Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:08, реферат
Сегодня бушует глобальный мировой экономический кризис и в сложившихся условиях слияние компаний необходимо рассматривать, как главное средство их выживания. Поэтому выбранная мной тема является как никогда актуальной. На современном этапе процессы слияния, поглощения и реорганизации приобретают все более массовый характер. К объединению и реорганизации компаний подталкивают: возможность снижения издержек, более эффективное использование мощностей, выход на новые рынки, возможность обмена ценным опытом и знаниями, а также другие причины. Подобного рода изменения резко увеличивает потенциальную эффективность организации, при условии, что создаваемая новая система отношений не вступает в противоречия со старой, а наоборот, органично ее дополняет.
Тип слияния зависит от ситуации на рынке, а также от стратегии деятельности компаний и ресурсов, которыми они располагают. Слияния и поглощения компаний имеют свои особенности в разных странах или регионах мира. Так, например, в отличие от США, где происходят, прежде всего, слияния или поглощения крупных фирм, в Европе стремительно растет поглощение мелких и средних компаний, семейных фирм, небольших акционерных обществ смежных отраслей.
Во время кризиса дружественные слияния компаний не редкое зрелище. Сливаясь, компании получают больше активов и возможности для резкого развития в период стабилизации рынков. Также, возрастает возможность получения больших кредитов, так как у каждой компании есть кредитная история, а совокупность банковских гарантий может дать возможность получения большего кредита, чем смогли бы получить обе компании порознь.
Слияния и поглощения делятся по характеру интеграционных процессов на следующие виды:
• горизонтальные слияния — объединение компаний одной отрасли, производящих одно и то же изделие или осуществляющих одни и те же стадии производства;
• вертикальные слияния — объединение компаний разных отраслей, выпускающих разную, не связанную друг с другом продукцию, но связанных технологическим процессом производства готового продукта, то есть расширение компанией-покупателем своей деятельности либо на предыдущие производственные стадии, либо на последующие — до конечного потребителя;
• родовые слияния (параллельные) — объединение компаний, выпускающих взаимосвязанные товары.
• конгломератные слияния (круговые) — объединение компаний различных отраслей без наличия производственной общности (диверсификация). В этом случае профилирующее производство становится сложно определимым. Слияние такого типа – это слияние фирмы одной отрасли с организацией другой отрасли, не являющейся ни поставщиком, ни клиентом, ни конкурентом.
В рамках конгломеративных слияний выделяют следующие подвиды: слияния с расширением продуктовой линии, слияния с расширением рынка, чистые конгломеративные слияния.
Рассматривая процессы слияний и поглощений компаний, очень важно заострить внимание на вопросе, касающемся выбора стратегии развития: почему компании предпочитают именно слияния и поглощения, а не альтернативные им варианты. За последнее десятилетие деятельность компаний по слияниям и поглощениям заметно активизировалась. Одновременно увеличивалась как общая сумма сделок, их количество, так и размеры сделок.
Рассмотрим, почему же компании отдают предпочтение именно этому пути развития. Несомненно, преимущество стратегии слияний и поглощений компаний состоит в быстроте ее осуществления. Слияния и поглощения являются средством скорейшего достижения целей роста при экспансии как внутри страны, так и за ее пределами, эта стратегия позволяет компаниям быстро приобрести портфель «экономико-географических активов», который превратился в один из ключевых источников конкурентной мощи в условиях глобализации экономики. С точки зрения критерия времени, приобретение уже существующей компании с отлаженной маркетингово-распределительной системой предпочтительнее альтернативы, связанной с развертыванием новой подобной системы. Для новичков на данном рынке или для тех, кто еще не работал в области данных технологий, именно слияния и поглощения позволяют быстро догнать конкурентов.
Рассмотрим положительные и отрицательные стороны слияний и поглощений как стратегии развития компании в таблице 1.
Таблица 1
Преимущества и недостатки слияний и поглощений как стратегии развития компании
Преимущества | Недостатки |
|
|
Несмотря на то, что отмечаются большие затраты при проведении слияний и поглощений, эта стратегия как способ корпоративного роста может быть более выгодной с финансовой точки зрения, когда речь идет о нематериальных активах, как то: ноу-хау, патенты, торговые марки, лицензии, имидж продуктов.
