Системный подход

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 10:55, курсовая работа

Описание работы

В начале 20-х годов 20 века молодой биолог Людвиг фон Берталанфи начал изучать организмы как определённые системы, обобщив свой взгляд в книге "Современная теория развития" (1929). В этой книге он разработал системный подход к изучению биологических организмов. В книге "Роботы, люди и сознание" (1967) он перенёс общую теорию систем на анализ процессов и явлений общественной жизни. 1969 - "Общая теория систем". Берталанфи превращает свою теорию систем в общедисциплинарную науку.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………. . 4
Часть I. Системный подход ………………………………………………… 7
1. Современное представление о системном подходе …………………… 7
1.1. Понятие системного подхода, его основные черты и принципы …. 7
1.2. Отличия традиционного и системного подходов к управлению … 9
2. Значение системного подхода в управлении …………………………… 11
Часть II. Системный анализ..…………………………………………………13
1. Из истории возникновения системного анализа………………………… 13
2. Определение понятия «Системный анализ»…………………………….. 16
3. Понятие системы…………………………………………………….......... 22
4. Правила применения системного подхода ……………………………… 31
Заключение......……………………………………………………………….. 38
Глоссарий …………………………………………………………………….. 40
Список использованной литературы……………………………………….. 42

Работа содержит 1 файл

Курсовая по менеджменту.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение ……………………………………………………………………. . 4

Часть I. Системный подход ………………………………………………… 7

1. Современное представление о системном подходе …………………… 7

   1.1. Понятие системного подхода, его основные черты и принципы …. 7

   1.2. Отличия традиционного и системного подходов к управлению …   9

2. Значение системного подхода в управлении …………………………… 11

Часть II. Системный анализ..…………………………………………………13

1. Из истории возникновения системного  анализа………………………… 13

2. Определение понятия «Системный анализ»…………………………….. 16

3. Понятие системы…………………………………………………….......... 22

4. Правила применения системного  подхода ……………………………… 31

Заключение......……………………………………………………………….. 38

Глоссарий …………………………………………………………………….. 40

Список использованной литературы………………………………………..  42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В начале 20-х годов 20 века молодой биолог Людвиг фон Берталанфи начал изучать организмы как  определённые системы, обобщив свой взгляд в книге "Современная теория развития" (1929). В этой книге он разработал системный подход к изучению биологических организмов. В книге "Роботы, люди и сознание" (1967) он перенёс общую теорию систем на анализ процессов и явлений общественной жизни. 1969 - "Общая теория систем". Берталанфи превращает свою теорию систем в общедисциплинарную науку.

Впоследствии, благодаря  трудам таких ученых, как Н.Винер, У.Эшби, У.Мак-Куллох, Г.Бейтсон, Ст.Бир, Г.Хакен, Р.Акофф, Дж.Форрестер, М.Месарович, С.Никаноров, И.Пригожин, В.Турчин возник целый ряд смежных с общей теорией систем направлений -- кибернетика, синергетика, теория самоорганизации, теория хаоса, системотехника и др.

Понятие бизнeса зародилось вместе с понятием товарно-денежных отношений, т.е. на общинном этапе развития человечества. Когда основной формой "торговли" между общинами являлся натуральный обмен, появились менялы-кочевники, кочевавшие из одной общины в другую и выменивавшие различные товары с выгодой для себя. Это и можно считать одним из первых проявлений духа предпринимательства.

Постепенно с развитием  товарно-денежных отношений развивался и бизнес. Во времена рабовладения процветала торговля; позднее, во времена  феодализма и процветания натурального хозяйства значение торговли в деревне  немного уменьшилось, но с развитием городов и ремесла она вновь приобрела свое первоначальное значение. Во времена становления капитализма и первоначального накопления капитала процветало финансовое предпринимательство, а позднее - промышленное. В середине Х1Х века бизнес приобрел новые формы. Если до этого единоличным управленцем был хозяин, то во времена бурного промышленного роста структура значительно изменилась.

