Системный подход в управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 12:25, контрольная работа

Описание работы

Проведение исследований осуществляется в соответствии с выбранной целью и в определенной последовательности. Исследования являются составной частью менеджмента организации и направлены на совершенствование основных характеристик процесса управления. При проведении исследований систем управления объектом исследования является сама система управления, которая характеризуется определенными признаками и подчиняется ряду требований.

Работа содержит 1 файл

ГОТОВА.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

     В условиях динамичности современного производства и общества управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования тенденций и возможностей, без выбора альтернатив и направлений развития, выполнения функций управления и способов принятия управленческих решений. Развитие и совершенствование предприятия базируется на тщательном и глубоком знании деятельности организации, что требует проведения исследования систем управления.

     Проведение  исследований осуществляется в соответствии с выбранной целью и в определенной последовательности.  Исследования являются составной частью менеджмента организации и направлены на совершенствование основных характеристик процесса управления. При проведении исследований систем управления объектом исследования является сама система управления, которая характеризуется определенными признаками и подчиняется ряду требований.

     Рассмотрение  управления как системы является одним из достижений современной  науки. Это обуславливается, прежде всего, как необходимое требование учета многофакторных проявлений управления как деятельности, находящейся в  сложной структуре отношений, сформированных как внутри самой системы управления, так и в отношениях с внешним миром, с внешними системами и надсистемами.

     В настоящее время четко сформировались следующие направления системных  исследований: общая теория систем, системный подход и системный анализ.

     Системный подход охватывает разработку специализированной методологии исследования систем. Его задачей является выражение принципов и понятий системных исследований на уровне единой общенаучной методологии.

     Междисциплинарная системная методология — важнейший компонент современных системных исследований. Системный подход обеспечивает такую интеграцию знаний, посредством которой специальные науки сохраняют свою самостоятельность и в то же время интегрируются вокруг системных методов исследования.

     Эволюция  научных представлений и формирование направлений в области теории и практики системного подхода во многом определяется разработками ученых: Афанасьева В.Г., Гвишиани Д.М., Голубкова Е.П., Валуева С.А., Добкина В.М., Евенко Л.И., Жарикова О.Н., Колесникова Л.А., Мильнера Б.З., Перегудова Ф.И., Пригожина А.И., Райзберга Б.А., Рапопорта Б.С, Спицнаделя В.Н., Тамбовцева В.Л., Тарасенко Ф.П. и др.

     Значительный  вклад в разработку системного метода внесли зарубежные ученые, такие как Акофф Р., Берман Р., Бир С, Виссема X., Друкер П., Клир Д., Кунц Г., Кхол Й., Лещинин М., Месарович М., Оучи У., Стефанов Н., Хойер В., Шредер Г.А., Эванс Д.Р., Эклунд К., Эрхард Л., Янг С. и другие.

     Объектом  исследования являются производственные операции.

     Предметом исследования выступает механизм реализации системного подхода, включающий методические приемы при решении сложных производственных проблем.

     Основной целью курсовой работы является изучение сущности системного подхода.

     Структура курсовой работы. В соответствии с целью, задачами и логикой исследования работа состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка литературы.

 

      1. СУЩНОСТЬ СИСТЕМНОГО  ПОДХОДА КАК ОСНОВЫ 

     СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА

     1.1. Содержание и характеристика системного подхода

     Примерно с середины 1950-х гг. системный подход проникает в самые разные исследовательские области, как естествознания, так и обществознания. К этому периоду уже существуют разнообразные подходы и концепции в менеджменте, уже четко обозначается «классический» период или «классическая школа» менеджмента, «школа человеческих отношений», «научный менеджмент», психологические подходы в теории управления, теории мотивации и ряд других. Другими словами, наряду с естественнонаучным, в менеджмент проникает гуманитарный идеал научности, с характерными для него антинатуралистическими, субъективистскими философско-методологическими тенденциями. [5,C.52]

     Историю развития системных идей в менеджменте  можно разделить на три этапа, различающихся с точки зрения лежащих в их основе философско-методологических принципов:

     1-й  этап. Становление и развитие  жесткого системного подхода  (середина 1950-х-середина 1970-х годов);

     2-й  этап. Становление и развитие  мягкого системного подхода (середина 1970 годов - настоящее время);

     3-й  этап. Комплементаризм в менеджменте (вторая половина 1980-х гг. - настоящее время).

     Имея  более чем полувековую историю  существования в качестве признанной дисциплины, системный подход показал свою универсальность в качестве инструмента для решения практических проблем, продемонстрировал мощный философско-методологический и мировоззренческий потенциал. Однако это развитие носило противоречивый, некумулятивистский характер, что делает историю становления и развития системных идей в управлении особенно ценной в качестве эмпирического материала для методологических исследований в области менеджмента.

     Системный подход развивался, решая триединую  задачу: аккумуляции в общенаучных  понятиях и концепциях новейших результатов  общественных, естественных и технических наук, касающихся системной организованности объектов действительности и способов их познания; интеграции принципов и опыта развития философии, прежде всего результатов разработки философского принципа системности и связанных с ним категорий; применения разработанного на этой основе концептуального аппарата и средств моделирования для решения актуальных комплексных проблем.

