Социальная ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:38, контрольная работа

Описание работы

Рассматривая менеджмент как разновидность управления, следует отметить, что главным в характеристике его сущности является то, что это один из видов человеческой деятельности. Предметом изучения менеджмента является особая разновидность организационных отношений между людьми, имеющих форму информационного обмена и связанных с осуществлением руководства деловыми и хозяйственными процессами. Менеджмент как наука описывает и анализирует эти отношения, выявляет факторы, влияющие на них, направляет свои усилия на изучение природы управленческого труда, выявление условий его эффективности, установление причинно-следственных связей в процессе принятия управленческих решений.

Содержание

1 Понятие, определение, особенности, предназначение и значимость
менеджмента.............................................................................................3
2 Социальная ответственность бизнеса в России и за рубежом.............7
Список литературы...................................................................................18

Работа содержит 1 файл

Понятие менеджмента Соц.ответст. бизнеса. ТМ упр.истор.мысль.docx

— 20.48 Кб (Скачать)

Третий уровень, внешний  по отношению к отдельной корпорации, но не к бизнес - сообществу в целом, охватывает программы и направления  деятельности, сфера действия которых  выходит за рамки предприятия. Объектом социальных инвестиций в данном случае становятся население территорий либо отдельные его категории, где  разворачивается деятельность корпорации. Сюда попадают все благотворительные  программы и частично программы, изначально нацеленные на создание благоприятных  условий деятельности компании, дающие «сопутствующий эффект» например, вложения в транспортную инфраструктуру региона, благоустройство территории, освещение  улиц. В отличие от персонального  отчисления налогов данная форма  позволяет проследить за целесообразным использованием средств и получить конкретный конечный результат в  виде повышения качества жизни и  улучшения среды обитания4.

Для такого расширения сферы  социальной ответственности предпринимательства  необходимо формировать партнерские  отношения с государством на всех уровнях — от муниципального до федеральной власти, а также внутри бизнес - сообщества.

Социальная ответственность  в наиболее широком понимании  предполагает участие последнего в  разработке и проведении государственной  социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие.

В нашей стране обсуждение социальной ответственности бизнеса стало  реакцией на особенности переходного  периода от социалистической к рыночной экономике. Если обратиться к истории, то в России социальное направление  в деятельности бизнеса вполне сложилось  уже в конце XIX столетия. В дореволюционный  период эта деятельность осуществлялась в форме филантропических и благотворительных  проектов: строительство школ, больниц, жилья для рабочих и т.д. В  послереволюционные годы филантропические традиции были утеряны. Но позднее в  Советском Союзе утвердилась  идея предприятия – социального  гаранта, выполняющего широкий круг социальных функций и обладающего  собственной социальной инфраструктурой. Объем и качество предоставляемых  работникам социальных услуг находились в прямой зависимости от величины предприятия и его места в  ведомственной иерархии. В 1980-е гг. 32 млн. советских граждан проживали  в квартирах, находившихся на балансе  предприятий; 30 млн. – пользовались принадлежащими предприятиям медицинскими учреждениями (поликлиниками, профилакториями, медицинскими пунктами); 1,5 млн. детей  ежегодно отдыхали в принадлежащих  предприятиям детских оздоровительных  учреждениях5. В 1993 г. только учтенные статистикой социальные расходы предприятий составляли 3,3% ВНП, предприятия на одну четверть покрывали расходы жилищно-коммунальной системы, образования, культуры и спорта6.

С началом рыночных реформ социальная политика предприятий подверглась  радикальному пересмотру. Подавляющее  большинство предприятий вынуждены  были для своего выживания всемерно сокращать любые виды расходов, которые  не приносили доходов в краткосрочной  перспективе. В результате за десятилетие  реформ две трети социальных объектов, принадлежавших предприятиям, были переданы муниципалитетам, процесс этот шел  стихийно, никем не просчитывался  и не контролировался7.

С выходом из кризиса и с началом  экономического подъема (2000-е гг.) и  переходом предприятий от выживания  к развитию часть из них приступила к реструктуризации социальной инфраструктуры и оптимизации ее профильной деятельности. Использование социальных объектов стало рассматриваться предприятиями  в рамках реализации осознанной социальной политики. Актуализацию проблем социальной ответственности руководители российских бизнес-структур объясняют вступлением  страны в новый этап общественного  развития и естественным «взрослением»  российского капитализма8.