Можно перечислить и множество других мотивов, почему компании предпочитают именно стратегию слияний и поглощений компаний по сравнению с альтернативными вариантами. Часто компании рассчитывают на быстрое и безболезненное объединение, так как считают, что их организационные структуры и маркетинговые модели похожи, и помимо экономии издержек за счет слияния исследовательской базы предполагается и сокращение издержек по другим направлениям, в частности, за счет устранения дублирования функций. Кроме того, в качестве важнейшего мотива объединения выступает интеграция взаимно дополняющих друг друга секторов компаний или других структурных частей этих организаций. У любой организации есть свои сильные стороны, хорошо отработанные рычаги, т.о. это является огромным положительным фактором в упрочении позиций вновь возникшего объединения среди оставшихся конкурентов.
Каковы
же те принципиальные изменения в
современной экономической
Прежде всего, это, конечно, процессы глобализации мировой экономики. Для многих компаний борьба за выживание и развитие в условиях глобального рынка становится важнейшим стратегическим фактором, обуславливающим усиливающуюся активность в сфере трансграничных слияний и поглощений. Так, в условиях кризиса многие компании, стремясь избежать ухудшения финансового положения и возможного банкротства, не прочь присоединиться к более успешному конкуренту. Стремление к расширению масштабов деятельности является неотъемлемой чертой любого бизнеса. Однако, чтобы такое расширение происходило тем или иным путем, необходимо, чтобы этот путь был более эффективным по сравнению с возможными альтернативами.
Процесс слияния и поглощения компаний — один из самых распространенных путей развития, к которому прибегают в настоящее время большинство даже самых успешных компаний. Этот процесс в современных условиях становится явлением обычным, практически повседневным. Слияние компаний, также важно как гарантия стабильности и развития компании для персонала и клиентов. Нет ничего лучше во время кризиса как консолидация бизнеса.
3 Практика слияний компаний.
В обычных условиях деятельность компании — ее бизнес–модель и размах — зависит от четырех факторов: законодательства, конкуренции, покупательского поведения и способности организации развиваться. Но во времена кризисов картина резко изменяется и куда важнее оказываются другие факторы; если компаниям удается воспользоваться выпавшим шансом, они занимают гораздо более выгодные, чем прежде, позиции на рынке. Понимая значение этих факторов для бизнеса и их вероятное изменение в период потрясений, компаниям необходимо заранее подготовиться к тому, чтобы в смутные времена не упустить недоступные раньше стратегические возможности.
Самое главное сегодня для компаний, считает эксперт Laika Stars Елена Аверина, — это уловить момент наступления кризиса у компании. С одной стороны, все кажется просто. Однако, как правило, руководители предприятий любят списывать возникшие проблемы на обстоятельства, которые "время лечит". По ее словам, цепочка финансовых проблем у компании выглядит так: "снижение прибыли и рентабельности предприятия — убытки — использование резервов для покрытия убытков — неплатежеспособность". Идеальный вариант, когда предприятие реально понимает: первой порции проблем уже достаточно для решительных действий. Но в жизни бывает и так, что компания проходит вторую и третью фазу. И только когда на горизонте уже маячит неплатежеспособность, предприятие начинает пытаться решить проблемы, которые чаще всего решить уже невозможно — пройдена "точка не возврата", дальше которой только банкротство. Чтобы, не допустить такого исхода событий предприятиям необходимо выбрать наиболее успешный путь решения проблемы, одним из который зачастую и становятся слияние или поглощение.
Естественно, что в периоды кризисов и резкого понижения стоимости компаний активно происходят слияния и поглощения. Объединение бизнеса – это более щадящий режим для бизнеса, но он и более сложный в плане слияния технологических процессов. Статистика показывает, что только 30% из всех происходящих сделок по слиянию компаний в конечном итоге оказываются удачными. Но если в условиях кризиса не решиться на этот шаг, то можно потерять гораздо больше.
Тенденция слияния с крупными металлургическими холдингами, которые осуществляют свою деятельность в соседних с Россией странах, продолжится и в 2007-2008 гг. Например, ожидается, что производитель трубной продукции в России - Трубная металлургическая компания может приобрести группу "Интерпайп", владеющую четырьмя довольно крупными трубными заводами, расположенными на Украине.
Вместе с тем продолжается
процесс формирования холдинга
Бориса Зубицкого на базе
Необходимо отметить и
Кроме того, ожидается создание новых совместных предприятий между российскими и зарубежными металлургическими компаниями. В качестве примеров таких альянсов можно назвать СП компании "Норильский никель" и горнодобывающей компании BHP Billiton, которое в перспективе займется геологической разведкой и разработкой месторождений Сибири и Дальнего Востока. Недавно компании Anglo American и Северсталь заключили альянс для совместного поиска никеля, меди и цинка на территории РФ.
В этом году Правительство
РФ намерено приватизировать
75% - 1 акция компании "Якутуголь"
- крупнейшего предприятия,
Как мы видим, процесс