Социальная ответственность и этика в менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить социальную ответственность и этику в менеджменте на примере конкретного предприятия – ОАО «Зауральский торговый дом».Задачи работы:
1. Изучить теоретические основы по данной теме;
2. Проанализировать отечественную и зарубежную литературу, а также интернет-ресурсы по проблеме повышения качества социальной ответственности и этики в управлении;
3. Изучить социальную ответственность и этику в ОАО «Зауральский торговый дом»;

Работа содержит 1 файл

Ответственность и этика в менеджменте.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

          Когда в 1990 году в жизни универмага случился крутой поворот, а потом в 1992 году на всех обрушилась «шоковая терапия» от новых российских реформаторов, то в коллективе данного магазина были сомнения: не начнутся ли массовые сокращения, а не прикроют ли ввиду кризиса местную столовую и другие объекты социально-бытового назначения. Ничего подобного не случилось. В основном все на своих местах работают. И в обеденное время сегодня никто из сотрудников не ломает голову, где бы успеть перекусить, а все идут в, находящуюся в ЗТД, столовую. Причем за еду, расплачиваются частично талонами, которые администрация предприятия ежемесячно выдает всем работникам.

          Столовая, как выяснилось, расположена в цокольном этаже малого здания ЗТД. Небольшое уютное помещение. Компактно расположенные столики для посетителей, раздаточная линия с кассой, витрина с продукцией…

     И надо отдать должное поварам, готовят они вкусно, меню каждый день новое. А еще кондитеры ежедневно делают выпечку на любой вкус — булочки, ватрушки, пирожные.… Причем все эти вкусности, как говорится, к потребителю попадают прямо с пылу с жару — всегда свеженькие. А еще можно здесь же, в столовой, купить мясные и рыбные полуфабрикаты, тесто, чтобы дома приготовить быстренько что-то на ужин. Сотрудники-женщины это ценят.

          В этой столовой могут пообедать  все желающие - продавцы из соседних отделов, работники бухгалтерии универмага, молодые люди, сотрудники учреждений, расположенных по соседству с Торговым домом… Могут здесь, кстати, пообедать и покупатели — в часы работы столовая открыта для всех.

          Важные в социальном плане объекты продолжают работать в ЗТД для коллектива. Бизнес взял на себя ответственность и за это. Столовая здесь сохранилась, причем всем работающим в Торговом доме выдаются талоны на питание, компенсируя стоимость обедов из средств предприятия. А для других посетителей — покупателей и работников соседних организаций — цена обеда в столовой вполне приемлемая.

          Из чего же складывается сегодня реальная социальная политика администрации? Сохранены не только основной костяк коллектива, материально-техническая база предприятия, но и все те социальные гарантии для своих работников, которые были здесь в советское время. Взять условия труда — соблюдено все, что должно быть в современном образцовом предприятии торговли, и работа в этом плане продолжается. За короткий период времени было заменено практически все оборудование в торговых залах — удобно стало и покупателям, и продавцам. К тому же сегодня администрация ЗТД имеет возможность самостоятельно регулировать тепловой режим во всех помещениях универмага и в своем здравпункте, так как в 2009 году была пущена в эксплуатацию собственная газовая котельная. Немаловажно и то, что за счет средств предприятия семьи работников, где есть первоклассники, ежегодно перед началом учебного года получают материальную поддержку. Коснёмся и заработной платы работников Торгового дома.

     Администрация выполняет свои обязательства и в этом вопросе, следуя коллективному договору.

     Безусловно, всегда был и остается важным для  предприятия вопрос своевременной  выплаты заработной платы работникам. Коллектив в «Зауральском Торговом Доме» в основном женский. И есть мамы, которые одни воспитывают детей. А что значит не вовремя выдать заработную плату? Для них это катастрофа. Да и для остальных работников момент малоприятный. Поэтому ни при каких обстоятельствах там не допускается этого. В этой организации действует система оплаты труда, которая стимулирует материальную заинтересованность всех работников ЗТД в росте товарооборота и повышении культуры обслуживания покупателей.

