Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 10:55, курсовая работа
В начале 20-х годов 20 века молодой биолог Людвиг фон Берталанфи начал изучать организмы как определённые системы, обобщив свой взгляд в книге "Современная теория развития" (1929). В этой книге он разработал системный подход к изучению биологических организмов. В книге "Роботы, люди и сознание" (1967) он перенёс общую теорию систем на анализ процессов и явлений общественной жизни. 1969 - "Общая теория систем". Берталанфи превращает свою теорию систем в общедисциплинарную науку.
Введение ……………………………………………………………………. . 4
Часть I. Системный подход ………………………………………………… 7
1. Современное представление о системном подходе …………………… 7
1.1. Понятие системного подхода, его основные черты и принципы …. 7
1.2. Отличия традиционного и системного подходов к управлению … 9
2. Значение системного подхода в управлении …………………………… 11
Часть II. Системный анализ..…………………………………………………13
1. Из истории возникновения системного анализа………………………… 13
2. Определение понятия «Системный анализ»…………………………….. 16
3. Понятие системы…………………………………………………….......... 22
4. Правила применения системного подхода ……………………………… 31
Заключение......……………………………………………………………….. 38
Глоссарий …………………………………………………………………….. 40
Список использованной литературы……………………………………….. 42
Правило 9. В силу сложности и множественности описания система не следует пытаться познать все ее свойства и параметры. Всему должен быть разумный предел, оптимальная граница.
Правило 10. При установлении взаимосвязей и взаимодействия системы с внешней средой следует строить "черный ящик" и формулировать сначала параметры "выхода ", затем определять воздействие факторов макро- и микросреды, требования к, "входу", каналы обратной связи и в последнюю очередь проектировать параметры процесса в системе.
Правило 11. Число связей системы с внешней средой должно быть минимальным, но достаточным для нормального функционирования системы. Чрезмерный рост числа связей усложняет управляемость системы, а их недостаточность снижает качество управления. При этом должна быть обеспечена необходимая самостоятельность компонентов системы. Для обеспечения мобильности и адаптивности системы она должна иметь возможность быстрого изменения своей структуры.
Правило 12. В условиях
развития глобальной конкуренции и
международной интеграции следует
стремиться к росту степени открытости
системы при условии
Правило 13. Для построения, функционирования и развития системы в условиях расширения международной интеграции и кооперирования следует достигать ее совместимости с другими системами по правовому, информационному, научно-методическому и ресурсному обеспечению на основе страновой и международной стандартизации, В настоящее время введены в действие международные стандарты по системам мер и измерений, системам качества, сертификации, аудиту, финансовой отчетности и статистике и др
Правило 14. Для определения стратегии функционирования и развития системы следует строить дерево целей.
Правило 15. Для повышения обоснованности инвестиций в инновационные и другие проекты следует изучать доминантные (преобладающие, наиболее сильные) и рецессивные признаки системы и вкладывать средства в развитие первых, наиболее эффективных.
Правило 16. Из всех целей первого уровня, перечисленных в правиле 14, приоритет следует отдавать качеству любых объектов управления как основе удовлетворения требований рынка, экономии ресурсов в глобальном масштабе, обеспечения безопасности, повышения качества жизни населения.
Правило 17. При формировании миссии и целей системы следует отдавать приоритет интересам системы более высокого уровня как гарантии решения глобальных проблем
Правило 18. Из всех показателей
качества систем приоритет следует
отдавать их надежности как совокупности
проявляющихся свойств
Правило 19. Эффективность и перспективность системы достигается оптимизацией ее целей, структуры, системы менеджмента и других параметров. Поэтому стратегию функционирования и развития системы следует формировать на основе оптимизационных моделей.
Правило 20. При формулировании целей системы следует учитывать неопределенность информационного обеспечения. Вероятностный характер ситуаций и информации на стадии прогнозирования целей снижает реальную эффективность инноваций.
Правило 21. При построении дерева целей и формулировании стратегии системы следует помнить, что цели системы и ее компонентов в смысловом и количественном значениях, как правило, не совпадают. Однако все компоненты должны выполнять конкретную задачу по достижению цели системы. Если без какого-либо компонента можно достичь цели системы, значит, этот компонент лишний, надуманный или это результат некачественной структуризации системы. Это проявление свойства эмерджентности системы.
Правило 22. При построении дерева целей системы и оптимизации ее функционирования следует изучать проявление свойства ее мультипликативности. Например, безотказность системы определяется не сложением, а умножением коэффициентов безотказности ее компонентов.
Правило 23. При построении
структуры системы и
Правило 24. При формировании
стратегии системы следует
Правило 25. При организации
функционирования системы следует
учитывать, что ее эффективность
не равна сумме эффективностей функционирования
подсистем (компонентов). При взаимодействии
компонентов возникает положите
Правило 26. Для снижения инерционности функционирования системы, т. е. увеличения скорости изменения выходных параметров при изменении входных параметров или параметров функционирования системы, следует ориентировать производство на интегрированные автоматизированные модули и системы, обеспечивающие мобильность производства и быстрое реагирование на изменения.
Правило 27. В условиях быстро меняющихся параметров внешней среды система должна быть способной оперативно адаптироваться к этим изменениям. Важнейшими инструментами повышения адаптивности функционирования системы являются стратегическая сегментация рынка и проектирование товаров и технологий на принципах стандартизации и агрегатирования.