Описанную этапность не следует  абсолютизировать. Ряд российских компаний и сегодня продолжают сокращать  социальную сферу, другие только переходят  к этапу ее стабилизации и, возможно, еще долго не придут к оптимизации. Эти этапы отражают различия в  типах результатов, принимаемых  во внимание, и в масштабе времени, в котором сопоставляются издержки и выгоды, связанные с деятельностью  социальной инфраструктуры.

Переход от одного этапа к другому  зависит как от экономического положения  компаний, так и от уровня осознания  экономическими субъектами социальных проблем, с которыми они сталкиваются сегодня или столкнутся в будущем. На сегодняшний день уже многие российские компании осознали необходимость проведения системной социальной политики. Это  стимулирует их руководителей к  созданию управленческих структур, отвечающих за реализацию социальной политики, внедрению  на своих предприятиях новых социальных технологий, а также выстраиванию партнерских отношений с властями разного уровня на поле социальной политики.

Российский бизнес в целом  готов двигаться в сторону  большей социальной ответственности  и социальной отчётности в случае её легитимации и определения  рамок со стороны государства. Вне  зависимости от позиции государства  российский бизнес, продающий свои товары и услуги за рубежом, а также  заинтересованный в увеличении своей  капитализации на мировом рынке, будет активизировать свои социальные программы, вводить социальную отчётность.

Вмешательство государства  в область социальной ответственности  бизнеса должно носить рекомендательный, рамочный характер. Государство должно и может стимулировать развитие социальной ответственности бизнеса, причём не столько материально, сколько  с моральной стороны. Иначе говоря, особенно важным для развития социальной ответственности в стране является моральная поддержка данных процессов  со стороны государства учреждение званий, медалей, премии и грамот9.

Социальная ответственность  бизнеса с точки зрения российских экспертов включает в себя три  основные составляющие:

- законопослушность бизнеса,  то есть добросовестную уплату  налогов;

- ответственность за развитие  своих сотрудников;

- ответственность перед  социальным окружением, которое  включает в себя не только  непосредственных партнёров по  бизнесу, но и местное сообщество.

В мировой практике деятельность в области социальной ответственности бизнеса воспринимается как прагматичное направление бизнеса и является одним из инструментов, который позволяет:

- Укрепить репутацию и  имидж компании. Добросовестная  и социально ответственная практика  ведения бизнеса приводит к  укреплению репутации и имиджа  компании в глазах широкой  общественности и делового сообщества. Социально ответственное поведение  компании проявляется в сокращении  издержек взаимодействия с органами  власти, а также повышает привлекательность  компании как работодателя.

- Повысить качество управления  бизнесом. Социально ответственное  ведение бизнеса находит непосредственное  отражение в повышении качества  управления компанией. Компании, придерживающиеся социально ответственной  практики ведения бизнеса, получают  такие преимущества, как повышение  производительности труда персонала,  сокращение операционных затрат, а также увеличение продаж  и рост лояльности клиентов.

- Повысить инвестиционную  привлекательность компании. Следование  принципам этической, социально  и экологически ответственной  практики ведения бизнеса приводит  к повышению инвестиционной привлекательности  компании. Что, в свою очередь,  проявляется в улучшении финансовых  показателей деятельности компании  и открывает более свободный  доступ к капиталу10.

Любая успешная компания опирается  в своей деятельности, прежде всего  на единую стратегию развития бизнеса. Бизнес-стратегии определяют бизнес-цели верхнего уровня, к которым стремится  компания в своем развитии.

Примерами таких целей  могут служить:

- рост рыночной капитализации  компании;

- лидерство в одной  или нескольких сферах деятельности;

- захват новых рынков  и диверсификация;

- повышение доходности  бизнеса; 

- выход из кризисной  ситуации / улучшение положения компании.

Выбор одной или нескольких целей в качестве приоритетных фактически определяет основные направления развития компании, а также механизмы и  действия, обеспечивающие достижение этих целей. Практика ведущих зарубежных компаний показывает, что социальной ответственности бизнеса также рассматривается через призму стратегических бизнес-целей. Прежде всего, это выражается в выборе тех стейкхолдеров, отношения с которыми являются для компании приоритетными. Этот выбор определяет, какими конкретно методами будет пользоваться компания в процессе управления. Ведь, каждая группа стейкхолдеров имеет собственные ожидания относительно деятельности компании. И именно на этих ожиданиях базируется их отношение к компании.