          В Зауральском торговом доме стабильный коллектив, а это говорит и о том, что на предприятии хороший психологический климат. И какая здесь заработная плата, тоже имеет значение. Сегодня это более 12 тысяч рублей. Причем заработная плата в ЗТД индексируется в зависимости от уровня инфляции. Мало какое предприятие в нашей отрасли может этим сегодня похвастаться. И действующий коллективный договор здесь — самый лучший сегодня, и само предприятие — лучшее по социальной защищенности своих работников. В ЗТД все делается для людей.

          Имеется на данном предприятии и такой  социальный объект: здание, окрашенного в два цвета — белый и голубой, с ухоженной возле него территорией. Раньше здесь были склады, а несколько лет назад провели реконструкцию внутри здания. Теперь в одной его половине оборудована сауна, которая пользуется успехом у всех работников предприятия. А в другой — два прекрасных банкетных зала, где проводятся все местные корпоративные праздники, чествования юбиляров и ветеранов труда. А нередко и чисто семейные торжества — свадьбы, дни рождения.

          Зал, где проходят праздничные мероприятия, и сауна не обманит ожидания: все продумано и сделано так, чтобы людям здесь было комфортно отдыхать и веселиться.

          Однако проза жизни уже диктует несколько иной вопрос: а если продавец на работе, не дай Бог, заболеет, то отпросится и в рабочее время пойдет в городскую поликлинику?

     А зачем в городскую поликлинику? В ЗТД существует свой замечательный здравпункт, находится в нескольких минутах ходьбы от Торгового дома, по адресу: улица Советская, 90. Тут и экстренную помощь окажут человеку, и дальнейшее лечение врач назначит. И все бесплатно. Медики проводят большую профилактическую работу в коллективе, уделяя особое внимание людям с хроническими заболеваниями. В период распространения такой вирусной инфекции, как грипп, всех работников Торгового дома ежегодно обязательно прививают (и это тоже бесплатно) от гриппа. В этом здравпункте члены трудового коллектива регулярно проходят и положенные проф-осмотры у врачей-специалистов. Не надо далеко ходить и на флюорографию — установка на колесах ежегодно приезжает прямо во двор универмага.

          Здравпункт для коллектива предприятия – очень важный и нужный социальный объект. На его содержание акционерное общество выделяет немалые средства. В 2006 году Торговый дом капитально отремонтировали помещения здравпункта и закупили новое медицинское оборудование, истратив более 200 тысяч рублей. Тем самым сохранили для работников и местных ветеранов труда, пенсионеров возможность без очереди, в назначенное время прийти на прием к врачу или получить назначенное лечение. Прием ведут квалифицированные врачи-специалисты: терапевт, невропатолог, окулист, хирург, гинеколог, стоматолог. И все больные ни копейки не платят за прием, бесплатно проходят и все процедуры.

          Внимание к здоровью человека этим в ЗТД не ограничивается. В 2009 году в рамках национального проекта «Здоровье» там провели ряд мероприятий. Так, проведена диспансеризация всего персонала Торгового дома — каждый работник прошел обследование в областном кардиоцентре. А в здравпункте с участием специалистов областного онкодиспансера для всех членов трудового коллектива был организован профильный медосмотр, и те, кому было необходимо, прошли дополнительно обследования на томографе, а женщины — еще и на маммографе.

         Здоровье человека — это и хорошо организованный отдых. На очереди реконструкция собственной базы отдыха, уже разрабатывается бизнес-план, и там тоже будут преобразования. Данное акционерное общество сейчас может позволить себе реализацию этого проекта.

          Так что же такое сегодня социально ответственный бизнес в «Зауральском Торговом Доме»?

