Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 23:11, контрольная работа
Феномен организации и управления в ней присущ не только человеческому сообществу. В той или иной мере отдельные признаки организации и управления можно наблюдать и в животном мире. Однако только в человеческом обществе организация создается, видоизменяется и развивается сознательно и только в человеческом обществе она достигает высшей степени своего развития и приобретает признаки того, что мы в дальнейшем будем называть организационной системой.
Введение
Глава 1. Понятие системного подхода и системы
Глава 2. Исходные понятия и определения системного подхода
Глава 3. Методы системного анализа
Заключение
Список использованной литературы
«Системный подход в управлении»
Содержание:
Введение
Глава 1. Понятие системного подхода и системы
Глава 2. Исходные понятия и определения системного подхода
Глава 3. Методы системного анализа
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Феномен организации и управления в ней присущ не только человеческому сообществу. В той или иной мере отдельные признаки организации и управления можно наблюдать и в животном мире. Однако только в человеческом обществе организация создается, видоизменяется и развивается сознательно и только в человеческом обществе она достигает высшей степени своего развития и приобретает признаки того, что мы в дальнейшем будем называть организационной системой.
К настоящему времени выработан определенный объем знаний и разработана совокупность методов, приемов, грамотное применение которых может заметно повысить эффективность как распоряжений, формируемых руководителями, так и четкость, гарантированность их выполнения. Поскольку существует знание об управлении, значит, его можно систематизировать, изучать, а главное - обучать управлению. Однако знание это настолько велико и многогранно, что вряд ли можно говорить о возможности выделения единой «всеобщей» науки об управлении. Так психологические аспекты управления рассматриваются с позиции основ психологии, правовые - с позиции юриспруденции, в частности в рамках административного права. Существуют также нравственные аспекты управления, содержательный анализ которых подразумевает применение категорий этики и морали. Весьма существенными также являются экономические методы и механизмы управления, изучение которых требует знания экономических законов и т.д.
Таким образом, предметом исследования выступает системный подход в управлении. Перед работой ставятся задачи: определить понятие системного подхода и системы, рассмотреть Исходные понятия и определения системного подхода, а также изучить методы системного анализа.
Глава 1. Понятие системного подхода и системы
Что же понимается под “системным” познанием материи и ее свойств? Известно, что человек осваивает мир различными способами, Прежде всего он осваивает его чувственно, т.е. непосредственно воспринимая его через органы чувств. Характер такого познания, заключающийся в памяти и определяемый эмоциональным состоянием субъекта, является нам как целостным так и дробным - представляющим картину целиком или дробно, выделяя какие либо моменты. На основе эмоциональных состояний в человеке складывается представление об окружающем мире. Но чувственное восприятие есть свойство так же всех животных, а не только человека. Спецификой человека является более высокая ступень познания - рациональное познание, позволяющее обнаруживать и закреплять в памяти законы движения материи1.
Рациональное познание системно. Оно состоит из последовательных мыслительных операций и формирует мыслительную систему, более или менее адекватную системе объективной реальности. Системна и практическая деятельность человека, причем уровень системности практики повышается с ростом знания и накопления опыта. Системность различных видов отражения и преобразования действительности человеком есть в конечном счете проявление всеобщей системности материи и ее свойств.
Системное познание и преобразование мира предполагает:
1. Рассмотрение объекта деятельности (теоретической и практической) как системы, т.е. как ограниченного множества взаимодействующих элементов.
2. Определение состава, структуры и организации элементов и частей системы, обнаружения главных связей между ними.
3. Выявление внешних связей системы, выделения из них главных .
4. Определение функции системы и ее роли среди других систем.
5. Анализ диалектики структуры и функции системы.
6. Обнаружение на этой основе закономерностей и тенденций развития системы.
Познание мира, а “научное познание” в частности, не может осуществляться хаотически, беспорядочно; оно имеет определенную систему и подчиняется определенным закономерностям. Эти закономерности познания определяются закономерностями развития и функционирования объективного мира.
