Социальная ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:38, контрольная работа

Описание работы

Рассматривая менеджмент как разновидность управления, следует отметить, что главным в характеристике его сущности является то, что это один из видов человеческой деятельности. Предметом изучения менеджмента является особая разновидность организационных отношений между людьми, имеющих форму информационного обмена и связанных с осуществлением руководства деловыми и хозяйственными процессами. Менеджмент как наука описывает и анализирует эти отношения, выявляет факторы, влияющие на них, направляет свои усилия на изучение природы управленческого труда, выявление условий его эффективности, установление причинно-следственных связей в процессе принятия управленческих решений.

Содержание

1 Понятие, определение, особенности, предназначение и значимость
менеджмента.............................................................................................3
2 Социальная ответственность бизнеса в России и за рубежом.............7
Список литературы...................................................................................18

Работа содержит 1 файл

Понятие менеджмента Соц.ответст. бизнеса. ТМ упр.истор.мысль.docx

— 20.48 Кб (Скачать)

Содержание 

 

 

 

 

1 Понятие, определение,  особенности, предназначение и  значимость   

   менеджмента.............................................................................................3

2 Социальная ответственность бизнеса  в России и за рубежом.............7

Список  литературы...................................................................................18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие, определение,  особенности, предназначение и  значимость менеджмента

 

Понятие «менеджмент» достаточно быстро и прочно вошло в современный  отечественный экономический лексикон, став по своей сути аналогом понятия  «управление». В настоящее время  понятия «менеджмент» и «управление» чаще всего используются как понятия  идентичные, взаимозаменяемые. Однако понятие «управление» более широкое.

В основе термина «менеджмент» лежит английский глагол «tomanage» (управлять), который происходит от латинского «manus» (рука). Отсюда термин «менеджмент» буквально  означает «руководство людьми». Поэтому  и в современной теории и практике под менеджментом понимается процесс  руководства (управления) группами, коллективами1.

Менеджмент можно определить как совокупность принципов, методов, средств и форм управления, направленную на рациональное использование всех ресурсов предприятия (организации) во имя достижения поставленных целей.

Менеджмент дает возможность  управлять организацией таким образом, что ее деятельность оптимизируется, т.е. дает максимальный результат в  данных конкретных условиях.

Рассматривая менеджмент как разновидность управления, следует  отметить, что главным в характеристике его сущности является то, что это  один из видов человеческой деятельности. Предметом изучения менеджмента  является особая разновидность организационных  отношений между людьми, имеющих  форму информационного обмена и  связанных с осуществлением руководства  деловыми и хозяйственными процессами. Менеджмент как наука описывает  и анализирует эти отношения, выявляет факторы, влияющие на них, направляет свои усилия на изучение природы управленческого  труда, выявление условий его  эффективности, установление причинно-следственных связей в процессе принятия управленческих решений2.

Современная научно-техническая  революция не только создала новые  товары, услуги и технологии, но и  во многом преобразовала социально-экономическую  жизнь общества.

Во-первых, коренным образом  изменилась роль человека в производстве. Прежде тот воспринимался лишь как  один из его факторов наряду с машинами и оборудованием; сегодня же превратился  в основной стратегический ресурс организации. Сегодня затраты, связанные с  персоналом, представляются уже не досадными расходами, а инвестициями в «человеческий капитал».

Во-вторых, изменилась роль фирм. Увеличение масштабов их деятельности, появление гигантских производственных комплексов стало оказывать ощутимое воздействие на общество и окружающую среду. В связи с этим в 60-х гг. XX столетия сформировалась концепция  социальной ответственности менеджмента  перед обществом. Она реализуется  путем принесения ему пользы через  прибыль и участие в решении  широкого спектра социальных проблем. Таким образом, менеджмент сегодня  во многом обеспечивает социально-экономическое  развитие не только фирмы, но и общества в целом.

В-третьих, резко ускорились темпы изменений, возросла нестабильность во всех сферах социально-экономической  жизни.