          Социально ответственный бизнес в первую очередь это проплата предприятием налогов. Даже в самое сложное для коллектива ЗТД время — в 19961997 годы — своевременно проплачивались все положенные налоги. Ведь руководители понимали, что за этими налогами стоят люди — работники бюджетной сферы, которые воспитывают, учат, лечат наших детей, и они ждут свою зарплату. А с другой стороны, у них у всех есть родители, которые сегодня на заслуженном отдыхе, и им нужно получить пенсию вовремя. Организации должны и об этом позаботиться. Второй шаг в этой первой очереди, конечно, своевременная выплата работникам предприятия заработной платы, затем вложение собственных средств из полученной прибыли в развитие и реконструкцию социально значимых для коллектива объектов и производственной базы.

           Из этой информации можно подвести  некоторый итог:

          ОАО «Зауральский торговый дом» в рамках трехстороннего соглашения четко выполняет все условия социального партнерства. В акционерном обществе много внимания уделяется созданию комфортных условий труда, быта и отдыха сотрудников. И это факт. А полученные награды тому свидетельство — Почетная грамота Правительства РФ за высокие достижения в организации социальной сферы, Почетная грамота Курганской областной Думы за высокие достижения в социально-экономической сфере, премия «Российский национальный олимп». По итогам работы в 2009 году предприятие признано в своей подгруппе победителем городского и областного смотра-конкурса «За высокую социальную эффективность…», награждено дипломами и премией.

3.3 Повышение показателей этичности поведения и социальной ответственности, на примере ОАО «Зауральский Торговый Дом».

     Организации предпринимают разные меры в целях  повышения характеристик этичности  поведения руководителей и рядовых  работников. К таким мерам относятся  разработка этических нормативов, создание комитетов по этике, проведение социальных ревизий и обучение этичному поведению, как происходит в ОАО «Зауральский Торговый Дом».

     Этические нормативы описывают систему общих ценностей и правила этики, которых, по мнению организации, должны придерживаться ее работники. Этические нормативы разрабатываются с целью описания целей организации, создания нормальной этической атмосферы и определения этических рекомендаций в процессах принятия решений.

            Комитеты по этике. Некоторые организации создают постоянные комитеты для оценки повседневной практики с точки зрения этики. Почти все члены таких комитетов – руководители высшего уровня. Некоторые организации не создают таких комитетов, но нанимают специалистов по этике бизнеса, называемого адвокатом по этике. Роль такого адвоката – выработка суждений по этическим вопросам, связанным с деятельностью организации, а также выполнения функции «социальной совести» организации.

     Социальные  ревизии предложены для оценки и составления отчетов о социальном влиянии действий и программ организации. Сторонники социальной ревизии (например, ЗТД) полагают, что отчеты такого типа могут свидетельствовать об уровне социальной ответственности организации. Хотя некоторые организации пытались воспользоваться принципами социальной ревизии, но проблемы измерения прямых издержек и выгод от реализации социальных программ пока не решены.

     Обучение  этичному поведению. Еще один подход, используемый организациями для повышения показателей этичности поведения, - обучение этичному поведению руководителей и рядовых работников. При этом работников знакомят с этикой бизнеса и повышают их восприимчивость к этическим проблемам, которые могут перед ними возникнуть. Встраивание этики как предмета в курсы обучения бизнесу на университетском уровне является еще одной формой обучения этичному поведению, благодаря чему обучающиеся начинают лучше понимать эти проблемы, поэтому в ЗТД работают только высоко квалифицированные сотрудники. А тем, кто хочет развить и усовершенствовать свой профессионализм, организация предоставляет возможность обучаться на заочной форме, что совершенно не мешает работать.

     Согласно  исследованию Центра Этики бизнеса, « корпорации гораздо более озабочены  этикой сегодня, чем в прошлом, они  предприняли конкретные шаги по внедрению  этики в свою практику». При этом ежедневные газеты изобилуют примерами неэтичного поведения работников организаций любого типа; однако, мы полагаем, что сами организации не испытывают недостатка в противоположных примерах этичных действий своих сотрудников. Продолжая внедрять различные программы и методы, описанные выше, и добиваясь, чтобы руководители высокого уровня служили ролевыми моделями надлежащего этичного поведения, организации должны иметь возможность повысить свои этические стандарты. 
 
 
 

Информация о работе Социальная ответственность и этика в менеджменте