Содержание деятельности менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:20, курсовая работа

Описание работы

Подавляющее большинство членов общества входит в одну или несколько организаций. Эти организации могут быть производственными, учебными или исследовательскими, государственными или частными, большими или маленькими, временными или постоянными. Иными словами, общество состоит из огромного количества различных организаций, и большинство людей почти всю свою сознательную жизнь связаны с ними, являясь их членами, либо же вступая с ними в контакт.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 36.69 Кб (Скачать)

       1 Методологические основы менеджмента

      1.1 Понятие и виды менеджмента

     Подавляющее большинство членов общества входит в одну или несколько организаций. Эти организации могут быть производственными, учебными или исследовательскими, государственными или частными, большими или маленькими, временными или постоянными. Иными  словами, общество состоит из огромного  количества различных организаций, и большинство людей почти  всю свою сознательную жизнь связаны  с ними, являясь их членами, либо же вступая с ними в контакт.

     Основными составляющими любой организации  являются: а) люди, входящие в данную организацию; б) задачи, для решения  которых данная организация существует; в) управление, которое формирует, мобилизует и приводит в движение потенциал  организации для решения стоящих  перед ней задач. Люди, специально занимающиеся управленческой деятельностью, называются менеджерами, а их занятие  менеджментом.

     Первоначально слово «менеджмент» означало «умение  объезжать лошадей». Оно произошло  от глагола «to manage» (управлять), а тот в свою очередь - от латинского «manus» (рука). Таким образом менеджмент буквально означает - «руководство людьми». На родине менеджмента – США – менеджерами называют лиц, которые в соответствии с законодательством берут на себя обязанности по осуществлению власти над корпоративным бизнесом и имуществом. У американцев термин «менеджмент» обозначает процесс, обеспечивающий интеграцию и наиболее эффективное использование материальных и человеческих ресурсов фирмы в интересах достижения стоящих перед ней целей. Другими словами, менеджмент это – теория и практика управления фирмой и ее персоналом в условиях рынка.

     Виды менеджмента:

     1. Производственный менеджмент - это  комплексная система обеспечения  конкурентоспособности  выпускаемого  товара на конкурентном рынке.  Она включает вопросы построения  производственных и организационных  структур, выбора организационно  – правовой формы управления  производством, сбыта и фирменного  обслуживания товара в соответствии  с предыдущими стадиями жизненного  цикла. 

     2. Финансовый менеджмент - это комплексная  система устойчивости, надежности  и эффективности управления финансами.  Она включает формирование и  планирование финансовых показателей  с соблюдением научных подходов  и принципов менеджмента, баланса  доходов и расходов, показателей  эффективности использования ресурсов, рентабельности работы и  товаров. 

     3. Инновационный менеджмент - это комплексная  система управления инвестициями, вкладываемыми собственниками в  развитие всех видов инноваций.  Она включает построение организационных  структур, выбор направлений инноваций,  оптимизацию инвестиций, разные  аспекты управления персоналом.

     Помимо  приведенных видов специального менеджмента в настоящее время  разрабатываются другие виды:

  • менеджмент социальной сферы;
  • банковский менеджмент;
  • налоговый менеджмент;
  • организационный менеджмент;
  • международный менеджмент;
  • кадровый и др.
 

       1.2 Сущность, задачи, функции, методы и принципы менеджмента

       Сущность  любого явления – это то главное, существенное, что характеризует это явление с качественной стороны. Сущность менеджмента проявляется в его задачах, функциях, методах и принципах.

       Задачами  менеджмента как науки являются разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных  подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивую, надежную, перспективную  и эффективную работу коллектива (индивидуума) путем выпуска конкурентоспособного  товара.

       Безусловно, конечной целью  менеджмента как  практики эффективного управления является обеспечение прибыльности предприятия  путем рациональной организации  производственного (торгового) процесса, включая управление производством (коммерцией) и развитие технико-технологической  базы. Следовательно, важнейшей задачей  менеджмента является организация  производства товаров и  услуг  с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов. При этом к  задачам менеджмента также относятся:

  • переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;
  • стимулирование сотрудников организации путем создания для них соответствующих условий труда и системы его оплаты;
  • определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
  • разработка стратегии развития организации и реализация;
  • определение конкретных целей развития организации;
  • постоянный поиск и освоение новых рынков;
  • выработка  системы мероприятий для достижения намеченных целей;
  • осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач.

       Цели  и задачи менеджмента и менеджеров являются отправным моментом для  определения объема и направления  управленческих работ, которые обеспечивают их достижение. Речь идет о функциях менеджмента, которые являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности  и т.д.) той или иной организации. Процесс управления (менеджмента) имеет  пять взаимосвязанных функций, а  именно:

    • планирование;
    • организовывание;
    • мотивация;
    • контроль;
    • координация.

