Системный и процессный подходы к управлению предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 01:36, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является подробное изучение данных подходов. В связи с поставленной целью были определены следующие задачи:
определить сущность процессного и системного подходов;
изучить их основные методы и степень влияния на процесс управления.

Содержание

Введение 3

I. Процессный подход к управлению предприятием 5

1.Сущность процессного подхода 5

2. Функции процесса управления 6

2.1. Планирование и его функции 6

2.2 Организация и её функции 7

2.3 Мотивация и её функции 10

2.4 Контроль и его функции 11

II. Системный подход к управлению предприятием 15

1. Понятие системного подхода, его основные черты и принципы 15

2. Системный подход: эволюция, цель и задачи, основные методы 16

3. Значение системного подхода в управлении предприятием 20

Заключение 23

Ссылки 24

Список использованных источников 25

Работа содержит 1 файл

Курсовик Процессный и системный подходы к управлению коммерческим предприятием.docx

— 52.56 Кб (Скачать)

    Системный подход вошёл в современную теорию организации и управления как  особая методология научного анализа  и мышления. Способность к системному мышлению стала одним из требований к современному руководителю. Суть системного подхода в менеджменте  заключается в представлении  об организации как о системе.

    Существует  два основных типа систем: закрытые и открытые.

    Закрытая  система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему.

    Открытая  система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы — это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы[3].

    В любом источнике, в котором рассматривается  сущность системного подхода, уделяется  внимание свойствам систем как условию  глубокого изучения их структуры  и содержания для принята качественного управленческого решения [4].

    Однако  количество рассматриваемых свойств  систем незначительное. Как правило, раскрываются свойства целостности  систем, иерархичности, взаимосвязи  с внешней средой, надежности оптимальности  и др. Всего выделяют четыре группы свойств систем:

  1. свойства, характеризующие сущность и сложность систем;
  2. свойства, характеризующие связь системы с внешней средой;
  3. свойства, характеризующие методологию целеполагания системы;
  4. свойства, характеризующие параметры функционирования и развития системы

    Под системой же следует понимать определенную целостность, состоящую из взаимозависимых  частей, каждая из которых вносит свой вклад в функционирование целого. Следовательно, главной задачей  руководителя является необходимость видеть организацию в целом, в единстве составляющих ее частей, которые прямо и косвенно взаимодействуют друг с другом, и с внешним миром. Он должен учитывать, что любое, даже частное управленческое воздействие на какой-либо компонент организации обязательно приводит к многочисленным, а часто непредсказуемым последствиям. Их также необходимо учитывать в управлении; для этого надо знать, каковы те основные законы, по которым строятся системы.

    Исследование  сущности управления следует начинать с определения его компонентов и взаимосвязей между ними и внешней средой, различия управления функционированием системы в заданных условиях и управления развитием системы. Цель управления в первом случае — ликвидация внутренних и внешних возмущений без изменения выходных параметров системы, а во втором — перемена входных и выходных параметров в соответствии с изменениями внешней среды.

    Регулирование системы обеспечивает такую ее деятельность, при которой выравнивается состояние  выхода системы по заданной норме. Следовательно, главная задача сводится к установлению заданного состояния функционирования системы, предусмотренного планированием. Сложность управления зависит, прежде всего, от количества изменений в системе и ее окружения. Все изменения имеют определенные закономерности или носят случайный характер.

    Некоторые исследователи рассматривают сущность управления как совокупность следующих понятий: организация управления, процесс управления и информация.

    Об  организации управления можно говорить только в том случае, когда выделены цель и объект управления. Поэтому  эффективность организации управления в значительной степени зависит от четкости формулирования целей управления [5].

    Любая организация как система имеет  свою внутреннюю логику, живет по своим  взаимосвязанным законам. Учет этой системной логики организации есть важнейшее условие эффективного управления. Но одновременно это —  и основная трудность практики управления. Сложность усугубляется еще и  тем, что современные организации  внутренне неоднородны и включают в себя качественно различные  компоненты (технику и людей), являются так называемыми социотехническими  системами. Любая социотехническая система, согласно данному подходу, состоит из ряда подсистем, которые  должны быть согласованы иерархически (по типу субординации) и «горизонтально» (по типу координации). Кроме того, организация  как система не только может, но и  должна создавать в процессе своего функционирования необходимые для  него подсистемы — так называемые функциональные органы управления.

