Социальные установки и стереотипы поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:23, реферат

Описание работы

Установка — психологическое состояние предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации. Явление открыто немецким психологом Л. Ланге (L. Lange, 1888); общепсихологическая теория установки на основе многочисленных экспериментальных исследований разработана Д. Н. Унадзе и его школой (1956). Наиболее полно этапы формирования установки раскрыты на базе понятия контрастная иллюзия. Наряду с неосознаваемыми простейшими установками выделяют более сложные социальные установки, ценностные ориентации личности и т. п. (Википедия).

Содержание

Социальные установки……………………………………………………………2
Факторы, влияющие на смену установок………………………………………..5
Установка как психологическая основа стереотипа…………………………....7
Стереотипы поведения……………………………………………………………8
Ресурсы организационного поведения…………………………………………..9
Заключение……………………………………………………………………… 13
Список литературы………………

Работа содержит 1 файл

Социальные установки и стереотипы поведения..docx

— 44.95 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА  И СЕРВИСА»

(ФГБОУ  ВПО «РГУТиС») 
 
 
 

    Реферат « Социальные установки и стереотипы поведения ». 
     
     
     
     
     
     
     

    Группа  ЭВ-4

    Забродина В. И. 
     
     
     
     
     
     
     
     

Москва 2011

Содержание:

Социальные установки……………………………………………………………2

Факторы, влияющие на смену установок………………………………………..5

Установка как  психологическая основа стереотипа…………………………....7

Стереотипы поведения……………………………………………………………8

Ресурсы организационного поведения…………………………………………..9

Заключение……………………………………………………………………… 13

Список литературы………………………………………………………………14 

Социальные  установки.

     Установка — психологическое состояние предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации. Явление открыто немецким психологом Л. Ланге (L. Lange, 1888); общепсихологическая теория установки на основе многочисленных экспериментальных исследований разработана Д. Н. Унадзе и его школой (1956). Наиболее полно этапы формирования установки раскрыты на базе понятия контрастная иллюзия. Наряду с неосознаваемыми простейшими установками выделяют более сложные социальные установки, ценностные ориентации личности и т. п. (Википедия).

     Социальная установка – состояние психологической готовности личности вести себя определенным образом, основанная на прошлом социальном опыте и регулирующая социальное поведение индивида. (Олпорт).    

 Большинство установок приобретаются человеком в готовом виде из социального опыта и культуры. Массовое сознание крайне редко стремится выработать отношение к социальным и политическим явлениям и процессам. Оно предпочитает получать его в готовом виде из СМИ. Особенно прочное положение в массовом сознании занимают расовые, этнические и конфессиональные установки. В управлении массовым сознанием и поведением следует использовать уже имеющиеся установки, формировать на их основе новые и не тратить усилия на попытки разрушить закрепившиеся в массовом сознании установки в течение длительного времени.

     Возможности управления массовым сознанием и поведением связаны с действием целого ряда элементов, лежащих в сфере бессознательного. Наиболее значимые из них с точки зрения массового влияния - это установки и стереотипы.

     Социальная установка имеет 3 компонента:

  1. Когнитивный, предполагающий рассудочную деятельность;
  2. Аффективный (эмоциональная оценка объекта, проявление чувства симпатии или антипатии);
  3. Конативный (поведенческий) предполагает последовательное поведение по отношению к объекту.

Виды социальных установок:

  1. Социальная установка на объект – готовность индивида вести себя конкретным образом.
  2. Ситуативная установка – готовность вести себя определенным образом по отношению к одному и тому же объекту по-разному в разных ситуациях.
  3. Перцептивная установка – готовность видеть то, что человек хочет видеть.
  4. Парциальные или частные установки и общие или генерализованные установки. Установка на объект – всегда частная установка, перцептивная установка становится общей тогда, когда большое количество объектов становится объектами социальных установок. Процесс от частной к общей идет по мере увеличения.

Виды установок  по их модальности:

  1. позитивная или положительная,
  2. негативная или отрицательная,
  3. нейтральная,
  4. амбивалентные социальные установки (готов вести себя как положительно, так и отрицательно) – супружеские отношения, управленческие отношения.

Установки по отношению к профессии или работе обозначаются как:

1) удовлетворенность работой (варьирующаяся от очень положительной до очень отрицательной);

2) отношение к компании (преданность организации).

Высокая удовлетворенность  работой может быть связана с  действием когнитивного диссонанса (самоубеждением).

     Существуют две группы факторов, влияющих на отношение к работе: организационные факторы (условия работы) и личностные факторы, (характеристики работающих людей). Организационные факторы:

    1) система вознаграждений компании – оплата труда, продвижение по службе;

    2) воспринимаемое качество руководства – личные и профессиональные качества руководства;

    3) степень участия людей в принятии важных решений.

  Природа самой профессии играет важную роль в удовлетворенности работой (монотонность, разнообразие работы, работа по способностям и т. д.).

  Личностные  факторы, влияющие на удовлетворенность  работой: статус и стаж работы, соответствие работы интересам, удовлетворенность  человека жизнью в целом.

