Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:23, реферат
Установка — психологическое состояние предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации. Явление открыто немецким психологом Л. Ланге (L. Lange, 1888); общепсихологическая теория установки на основе многочисленных экспериментальных исследований разработана Д. Н. Унадзе и его школой (1956). Наиболее полно этапы формирования установки раскрыты на базе понятия контрастная иллюзия. Наряду с неосознаваемыми простейшими установками выделяют более сложные социальные установки, ценностные ориентации личности и т. п. (Википедия).
Социальные установки……………………………………………………………2
Факторы, влияющие на смену установок………………………………………..5
Установка как психологическая основа стереотипа…………………………....7
Стереотипы поведения……………………………………………………………8
Ресурсы организационного поведения…………………………………………..9
Заключение……………………………………………………………………… 13
Список литературы………………
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»
(ФГБОУ
ВПО «РГУТиС»)
Реферат «
Социальные установки и стереотипы поведения
».
Группа ЭВ-4
Забродина
В. И.
Москва 2011
Содержание:
Социальные установки…………………………
Факторы, влияющие
на смену установок………………………………………
Установка как психологическая основа стереотипа…………………………....7
Стереотипы поведения…………………………
Ресурсы организационного поведения…………………………………………..9
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Социальные установки.
Установка — психологическое состояние предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации. Явление открыто немецким психологом Л. Ланге (L. Lange, 1888); общепсихологическая теория установки на основе многочисленных экспериментальных исследований разработана Д. Н. Унадзе и его школой (1956). Наиболее полно этапы формирования установки раскрыты на базе понятия контрастная иллюзия. Наряду с неосознаваемыми простейшими установками выделяют более сложные социальные установки, ценностные ориентации личности и т. п. (Википедия).
Социальная установка – состояние психологической готовности личности вести себя определенным образом, основанная на прошлом социальном опыте и регулирующая социальное поведение индивида. (Олпорт).
Большинство установок приобретаются человеком в готовом виде из социального опыта и культуры. Массовое сознание крайне редко стремится выработать отношение к социальным и политическим явлениям и процессам. Оно предпочитает получать его в готовом виде из СМИ. Особенно прочное положение в массовом сознании занимают расовые, этнические и конфессиональные установки. В управлении массовым сознанием и поведением следует использовать уже имеющиеся установки, формировать на их основе новые и не тратить усилия на попытки разрушить закрепившиеся в массовом сознании установки в течение длительного времени.
Возможности управления массовым сознанием и поведением связаны с действием целого ряда элементов, лежащих в сфере бессознательного. Наиболее значимые из них с точки зрения массового влияния - это установки и стереотипы.
Социальная установка имеет 3 компонента:
Виды социальных установок:
Виды установок по их модальности:
Установки по отношению к профессии или работе обозначаются как:
1) удовлетворенность работой (варьирующаяся от очень положительной до очень отрицательной);
2) отношение к компании (преданность организации).
Высокая удовлетворенность работой может быть связана с действием когнитивного диссонанса (самоубеждением).
Существуют две группы факторов, влияющих на отношение к работе: организационные факторы (условия работы) и личностные факторы, (характеристики работающих людей). Организационные факторы:
1) система вознаграждений компании – оплата труда, продвижение по службе;
2) воспринимаемое качество руководства – личные и профессиональные качества руководства;
3) степень участия людей в принятии важных решений.
Природа самой профессии играет важную роль в удовлетворенности работой (монотонность, разнообразие работы, работа по способностям и т. д.).
Личностные факторы, влияющие на удовлетворенность работой: статус и стаж работы, соответствие работы интересам, удовлетворенность человека жизнью в целом.
Отдельные люди и группы часто вступают в конфликт – они работают друг против друга, пытаются помешать интересам друг друга. Конфликты напрямую связаны с агрессией.
Эти понятия не идентичны. Агрессия выражается в попытках причинить вред. Причины конфликтов:
Причины
конфликта на рабочем
месте: организационные
(связаны со структурой и функционированием
компании); межличностные
(связаны с социальными взаимоотношениями).
Факторы, влияющие на смену установок.
В процессе человеческого общения, социального взаимодействия установки преобразуются. В общении всегда есть элемент осознанного или неосознанного стремления изменить установки другого человека.
Установки образуют систему. Установки, находящиеся в центре и образующие большое количество связей называются центральными, фокальными установками (установки к знаниям, связанные с мировоззрением и моральным кредо личности).
Главная центральная установка – это установка к собственному «Я», так как в процессе социализации мы всегда соотносим все значимые для нас явления с мыслью о себе. Установка самооценки собственного «Я» оказывается в пересечении всех связей системы. Изменение фокальной установки не возможно без разрушения целостности личности. Концепция своего «Я» отрицательна только у крайне невротичных людей1.
Периферийные
установки имеют мало связей и
поэтому легче и быстрее
При изменении установки возможны следующие ситуации:
Человек стремится избегать информации, которая способна вызвать когнитивный диссонанс – несоответствие между установками или установками и реальным поведение человека2.
В случае сбалансированной системы установок речевое воздействие другого человека или группы действует по принципу ассимиляционного контрастного действия (Если мнение человека близко к мнению оратора, происходит объединение мнений (ассимиляция), если противоположно – человек еще больше убеждается в своей правоте (контраст)).
Методы воздействия:
Совокупность
приемов реализующих
-потребности, интересы, склонности, мотивацию;
-на
установки, групповые нормы,
-на состояние, в котором человек находится и которое изменяет его поведение3.
Чтобы
изменить мотивацию человека вовлекают
в новую деятельность. Для изменения
поведения надо изменить иерархию его
мотивов, актуализация мотивов более
низкой сферы (метод регрессии).
Установка
как психологическая
основа стереотипа.
Требуемая социальная установка формируется у человека:
Для формирования установки на требуемое отношение или оценку события, используется метод ассоциативного или эмоционального переноса (включить объект в один контекст с тем, что уже имеет оценку, или вызвать эмоцию по поводу этого контекста).
Для
усиления (актуализации) установки, способной
вызвать эмоциональный или
Для изменения эмоционального отношения и состояния человека к текущим событиям эффективен прием «воспоминания горького прошлого» (при виде прошлой жизни в черном свете происходит снижение недовольства сегодняшним днем).
Для разрядки отрицательного эмоционального состояния людей в требуемом направлении и с требуемым эффектом используют прием «канализации настроения» (провоцирование, изливание гнева толпы на «стрелочника»).
Если мотивация, установки и эмоциональное состояние людей учтены, воздействие наиболее эффективно.
Чтобы
изменить поведение группы необходимо
изменить групповые нормы (групповые
нормы определяют, регулируют поведение
людей и группы в целом). Активное
воздействие на групповые нормы
может осуществить лидер либо включение
в другую деятельность.
Считается,
что любое воздействие на человека
можно рассматривать с точки
зрения теории установки. Когда оно
имеет социальную природу, то говорят
о социально-психологической
Стереотипы
поведения.
Стереотип (от др.-греч. στερεός — твёрдый, объёмный и τύπος — «отпечаток») (Википедия) - устойчивое (чрезвычайно) и ограниченное представление о социальном объекте или ситуации, которым человек незадумываясь руководствуется своим поведением.
Понятие
«стереотип» в общественно-
В наше время достаточно широко распространены стереотипы понимания социального развития человека, часто декларируемые на публицистическом уровне средствами массовой коммуникации. К ним относятся:
1) стереотип ограничения возраста социального развития;
2) стереотип абсолютизации детства;
3) стереотип абсолютизации факторов предопределенности;
Информация о работе Социальные установки и стереотипы поведения