Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 22:09, курсовая работа
Любая организация развивается на основе взаимодействия с внешней средой, и ее основные компоненты (элементы, процессы, методы деятельности) невозможно рассматривать вне среды, в которой она действует.
Сегодня границы между организацией и внешней средой становятся все более условными. Внешняя среда конкретной организации представляет собой совокупность находящихся за ее пределами факторов (их число постоянно растет), оказывающих заметное влияние на выполнение ею своих функций, совокупность внешних воздействий на нее. Организация и ее внешняя среда находятся в диалектическом единстве и взаимодействии, но среда чаще всего играет в нем главную роль, определяет, какой должна быть организация и имеет ли она вообще право на существование, определяет пределы роста.
1.1.Основные составляющие и
Любая организация развивается на основе взаимодействия с внешней средой, и ее основные компоненты (элементы, процессы, методы деятельности) невозможно рассматривать вне среды, в которой она действует.
Сегодня границы между организацией и внешней средой становятся все более условными. Внешняя среда конкретной организации представляет собой совокупность находящихся за ее пределами факторов (их число постоянно растет), оказывающих заметное влияние на выполнение ею своих функций, совокупность внешних воздействий на нее. Организация и ее внешняя среда находятся в диалектическом единстве и взаимодействии, но среда чаще всего играет в нем главную роль, определяет, какой должна быть организация и имеет ли она вообще право на существование, определяет пределы роста.
Организация существует, пока может приспосабливаться к среде (ее элементы и процессы, не соответствующие требованиям среды, становятся дестабилизирующим для нее фактором). Чем более она адаптивна к ней, тем больших результатов может достичь; чем больше зависит от среды, тем более уязвима. Организация может успешно противостоять среде, ее изменениям, если изменения в ней будут протекать быстрее, т.е. будет работать на опережение. Большинство современных теорий признают внешнюю среду главной организационной характеристикой.
Можно говорить о следующих разновидностях внешней среды.
1. Экономическая
среда. Ее характеризуют
2. Социально-политическая
среда. Ее формируют общая
3. Производственная
среда. Ее характеризует
4. Технологическая
среда. Ее отражают научно-
5. Рыночная среда.
Ее характеризует степень
Внешняя среда в целом характеризуется:
Считается, что организации в отношениях с внешней средой могут использовать следующие стратегии:
1) буферные, нацеленные
на сохранение границ (ужесточение
контроля над «входами» и «
2) стратегия установления взаимосвязей со средой и ее элементами (заключение альянсов с партнерами, взаимное сотрудничество по отдельным направлениям, слияния и поглощения).
Внешняя среда организации иначе называется окружением. Сегодня принято выделять три его уровня:
- Макроокружение
создает общие условия
- Мезоокружение
состоит их отраслевых и
- Микроокружение (деловое
окружение) формирует факторы
прямого воздействия, так
Хотя организации
всегда превосходят свое окружение
более высокой
Основные типы внешнего окружения
Выделяют следующие основные типы внешней среды:
l. Изменяющаяся среда, которая характеризуется быстрыми переменами. Это могут быть технические инновации, экономические перемены (изменение уровня инфляции), изменения законодательства, новшества в политике конкурентов и т. д. Такая нестабильная среда, которая создает большие трудности для управления, присуща российскому рынку.
2. Враждебное окружение, создавае
3. Разнообразное окружение свойственно глобальному бизнесу. Типичным примером глобального бизнеса является фирма McDonalds работающая во многих странах (а, следовательно, связанная с обслуживанием многочисленных клиентов, говорящих на различных языках), с разнообразными культурами и гастрономическими вкусами потребителей. Это разнообразное окружение влияет на деятельность фирмы, на ее политику воздействия на потребителей.
4. Технически сложная среда. В такой среде развивается электроника, вычислительная техника, телекоммуникации, которые требуют сложной информации и высококвалифицированного обслуживающего персонала.
1.2. Характеристика и цели анализа внешней среды организации.
Организации следят за внешней обстановкой с целью выявить и использовать ее благоприятные возможности для достижения корпоративных целей, избежать при этом угрозы препятствий. Этого добиваются пристальным изучением внешней среды на перспективу, составлением перечня возможностей и угроз, которые в дальнейшем позволят как использовать благоприятные возможности, так и найти действенные ответы на вызовы среды. Данный процесс называется анализом факторов внешней среды.
Первым шагом по анализу факторов внешней среды является сбор информации о социальных, экономических, политических и технологических тенденциях в изменениях среды существования организаций. Для этого часто назначают отдельных сотрудников в организации или приглашают внешних консультантов, перед которыми ставится специальная задача следить за различными источниками информации, такими как профессиональные журналы, книги и газеты, информационные системы, Интернет, библиотеки, научные исследования, ведущиеся в университетах и НИИ, поставщики, распространители, покупатели, конкуренты и др. Эти специалисты представляют периодические обзорные доклады руководству (топ-менеджерам), отвечающему за организацию исследований факторов внешней среды. В крупных организациях такая работа ведется постоянно.
После того как собранная информация будет оценена, возникшие вопросы обсуждаются на встречах с управляющими, задачей которых является определение возможностей и угроз и, что особенно важно, — разработка базовых показателей эффективности для действий в соответствии с выявленными возможностями и угрозами. Например, анализ среды может определить возможный рост базовых ставок процента, и в результате ключевым показателем эффективности могло бы стать сокращение объемов заемных средств организации.
