Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:38, контрольная работа
Рассматривая менеджмент как разновидность управления, следует отметить, что главным в характеристике его сущности является то, что это один из видов человеческой деятельности. Предметом изучения менеджмента является особая разновидность организационных отношений между людьми, имеющих форму информационного обмена и связанных с осуществлением руководства деловыми и хозяйственными процессами. Менеджмент как наука описывает и анализирует эти отношения, выявляет факторы, влияющие на них, направляет свои усилия на изучение природы управленческого труда, выявление условий его эффективности, установление причинно-следственных связей в процессе принятия управленческих решений.
1 Понятие, определение, особенности, предназначение и значимость
менеджмента.............................................................................................3
2 Социальная ответственность бизнеса в России и за рубежом.............7
Список литературы...................................................................................18
Третий уровень, внешний
по отношению к отдельной
Для такого расширения сферы
социальной ответственности
Социальная ответственность
в наиболее широком понимании
предполагает участие последнего в
разработке и проведении государственной
социально-экономической
В нашей стране обсуждение социальной ответственности бизнеса стало реакцией на особенности переходного периода от социалистической к рыночной экономике. Если обратиться к истории, то в России социальное направление в деятельности бизнеса вполне сложилось уже в конце XIX столетия. В дореволюционный период эта деятельность осуществлялась в форме филантропических и благотворительных проектов: строительство школ, больниц, жилья для рабочих и т.д. В послереволюционные годы филантропические традиции были утеряны. Но позднее в Советском Союзе утвердилась идея предприятия – социального гаранта, выполняющего широкий круг социальных функций и обладающего собственной социальной инфраструктурой. Объем и качество предоставляемых работникам социальных услуг находились в прямой зависимости от величины предприятия и его места в ведомственной иерархии. В 1980-е гг. 32 млн. советских граждан проживали в квартирах, находившихся на балансе предприятий; 30 млн. – пользовались принадлежащими предприятиям медицинскими учреждениями (поликлиниками, профилакториями, медицинскими пунктами); 1,5 млн. детей ежегодно отдыхали в принадлежащих предприятиям детских оздоровительных учреждениях5. В 1993 г. только учтенные статистикой социальные расходы предприятий составляли 3,3% ВНП, предприятия на одну четверть покрывали расходы жилищно-коммунальной системы, образования, культуры и спорта6.
С началом рыночных реформ социальная
политика предприятий подверглась
радикальному пересмотру. Подавляющее
большинство предприятий
С выходом из кризиса и с началом
экономического подъема (2000-е гг.) и
переходом предприятий от выживания
к развитию часть из них приступила
к реструктуризации социальной инфраструктуры
и оптимизации ее профильной деятельности.
Использование социальных объектов
стало рассматриваться
Описанную этапность не следует абсолютизировать. Ряд российских компаний и сегодня продолжают сокращать социальную сферу, другие только переходят к этапу ее стабилизации и, возможно, еще долго не придут к оптимизации. Эти этапы отражают различия в типах результатов, принимаемых во внимание, и в масштабе времени, в котором сопоставляются издержки и выгоды, связанные с деятельностью социальной инфраструктуры.
Переход от одного этапа к другому
зависит как от экономического положения
компаний, так и от уровня осознания
экономическими субъектами социальных
проблем, с которыми они сталкиваются
сегодня или столкнутся в будущем.
На сегодняшний день уже многие российские
компании осознали необходимость проведения
системной социальной политики. Это
стимулирует их руководителей к
созданию управленческих структур, отвечающих
за реализацию социальной политики, внедрению
на своих предприятиях новых социальных
технологий, а также выстраиванию
партнерских отношений с
Российский бизнес в целом готов двигаться в сторону большей социальной ответственности и социальной отчётности в случае её легитимации и определения рамок со стороны государства. Вне зависимости от позиции государства российский бизнес, продающий свои товары и услуги за рубежом, а также заинтересованный в увеличении своей капитализации на мировом рынке, будет активизировать свои социальные программы, вводить социальную отчётность.
Вмешательство государства в область социальной ответственности бизнеса должно носить рекомендательный, рамочный характер. Государство должно и может стимулировать развитие социальной ответственности бизнеса, причём не столько материально, сколько с моральной стороны. Иначе говоря, особенно важным для развития социальной ответственности в стране является моральная поддержка данных процессов со стороны государства учреждение званий, медалей, премии и грамот9.
