Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 22:17, курсовая работа
Цель настоящей работы – проанализировать проблему социально – психологической и профессиональной адаптации молодых специалистов на примере железнодорожной службы.
Объект исследования - адаптация личности к профессиональной деятельности.
Предмет исследования – психологические и профессиональные условия профессиональной адаптации молодых специалистов к современному рынку труда.
Введение 1
1. Социально – психологическая адаптация 3
2. Профессиональная адаптация 9
3.Адаптация молодых сотрудников на производстве 10
Заключение 18
Список литературы: 20
2.
Организации технологии
3. Организации информационного обеспечения процесса адаптации (сбор и оценка показателей ее уровня и длительности).
На профессиональное развитие молодых специалистов в значительной степени влияют первые годы работы, поскольку именно этот период считается своего рода тем "испытательным сроком", который в дальнейшем определяет позиции специалиста в социальной и профессиональной среде.
Профессиональную адаптацию специалистов можно определить как процесс вхождения в новую трудовую ситуацию, в которой личность и рабочая среда взаимно влияют друг на друга, формируя новую систему взаимодействий и отношений внутри коллектива. Поступая на работу, молодой специалист активно включается в систему профессиональных и социально-психологических отношений внутри организации, усваивает новые нормы и ценности, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями и задачами производства.
В качестве основных элементов профессиональной адаптации молодого специалиста можно выделить следующие:
Профессиональная адаптация выражается в определенном уровне овладения профессиональными навыками и умениями, формировании профессионально необходимых качеств личности, развитии устойчивого положительного отношения работника к своей профессии. Адаптированность человека к трудовой среде проявляется в его реальном поведении, а также в таких конкретных показателях трудовой деятельности, как эффективность труда, усвоение социальной информации и ее практическая реализация, рост всех видов активности, удовлетворенность различными сторонами трудовой деятельности7.
Основную роль в процессе успешной профессиональной и психологической адаптации играют служба управления персоналом компании и психологи, разрабатывающие комплекс мероприятий, который позволяет снизить как временные, так и психологические затраты на адаптацию новых сотрудников.
Рассмотрим в качестве примера процесс адаптации молодых специалистов на примере железнодорожного транспорта.
На предприятиях железнодорожного транспорта в настоящее время работают более 20 тыс. молодых специалистов, профессиональное становление которых является важнейшим компонентом кадровой работы отрасли.
На
базе Отраслевого центра психологических
исследований было проведено исследование,
направленное на выявление факторов
адаптации молодых специалистов
различных предприятий сети железных
дорог. В исследовании принимали участие
молодые специалисты в возрасте до 25 лет
(52,6%) и от 25 до 30 лет (47,4%). Стаж работы по
специальности у 33% составлял менее года,
у 31% от года до двух лет, у 36% от двух до
трех лет. При этом 82,6% составляли мужчины
и 17,4% женщины. Степень удовлетворенности
сотрудников различными сторонами профессиональной
деятельности представлена в таблице
1.
Рис. 1 Удовлетворенность выбранной специальностью
Таблица 1. Степень удовлетворенности различными сторонами профессиональной деятельности, %
Показатель | Удовлетворен | В среднем удовлетворен | Не удовлетворен |
Оплата труда | 36 | 22 | 42 |
График работы | 56 | 32 | 12 |
Отношения с коллегами | 90 | 8 | 2 |
Условия труда на рабочем месте | 50 | 30 | 20 |
Отношения с непосредственным руководителем | 77 | 17 | 6 |
Отношения с руководством предприятия | 76 | 20 | 4 |
Перспективы профессионального роста | 40 | 35 | 25 |
Работа в целом | 62 | 33 | 5 |
Одним
из важнейших компонентов
Важным элементом процесса адаптации считается и профессиональная подготовка. Подготовленными считают себя 66% молодых специалистов, плохо подготовленными 16% (рис.2). При этом 57% молодых специалистов имели достаточно реальное представление о своей будущей работе, а для 30% ожидания не соответствовали выполняемым обязанностям (рис. 3).
Рис. 2 Оценка своей подготовки к работе после окончания учебного заведения
Рис.
3 Соответствие реальной
ситуации на работе
ожиданиям
Безусловно, низкий уровень профессиональной подготовки осложняет адаптацию, увеличивает ее сроки и требует бoльших финансовых вложений. Кроме того, несоответствие реальной работы ожиданиям может говорить о недостаточном количестве практических занятий в процессе обучения специалистов. Степень удовлетворенности молодых специалистов различными сторонами трудовой деятельности характеризуется данными, приведенными в таблице.