  Отдельные люди и группы часто вступают в  конфликт – они работают друг против друга, пытаются помешать интересам  друг друга. Конфликты напрямую связаны  с агрессией.

  Эти понятия не идентичны. Агрессия выражается в попытках причинить вред. Причины  конфликтов:

  1. 1) несовместимость интересов;
  2. 2) другой человек мешает интересам воспринимающего человека.

Причины конфликта на рабочем  месте: организационные (связаны со структурой и функционированием компании); межличностные (связаны с социальными взаимоотношениями). 

Факторы, влияющие на смену  установок.

В процессе человеческого общения, социального  взаимодействия установки преобразуются. В общении всегда есть элемент  осознанного или неосознанного  стремления изменить установки другого  человека.

     Установки образуют систему. Установки, находящиеся  в центре и образующие большое  количество связей называются центральными, фокальными установками (установки  к знаниям, связанные с мировоззрением и моральным кредо личности).

     Главная центральная установка – это  установка к собственному «Я», так  как в процессе социализации мы всегда соотносим все значимые для нас  явления с мыслью о себе. Установка  самооценки собственного «Я» оказывается  в пересечении всех связей системы. Изменение фокальной установки  не возможно без разрушения целостности  личности. Концепция своего «Я» отрицательна только у крайне невротичных людей1.

     Периферийные  установки имеют мало связей и  поэтому легче и быстрее поддаются  изменению.

     При изменении установки возможны следующие  ситуации:

  • соседние установки изменяются по направленности ( с + на -);
  • может измениться степень важности установки;
  • может измениться принцип связи между соседними установками.

     Человек стремится избегать информации, которая  способна вызвать когнитивный диссонанс  – несоответствие между установками  или установками и реальным поведение человека2.

     В случае сбалансированной системы установок  речевое воздействие другого  человека или группы действует по принципу ассимиляционного контрастного действия (Если мнение человека близко к мнению оратора, происходит объединение  мнений (ассимиляция), если противоположно – человек еще больше убеждается в своей правоте (контраст)).

      

     Методы  воздействия:

     Совокупность  приемов реализующих воздействие  на:

     -потребности,  интересы, склонности, мотивацию;

     -на  установки, групповые нормы, самооценки  людей;

     -на  состояние, в котором человек  находится и которое изменяет  его поведение3.

     Чтобы изменить мотивацию человека вовлекают  в новую деятельность. Для изменения  поведения надо изменить иерархию его  мотивов, актуализация мотивов более  низкой сферы (метод регрессии). 
 

     Установка как психологическая  основа стереотипа. 

     Требуемая социальная установка формируется  у человека:

  • если он периодически включается в соответствующую деятельность;
  • многократно получает соответствующую информацию;
  • если он включается в престижную, значимую для него группу, в которой эта установка поддерживается (кооптация).

     Для формирования установки на требуемое  отношение или оценку события, используется метод ассоциативного или эмоционального переноса (включить объект в один контекст с тем, что уже имеет оценку, или вызвать эмоцию по поводу этого  контекста).

     Для усиления (актуализации) установки, способной  вызвать эмоциональный или моральный  протест человека, используется прием  «совмещения стереотипных фраз», с  тем, что хотят внедрить (стереотипные фразы снижают внимание, эмоциональное  отношение человека на какой-то момент, достаточный для срабатывания установки).

     Для изменения эмоционального отношения  и состояния человека к текущим  событиям эффективен прием «воспоминания  горького прошлого» (при виде прошлой  жизни в черном свете происходит снижение недовольства сегодняшним  днем).

     Для разрядки отрицательного эмоционального состояния людей в требуемом  направлении и с требуемым  эффектом используют прием «канализации настроения» (провоцирование, изливание гнева толпы на «стрелочника»).

     Если  мотивация, установки и эмоциональное  состояние людей учтены, воздействие  наиболее эффективно.

     Чтобы изменить поведение группы необходимо изменить групповые нормы (групповые  нормы определяют, регулируют поведение  людей и группы в целом). Активное воздействие на групповые нормы  может осуществить лидер либо включение в другую деятельность. 

     Считается, что любое воздействие на человека можно рассматривать с точки  зрения теории установки. Когда оно  имеет социальную природу, то говорят  о социально-психологической природе  установки. Понимание механизма  действия установок облегчается  пониманием действия принципа так называемой доминанты4. 

Стереотипы  поведения. 

Стереотип (от др.-греч. στερεός — твёрдый, объёмный и τύπος — «отпечаток») (Википедия) - устойчивое (чрезвычайно) и ограниченное представление о социальном объекте или ситуации, которым человек незадумываясь руководствуется своим поведением.

Понятие «стереотип» в общественно-политический западный дискурс вошло по предложению Уолтера Липпмана, которое он применил в описании своей оригинальной концепции общественного мнения в 1922 г.

В наше время достаточно широко распространены стереотипы понимания социального развития человека, часто декларируемые на публицистическом уровне средствами массовой коммуникации. К ним относятся:

  1) стереотип ограничения возраста социального развития;

  2) стереотип абсолютизации детства;

  3) стереотип абсолютизации факторов предопределенности;

Информация о работе Социальные установки и стереотипы поведения