    Существовавшие  до этого подхода школы делали главный акцент на прогрессе управления как таковом. Системный же подход показал, что не меньшей, если не большей, сложностью обладает сам объект управления. Не только управление, но и то, что  управляется, имеет свою логику, свои законы и они системны по своей  природе. Следовательно, эффективное  управление обязательно должно учитывать  и их, а для этого — знать и уметь их использовать [6].

    Говоря  об основных принципах системного подхода, можно отметить следующие:

    1. Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

    2. Иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня — элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.

    3.Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.

    4. Множественность, позволяющая использовать  множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

3. Значение системного  подхода в управлении  предприятием

    Значение  системного подхода заключается  в том, что менеджеры могут  проще согласовывать свою конкретную работу с работой организации  в целом, если они понимают систему  и свою роль в ней. Это особенно важно для генерального директора, потому что системный подход стимулирует  его поддерживать необходимое равновесие между потребностями отдельных  подразделений и целями всей организации. Он заставляет его думать о потоках  информации, проходящих через всю  систему, а также акцентирует  внимание на важности коммуникаций.

    Системный подход помогает установить причины  принятия неэффективных решений, он же предоставляет средства и технические  приемы для улучшения планирования и контроля.

    Современный руководитель должен обладать системным  мышлением, так как:

  • менеджер должен воспринимать, перерабатывать и систематизировать
  • огромный объём информации и знаний, которые необходимы для принятия
  • управленческих решений;
  • руководителю необходима системная методология, с помощью которой он
  • мог бы соотносить одно направления деятельности своей организации с другим;
  • менеджер должен видеть за частным - общее, осознавать, какое место его организация занимает во внешней среде, как она взаимодействует с другой, большей системой, частью которой является;
  • системный подход в управлении позволяет руководителю более
  • продуктивно реализовывать свои основные функции: прогнозирование, планирование, организацию, руководство, контроль;

    Системное мышление не только способствовало развитию новых представлений об организации (в частности, особое внимание уделялось интегрированному характеру предприятия, а также первостепенному значению и важности систем информации), но и обеспечило разработку полезных математических средств и приемов, значительно облегчающих принятие управленческих решений, использование более совершенных систем планирования и контроля.

    Таким образом, системный подход позволяет нам комплексно оценить любую производственно-хозяйственную деятельность и деятельность системы управления на уровне конкретных характеристик. Это поможет анализировать любую ситуацию в пределах отдельно взятой системы, выявить характер проблем входа, процесса и выхода. Применение системного подхода позволяет наилучшим образом организовать процесс принятия решений на всех уровнях в системе управления.

    Несмотря  на все положительные результаты, системное мышление все еще не выполнило свое самое важное предназначение. Утверждение, что оно позволит применять современный научный метол к управлению, все еще не реализовано. Это происходит отчасти оттого, что крупномасштабные системы очень сложны. Нелегко уяснить те многие способы, при помощи которых внешняя среда влияет на внутреннюю организацию. Взаимодействие множества подсистем внутри предприятия не совсем осознается. Границы систем устанавливать очень трудно, слишком широкое определение приведет к накоплению дорогостоящих и непригодных данных, а слишком узкое — к частичному решению проблем. Нелегко будет формулировать вопросы, которые встанут перед предприятием, определить с точностью информацию, необходимую в будущем. Даже если самое лучшее и самое логичное решение будет найдено, оно, возможно, будет невыполнимо. Тем не менее, системный подход дает возможность глубже понять, как работает предприятие.

 

    Таким образом, данный подход сформулировал  новое понимание организаций  как социотехнических систем. В силу общего характера его нельзя рассматривать  как набор законченных принципов  и процедур. Это — определенный способ мышления по отношению к практическим и теоретическим проблемам управления. Системный подход способствовал  укреплению междисциплинарных связей теории управления с другими науками  и направлениями исследований.