Представления о перспективе, знание о возможностях карьерного роста являются одним из важнейших факторов адаптации (рис. 4). Однако только 35% молодых специалистов знают о перспективах профессионального роста и о своей возможной деловой карьере, остальные 65% либо совсем не знакомы с этим, либо знакомы в общих чертах. В связи с этим необходимо усилить работу по ознакомлению молодых специалистов с возможностями их продвижения по карьерной лестнице, так как решение этих вопросов касается не только адаптации, но является стимулирующим механизмом производственной деятельности. Проведенные в центре исследования показали, что 25% опрошенных не удовлетворены перспективой профессионального роста (рис. 5). При этом 71% молодых специалистов, неудовлетворенных перспективой профессионального роста, не знали о ней, а 70% не довольны оплатой труда и, возможно, поэтому не видят своей дальнейшей перспективы.
Рис.
4 Осведомленность
о возможной карьере,
перспективах роста
Рис. 5 Удовлетворенность перспективой профессионального роста
Значительную роль в процессе трудовой адаптации играет наличие наставника. Безусловную важность влияния наставника на процесс адаптации отмечают 91% молодых специалистов (рис. 6). При этом следует обратить внимание на то, что 50% молодых специалистов, не имеющих наставника, лишены помощи при адаптации. Кроме того, наличие наставника влияет и на удовлетворенность профессиональным ростом. Так, 53% молодых специалистов, имеющих наставников, удовлетворены перспективой своего профессионального роста, а среди тех, кто работает без наставника, их только 29%.
Взаимоотношения молодых специалистов с коллегами являются благоприятным фактором для адаптации, как и удовлетворенность отношениями с руководством (рис. 7). Так, практически 76% молодых специалистов удовлетворены взаимоотношениями с руководством предприятия.
Рис. 6 Оценка содействия наставника в адаптации по мнению молодых специалистов
Рис. 7 Удовлетворенность отношениями руководством предприятия
Рис. 8 Удовлетворенность оплатой труда
Рис.
9 Регулярность выполнения
работы, не входящей в круг непосредственных
обязанностей молодых специалистов
Одним из основных факторов скорейшей адаптации молодых специалистов на производстве является удовлетворенность оплатой труда. Исследования, проведенные в центре, показали, что значительная часть молодых специалистов (42%) не удовлетворены размером оплаты труда (рис. 8).
Однако следует отметить, что, несмотря на неудовлетворенность заработной платой, людей удерживают на работе хорошие отношения в коллективе (84%), положительные отношения с непосредственным руководителем (76%) и с руководством предприятия (60%). Помимо этого для многих респондентов важным оказывается продолжение профессиональной династии (68%) и удовлетворенность работой в целом (46%).
Одной из проблем, мешающих адаптации молодых специалистов на производстве, является выполнение большого объема работ, не входящих в круг их непосредственных обязанностей (рис. 9). Например, более 50% респондентов отмечают, что такую работу им приходится делать довольно часто.
Оценивая факторы, помогающие адаптации, сами молодые специалисты как наиболее действенные, выделили мотивационные (желание работать и интерес к работе), поддержку коллег и личностные качества (рис. 10).
К числу наиболее значимых аспектов, мешающих специалистам быстро и успешно адаптироваться к работе, относятся: недостаток практики во время обучения (33%); недостаток общей информации по целям и задачам организации (30%); слабая подготовка в учебном заведении к реальным условиям работы (23%); невнимательное отношение со стороны руководства (22%)8.
Неудовлетворенность
жилищными условиями также
Рис. 10 Аспекты трудовой деятельности, помогающие молодым специалистам адаптироваться к работе
Рис.
11 Мероприятия, необходимые
для закрепления молодых
специалистов на предприятии
В связи с этим самими молодыми специалистами предложен комплекс мероприятий, направленных на закрепление кадров (рис. 11). В первую очередь это касается материальной сферы- заработной платы и обеспечения жильем. Это говорит о том, что социальная детерминанта не является доминирующей в первые годы работы.
Таким образом, адаптация молодых специалистов на современном рынке труда представляет собой многоплановый процесс согласования взаимных ожиданий человека как субъекта труда и профессиональной среды. Это процесс активного приспособительного взаимодействия специалиста с внешней профессиональной средой, при котором, на основе взаимных изменений, происходит гармонизация отношений личности и среды, устанавливаются внутренние и внешние состояния равновесия;
Основу профадаптационного процесса составляют потребности специалиста, среди которых ведущую роль играют потребности в физическом существовании, в профессиональном и личностном самоутверждении. Степень актуализации и содержательные характеристики этих потребностей создают своеобразие профадаптационного процесса личности, преобладание в нем приспособительной (адаптивной) или преобразующей (адаптирующей) тенденции.