Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 01:04, реферат
В наше время происходит невиданный прогресс знания, который, с одной стороны,
привел к открытию и накоплению множества новых фактов, сведений из различных
областей жизни, и тем самым поставил человечество перед необходимостью их
систематизации, отыскания общего в частном, постоянного в изменяющемся.
Однозначного понятия системы не существует. В наиболее общем виде под
системой понимается совокупность взаимосвязанных элементов, образующих
определенную целостность, некоторое единство.
Оглавление
1. Понятие системного подхода, его основные черты и принципы 2
2. Организационная система: основные элементы и типы 4
3. Теория систем 5
4. Предприятие как целеустремленная система 8
5. Значение системного подхода в управлении современном предприятии 10
Заключение . 11
Список использованной литературы 12
CАНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «Стратегический менеджмент»
Реферат
Дисциплина: Управленческие решения
Тема: «Системный подход при управлении современным предприятием»
Выполнила: студентка гр. З 5075/26
Добрина Р.А.
Проверил преподаватель: Горчакова Л.И.
Санкт-Петербург
Оглавление
1. Понятие системного подхода, его основные черты и принципы 2
2. Организационная система: основные элементы и типы 4
3. Теория систем 5
4. Предприятие как целеустремленная система 8
5. Значение системного
подхода в управлении
Заключение . 11
Список использованной литературы 12
В наше время происходит невиданный прогресс знания, который, с одной стороны,
привел к открытию и накоплению множества новых фактов, сведений из различных
областей жизни, и тем самым поставил человечество перед необходимостью их
систематизации, отыскания общего в частном, постоянного в изменяющемся.
Однозначного понятия системы не существует. В наиболее общем виде под
системой понимается совокупность взаимосвязанных элементов, образующих
определенную целостность, некоторое единство.
Изучение объектов и явлений как систем вызвало формирование нового подхода в
науке — системного подхода.
Системный подход как обще методический принцип используется в различных
отраслях науки и деятельности человека. Гносеологической основой
является
общая теория систем, начало которой положил австралийский биолог
Л.Берталанфи. В начале 20-х годов молодой биолог Людвиг фон Берталанфи начал
изучать организмы как определённые системы, обобщив свой взгляд в книге
"Современная теория развития" (1929). В этой книге он разработал системный
подход к изучению биологических организмов. В книге "Роботы, люди и сознание"
(1967) он перенёс общую
теорию систем на анализ
общественной жизни. 1969 - "Общая теория систем". Берталанфи превращает свою
теорию систем в общедисциплинарную науку. Предназначение этой науки он видел
в поиске структурного сходства законов, установленных в различных
дисциплинах, исходя из которых, можно вывести общесистемные закономерности.
Определим черты системного подхода:
· Системный подход — форма методологического знания, связанная с
исследованием и созданием объектов как систем, и относится только к системам.
· Иерархичность познания, требующая многоуровневого изучения
предмета: изучение самого предмета — «собственный» уровень; изучение этого же
предмета как элемента
более широкой системы — «
этого предмета в соотношении с составляющими данный предмет элементами —
«нижестоящий» уровень.
· Системный подход требует рассматривать проблему не изолированно, а
в единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой связи и
отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями.
С учётом сказанного определим понятие системного подхода:
Системный подход — это подход к исследованию объекта (проблемы, явления,
процесса) как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние
связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его
функционирования, а цели каждого из элементов, исходя из общего предназначения
объекта.
Можно также сказать, что системный подход — это такое направление
методологии научного познания и практической деятельности, в основе которого
лежит исследование любого объекта как сложной целостной социально-экономической
системы.
Далее рассмотрим основные принципы системного подхода (системного анализа):
1. Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему
как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.
2. Иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней
мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего
уровня — элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на
примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация
представляет собой
Одна подчиняется другой.
3. Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и
их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило,
процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных
элементов, сколько свойствами самой структуры.
4. Множественность, позволяющая использовать множество
кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных
элементов и системы в целом.
Современное представление
о системном подходе
Итак, системный подход в управлении основывается
на том, что всякая организация представляет
собой систему, состоящую из частей, каждая
из которых обладает своими собственными
целями. Руководитель должен исходить
из того, что для достижения общих целей
организации необходимо рассматривать
ее как единую систему. При этом стремиться
выявить и оценить взаимодействие всех
ее частей и объединить их на такой основе,
которая позволит организации в целом
эффективно достичь её целей. (Достижение
целей всех подсистем организации явление
желательное, но почти всегда не реальное).
Отличия традиционного
и системного подходов к управлению
Традиционный и системный подходы используют
и анализ (расчленение целого на части)
и синтез (объединение частей в целое)
при выработке управленческих решений.
Различие заключается в сочетании, последовательности
этих методов. Традиционное мышление содержит
следующую последовательность этапов:
1) расчленение (анализ) того, что предстоит
объяснить; 2) объяснение поведения или
свойств частей взятых по отдельности;
3) объединение (синтез) этих объяснений
в объяснение целого. В системном подходе
также можно выделить три ступени: 1) определение
целого (системы), частью которого является
интересующий нас объект; 2) объяснение
поведения или свойств этого целого (системы);
3) объяснение поведения или свойств интересующего
нас предмета с точки зрения его функций
в этом целом, частью которого он является.
