Системный и ситуационный подходы к управлению

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 10:26, контрольная работа

Описание работы

Теория систем впервые была применена в точных науках и в технике. Применение теории систем в управлении в конце 50-х годов явилось важнейшим вкладом школы науки управления.
Системный подход - это есть набор, каких – то руководств ил принципов для управляющих - это способ мышления по отношению к организации и управлению. Чтобы осознать, как системный подход помогает руководителю лучше понять организацию и более эффективно достичь целей, нужно определить, что такое система.
Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая их которых вносит свой вклад в характеристики целого.

Работа содержит 1 файл

кр.doc

— 73.50 Кб (Скачать)

КОКШЕТАУСКИЙ ИНСТИТУТ   ЭКОНОМИКИ МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра экономики и менеджмента

 

 

 

Шифр: З – 08 – 004

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ   РАБОТА

 

 

По дисциплине: «Основы менеджмента»

 

 

 

 

Вариант  4

 

 

 

 

Выполнила: студентка заочного отд. 1 курса «Учет и аудит» Газиз  Д. Р.

 

Проверила: Нурпеисова Ж.Н.

 

 

 

 

 

Кокшетау – 2009 г.

Задание 1. Системный  и ситуационный  подходы  к  управлению

 

Теория систем впервые  была применена  в точных науках и в технике. Применение теории  систем в управлении в конце 50-х  годов явилось важнейшим вкладом школы науки управления.

Системный подход - это  есть  набор, каких – то руководств ил принципов для управляющих  - это способ мышления по отношению к организации и управлению.  Чтобы  осознать, как  системный подход помогает  руководителю лучше понять организацию и более эффективно достичь целей, нужно определить, что такое система. 

Система – это некоторая  целостность, состоящая из взаимосвязанных  частей, каждая их которых вносит свой вклад  в характеристики целого.

Машины, компьютеры, телевизоры  - все это примеры систем. Они состоят из множества частей, каждая из которых работает  АО взаимодействии с другими для создания целого, имеющего свои конкретные свойства.  Эти части взаимозависимы. Если одно из них будет отсутствовать или неправильно функционировать, то и вся система будет неправильно функционировать.

Все организации являются системами. Поскольку люди являются, в общем смысле, компонентами организаций, наряду с техникой, которые  вместе используются для  выполнения работы, они называются  социотехническими системами.

Существует два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные  границы, ее действия относительно  независимы от среды, окружающей систему.  Часы – знакомый пример  закрытой системы. Взаимозависимые части часов двигаются непрерывно и очень точно, как только  часы заведены  или поставлена батарейка. И пока в часах имеется источник накопленной энергии, их система независима от окружающей среды.

Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы – это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы  системы.   Данная система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии,  информации, материалов поступающих извне.   Кроме того, открытая система  имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде  и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.

Руководители в основном занимаются системами открытыми, потому что все организации  являются открытыми  системами.  Выживание любой организации зависит от внешнего мира. Даже для монастыря чтобы действовать  в течение  длительного времени – необходимо чтобы, приходили люди и поступали продукты, поддерживался контакт с основавшейся его церковью. Подходы, развиваемые  ранними школами  в управлении, не могли удовлетворить  всем ситуациям, поскольку в них предполагалось  по крайне мере  неявно, что организации  являются  закрытыми системами. Они активно не рассматривали  среду в качестве важной  переменной в управлении. 

 


 

 

 

 

ВХОДЫ      

 

 

 

 

 

ПРЕОБРАЗОВАНИЯ 

 

 

 

 

ВЫХОДЫ                                                                                                                                  

 

 

Рис. 1. Организация –  открытая система.            

 

Модель организации  как открытой системы  (рис. 1) представляет собой  упрощенное изображение  организации  как открытой системы.  На входе  организация получает  от окружающей среды  информацию, капитал, человеческие ресурсы и материалы. Эти компоненты называются входами.  В процессе преобразования  организация  обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Эта продукция и услуги являются выходами организации, которые она выносит в окружающую среду. Если организация управления эффективна, то в ходе процесса  преобразования  образуется добавочная стоимость входов. В результате появляются многие возможные  дополнительные выходы, такие как прибыль, увеличение доли  рынка,  увеличение объема продаж, реализация социальной ответственности, удовлетворение работников, рост организации и т.д.