Социальная ответственность бизнеса с точки зрения российских экспертов включает в себя три основные составляющие:
- законопослушность бизнеса, то есть добросовестную уплату налогов;
- ответственность за развитие своих сотрудников;
- ответственность перед
социальным окружением, которое
включает в себя не только
непосредственных партнёров по
бизнесу, но и местное
В мировой практике деятельность в области социальной ответственности бизнеса воспринимается как прагматичное направление бизнеса и является одним из инструментов, который позволяет:
- Укрепить репутацию и
имидж компании. Добросовестная
и социально ответственная
- Повысить качество управления
бизнесом. Социально ответственное
ведение бизнеса находит
- Повысить инвестиционную
привлекательность компании. Следование
принципам этической,
Любая успешная компания опирается в своей деятельности, прежде всего на единую стратегию развития бизнеса. Бизнес-стратегии определяют бизнес-цели верхнего уровня, к которым стремится компания в своем развитии.
Примерами таких целей могут служить:
- рост рыночной капитализации компании;
- лидерство в одной
или нескольких сферах
- захват новых рынков и диверсификация;
- повышение доходности бизнеса;
- выход из кризисной ситуации / улучшение положения компании.
Выбор одной или нескольких целей в качестве приоритетных фактически определяет основные направления развития компании, а также механизмы и действия, обеспечивающие достижение этих целей. Практика ведущих зарубежных компаний показывает, что социальной ответственности бизнеса также рассматривается через призму стратегических бизнес-целей. Прежде всего, это выражается в выборе тех стейкхолдеров, отношения с которыми являются для компании приоритетными. Этот выбор определяет, какими конкретно методами будет пользоваться компания в процессе управления. Ведь, каждая группа стейкхолдеров имеет собственные ожидания относительно деятельности компании. И именно на этих ожиданиях базируется их отношение к компании.
В мире существует несколько устоявшихся
моделей социальной ответственности
бизнеса, каждая из которых отражает
тот общественно-экономический
Открытая форма корпоративной социальной ответственности обозначает линию поведения корпорации, которая приводит корпорацию к принятию на себя ответственности за решение тех вопросов, в которых заинтересовано общество. Скрытая форма корпоративной социальной ответственности обозначает официальные и неофициальные институты страны, через которые ответственность корпораций за общественные интересы согласована с корпорациями или предписана им. Скрытая форма корпоративной социальной ответственности обычно включает в себя те ценности, нормы и правила, которые зачастую ведут к обязательным требованиям в отношении корпораций в вопросах, которые общественные, политические и экономические интересы (страны) рассматривают как надлежащие и обоснованные обязанности юридических лиц. Америка выработала многочисленные механизмы участия бизнеса в социальной поддержке общества, как-то: немыслимое количество корпоративных фондов, нацеленных на решение разнообразных социальных проблем за счет бизнеса. Для США характерно минимальное вторжение государства в частный сектор. Несмотря на это Америка известна традициями систематического участия бизнеса и/или его представителей в финансировании самых разнообразных некоммерческих проектов. Классическим примером может являться Фонд Билла и Мелинды Гейтс с капиталом почти 27 миллиардов долларов, полностью финансируемый из личного состояния супругов Гейтс для целей улучшения систем образования и здравоохранения в различных странах мира11.
Модель корпоративной
Следуя модели корпоративной социальной ответственности, рассматривающей экономическую, юридическую, этическую ответственность компаний и их благотворительную деятельность, можно выделить следующие отличия континентальной модели от американской:
•Экономическая ответственность в основном фокусируется на аспекте прибыльности бизнеса и на ответственности компании перед ее акционерами (типично американский подход). Европейцы в данную группу отношений также относят ответственность перед работниками предприятия и местными сообществами;
•Юридическая ответственность является базой для любой формы социальной ответственности в Европе. Европейский бизнес рассматривает государство как институт, приводящий в исполнение принятые правила поведения, в то время как в Штатах подобное государственное регулирование воспринимается скорее как вмешательство в вопросы личной свободы;
•Большинство социальных проблем относятся европейскими компаниями к сфере этической ответственности. Европейцы вообще не очень склонны доверять частному сектору. Именно этим объясняется более высокий уровень внимания к бизнесу со стороны общественности в Европе, чем в каких-либо других странах;
•Благотворительность не так популярна в Европе, как в США. Последнее объясняется уровнем налогового бремени, значительно превышающим американские аналоги как следствие, европейские компании принимают участие в филантропических акциях преимущественно через юридически закрепленные механизмы12.
Одной из основных особенностей континентальной модели социальной ответственности бизнеса является его государственное регулирование. Поэтому эту модель зачастую относят к скрытым формам. Несмотря на существенные различия стран Континента в применении концепции социальной ответственности бизнеса, схожего между ними больше. Это проявляется прежде всего в том, что европейские политики придают большое значение поддержке разнообразных инициатив в социальной ответственности бизнеса.