С современной точки зрения системы классифицируются на целостные, в которых связи между составляющими элементами прочнее , чем связи элементов со средой, и суммативные, у которых связи между элементами одного и того же порядка, что и связи элементов со средой; органические и механические ; динамические и статические; “открытые” и “закрытые”; “самоорганизующиеся” и “неорганизованные” и т.д. Отсюда может возникнуть вопрос о неорганизованных системах, например - куча камней, правильнее сказать - совокупностях - являются ли они системами? Да, и этому можно привести доказательства исходя из следующих посылок:1) неорганизованные совокупности состоят из элементов; 2) эти элементы определенным образом между собой связаны; 3) эта связь объединяет элементы в совокупность определенной формы (куча, толпа и т.п.); 4) поскольку в такой совокупности существует связь между элементами, значит неизбежно проявление определенных закономерностей и, следовательно, наличие временного или пространственного порядка. Таким образом все совокупности являются системами, более того материя вообще проявляется в форме “систем”. Т.е. система есть форма существования материи2.
Каково же тогда различие между понятиями “система” и “объект”, “вещь”, ведь казалось бы ничего различного. Однако система, являясь объектом, вещью и знанием, в тоже время выступает как нечто сложное ,взаимосвязанное, находящееся в самодвижении. Поэтому и категория “система”, будучи философской категорией, в отличие от понятий “объект”и “вещь”, отражает не что-то отдельное и неделимое, а противоречивое единство многого и единого.
Система, являясь конкретным
видом реальности, находится в
постоянном движении, в ней происходят
многообразные изменения. Однако всегда
имеется такое изменение, которое
характеризует систему как
Система ,как понятие, обладает двумя противоположными свойствами: отграниченностью и целостностью. “Отграниченность” - внешнее свойство системы, “целостность” - ее внутреннее свойство, приобретаемое в процессе развития. Система может быть отграниченной но не целостной (например: недостроенный дом) но чем более система выделена, отграничена от среды, тем более она внутренне целостна, индивидуальна, оригинальна.
Согласно вышесказанному можно дать определение “системы” как отграниченного, взаимно связанного множества, отражающего объективное существование конкретных отдельных взаимосвязанных совокупностей тел , и не содержащего специфических ограничений присущих частным системам. Данное определение характеризует систему как самодвижущуюся совокупность, так и взаимосвязь, взаимодействие, а оно и есть - движение.
Глава 2. Исходные понятия и определения системного подхода
Системный подход в интеллектуальной деятельности культурного человека также органичен и естественен как использование правильной литературной речи, приятные манеры, изящная походка и осанка, свободные и непринужденные жесты и мимика и прочие признаки, наличие которых дает веское основание назвать данного человека культурным. Конечно, наличие этих признаков не является следствием лишь того, что человек проходил какой-то специальный курс обучения. Талантливый, органичный человек, пребывая в культурном окружении, впитывает элементы культуры и без специального обучения, но, конечно, не в том объеме, какой мог бы получить, обладая присущим ему талантом3.
Легко представить человека, отлично владеющего иностранным языком (или даже несколькими) и не обучавшегося этому на специальных курсах. Человек, обладающий врожденным абсолютным музыкальным слухом и прекрасным голосом, может порадовать слушателей замечательным пением. Однако этот человек не может стать оперным певцом без специального обучения. И уж, конечно, никакой прирожденный талант и даже гениальность не выведут сами по себе человека на балетную сцену и не поставят за дирижерский пульт. Профессиональных высот в этих областях деятельности (как, впрочем, и во всех остальных) можно достичь только в том случае, если природный талант подкрепляется и развивается глубокими профессиональными знаниями, полученными в результате упорного изучения. Все вышесказанное в полной мере относится и к системному подходу.
Системный подход - это методологическая концепция или способ организации мыслительной деятельности человека, состоящий в том, что все исследуемые (анализируемые) объекты, процессы, явления рассматриваются как системы или как процессы, в них происходящие и все причинно-следственные связи выводятся (выявляются) как производные из свойств этой системы.