В мире существует несколько устоявшихся  моделей социальной ответственности  бизнеса, каждая из которых отражает тот общественно-экономический уклад, который исторически сложился в  той или иной стране. Спектр международных  моделей социальной ответственности  бизнеса определяется в первую очередь  дилеммой: бизнес самостоятельно определяет меру своего вклада в развитие общества или официальные и неофициальные  институты производят согласование общественных интересов, которые затем  трансформируются в обязательные требования к бизнесу. Считается, что американская модель социальной ответственности бизнеса наиболее богата своими традициями. Британская и континентальная системы получили в своем развитии наибольший импульс в последние 20-25 лет благодаря отдельным внешним побудителям. Модели социальной ответственности бизнеса в США и Европе совсем недавно были определены как «открытые» и «скрытые» формы корпоративной социальной ответственности.

Открытая форма корпоративной  социальной ответственности обозначает линию поведения корпорации, которая  приводит корпорацию к принятию на себя ответственности за решение  тех вопросов, в которых заинтересовано общество. Скрытая форма корпоративной социальной ответственности обозначает официальные и неофициальные институты страны, через которые ответственность корпораций за общественные интересы согласована с корпорациями или предписана им. Скрытая форма корпоративной социальной ответственности обычно включает в себя те ценности, нормы и правила, которые зачастую ведут к обязательным требованиям в отношении корпораций в вопросах, которые общественные, политические и экономические интересы (страны) рассматривают как надлежащие и обоснованные обязанности юридических лиц. Америка выработала многочисленные механизмы участия бизнеса в социальной поддержке общества, как-то: немыслимое количество корпоративных фондов, нацеленных на решение разнообразных социальных проблем за счет бизнеса. Для США характерно минимальное вторжение государства в частный сектор. Несмотря на это Америка известна традициями систематического участия бизнеса и/или его представителей в финансировании самых разнообразных некоммерческих проектов. Классическим примером может являться Фонд Билла и Мелинды Гейтс с капиталом почти 27 миллиардов долларов, полностью финансируемый из личного состояния супругов Гейтс для целей улучшения систем образования и здравоохранения в различных странах мира11.

Модель корпоративной социальной ответственности в континентальной  Европе имеет свои особенности. В  отличие от США, где она инициируется самими компаниями, выходя далеко за рамки  требований законодательства в вопросах взаимоотношений компаний со своими стейкхолдерами, европейские корпорации более заметны в вопросах ограничения  своей ответственности перед  обществом. Европейская модель корпоративной  социальной ответственности не является открытой линией поведения компании. Наоборот, та корпоративная деятельность, которая традиционно рассматривается  в США как корпоративная социальная ответственность (т.е. проводимая исключительно  по инициативе самого бизнес-сообщества), в Европе, как правило, регулируется нормами, стандартами и законами соответствующих государств.

Следуя модели корпоративной социальной ответственности, рассматривающей  экономическую, юридическую, этическую  ответственность компаний и их благотворительную  деятельность, можно выделить следующие  отличия континентальной модели от американской:

 •Экономическая ответственность в основном фокусируется на аспекте прибыльности бизнеса и на ответственности компании перед ее акционерами (типично американский подход). Европейцы в данную группу отношений также относят ответственность перед работниками предприятия и местными сообществами;

•Юридическая ответственность является базой для любой формы социальной ответственности в Европе. Европейский бизнес рассматривает государство как институт, приводящий в исполнение принятые правила поведения, в то время как в Штатах подобное государственное регулирование воспринимается скорее как вмешательство в вопросы личной свободы;

•Большинство социальных проблем относятся европейскими компаниями к сфере этической ответственности. Европейцы вообще не очень склонны доверять частному сектору. Именно этим объясняется более высокий уровень внимания к бизнесу со стороны общественности в Европе, чем в каких-либо других странах;

•Благотворительность не так популярна в Европе, как в США. Последнее объясняется уровнем налогового бремени, значительно превышающим американские аналоги как следствие, европейские компании принимают участие в филантропических акциях преимущественно через юридически закрепленные механизмы12.

Одной из основных особенностей континентальной  модели социальной ответственности  бизнеса является его государственное  регулирование. Поэтому эту модель зачастую относят к скрытым формам. Несмотря на существенные различия стран Континента в применении концепции социальной ответственности бизнеса, схожего между ними больше. Это проявляется прежде всего в том, что европейские политики придают большое значение поддержке разнообразных инициатив в социальной ответственности бизнеса.

Информация о работе Социальная ответственность