Т.е. при системном подходе синтез предшествует
анализу, а при традиционном - наоборот.
При аналитическом подходе объясняемый
предмет рассматривается, как целое, которое
предстоит разложить на части. При системном
подходе, объясняемый предмет рассматривается
как часть некоторого целого.
Любая организация рассматривается
как организационно-
имеющая входы и выходы, и определенное количество внешних связей. Следует
дать определение понятию «организация». В истории были различные попытки
идентифицировать это понятие.
· Первая попытка строилась на идее целесообразности. Организация -
есть целесообразное устройство частей целого, которое имеет определённую
цель.
· Организация - социальный механизм для реализации целей
(организационных, групповых, индивидуальных).
· Организация - гармония, или соответствие, частей между собой и
целым. Любая система развивается на основе борьбы противоположностей.
· Организация - целое, которое не сводится к простой арифметической
сумме составляющих его элементов. Это целое, которое всегда больше или меньше
суммы своих частей (всё зависит от эффективности связей).
· Честер Бернард (на Западе считается одним из основоположников
современной теории менеджмента): когда люди собираются вместе и официально
принимают решение объединить свои усилия для достижения общих целей, они
создают организацию.
Это была ретроспектива. Сегодня организация может быть определена как
социальная общность, которая объединяет некоторое множество индивидов для
достижения общей цели, которые (индивиды) действуют на основе определённых
процедур и правил.
Исходя из данного ранее определения системы, определим организационную систему.
Организационная система - это определённая совокупность внутренне
взаимосвязанных частей организации, формирующая некую целостность.
Основными элементами организационной системы (а значит и объектами
организационного управления) выступают:
· производство
· маркетинг и сбыт
· финансы
· информация
· персонал, человеческие ресурсы - обладают системообразующим
качеством, от них зависит
эффективность использования
ресурсов.
Эти элементы являются основными объектами организационного управления. Но у
организационной системы есть и другая сторона:
Люди. Задача менеджера в том, чтобы способствовать координации и
интеграции человеческой деятельности.
Цели и задачи. Организационная цель - есть идеальный проект будущего
состояния организации. Эта цель способствует объединению усилий людей и их
ресурсов. Цели формируются на основе общих интересов, поэтому организация-
инструмент для достижения целей.
Организационная структура. Структура - это способ объединения элементов
системы. Организационная структура - есть способ соединения различных частей
организации в определённую целостность (основными видами организационной
структуры являются иерархическая, матричная, предпринимательская, смешанная и
т. д.). Когда проектируем и поддерживаем эти структуры, мы управляем.
Специализация и разделение труда. Это тоже объект управления. Дробление
сложных производственных процессов, операций и задач на составляющие, которые
предполагают специализацию человеческого труда.
Организационная власть - это право, способность (знания + навыки) и
готовность (воля) руководителя проводить свою линию при подготовке, принятии и
реализации управленческих решений. Каждый из этих компонентов необходим для
реализации власти. Власть - есть взаимодействие. Функцию координации и
интеграции деятельности людей бессильный и неэффективный менеджер организовать
не может. Организационная власть - не только субъект, но и объект управления.
Организационная культура- присущая организации система традиций,
верований, ценностей, символов, ритуалов, мифов, норм общения между людьми.
Организационная культура придаёт организации индивидуальность, собственное
лицо. Что немаловажно, она объединяет людей, создаёт организационную
целостность.
Организационные границы - это материальные и нематериальные ограничители,
которые фиксируют обособленность данной организации от других объектов,
находящихся во внешней среде организации. Менеджер должен обладать способностью
расширять (в меру) границы собственной организации. В меру - значит брать
только то, что сумеешь удержать. Управлять границами - значит вовремя их
очерчивать.
Организационные системы можно разделить на закрытые и открытые:
Закрытая организационная система - это та система, которая не имеет связи
со своей внешней средой (т. е. не обменивается с внешней средой продуктами,
услугами, товарами и др.). Пример - натуральное хозяйство.
Открытая организационная система имеет связи с внешней средой, т. е.
другими организациями, институтами, имеющими связи с внешней средой.
Таким образом, организация как система представляет собой совокупность
взаимосвязанных элементов, образующих целостность (т.е. внутреннее единство,
неразрывность, взаимную связь). Любая организация является открытой системой,
т.к. взаимодействует с внешней средой. Она получает из окружающей среды
ресурсы в виде капитала, сырья, энергии, информации, людей, оборудования
т.п., которые становятся элементами её внутренней среды. Часть ресурсов с
помощью определенных технологий перерабатывается, преобразуется в продукты и
услуги, которые затем передаются во внешнюю среду.
Теория систем имеет дело с анализом, проектированием и
функционированием систем — самостоятельных хозяйственных подразделений,
которые образуются взаимодействующими, взаимосвязанными и взаимозависимыми
частями. Ясно, что любая организационная форма бизнеса отвечает этим
критериям и может изучаться с использованием понятий и средств теории систем.
Любое предприятие — система, которая превращает набор вкладываемых в
Информация о работе Системный подход при управлении современным предприятием