     Системный подход - это методологическое направление в науке,  основная  задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложноорганизованных объектов — систем разных типов и классов. Системный  подход представляет собой определенный этап в развитии методов познания, методов исследовательской и конструкторской деятельности, способов описания и объяснения природы анализируемых или искусственно создаваемых объектов. [1, C.87-89]

     В настоящее время системный подход все шире применяется в управлении,  накапливается опыт построения системных описаний объектов исследования. Необходимость системного подхода обусловлена укрупнением и усложнением изучаемых систем, потребностями управления большими системами и интеграции знаний.

     Система - слово греческое (systema), буквально означает целое, составленное из частей;  совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.

     В узком смысле под системным подходом будем понимать применение системных  методов для изучения реальных физических, биологических, социальных и других систем.

     Системный подход в широком смысле включает, кроме того, применение системных методов для решения задач систематики, планирования и организации комплексного  и систематического эксперимента.

     Сущность  системного подхода формулировалась  многими авторами. В развернутом  виде она сформулирована В.Г.Афанасьевым, определившим ряд взаимосвязанных аспектов, которые в совокупности и единстве составляют системный подход:

     - системно-элементный, отвечающий на вопрос, из чего (каких компонентов) образована система;

     - системно-структурный, раскрывающий внутреннюю организацию системы, способ взаимодействия образующих ее компонентов;

     - системно-функциональный, показывающий, какие функции выполняет система и образующие ее компоненты;

     - системно-коммуникационный, раскрывающий взаимосвязь данной системы с другими, как по горизонтали, так и по вертикали;

     - системно-интегративный, показывающий механизмы, факторы сохранения, совершенствования и развития системы;

     -  системно-исторический, отвечающий  на вопрос, как, каким образом  возникла система, какие этапы  в своем развитии проходила, каковы ее исторические перспективы. [7, C.123]

     Термин  «системный подход» охватывает группу методов, с помощью которых реальный объект описывается как совокупность взаимодействующих компонентов. Эти методы развиваются в рамках отдельных научных дисциплин, междисциплинарных синтезов и общенаучных концепций.

     Общими  задачами системных исследований являются анализ и синтез систем. В процессе анализа система выделяется из среды, определяется ее состав, структуры, функции, интегральные характеристики (свойства), а также системообразующие факторы и взаимосвязи со средой.

     В процессе синтеза создается модель реальной системы, повышается уровень  абстрактного описания системы, определяется полнота ее состава и структур, базисы описания, закономерности динамики и поведения.

     Системный подход применяется к множествам объектов, отдельным объектам и их компонентам, а также к свойствам  и интегральным характеристикам объектов. Системный подход не самоцель. В каждом конкретном случае его применение должно давать реальный, вполне ощутимый эффект. Системный подход позволяет усматривать пробелы в знаниях о данном объекте, обнаруживать их неполноту, определять задачи научных исследований, в отдельных случаях - путем интерполяции и экстраполяции - предсказывать свойства отсутствующих частей описания.

     К числу важнейших задач системного  подхода относятся:

     1) разработка средств представления  исследуемых и конструируемых  объектов как систем;

     2) построение обобщенных моделей  системы, моделей разных классов  и специфических свойств систем;

     3) исследование структуры теорий  систем и различных системных  концепций и разработок.

     В системном исследовании анализируемый  объект рассматривается как определенное множество элементов, взаимосвязь  которых обусловливает целостные свойства этого множества. Основной акцент делается на выявлении многообразия связей и отношений, имеющих место как внутри исследуемого объекта, так и в его взаимоотношениях с внешним окружением, средой. Существенное значение в системном подходе придается выявлению вероятностного характера поведения исследуемых объектов. Важной особенностью системного подхода является то, что не только объект, но и сам процесс исследования выступает как сложная система, задача которой, в частности, состоит в соединении в единое целое различных моделей объекта.

     1.2. Разновидности системного  подхода

 

     Комплексный подход предполагает учитывать при анализе как внутреннюю, так и внешнюю среду организации. Это означает, что необходимо учитывать не только внутренние, но и внешние факторы - экономические, геополитические, социальные, демографические, экологические и др. Факторы - важные аспекты при анализе организаций и, к сожалению, учитываются не всегда.

     Например, часто социальные вопросы при  проектировании новых организаций не учитываются либо откладываются. При внедрении новой техники не всегда принимаются во внимание показатели эргономичности, что приводит к повышению утомляемости рабочих и в итоге - к снижению производительности труда. При формировании новых трудовых коллективов должным образом не учитываются социально-психологические аспекты, в частности, проблемы мотивации труда. Суммируя сказанное, можно утверждать, что комплексный подход является необходимым условием при решении задачи анализа организации. [4, C.15-19]

     Для исследования функциональных связей информационного обеспечения систем управления используется интеграционный подход, суть которого в том, что исследования осуществляются как по вертикали (между отдельными элементами системы управления), так и по горизонтали (на всех стадиях жизненного цикла продукта).

     Под интеграцией понимается объединение  субъектов управления для усиления взаимодействия всех элементов системы  управления конкретной организации. При таком подходе появляются более прочные связи между отдельными подсистемами организации, более конкретные задания.

     Например, управляющая система задает службам и подразделениям организации конкретные показатели их деятельности по качеству, количеству, затратам ресурсов, срокам и т.д. На основе выполнения этих показателей достигаются поставленные цели.

Информация о работе Системный подход в управлении