Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 18:14, реферат
Практика делового взаимодействия показывает, что умение целенаправленно, активно слушать других имеет большое значение для взаимопонимания. Умение слушать – это необходимое условие правильного понимания позиции партнера, верной оценки существующих с ним разногласий, залог успешной деловой коммуникации.
Обоснованность понимания - это осознание оснований, которые обусловливают уверенность в правильности понимания. Эти основания уверенности формируются комплексом аргументов, которые человек использует для доказательства собственных гипотез в ходе процесса понимания. Чем выше уровень логичности мышления, тем выше и субъективная и объективная обоснованность понимания. Недостаточная обоснованность понимания, как правило, вызывает чувство сомнения в истинности, правильности понимания. Правда, у самоуверенного человека такого чувства может и не возникать.
Глубина понимания характеризуется степенью проникновения в сущность воспринимаемого. Глубину понимания обычно связывают с пониманием законов, принципов, правил, мыслей, афоризмов, т. е. с тем, что может иметь глубокий смысл. Опять же, нет смысла говорить о глубине понимания отдельного слова и даже отдельного понятия.
В зависимости от глубины различают глубокое и поверхностное понимание. Глубина понимания текстов в большой степени зависит от информационной емкости соответствующих подтекстов.
Уровни:
С точки зрения отчетливости понимания А.А. Смирнов различает следующие уровни понимания:
1. Предварительное
понимание (смутные намеки на
понимание, зарождение
2. Смутное
понимание (понимание уже
3. Недостаточно отчетливое понимание (человек еще не может выразить словами смысл воспринятого).
4. Отчетливое понимание (человек может изложить воспринятое другому, но в основном репродуктивно, т.е. близко к тексту подлинника).
5. Полное
понимание (воспринятое
На глубину понимания влияют также уровень систематизации знаний в соответствующей области, широта познания, кругозор, количество опорных знаний и в целом уровень интеллекта учащегося.
Возможности понимания ограничены в силу 2 причин: