Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 08:42, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Основная цель работы сводится к тому, чтобы изучить понятия и сущность лидерства, провести анализ взаимоотношений между руководителем и подчиненными, и дать рекомендации для повышения результативности труда предприятия в целом.
Достижение цели подразумевало решение следующих поставленных задач:
определить сущность и роль лидерства на предприятии, а также выявить особенности лидерских отношений;
рассмотреть современные модели лидерства;
определить влияние на прибыльность предприятия в зависимости от стиля руководства.
Введение………………………………………………………………………… 3
1 Теоретические основы лидерства…………………………………………… 7
1.1 Понятия и сущность лидерства…………………………………………. 7
1.2 Стили руководства………………………………………………………... 9
1.2.1 Авторитарный стиль руководства………………………………… 11
1.2.2 Демократический стиль руководства…………………………….. 14
1.2.3 Либеральный стиль руководства………………………………….. 15
1.2.4 Четыре системы Лайкерта………………………………………… 1
1.3 Современные модели лидерства……………………………………….. 19
1.3.1 Концепция атрибутивного лидерства……………………………… 1
1.3.2 Концепция харизматического лидерства…………………………... 23
1.3.3 Концепция преобразующего лидерства……………………………. 25
2 Анализ управления персоналом на основе
Свободненского хлебокомбината……………………………………………27
2.1. Характеристика организации……………………………………………27
2.2 Организационная структура управления предприятием…………….... 30
2.3 Методы управления, используемые на предприятии………………….. 35
3 Ситуационные подходы к эффективному лидерству……………………….40
Заключение………………………………………………………………………44
Список литературы………………………………………………………………46
Четыре ситуационные модели, которые помогли разобраться в сложностях процесса руководства:
1. Ситуационная модель руководства Фидлера
2. Подход Митчела и Хауса «путь-цель»
3. Теория
жизненного цикла Херси и
4. Модель
принятия решений
Модель Фидлера явилась важным вкладом в дальнейшее развитие теории, так как она сосредоточила внимание на ситуации и выявила три фактора, влияющие на поведение руководителя. Этими факторами являются:
1. Отношения
между руководителем и членами
коллектива подразумевают
2. Структура
задачи подразумевает
3. Должностные
полномочия – это объем
Фидлер считает, что хотя каждой ситуации и соответствует свой стиль руководства, стиль того или иного руководителя остается в целом постоянным. Фидлер исходит из предположения, что человек не может приспособить свой стиль руководства к ситуации, но предлагает помещать руководителя в такие ситуации, которые наилучшим образом подходят к стабильному стилю руководства. Это обеспечит баланс между требованиями, выдвигаемыми ситуацией, и личными качествами руководителя, а это ведет к высокой производительности и удовлетворенности.
Поход «путь-цель» Митчела и Хауса. Модель лидерства во многом аналогичная модели Фидлера. Их подход указывает руководителям на необходимость применять стиль руководства, наиболее сообразный ситуации. Приемы, с помощью которых руководитель может влиять на пути или средства достижения целей:
1. Разъяснение того, что ожидается от подчиненного.
2. Оказание
поддержки, наставничество и
3. Направление
усилий подчиненных на
4. Создание
у подчиненных таких
5. Удовлетворение
потребностей подчиненных,
Теория жизненного цикла. Херси и Бланшар разработали модель, согласно которой самые эффективные стили лидерства зависят от «зрелости» исполнителей. Зрелость подразумевает способность нести ответственность за свое поведение, желание достичь поставленной цели, а также образование и опыт в отношении конкретной задачи, которую необходимо выполнить.
Модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона. Модель концентрирует внимание на процессе принятия решений, она аналогична предыдущим моделям тем, что подчеркивает отсутствие универсального оптимального метода влияния на подчиненных. Оптимальность стиля зависит от меняющихся переменных ситуации принятия решений.
Дальнейшее изучение процесса эффективного лидерства привело к созданию системной модели. Она в значительной степени впитала в себя в идеи рассмотренные выше и существенно расширила взгляд на лидерство. В конце 1995 г в США на основании проведенных исследований, широких опросов практиков, ученых разработала модель лидерства.
Модель
«Основы эффективного лидерства» разрабатывалась
в рамках единой государственной
программы в течение пяти лет
специальной комиссией под
Разработанная модель лидерства является иерархической, ориентирована на стратегический, оперативный и тактический уровни руководства. Кроме того, она является ступенчатой, позволяет последовательно развивать и совершенствовать качества персонала (приложение 4). Приведенное определение каждого из качеств, раскрывает его основное содержание.
Анализ приложения 4 показывает, что для каждого уровня руководства существует свой характерный набор деловых качеств и уровень компетентности. При этом более высокий уровень управления организацией требует и большей компетентности. Отметим также, что для предпринимательской малой или средней организации руководитель должен объединять в себе все эти качества. Такие требования предполагают не только наличие таланта, но и значительного запаса специальных знаний.
Модель лидерства унифицирует основные требования к руководителям различных уровней. Это, в свою очередь, позволяет:
Эта системная модель была увязана с ситуационной моделью деятельности руководителя, получившей название «Ядро квалификации руководителей». Она ориентирована на деятельность руководителей высшего звена. Модель, ставит в соответствие каждому направлению деятельности руководителя определенные деловые качества. Связь ситуаций и качеств в приложении 5 выделена темным цветом.
Из приложения видно, что в ядро квалификации высших руководителей входят:
Заключение
Лидерство, как и управление, является до некоторой степени искусством. Возможно, это и есть причина того, почему исследователям не удалось разработать и обосновать единую теорию. Ситуационный подход подошёл, на мой взгляд, ближе всего к решению данной проблемы. Стиль лидерства напрямую зависит от ситуации. В некоторых из них менеджер добивается эффективности, структурируя задачи, проявляя заботу и оказывая поддержку, в других руководитель допускает подчиненных к участию в решениях производственных проблем, в третьих - безболезненно меняет стиль под нажимом начальства или обстоятельств. В любом случае стиль настоящего лидера должен быть гибким орудием эффективного управления производством.
Работа менеджера персонала связана со многими науками, такими как психология, социология, право, этика, экономика. Управляющий должен разбираться в людях, понимать их потребности, уметь контактировать с различными людьми. Каждый человек уникален и, понимая мотивы поведения конкретного работника либо кандидата, трезво оценивая его способности и потенциал, можно применять его наиболее эффективно. Люди, занимающиеся набором персонала на свое предприятие, не только не знают о методах набора и других видах работы с персоналом, но и зачастую их подводит единственное, что у них есть – интуиция. Вследствие такой непрофессиональной работы с персоналом, фирма может нести необратимые потери и убытки. Многие люди, не оцененные по достоинству, уходят из организации, а люди без малейшего представления о целях организации работают за зарплату, а не за идею фирмы.
Для лучшего управления персоналом руководителю необходимо проводить с подчиненными совещания и ввести систему поощрения. Это поспособствует хорошей психологической обстановке на предприятии и улучшению работы каждого сотрудника в отдельности.
Итак,
в число наиболее важных способностей
менеджера, понимаемых как: сочетание
знаний, поведения и опыта, входят
умения реализовать, умение делегировать
полномочия и ответственность, способности
к организации и мотивации групповой работы,
установлению приоритетов, самопознанию
и самооценки, убеждению, аналитическому
мышлению, распознаванию наиболее существенных
факторов, системности, обработки и формирование
информации, разработке программ, выявление
тенденций, распределение усилий и времени.
Список литературы:
Приложение
1
|
Приложение 2
|
Информация о работе Ситуационные подходы к эффективному лидерству