Управляющие высшего звена определяют приоритет этих показателей и составляют список наиболее важных факторов успеха, который передается в подразделения и широко распространяется и организации.
Классификация факторов внешней среды. Основные факторы внешней среды, воздействующие на поведение организации, могут быть разделены на четыре крупные группы:
• политические и правовые;
• экономические;
• социальные и культурные;
• технологические.
Они представляют части комплексного анализа среды, и рассмотрим последовательно каждую из них.
Политические и правовые факторы. Различные факторы законодательного и государственного характера могут влиять на уровень существующих возможностей и угроз в деятельности организации. Национальные и иностранные правительства могут быть для ряда организаций основными регуляторами их деятельности, источниками субсидий, работодателями и покупателями. Это может означать, что для данных организаций оценка политической обстановки может быть наиболее важным аспектом анализа внешней среды. Такая оценка осуществляется через детализацию политических и правовых факторов, воздействующих на организацию. Таких факторов много, еще больше их различных сочетаний, поэтому выделим и перечислим наиболее часто встречающиеся при проведении анализа внешней среды: изменения в налоговом законодательстве; расстановка политических сил; отношения между деловыми кругами и правительством; патентное законодательство; законодательство об охране окружающей среды; правительственные расходы; антимонопольное законодательство; денежно-кредитная политика; государственное регулирование; федеральные выборы; политические условия в иностранных государствах; размеры государственных бюджетов; отношения правительства с иностранными государствами.
Некоторые из этих факторов воздействуют на все коммерческие организации, например, изменения в налоговом законодательстве. Другие — только на небольшое количество фирм, действующих на рынке, например, антимонопольное законодательство. Третьи — существенны, прежде всего, для политических организаций, например, расстановка политических сил или результаты выборов в Государственную Думу. Однако в той или иной мере, прямо или опосредованно, политические и правовые факторы воздействуют на все организации. Например, на производителя игрушек будут влиять стандарты безопасности игрушек, изменения в правилах импорта и экспорта сырья, оборудования, технологий и готовой продукции, изменения в налоговой политике государства и т.п.
Экономические факторы. Существует множество экономических факторов, которые могут воздействовать на организацию. Например, такие, как насколько доступен кредит, какое влияние оказывают курсы обмена валют, сколько придется заплатить налогов, и многие другие. На способность организации оставаться прибыльной непосредственное влияние оказывает общее здоровье и благополучие экономики, стадии развития экономического цикла. Макроэкономический климат в целом будет определять уровень возможностей достижения организациями своих экономических целей. Плохие экономические условия снизят спрос на товары и услуги организаций, а более благоприятные — могут обеспечить предпосылки для его роста.
При анализе внешней обстановки
для некоторой конкретной организации
требуется оценить ряд
Ставка процента (уровень процентной ставки) в экономике оказывает значительное влияние на потребительский спрос. Для приобретения товаров потребители часто берут в долг. Менее вероятно, что они будут поступать подобным образом при наличии» высоких ставок процента. В качестве примера можно привести рынок жилья, где процент по закладной прямо влияет на спрос квартир в доме, что, в свою очередь, влияет на количество начатых новых жилищных проектов. И если организация работает в области жилищной индустрии (предоставляет ссуды, выступает в качестве инвестора или строительного подрядчика), то рост процентных ставок будет представлять собой угрозу для реализации планов организации, а их снижение — новые возможности для развития.
Организации, рассматривающие
планы расширения, которые должны
финансироваться за счет получения
ссуд, очевидно, будут следить за
уровнем ставки процента и ее влиянием
на цену капитала. Поэтому ставка процента
будет оказывать прямое воздействие
на потенциальную
Курсы обмена валют определяют стоимость рубля по отношению к стоимости денежных единиц других стран. Изменения в курсах обмена валют непосредственно влияют на конкурентоспособность продукции организации, если она экспортирует товары на мировой рынок. Когда стоимость рубля по отношению к другим валютам низка, товары, произведенные в России, относительно недороги, что снижает угрозу со стороны иностранных конкурентов и сокращает импорт. Но если стоимость рубля повышается, то импорт становится относительно недорогим, что, в свою очередь, повышает уровень угроз для организации, создаваемых иностранными конкурентами.
Темп экономического роста влияет на возможности и угрозы, для организации. Когда происходит рост в экономике, увеличиваются расходы потребителей, что вызывает конкурентное давление на организацию из-за быстрого роста числа предприятий в привлекательной области. Снижение темпов экономического роста и. сокращение потребительских расходов также приводят к росту конкурентного давления, вызванного стремлением предприятий, остаться в отрасли в условиях угрозы кризиса.
Инфляция. Правительства большинства стран мира прилагают значительные усилия для снижения уровня инфляции. Обычно следствием этих усилий является снижение процентной ставки и, тем самым, появление признаков экономического роста. Организации, в частности, озабочены инфляцией потому, что будущая экономическая обстановка в условиях высокой инфляции (десятки и сотни процентов в год) оказывается менее предсказуемой, затрудняя планирование.
Информация о работе Сновные составляющие и типы внешней среды организации.