческой иерархии (высший, средний  и нижний уровень управления), от функций внутри организации (производство, маркетинг, кадры, финансы) и еще от многих факторов.

       Чтобы выполнить сложные и ответственные  функции, менеджеры должны иметь  специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятиями. Требования к их профессиональной компетенции  условно делятся на две группы.

       К первой группе относится:

  • умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность;
  • высокая информированность (информация – это знание) по вопросам развития отрасли, в которой работает предприятие: состояние исследований, техники, технологии, конкуренция, динамика спроса на продукцию и услуги и т.д.;
  • знакомство с опытом менеджмента на других предприятиях в разных отраслях;
  • способность управлять ресурсами, планировать и прогнозировать работу предприятия, владение способами повышения эффективности управления;
  • умения использовать современную информационную технологию, средства коммуникации и связи.

       Вторая  группа требований к профессиональной компетенции менеджера связана  с их способностью работать с людьми и управлять самими собой. К ним  можно отнести:

  • владение искусством управления человеческими ресурсами;
  • владение искусством налаживания внешних связей;
  • способность к самооценке, умение делать правильные выводы и непрерывно повышать квалификацию – знания и умения.

       В тоже время, важным фактором повышения  результативности менеджмента является разделение труда менеджеров, то есть специализация управленческих работников на выполнение определенных видов деятельности (функций), разграничение их полномочий, прав и сфер ответственности.

       В практике выделяют следующие виды разделения труда менеджеров:

  • функциональное;
  • структурное;
  • технологическое;
  • профессионально-квалификационное.

       Функциональное  разделение труда основывается на формировании групп работников управления, выполняющих  одинаковые функции менеджмента: планирование, организовывание, контроль и т.д. Таким образом, одни работники аппарата управления специализируются на работах по планированию, другие направляют свои усилия на организацию работ по выполнению планов, третьи являются специалистами по контролю хода, измерению результата и оценке работ и т.д.

       Структурное разделение труда менеджеров строиться  исходя из таких характеристик управляемого объекта как организационная  структура, масштабы, сферы деятельности, отраслевая или территориальная  специфика. В силу большого разнообразия факторов, воздействующих на структурное  разделение труда, оно специально для  каждой организации.

       Техническое и профессионально – квалификационное разделение труда менеджеров учитывает  виды и сложность выполняемых  работ. По этим критериям в составе  аппарата управления организацией выделяют три категории работников: руководителей, специалистов, служащих. С точки  зрения технологии процесса управления задачи руководителей сводятся к принятию решений и организации их практической реализации, специалисты же осуществляют проектирование и разработку вариантов решений, а служащие занимаются в основном информационным обеспечением всего процесса. 

 

      2 СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА 

       2.1 Разработка управленческого решения 

       Особое  место в теории управления занимает проблема руководства. Традиционно  под руководством принято понимать отношения, возникающие в организации  в процессе и по поводу управления.

       Основной  принцип управления - единоначалие. Суть его в том, что власть, право  решения, ответственность и возможности  контролировать процессы и отношения  в организации предоставляются  только одному должностному лицу. Соответственно руководитель — лицо, персонифицирующее  ответственность, власть и право  контроля. Отношения единоначалия во многом формируют иерархическую  пирамиду организации.

       Поскольку вся власть и ответственность  за функции контроля над отношениями  закреплены за одним лицом (руководителем), а он физически не в состоянии  осуществлять его в полном объёме, руководитель вынужден делегировать часть  своих полномочий подчинённым. Именно это и формирует вертикальные (линейные) иерархические структуры. Специализация управленческих функций  и формы их координации порождают  жёсткий рисунок функциональной структуры современной организации. В созданной таким образом  управленческой иерархии каждый работник имеет собственного руководителя, на которого возлагается вся ответственность  в принятии решений по различным  вопросам деятельности как организации  в целом, так и ее отдельных  структур.

Информация о работе Содержание деятельности менеджера