       Рассмотрим  содержание каждой функции менеджмента.

       Функцией  менеджмента «номер один» общепризнано считается планирование. Реализуя ее, предприниматель или управляющий  на основе глубокого и всестороннего  анализа положения, в котором  в данный момент находится фирма, формулирует стоящие перед ней  цели и задачи, разрабатывает стратегию  действий, составляет необходимые планы  и программы.

       План  становится основой деятельности предприятий  всех форм собственности и размеров, так как без него невозможно обеспечивать согласованность в работе подразделений, контролировать результаты, определять потребность работающих на предприятии.

       Сам процесс планирования позволяет  более четко формулировать целевые  установки организации и использовать систему показателей деятельности, необходимую для последующего контроля результатов. Кроме того, планирование обеспечивает более четкую координацию  усилий структурных подразделений  и таким образом укрепляет  взаимодействие руководителей разных служб организации. А это значит, что планирование – это непрерывный  процесс изучения новых путей  и методов совершенствования деятельности организации за счет выявленных возможностей, условий и факторов. Следовательно, планы не должны носить директивного характера, а меняться в соответствии с конкретной ситуацией.

       Реализацию  планов берут на себя другие функции  и, прежде всего, функция организовывание. Задачей этой функции является формирование структуры организации, а так же обеспечение всем необходимым для ее работы – персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и т.д. В любом плане, составляемом в организации, всегда имеется стадия организовывания, то есть создания реальных условий для достижения запланированных целей, часто это требует перестройки структуры производства и управления с тем, чтобы повысить их гибкость и приспособляемость к требованиям рыночной экономики.

         «Мотивация – это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Для этого осуществляется их экономическое и моральное стимулирование, обогащается само содержание труда и создаются условия для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития.

       Различные теории мотивации разделяют на две  категории: содержательные и процессуальные.

       Однако, чтобы понять смысл теории содержательной и процессуальной мотивации, нужно  сначала усвоить смысл основополагающих понятий: потребности и вознаграждения.

       Потребности - это осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные вырабатываются в ходе познания и обретения жизненного опыта.

       Потребности невозможно непосредственно наблюдать  или измерять. Об их существовании  можно судить лишь по поведению людей. Потребности служат мотивом к  действию.

       Потребности можно удовлетворить вознаграждениями. Вознаграждение - это то, что человек  считает для себя ценным. Менеджеры  используют внешние вознаграждения (денежные выплаты, продвижение по службе) и внутренние вознаграждения (чувство  успеха при достижении цели), получаемые посредством самой работы.

       Содержательные  теории мотивации.

       Содержательные  теории мотивации в первую очередь  стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы.

       Процессуальные  теории мотивации.

       Содержательные  теории мотивации базируются на потребностях и связанных с ними факторах, определяющих поведение людей. Процессуальные теории рассматривают мотивацию в ином плане. В них анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей  и как выбирает конкретный вид  поведения. Процессуальные теории не оспаривают существования потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими. Согласно процессуальным теориям поведение личности является также функцией его восприятия и  ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного им типа поведения.

       Важнейшей функцией менеджмента является контроль.

       Контроль  - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.

       Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых  результатов и проведения корректировок  в том случае, если достигнутые  результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

       Контроль - это критически важная и сложная  функция управления. Одна из важнейших  особенностей контроля, которую следует  учитывать в первую очередь, состоит  в том, что контроль должен быть всеобъемлющим. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как  неотъемлемую часть своих должностных  обязанностей, даже если никто ему  специально этого не поручал.

       Центральной функцией менеджмента является координация. Ее задача состоит в достижении согласованности  в работе всех звеньев организации  путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Характер этих связей может быть самым различным, так как зависит от координируемых процессов. Наиболее часто используются отчеты, интервью, собрания, компьютерная связь, средства радио и телевещания, документы. С помощью этих и других форм связей устанавливается взаимодействие между подсистемами организации, осуществляется маневрирование ресурсами, обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления (планирование, организовывания, мотивации и контроля), а так же действие руководителей.

       В условиях роста самостоятельности и ответственности руководителей всех уровней и исполнителей происходит рост так называемых неформальных связей, которые обеспечивают горизонтальную координацию работ, выполняемых на одном уровне управленческой структуры. Одновременно сокращается необходимость в вертикальной координации.

       Все перечисленные функции не просто составляют единое целое. Они переплетены  друг с другом, проникают друг в  друга так, что порой их трудно разделить.

       Необходимо  отметить, что функции менеджмента  реализуются с помощью определенных методов, то есть способов приведения их в исполнение. Практика выработала четыре группы таких методов, а именно: организационные, административные, экономические, социально-психологические. Коротко ознакомимся с ними.

Информация о работе Содержание деятельности менеджера