В-четвертых, стали набирать скорость процессы глобализации, обостряться  общечеловеческие проблемы (экологическая, энергетическая, демографическая и  проч.).

В-пятых, в развитых странах  произошел переход от индустриальной к постиндустриальной, а сегодня  и к информационной экономике, основанной на компьютерных технологиях3.

Таким образом, менеджмент – это тип научно-практического управления, т.е. руководство людьми и производством, которое позволяет решать поставленные задачи наиболее гуманным и экономичным путем.

Менеджмент – это система  текущего и перспективного планирования, прогнозирования и организации  производства, реализации продукции  и услуг в целях получения  прибыли.

Менеджмент – это искусство  ведения дел, управления тем или  иным объектом, это владение профессиональным мастерством с помощью эффективных  принципов управления, чувство хозяина, сочетающееся как с чутким, бережным отношением к людям, так и с  использованием приемов, позволяющих  исключить жесткое администрирование, добиваясь при этом успешного  выполнения поставленных целей.

Управляющий, обладающий профессиональными  знаниями по организации и управлению производством, называется менеджером.

Особенностями современного российского управления являются высокий  интеллектуальный потенциал руководителей, наличие большого опыта государственного управления и освоения высоких технологий. Но отечественный менеджмент сегодня  находится еще в состоянии  количественного роста и качественные результаты его пока мало интересуют.

Основная цель менеджмента  как области практической деятельности заключается в том, чтобы обеспечить гармоничное развитие управляемого объекта. Это означает, что все  элементы объекта управления должны функционировать согласованно и  эффективно. При этом должно учитываться  влияние на объект внешней среды.

Действительно, менеджер имеет  достаточно четко сформулированные цели и задачи управляемого объекта  и располагает возможностью привлекать для достижения этих целей и решения  задач некоторые объемы ресурсов различного вида. В этих условиях менеджер должен добиваться того, чтобы цели достигались и задачи решались с  привлечением как можно меньшего количества ресурсов, что означает «эффективно». При этом все элементы управляемого объекта, в свою очередь, должны быть четко информированы  и обеспечены ресурсами настолько, чтобы выполнять свои функции  в рамках достижения общих целей  и решения общих задач, что  означает «согласованно».

Минимизация используемых ресурсов означает, что цели достигаются и  задачи решаются на приемлемом и допустимом уровне качества. То есть в условиях одинакового качества достижения целей  и решения задач более эффективным  будет считаться менеджмент, который  привлек меньшее количество, ресурсов,

Гармония развития означает, что достигаемые цели и решаемые задачи учитывают интересы всех элементов  управляемого объекта.

Основная цель менеджмента  достижима, но ее достижение затрудняется сложностями, приходящими из внешней  среды. Внешняя среда постоянно  меняется, возрастает ее разнообразие, изменяются требования к работнику  и сам характер его труда. Это  порождает неопределенность развития объектов менеджмента, необходимость  адекватно оценивать возникающие  риски. Вместе с тем возрастающая сложность внешней среды является объективным фактором, и менеджер должен с этим считаться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Социальная ответственность бизнеса  в России и за рубежом

 

С одной стороны, организация  рассматривается как экономическая  целостность, которая обязана заботиться только об эффективности использования  своих ресурсов. Поступая таким образом, организация выполняет экономическую  функцию производства продукции  и услуг, необходимых для общества со свободной рыночной зкономикой, обеспечивая одновременно работу для  граждан и максимальные прибыли  и вознаграждения для акционеров. Согласно этой точке зрения, истинная роль бизнеса состоит в использовании  энергии и ресурсов в деятельности, направленной на увеличение прибыли  при условии, что он придерживается установленных правил игры, участвует  в открытой конкурентной борьбе, не прибегая к мошенничеству и обману.

С другой стороны, существует мнение, согласно которому организация  это нечто большее, чем просто экономическая целостность. Согласно этой точке зрения, современная организация  является сложной частью окружения, включающую множество составляющих, от которых зависит само существование  организации. К таким составляющим, иногда называемыми «посредниками» (между организацией и обществом  в целом), относятся местные общины, потребители, поставщики, средства информации, группы общественного давления, союзы  или объединения, а также работники  и держатели акций. Эта многослойная общественная сила может сильно влиять на достижение организацией её целей, поэтому организации приходится уравновешивать чисто экономические  цели с экономическими и социальными  интересами этих составляющих страт.