Системный подход можно не исповедывать, его основные принципы формально не знать и, даже может быть, не слышать об этом словосочетании, но его невозможно не применять, проводя сколь-нибудь содержательный анализ. У всех великих врачей мира, начиная от Гиппократа, все их основополагающие идеи формировались на основе основных принципов системного анализа. Все великие литературные сыщики мира: Шерлок Холмс, комиссар Мэгре, Эркюль Пуаро (точнее авторы, их придумавшие - Коннан Дойль, Жорж Сименон, Агата Кристи) свои сногсшибательные расследования проводили на основе принципов системного подхода. Хотя ни великие врачи, ни великие сыщики об этом, скорее всего, не подозревали. Так же как не подозревал один из персонажей Мольера о том, что он всю жизнь говорил прозой (Мольер “Мещанин во дворянстве”)4.
Для великих мыслителей умение применять принципы системного подхода является ярко выраженным свойством их ума, присущим им от рождения, так же как для многих выдающихся спортсменов присущая им сила, ловкость, быстрота и т. д. являются качествами врожденными. В то же время известно, что многие выдающиеся спортивные результаты были достигнуты людьми, не только не обладавшими врожденными спортивными данными, но, вообще не имевшими никаких показаний к занятию спортом.
Так всемирной известности в начале нашего века добилась пловчиха из Австралии, перенесшая в детстве заболевание полиомиелитом и, казалось бы, обреченная судьбой на существование инвалида. В шестидесятые года на ледовых площадках блистала замечательная американская фигуристка Пегги Флемминг, так же страдавшая в детстве от последствий полиомиелита. И таких случаев известно множество. То есть упорные, настойчивые тренировки и обучение помогали не только компенсировать отсутствие врожденных спортивных качеств, но и успешно преодолеть прямые противопоказания к занятиям спортом.
Все вышесказанное имеет самое непосредственное отношение и к умению применять принципы системного анализа на практике. Если для великих мыслителей это умение было врожденным свойством, то для рядового, пусть даже весьма талантливого исследователя, руководителя работ, организатора принципы системного подхода весьма полезно изучить, а затем осознанно применяя их на практике можно достичь весьма достойных результатов5.
Для этого, прежде всего, следует уяснить, что такое система и, что значит, рассматривать анализируемый объект как систему. А для построения конструктивного определения понятия система нам необходимо определить такие базовые понятия системного подхода, как окружающая среда, объект, свойства, отношения.
Глава 3. Методы системного анализа
Как показано в предыдущей
главе системный подход определяет
общую методологию исследования
Системный анализ - совокупность формализованных методов и приемов, обеспечивающих применение принципов системного подхода и составляющих его инструментарий.
Основные задачи системного анализа
Используя символьные обозначения математической логики и некоторые дополнительные обозначения, приведенное в предыдущей главе, определение системы можно записать в виде математического соотношения. Далее, путем логических преобразований этого соотношения можно четко определить состав основных задач системного анализа6.
Ниже приняты следующие обозначения:
P,Q - произвольное множество свойств;
m, t - множество объектов, входящих в состав сложного объекта;
Тот факт, что множество объектов m является, в свою очередь, объектом, будем обозначать с помощью скобок. Тогда запись вида (m)Q будет означать сложный объект, состоящий из множества объектов m, обладающих множеством свойств Q. Приняв, далее, что Â(m) означает множество отношений между объектами m, а запись вида (m)S означает, что сложный объект является системой, определение системы можно записать в виде следующего высказывания:
(m)S = Def[(m)Q&Â(m) ® ($PÇQ = Æ)] , (3.1)
которое читается следующим образом: “Системой (m)S по определению является множество объектов (m), обладающих множеством свойств Q, таких, что при заданном множестве отношений Â(m) существует множество свойств P, невыводимых и не сводимых к множеству свойств Q.”
Таким образом, еще раз подчеркивается, что главным признаком, отличающим систему от простой совокупности объектов, является некое новое свойство, которым объекты в отдельности не обладают.
Мера отличия свойств системы от простой суммы свойств составляющих ее элементов есть мера организованности системы. И если это отличие равно нулю, то равна нулю и мера организованности, и тогда система вырождается в простую совокупность элементов7.