Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 21:35, реферат
Общество состоит из множества организаций, с которыми связаны все аспекты и проявления человеческой жизни, — экономика, наука, культура, образование, оборона, даже личная жизнь. Теория организации призвана ответить на вопросы, зачем организации нужны, как они создаются, функционируют и изменяются, почему члены организаций действуют именно так, а не иначе.
Введение 3
1. Возникновение и развитие системного подхода 5
2. Современное понятие системного подхода, его основные черты и принципы 10
3. Организация как открытая и закрытая система 15
Заключение 20
Список литературы: 21
Реферат по социологии организации на тему:
Системный
подход к организации
|
Москва
2009
Оглавление
Введение 3
1. Возникновение и развитие системного подхода 5
2. Современное понятие системного подхода, его основные черты и принципы 10
3. Организация как открытая и закрытая система 15
Заключение 20
Список
литературы: 21
Общество состоит из множества организаций, с которыми связаны все аспекты и проявления человеческой жизни, — экономика, наука, культура, образование, оборона, даже личная жизнь. Теория организации призвана ответить на вопросы, зачем организации нужны, как они создаются, функционируют и изменяются, почему члены организаций действуют именно так, а не иначе.
Понятие бизнeса зародилось вместе с понятием товарно-денежных отношений, т.е. на общинном этапе развития человечества. Когда основной формой "торговли" между общинами являлся натуральный обмен, появились менялы-кочевники, кочевавшие из одной общины в другую и выменивавшие различные товары с выгодой для себя. Это и можно считать одним из первых проявлений духа предпринимательства.
Постепенно
с развитием товарно-денежных отношений
развивался и бизнес. Во времена
рабовладения процветала торговля; позднее,
во времена феодализма и процветания
натурального хозяйства значение торговли
в деревне немного уменьшилось,
но с развитием городов и ремесла
она вновь приобрела свое первоначальное
значение. Во времена становления
капитализма и первоначального
накопления капитала процветало финансовое
предпринимательство, а позднее - промышленное.
В середине Х1Х века бизнес приобрел
новые формы. Если до этого единоличным
управленцем был хозяин, то во времена
бурного промышленного роста
структура значительно
Именно на этом этапе и начал развиваться менеджмент в том виде, в котором мы привыкли воспринимать это слово. Нельзя сказать, что он появился внезапно именно с развитием капитализма, он существовал и раньше. Во времена рабовладения были управляющие на плантациях, которые следили за правильностью выполнения работ, но это правильнее было бы назвать надсмотром, чем управлением. Во времена феодализма и процветания натурального хозяйства, также существовали управляющие, помощники хозяина, это, наверное, можно считать одним из первых проявлений именно управления, а не только надсмотра над работающими, поскольку у управляющего была возможность маневра: он мог заменить вид работ в виде поощрения или наказания крестьян, мог снизить налог (правда, лишь за счет повышения налога для других). Это было убогое, но все же проявление управления. Но по-настоящему менеджмент начал развиваться только с развитием капитализма, именно тогда появилась потребность в талантливых управленцах, которое могли бы выработать свою стратегию управления фирмой и развития бизнеса и привести фирму к успеху, или в крайнем случае, спасти ее от банкротства.
Именно
в это время и стали
В
настоящее время процесс
· менеджер должен воспринимать, перерабатывать и систематизировать огромный объём информации и знаний, которые необходимы для принятия управленческих решений;
· руководителю необходима системная методология, с помощью которой он мог бы соотносить одно направления деятельности своей организации с другим;
· менеджер должен видеть за деревьями лес, за частным - общее, подняться над повседневностью и осознавать, какое место его организация занимает во внешней среде, как она взаимодействует с другой, большей системой, частью которой является;
· системный подход в управлении позволяет руководителю более продуктивно реализовывать свои основные функции: прогнозирование, планирование, организацию, руководство, контроль.
Системный подход — это не набор каких-то руководств или принципов для управляющих — это способ мышления по отношению к организации и управлению.
Системный
подход включает большой объем вопросов,
каждый из которых многогранен, интересен
и достоин отдельного изучения. В рамках
своей работы я постараюсь наиболее полно
осветить основные принципы и положения
данного научного направления.