Именно на этом этапе  и начал развиваться менеджмент в том виде, в котором мы привыкли воспринимать это слово. Нельзя сказать, что он появился внезапно именно с развитием капитализма, он существовал и раньше. Во времена рабовладения были управляющие на плантациях, которые следили за правильностью выполнения работ, но это правильнее было бы назвать надсмотром, чем управлением. Во времена феодализма и процветания натурального хозяйства, также существовали управляющие, помощники хозяина, это, наверное, можно считать одним из первых проявлений именно управления, а не только надсмотра над работающими, поскольку у управляющего была возможность маневра: он мог заменить вид работ в виде поощрения или наказания крестьян, мог снизить налог (правда, лишь за счет повышения налога для других). Это было убогое, но все же проявление управления. Но по-настоящему менеджмент начал развиваться только с развитием капитализма, именно тогда появилась потребность в талантливых управленцах, которое могли бы выработать свою стратегию управления фирмой и развития бизнеса и привести фирму к успеху, или в крайнем случае, спасти ее от банкротства.

Именно в это время и стали применяться научные теории менеджмента с непосредственной опорой на различные научные школы, одной из которых была школа управления. Школа управления включает системный, процессный и ситуационный подход к управлению. Дополняя друг друга, эти подходы и формируют современные науку и практику управления. Вместе с тем следует учитывать, что не существует никаких универсально применяемых приемов или принципов, которые бы гарантировали эффективное управление во всех случаях. Однако уже разработанные подходы и методы могут помочь руководителям повысить вероятность эффективного достижения целей организации. В своей работе я подробней остановлюсь на системном подходе.

В настоящее время  процесс управление все большей  степени несет системный характер, управление любой организации осуществляется как воздействие на единое целое. Менеджеры должны четко осознавать взаимосвязь всех систем своей компании. Таким образом, Современный руководитель должен обладать системным мышлением, так как:

· менеджер должен воспринимать, перерабатывать и систематизировать огромный объём информации и знаний, которые необходимы для принятия управленческих решений;

· руководителю необходима системная методология, с помощью  которой он мог бы соотносить одно направления деятельности своей организации с другим, не допускать квазиоптимизации управленческих решений;

· менеджер должен видеть за деревьями лес, за частным - общее, подняться над повседневностью  и осознавать, какое место его  организация занимает во внешней  среде, как она взаимодействует с другой, большей системой, частью которой является;

· системный подход в  управлении позволяет руководителю более продуктивно реализовывать  свои основные функции: прогнозирование, планирование, организацию, руководство, контроль.

В заключение хотелось бы отметить, что системный подход включает большой объем вопросов, каждый из которых многогранен, интересен и достоин отдельного изучения. Но в рамках своей работы я постараюсь наиболее полно осветить основные принципы и положения данного научного направления.

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть 1: Системный  подход

 

1. Современное представление о системном подходе

Итак, системный подход в управлении основывается на том, что  всякая организация представляет собой  систему, состоящую из частей, каждая из которых обладает своими собственными целями. Руководитель должен исходить из того, что для достижения общих целей организации необходимо рассматривать ее как единую систему. При этом стремиться выявить и оценить взаимодействие всех ее частей и объединить их на такой основе, которая позволит организации в целом эффективно достичь её целей. (Достижение целей всех подсистем организации явление желательное, но почти всегда не реальное).

 

1.1. Понятие системного подхода, его основные черты и принципы

 

В наше время происходит невиданный прогресс знания, который, с одной стороны, привел к открытию и накоплению множества новых фактов, сведений из различных областей жизни, и тем самым поставил человечество перед необходимостью их систематизации, отыскания общего в частном, постоянного в изменяющемся. Однозначного понятия системы не существует. В наиболее общем виде под системой понимается совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность, некоторое единство. Системный подход как общеметодический принцип используется в различных отраслях науки и деятельности человека. Гносеологической основой (гносеология - раздел философии, изучающий формы и методы научного познания) является общая теория систем, начало которой положил австралийский биолог Л.Берталанфи . Определим черты системного подхода:

* Системный подход - форма  методологического знания, связанная  с исследованием и созданием  объектов как систем, и относится  только к системам.

