Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 21:55, контрольная работа
тематика исследования получает интерес в научных кругах, в другой стороны, как было показано, существует недостаточная разработанность и нерешенные вопросы. Это значит, что данная работа помимо учебной, будет иметь теоретическую, так и практическую значимость.
Определенная значимость и недостаточная научная разработанность проблемы, Социальные технологии определяют научную новизну данной работы.
Введение………………………………………………………………..3
1. Что такое социальные технологии…………………………………4
2.Основные виды социальных технологий…………………………..6
3. Принципы классификации социальных технологий…………..….7
Заключение…………………………………………………………....15
Список используемой литературы…………………………………..16
Соблюдение
этого принципа предполагает переход
от концепции жесткого, авторитарного
управления к принципиально иной
системе самоорганизации
К принципам разделения социального пространства относится стратификационно-классовый подход к социальным явлениям и процессам. Он может быть положен в основу изучения разных социальных отношений, различного социального положения тех или иных социальных групп, так называемых страт, в том или ином обществе. В западной социологии метод структурирования общества по положению, которое занимают в нем различные социальные слои и группы, чаще называют стратификацией. Стратификацию определяют как структурированное неравенство, существующее между различными группами людей. Стратификационно-классовый подход используется в социологии не только при построении концептуальных схем, но и при разработке их технологического обеспечения. Изучение социальных явлений, которые указывают на расслоение в обществе, все в большей мере становится объектом социального исследования и основанием для типологизации тех методов воздействия, которые используются применительно к управлению процессами в рамках того или иного социального слоя, класса, группы.
Еще одним основанием для типологизации социальных технологий является принцип деления общества на макро- и микросреду их подсистемами — социальными институтами, социальными общностями, структурными образованиями. При этом каждая подсистема может рассматриваться как относительно самостоятельное целое.
Существенно обогащает наше представление о типологизации социальных технологий деятельностный подход. "Чтобы деятельность получила право называться технологией, — подчеркивает болгарский ученый Н. Стефанов, — необходимо, чтобы она была сознательно и планомерно расчленена на элементы, реализующиеся в определенной последовательности". М. Марков предлагает рассматривать технологию социальной деятельности в двух аспектах: как систему знаний об организации действительности, связанную с выполнением этапов, операций, методов по формированию общественных явлений, и как технологизацию самих знаний в процессе деятельности, которая выражается в трудовых действиях людей, соответствующих требованиям конкретных, специфических социальных структур. Технология социальной деятельности предполагает создание научно обоснованной социально-технологической модели, направленной как на преобразование социального пространства, так и оптимизацию самой деятельности по его освоению, придание ей более оптимальной формы, современных средств, эффективных приемов и т.п.
В целом речь идет о целостной теоретической и методологической концепции обновления социального пространства средствами его технологизации, что обеспечивает высокую степень его научного освоения и эффективность решения социальных проблем.
Многоуровневая
модель технологизации может быть построена
в зависимости от того, как, по каким
принципам функционирует
"матрешка":
социальные отношения имеют
"водоворот":
развитие напоминает
"ступени":
смена парадигм
"цепи":
формирование связей и
Очевидно, все эти варианты, отражая сложную мозаику социальных связей и отношений, противоречивость процесса социализации, взаимодействия и самореализации людей в границах социального пространства, позволяют строить различные модели технологизации.
Теоретико-познавательный уровень технологизации социального пространства, включающий анализ ситуации, прогнозирование, выработку стратегии и тактики, составляет как бы первый, начальный его уровень.
Второй
уровень относится к
Таким образом, складывается трехуровневая модель социального познания:
1-й уровень
— познание высшего порядка
по характеру охвата
2-й уровень
— дифференциация
3-й уровень
— эмпирическое познание, изучение
социальных явлений на
Структурирование социальных технологий может быть осуществлено по многим основаниям. Например, глобальная модель выживания человечества, разработанная американскими учеными по заказу Римского клуба, была рассчитана по критерию конечности, истощаемости ресурсов.