Традиционные школы  управления пытались определить  принципы, относящиеся  к функциям управления. Этот комплекс теоретических  знаний о том, что  как должны  работать руководители, традиционно рассматривается как научный  компонент  управления. Применение этих принципов  на практике традиционно  рассматривалось как искусство, т.е., как нечто, чего можно чего можно  достичь только  через опыт, методом проб и ошибок. 

Ситуационный подход  внес большой  вклад в теорию  управления, используя возможности прямого  приложения науки  к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом ситуационного подхода  является ситуация, т.е. конкретный  набор обстоятельств, которые сильно влияют  на организацию в данное конкретное  время. Из-за того что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает  значимость «ситуационного мышления». Используя этот подход,  руководители могут лучше понять, какие приемы  будут в большей степени  способствовать достижению  целей организации  в конкретной ситуации.

Как и системный, ситуационный подход  не является простым набором  предписываемых руководств, это скорее способ мышления  об организационных проблемах  и их решениях.   В нем также сохранена концепция  процесса управления,  применимая ко всем  организациям. Но ситуационный подход  признает, что хотя  общий процесс  одинаков, специфические приемы, которые должен  использовать руководитель  для эффективного достижения целей  организации, могут значительно варьировать.

Например, все организации должны создавать  структуры, для того чтобы добиться  своих целей. Однако существует  множество различных  способов построения  организационных структур. Может быть создано много или мало уровней управления. Руководители среднего или низового звеньев могут получить большую долю  участия в принятии решений, или наоборот руководители высшего звена  могут резервировать за собой право  принимать самые ответственные решения. Если определенный род деятельности  может логически соответствовать  двум различным подразделениям, руководство должно решить, кто же из них будет конкретно заниматься  этим. Например, научные исследования и разработки могут совершаться под руководством вице-президента  по маркетингу или по производству, но могут рассматриваться как важная  самостоятельная функция  с подчиненностью непосредственно  президенту компании. Руководство должно определить, какая структура или прием  управления наиболее  подходит для данной ситуации. Более того, поскольку  ситуация может меняться, руководство должно решать , как необходимо  соответственно поменять  организационную структуру, чтобы сохранить эффективность организации.

Ситуационный подход пытается увязать  конкретные приемы  и концепции с определенными конкретными ситуациями,  для того чтобы достичь  целей  организации наиболее эффективно.

Ситуационный подход концентрируется  на ситуационных различиях между  организациями  и внутри самих  организаций. Он пытается определить, каковы значимые переменные  ситуации и как они влияют на эффективность организации. Методологию  ситуационного подхода  можно объяснить как  четырехшаговый процесс.

1. руководитель должен  быть  знаком со средствами профессионального  управления, которые  доказали  свою эффективность. Это подразумевает  понимание процесса управления, индивидуального и группового  поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов  принятия решений.

2. каждая из управленческих концепций    и методик имеет свои сильные  и слабые  стороны, или сравнительные характеристики в случае когда  они применяются  к конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть  вероятные последствия, - как положительные, так и отрицательные, - от применения данной методики или концепции.       

3. руководитель должен  уметь  правильно  интерпретировать  ситуацию.  Необходимо правильно  определить, какие факторы  являются  наиболее важными  в данной ситуации  и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.

4. руководитель должен уметь  увязывать конкретные приемы, которые  вызвали бы  наименьшей отрицательный  эффект  и таили бы меньше  недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая  достижение целей  организации самым эффективным путем  в условиях существующих обстоятельств.

 

Задание 2. Организационно-правовые основы управления предприятием

 

Предприятием является такая организация, которая имеет  в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении   обособленное имущество, самостоятельный баланс или смету  и текущий счет в банке.