* Иерархичность познания, требующая многоуровневого изучения  предмета: изучение самого предмета - <собственный> уровень; изучение этого же предмета как элемента более широкой системы - <вышестоящий> уровень; изучение этого предмета в соотношении с составляющими данный предмет элементами - <нижестоящий> уровень.

* Системный подход требует рассматривать проблему не изолированно, а в единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями

С учётом сказанного определим  понятие системного подхода:

Системный подход - это  подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые  результаты его функционирования, а  цели каждого из элементов, исходя из общего предназначения объекта.

Можно также сказать, что системный подход - это такое  направление методологии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной  социально-экономической системы.

Далее рассмотрим основные принципы системного подхода:

1. Целостность, позволяющая  рассматривать одновременно систему  как единое целое и в то  же время как подсистему для  вышестоящих уровней. 

2. Иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня - элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.

3. Структуризация, позволяющая  анализировать элементы системы  и их взаимосвязи в рамках  конкретной организационной структуры.  Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.

4. Множественность, позволяющая  использовать множество кибернетических,  экономических и математических  моделей для описания отдельных  элементов и системы в целом.

Таким образом, на основании  изложенного выше можно сделать  определенные выводы, а точнее отличие  системного и традиционного (аналитического) подходов.

 

1.2. Отличия традиционного и системного подходов к управлению

 

Традиционный и системный подходы используют и анализ (расчленение целого на части) и синтез (объединение частей в целое) при выработке управленческих решений. Различие заключается в сочетании, последовательности этих методов. Традиционное мышление содержит следующую последовательность этапов:

          1) расчленение (анализ) того, что предстоит объяснить;

          2) объяснение поведения или свойств частей взятых по отдельности;

         3) объединение (синтез) этих объяснений в объяснение целого.

В системном подходе  также можно выделить три ступени:

         1) определение целого (системы), частью которого является интересующий нас объект;

        2) объяснение поведения или свойств этого целого (системы);

        3) объяснение поведения или свойств интересующего нас предмета с точки зрения его функций в этом целом, частью которого он является.

Т.е. при системном  подходе синтез предшествует анализу, а при традиционном - наоборот.

При аналитическом подходе  объясняемый предмет рассматривается, как целое, которое предстоит  разложить на части. При системном подходе, объясняемый предмет рассматривается как часть некоторого целого.

Например

Показать это различие можно на примере института. При  аналитическом подходе к объяснению, что такое ВУЗ, его начинают делить на составляющие: факультеты, специальности, кафедры, группы, подгруппы, студентов. Затем дается определение факультета, кафедры и т.д. После этого производится объединение этих определений, которое заканчивается определением, что такое ВУЗ. При системном подходе к этой же задаче надо начинать с выделения системы, содержащей ВУЗ - системы образования. Затем определить цели и функции этой системы образования, которая входит в систему народного хозяйства. И только после этого можно дать определение вуза с позиции системы образования и народного хозяйства.

Существуют серьезные  различия между тем, что называют аналитическим и системным управлением. Одно из них основано на следующем  принципе системности: если каждую часть  системы заставить функционировать  с максимальной эффективностью, система как целое еще не будет в результате этого функционировать с максимальной эффективностью. (Целое не равно сумме его составляющих.)

Например

Если со всех лучших моделей  автомобилей выбрать самые лучшие узлы и собрать из них автомобиль, то мы не получим лучший в мире автомобиль. Если новый начальник цеха резко увеличит эффективность его работы, то это может привести к сбоям на заводе в целом.

Информация о работе Системный подход