Правило 28. Для повышения
эффективности функционирования системы
следует анализировать и
Правило 29. Структура
и содержание системы формируются
на идеях и принципах
Правило 30. Единственным путем развития организационно-экономических и производственных систем является инновационный. Внедрение новшеств (в форме патентов, ноу-хау, результатов НИОКР и т.д.) в области новых товаров, технологий, методов организации производства, менеджмента и др. служит фактором развития общества.
Заключение
Изначальный недостаток подходов различных школ к управлению заключается в том, что они сосредоточивают внимание только на каком-то одном важном элементе, а не рассматривают эффективность управления как результирующую, зависящую от многих различных факторов. Применение теории систем к управлению облегчило для руководителей задачу увидеть организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно переплетаются с внешним миром. Эта теория также помогла интегрировать вклады всех школ, которые в разное время доминировали в теории и практике управления.
Ценность системного подхода для управления любой организации можно понять, рассмотрев два аспекта работы руководителя. Во-первых, он стремится добиться суммарной эффективности работы всей организации и не допустить, чтобы частные интересы какого-либо одного элемента организации повредили общему успеху. Во-вторых, он должен добиваться этого в условиях организационной среды, которая всегда создает противоречащие друг другу цели.
Системный подход к организации управления требует перехода от разрозненных, частных моделей экономики, изолированного рассмотрения экономических категорий и отдельных частных вопросов к общей концепции, позволяющей видеть всю систему связей и отношений в экономике, весь комплекс параметров, определяющих наилучшие пути ее развития и способствующих выполнению намеченных планов. Такой же подход следует использовать при принятии решений на уровне отдельных организаций и предприятий. Те, «кто берется за частные вопросы без предварительного решения общих, тот неминуемо будет на каждом шагу бессознательно для себя «натыкаться» на эти общие вопросы»6. Системный подход прямо противоположен практике локального, временного решения проблем без учета последствий этих решений в будущем.
Проделанная мною работа была в большей степени интересна мне тем, что полученные знания могут быть непосредственно применены в будущем. К тому же к использованию системного подхода при принятии решений проявляется все более широкий интерес со стороны специалистов по управлению и хозяйственных руководителей. Его все чаще называли новым типом управленческого мышления. И в настоящее время практически в любой научной работе по экономическим, управленческим проблемам содержатся ссылки на использование системного подхода. Я считаю, что расширение применения системного подхода при принятии управленческих решений будет способствовать повышению эффективности функционирования экономической системы страны в целом и ее отдельных объектов.
Глоссарий
1. Менеджмент - 1) управление производством: совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли;
2) умение достигать поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей;
3) рациональное управление современным производством, тесно связанное с улучшением организации на основе постоянного внедрения новых принципов, форм, структур и методов управления с целью повышения эффективности производства, бизнеса.
2. Менеджер - наемный работник, занятый профессиональной организаторской деятельностью в органах управления предприятия, фирмы, учреждения, наделенный субъектом собственности определенными полномочиями. К числу менеджеров относятся линейные и функциональные руководители организации или ее структурных подразделений.
3. Мотивация - 1) позиция, предрасполагающая человека действовать целенаправленным образом; процесс пробуждения себя и других людей к действиям, позволяющим достичь целей организации;
4. Организация - группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели.
5. Процесс — динамическое изменение системы во времени.
6. Процессный подход в управлении - подход, определяющий рассмотрение деятельности любой компании как сети бизнес-процессов, связанных с целями и миссией этой компании.
7. Системный подход — направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.
8. Система — совокупность элементов и связей между ними.
9. Структура — устойчивая картина взаимоотношений между элементами.
10. Состояние — положение системы относительно других её положений.
11. Структуризация. Функционирование системы определяется её структурой, то есть её элементами и взаимосвязями, подлежащими для изучения.
12. Управленческое обследование - методическая оценка функциональных подразделений предприятия, предназначенная для выявления его стратегически сильных и слабых сторон. Управленческое обследование охватывает основные зоны обследования: маркетинг, финансы, бухгалтерский учет, производство, человеческие ресурсы, а также корпоративные взаимоотношения и общественные связи предприятия.
13. Функция — процесс, происходящий внутри системы и имеющий определённый результат.
14. Целостность. Возможность рассматривать систему как единое целое.
Список использованной литературы
1. Багриновский К.А. Современные методы управления: Учебник. - М.: Инфра - М, 2002.
2. Большая советская энциклопедия. 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия. Т. 16.
3. Блауберг И. В., Годин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. - М.: Наука, 1973.
4. Веснин В. Р. Менеджмент: Учебник. - М.: Проспект, 2004.
5. Виханский О. С. Менеджмент: Учебник. - М.: Экономистъ, 2004.
6. Воронин А. Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики: Учебное пособие. - М.: Наука, 1984.
7. Голубков Е.П. Использование системного анализа в принятии плановых решений. - М.: Экономика, 1982.
8. Голубков Е. П. Методы
9. Дафт Р. Менеджмент: Учебное пособие. - СПБ.: Питер, 2001.
10. Килдрейк Д. Теория менеджмента от тейлоризма до японизации: Учебник. - СПБ.: Питер, 2001.
11. Клиланд Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. - М.: Советское радио, 1974.
12. Никаноров С. П. Предисловие к книге Оптнера С. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем. - М.: Советское радио, 1969.
13. Сундин Х. Организованный менеджер: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2002.
14. Фатхутдинов Р.А.
15. Фатхутдинов Р.А.