Предприятие характеризуется  следующими признаками:

1. Образование юридического лица, которое обладает  правоспособностью, прошло государственную регистрацию  и имеет  все установленные законодательством  учредительные документы   (устав, учредительский договор). В случае если предприятие  является  некоммерческой организацией, то оно может  действовать на основании общего положения об организациях данного вида;

2. Организационная и управленческая  структуры. Органы управления предприятием  в зависимости от его вида и формы  могут быть избранными  коллективом или назначены  вышестоящими  руководителями.  Организационная   структура создается  для достижения  поставленных целей и задач;

3. Имя.  Предприятие как юридическое лицо должно иметь свое  наименование,  в котором  содержатся  организационно-правовая  форма и в ряде случаев  еще  и указание  на цель, и характер его деятельности. Коммерческим  организациям необходимо  иметь фирменное  наименование;

4. Место нахождения, которое  определяется  государственной   регистрацией  и указывается в учредительных  документах (адрес, номер телефонов, факсов и другие сведения).

Таким образом, данные признаки  означают что предприятие:

- утверждено  в законодательном  порядке  соответствующим государственным органом;

- имеет необходимые  материальные  и финансовые резервы   и ресурсы; 

Располагает необходимым  количеством  работников для  осуществления  своих целей и определенного вида деятельности;

- обладает организационной   и управленческой структурами; 

- как юридическое лицо  несет ответственность  (экономическую  и правовую) по своим обязательствам;

- имеет собственное  наименование  (фирменный знак) и  юридический адрес своего местонахождения.

Менеджер  должен постоянно  следить за тем, чтобы не был  уничтожен, ликвидирован или изменен  ни один из этих признаков в нежелательном  для предприятия  направлении.

Рыночные преобразования способствовали  возникновению  в нашей  стране фирм по типу  западных организаций. Основными чертами, которые характеризуют  фирму, ведущую хозяйственную деятельность  в казахстанских условиях,  являются:  суверенность, экономическая обособленность, экономический интерес  и материальная ответственность.

Работа фирмы  контролируется как своими собственными силами, так  и государственными  управляющими органами и организациями.

Вместе с фирмой  пришло и сопутствующее ей понятие  «имидж фирмы». По  своей сущности  это образ фирмы, которые складывается у людей, потребляющих  ее продукцию или пользующихся ее услугами, у партнеров и конкурентов, у общественности и властей.

Фирменный знак или эмблема  должны быть выбраны  в изготовлении со вкусом, содержать собирательный  образ  продукции, должны  быть узнаваемы  и понятны людям.

Необходимо  осторожно  подходить  к наименованию продукции, особенно потребительских товаров.

Не следует  в наименовании употреблять  без особой необходимости  иностранные слова, если они  есть  в родном языке,  и выражают  необходимые значения.  Однако фирмам, ведущим  коммерческую  и иную деятельность за границей надо или учитывать язык данной страны  или  пользоваться английским  или обозначать  буквами  латинского  алфавита, особенно если это касается  медицинских товаров и услуг.

Разнообразие наименований предприятий  и фирм связано с  их организационно-правовыми формами, что в свою очередь  порождает  определенные особенности управления ими. 

Гражданский кодекс Республики Казахстан дает юридически точное толкование всех видов  хозяйственных  товариществ. К ним относятся: полное товарищество, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество. 

Хозяйственные товарищества представляют собой коммерческие организации, имущество которых состоит из долей (вкладов) учредителей или участников данного товарищества.

Полное товарищество признается тогда, когда его участники  заключили  договор и занимаются  предпринимательской деятельностью.  При этом каждый участник может быть членом только одного полного товарищества. В наименовании товарищества должно быть указано имя одного или нескольких его участников.  Участники полного товарищества несут ответственность  за деятельность товарищества всем своим имуществом. Они совместно решают все свои коммерческие  вопросы, а прибыли или убытки  распределяют пропорционально вкладу  в уставный капитал. 

Информация о работе Системный и ситуационный подходы к управлению