Организации несут ответственность  перед обществом, в котором функционируют, помимо и сверх обеспечения эффективности, занятости, прибыли и соблюдения закона. Организации должны поэтому  направлять часть своих ресурсов и усилий на социальное развитие общества, обязаны жертвовать на благо и  совершенствование общества. Более  того, в обществе сложились определённые преставления и стереотипы того, как  должна вести себя организация, чтобы  считаться добропорядочным корпоративным  членом общества.

В последнее десятилетие тема социальной ответственности бизнеса устойчиво  присутствует в общественных дискуссиях как в нашей стране, так и  за рубежом. Внимание к этой теме обусловлено  поиском путей гармонизации отношений  между бизнесом, государством и обществом, но причины, вызвавшие ее актуализацию на Западе и в России, были разными. В западных странах тема социальной ответственности бизнеса стала  ответом на обострившиеся социальные противоречия, которые значительной частью мирового сообщества связываются  с деятельностью транснациональных  корпораций. Социальное направление  в деятельности бизнеса было призвано смягчить возникшие противоречия и  поднять общественный престиж бизнеса.

Анализ развития социально  ответственного поведения позволяет  выделить несколько уровней социальной ответственности предпринимательства.

Первый — базовый уровень  отражает получившую распространение  в англосаксонских странах модель «компании собственников».

Точнее его следует  рассматривать как предпосылку, стартовое условие социально  ответственного поведения. Его требования заключаются лишь в добросовестном выполнении своих прямых обязательств перед обществом и государством в соответствии с установленными правилами игры:

- регулярно выплачивать  заработную плату, размер которой  должен обеспечивать нормальное  воспроизводство рабочей силы  различной квалификации;

- соблюдать нормы трудового  законодательства;

- своевременно и в полном  объеме уплачивать все положенные  налоги;

- обеспечивать установленные  стандарты качества продукции. 

В России не только субъекты бизнеса, но и многие аналитики, представители  властных структур, считают целесообразным ограничение социальной ответственности  корпораций этим уровнем.

Второй уровень связан с развитием партнерских внутрифирменных  отношений и предполагает непосредственный учет интересов работников на основе переговорного процесса. В дополнение к соблюдению перечисленных выше базовых обязательств этот уровень  гарантирует предоставление работникам некоторого набора льгот и социальных услуг, то есть реализацию целевых социальных инвестиций, которые с известной  долей условности можно разделить  на два вида:

- инвестиции в человеческий  капитал, в том числе в профессиональную  подготовку, переподготовку и повышение  квалификации персонала, в совершенствование  организации и обогащение содержания  труда, а также в охрану труда  и здоровья работников;

- социальные инвестиции, отдача от которых носит преимущественно  косвенный характер и трудно  поддается учету, такие, как  улучшение пенсионного и жилищного  обеспечения, программы, направленные  не на самого работника, а  на членов его семьи. 

Несмотря на то, что практически  все успешные компании декларируют  в качестве стратегического приоритета наращивание вложений в специфический  человеческий капитал, при определении  целевого объема инвестиций второго  вида они стремятся тем или  иным способом рассчитывать их оптимальный (или минимально приемлемый) уровень. В России достаточно широкое распространение  программ этого вида отчасти связано  с традициями советского периода, когда  все крупные предприятия имели  развитую социальную инфраструктуру. Ее целенаправленный демонтаж в кризисные 1990-е годы и передача социальных объектов предприятий на баланс муниципалитетов  в настоящее время расцениваются  многими представителями предпринимательских  кругов как ошибочное решение. В  тоже время во многих компаниях действует  тенденция постепенного сокращения программ второго вида по мере роста  заработной платы работников (в соответствии с логикой модели «компании собственников»).

Информация о работе Социальная ответственность