    Роль системного подхода состоит и в том, что он показал ограниченный характер любого из частных «школ управления». Благодаря ему стало ясно, что разработка комплексной теории управления возможна посредством их объединения — интеграции.

Заключение

     Подводя итог проделанной работы, можно сделать  следующий вывод:

     Суть  процессного подхода заключается  в том, что управление рассматривается  как процесс, состоящий из постановки целей, планирования, организации работ, мотивации и контроля. То есть, на первом плане – разработка процесса-алгоритма управления организацией. Таким образом, данный подход рассматривает управление как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других – это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий.

     Суть  системного процесса заключается в  том, что методы управления могут  меняться в зависимости от ситуации, а на практике результаты деятельности организации анализируются в  различных практических ситуациях. Также ищутся наиболее значимые ситуационные факторы, влияющие на показатели хозяйственной деятельности в динамике, прогнозируются последствия. На основании полученных данных планируется дальнейшая деятельность организации. Именно этот подход к управлению позволяет увидеть организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно переплетаются с внешним миром.

    Также данный подход позволяет комплексно оценить любую производственно-хозяйственную деятельность и деятельность системы управления, что, в свою очередь, помогает анализировать любую ситуацию в пределах отдельно взятой системы. Применение системного подхода позволяет наилучшим образом организовать процесс принятия решений на всех уровнях в системе управления.

Ссылки

 

[1] Майкл Мэскон, Майкл Альберт, Франклин Федоури  Основы менеджмента: Учебник. - М.: Дело, 2002. – с.64

[2] Тебекин А.В.  Менеджмент организации - М.: КНОРУС, 2006. - с. 59

[3] Вершигорова  Е.Е. Менеджмент – М.: ИНФРА-М, 2007. - с. 34

[4] Басовский  Л.Е. Менеджмент – М.: ИНФРА-М, 2005. - с. 15

  [5] Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент – М.: ЗАО «Бизнес школа Интел-Синтез», 2000. - с.113

[6] Семенов А.К.  Основы менеджмента – М.: Дашков  и Ко, 2006. - с. 65

Список  использованных источников

  1. Басовский Л.Е. Менеджмент – М.: ИНФРА-М, 2005.
  2. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента. — СПб.: Питер, 1999.
  3. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент / Учебник для вузов. — М.: Гардарика,2000.
  4. Вершигорова Е.Е. Менеджмент – М.: ИНФРА-М, 2007.
  5. Веснин В.Р. Основы менеджмента. М . - 2003.
  6. Веснин В.Р. Психология менеджмента – М.: ТД «Элит», 2003.
  7. Галькевич Р.С. Набоков В.И. Основы менеджмента. М . – 2002 .
  8. Зайцева О. А., Радугин А. А., Радугин К. А., Рогачева Н. И. Основы менеджмента / Учебное пособие для вузов. — М.: Центр, 2001.
  9. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента. — Минск: ЭКОНОМ-ПРЕСС. 2002.
  10. Карпов А.В. Психология менеджмента – М.: Гардарики, 2004.
  11. Майкл Мэскон, Майкл Альберт, Франклин Федоури Основы менеджмента: Учебник. - М.: Дело, 2002 - 704с.
  12. Ременников В. Управленческие решения – МИЭМП, 2011.
  13. Семенов А.К. Основы менеджмента – М.: Дашков и Ко, 2006.
  14. Тебекин А.В. Менеджмент организации - М.: КНОРУС, 2006.
  15. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент – М.: ЗАО «Бизнес школа Интел-Синтез», 2000.
  16. Ховард К. Коротков Э. Принципы менеджмента. М . – 1999.
  17. Ляндау Юрий Процессное управление и инновации в ресторанном бизнесе // Менеджмент сегодня, 2011, №3
  18. Николаева Марина  Эффективное делегирование полномочий //Менеджмент сегодня, 2011, №1

Информация о работе Системный и процессный подходы к управлению предприятием