Усиление
взаимосвязанности всех сторон деятельности
организации (производственной, финансовой,
маркетинговой, социальной, экологической
и проч.), а также расширение, усложнение
и интенсификация как внутренних,
так и внешних отношений
Он рассматривает организацию как целостную совокупность различных видов деятельности и элементов, находящихся в противоречивом единстве и во взаимосвязи с внешней средой, предполагает учет влияния всех факторов, воздействующих на нее, и акцентирует внимание на взаимосвязях между ее элементами.
В соответствии с ним управленческие действия не просто функционально вытекают друг из друга (на этом делал акцент процессный подход), а все без исключения оказывают друг на друга как непосредственное, так и опосредованное воздействие. В силу этого изменения в одном звене организации неизбежно вызывают изменения в остальных, а в конечном итоге в ней в целом.
Поэтому
каждый руководитель, принимая собственные
решения, должен учитывать их влияние
на общие результаты, а основная
цель менеджмента состоит в
Одним
из представителей системного подхода,
впервые рассмотревшим
По мысли Барнарда, физические и биологические ограничения, присущие людям, заставляют их объединяться для достижения целей в согласованно действующие группы (социальные системы). Всякую такую систему, как он считал, можно разделить на две части: организацию (систему сознательно координируемой деятельности двух или нескольких лиц), заключающую только взаимодействие людей, и прочие элементы.
Любая организация, по мысли Барнарда, иерархична (это ее главный признак), объединяет индивидов, имеющих осознанную совместную цель, готовых сотрудничать друг с другом, вносить вклад в общее дело, подчиняться единой власти. Все организации (за исключением государства и Церкви) Барнард рассматривал как частные.
Организации могут быть формальными и неформальными. Каждая формальная организация включает в себя: а) систему функционирования; б) систему стимулов, побуждающих людей к вкладу в групповые действия; в) систему власти (авторитета), которая склоняет членов группы соглашаться с решениями администрации; г) систему логического принятия решений.
Руководитель формальной организации должен обеспечивать деятельность ее важнейших звеньев, принимать на себя всю ответственность за действия подчиненных, поддерживать внутренние коммуникации, формулировать цели, находить равновесие между противоборствующими силами и событиями, вкладом людей и удовлетворением их потребностей.
Люди будут эффективно сотрудничать с организацией, если им будет от этого выгода. Поэтому первая обязанность руководителя — управлять стимулами к деятельности, ибо приказы воспринимаются только в определенных границах.
Барнард считал, что возникновение неформальных организаций, делающих формальную более жизнеспособной, неизбежно.
Цель
неформальной организации, по мнению Барнарда,
состоит в распространении
Он
говорил о необходимости
Основываясь
на системном подходе, Барнард выдвинул
концепцию социальной ответственности
корпорации, в соответствии с которой
менеджмент должен учитывать последствия
принимаемых решений и нести
за них ответственность перед
обществом и отдельным
Другим представителем системного подхода можно считать П. Друкера (часто его относят и к последователям классической школы), который внес значительный вклад в создание целостной концепции управления и определение роли профессионального менеджера в организации.
В книге « Практика управления» Друкер отмечал исключительную роль менеджмента и управленческой элиты, считая их основой предпринимательства и человеческого общества.
Он определял менеджмент как искусство управления бизнесом и акцентировал внимание на творческой созидательной стороне деятельности руководителя, который, во-первых, создает из имеющихся ресурсов подлинное целое, производственное единство, и в этом отношении он — «дирижер оркестра».
Подобно
тому как дирижер всегда должен слышать
весь оркестр, менеджер должен следить
за общей деятельностью
Задача менеджера, по мнению Друкера, состоит и в том, чтобы всегда помнить о перспективах предприятия, делать все возможное для их достижения. Но он не может быть «универсальным гением», а должен побуждать, направлять, организовывать людей на выполнение работы.
К общим функциям менеджеров на предприятии, во многом определяемым его особенностями, Друкер отнес:
1) организацию, классификацию, распределение работы; создание необходимой оргструктуры, подбор кадров;
2) определение целей, решение, что необходимо сделать для их достижения, обеспечение их реализации путем постановки перед людьми конкретных задач;
3) обеспечение побудительных мотивов, создание коллектива из лиц, ответственных за различную работу, достижение необходимой согласованности их работы;
4) анализ деятельности организации, нормирование, оценку всех работников;
5) обеспечение найма людей.
Высокая оценка роли менеджера не помешала Друкеру выдвинуть идею самоуправления трудового коллектива, в соответствии с которой рабочие и служащие должны избирать специальный орган, занимающийся решением социальных проблем. Это, по его мнению, повышает их ответственность за дела фирмы.