По
критерию целостности социальных систем
различаются универсальные
Важность этого критерия для освоения, например, социального пространства России не вызывает сомнения. Целостность государственных границ, сохранение и укрепление российского государства, поиск технологии социального согласия, разрешение межнациональных конфликтов, государственного устройства, разделения властей — все это имеет для теории и практики управления первостепенное значение. Например, профессиональное владение этими технологиями госаппаратом, людьми, принимающими государственные решения, соответствующая времени информационная и технологическая культура могли бы явиться важными факторами укрепления российской государственности, освоения социального пространства России в условиях мира и национального согласия.
По критерию иерархичности проблем управления различают технологии решения мировых, континентальных, государственных (федеральных), региональных, территориально-отраслевых проблем местного самоуправления, трудовых ассоциаций. Речь прежде всего идет о правах человека, загрязнении окружающей среды, повышении качества жизни, обеспечении продовольствием, состоянии здоровья людей, социальном обеспечении и т.п.
В связи с этим особое внимание в нынешней ситуации должно быть уделено глобальным технологиям предотвращения кризисов, катастроф, конфликтов: техногенных, экологических, военных, продовольственных, демографических и др., которые оказывают существенное влияние на континентальные, государственные и другие технологии, ибо в мире все взаимосвязано.
По сферам жизнедеятельности людей различают экономические, политические, духовно-культурные, технологии управления социальными процессами.
По видам деятельности людей различают: технологии промышленно-трудовые, аграрные, учебные, внедренческие, семейно-бытовые и др.
По масштабу общественной проблемы принято выделять два класса технологий: универсальные и частные. Высокая, средняя и низкая степени развития социальной системы, социального интеллекта также требуют своего специфического подхода к технологизации социального пространства.
Социальная
технология всегда детерминирована общественной
проблемой и направлена на ее решение,
вначале в процессе социодиагностики,
познания, затем — технологизации. Поэтому,
выдвигая задачу фундаментального или
прикладного социологического исследования,
социолог сначала ориентируется на технологию
диагностики общественной проблемы (программа
исследования), а потом на технологию получения
конечного результата. Поэтому социальные
технологии не могут быть абстрактными,
их построение обычно исходит из логики
самого социологического исследования,
отражая суть конкретных явлений. Чем
выше уровень этого совпадения, тем обычно
эффективнее социальные технологии, которые
призваны решать общественные проблемы
адаптивными методами, воздействовать
на процессы в соответствии с целями управления.
Заключение
Следует подчеркнуть, что если исследователь, социальный технолог, менеджер в социальной сфере и др. встречаются с новой общественной проблемой, не имеющей аналогов решения, то речь идет об инновационной технологии. Если же новая задача технологически уже решена и речь идет о тиражировании, распространении технологий, обучении персонала управления уже известным способом решения назревших проблем, то такие технологии составляют класс традиционных или рутинных. Так, в научной литературе описаны и широко применяются в практике образовательные, информационные технологии, разрешения конфликта, адаптации личности и др.
Социальные технологии, являясь связующим звеном между социологической теорией и методологией, с одной стороны, и социальной практикой — с другой, обеспечивают научно обоснованный выбор оптимальных способов воздействия субъектов управления на объект с целью создания благоприятных условий жизнедеятельности людей. Если социальные технологии строятся на недостаточно выверенной базе данных социальных наук и социальной статистики и трудно проверяемых прогнозах, то в таких случаях правомерно говорить о квазитехнологиях.
Итак,
в процессе разработки и внедрения
социальных технологий разного типа
и класса создается интеллектуальная
атмосфера, в которой всем есть место для
самореализации.
Список
используемой литературы
1. Паничев
М.Г., Мурадьян С.В. Организация и технология
отрасли. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
2. Храмцов
А.Ф. Социальная политика в переходном
обществе. Россия и мировой опыт. - М.: Институт
сравнительной политологии и проблем
рабочего движения РАН, 2000.
3. Кравченко
А.И. Социология для экономистов: Учеб.
пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
4.Бабосов
Е.М. Социология. Мн., 1998. Гл.32. Социальное
управление.
5.Сергейчук
А.В. Социология управления: Учебник.- СПб.:
Изд. дом «Бизнес-пресса», 2002.
6.Социальное управление: Курс лекций.- М.: Изд-во РАГС, 2000.