Системный и процессный подходы к управлению предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 01:36, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является подробное изучение данных подходов. В связи с поставленной целью были определены следующие задачи:
определить сущность процессного и системного подходов;
изучить их основные методы и степень влияния на процесс управления.

Содержание

Введение 3

I. Процессный подход к управлению предприятием 5

1.Сущность процессного подхода 5

2. Функции процесса управления 6

2.1. Планирование и его функции 6

2.2 Организация и её функции 7

2.3 Мотивация и её функции 10

2.4 Контроль и его функции 11

II. Системный подход к управлению предприятием 15

1. Понятие системного подхода, его основные черты и принципы 15

2. Системный подход: эволюция, цель и задачи, основные методы 16

3. Значение системного подхода в управлении предприятием 20

Заключение 23

Ссылки 24

Список использованных источников 25

Работа содержит 1 файл

Курсовик Процессный и системный подходы к управлению коммерческим предприятием.docx

— 52.56 Кб (Скачать)

Оглавление

 

Введение 3

I. Процессный подход к управлению предприятием 5

1.Сущность  процессного подхода 5

2. Функции процесса  управления 6

    2.1.  Планирование и  его функции 6

    2.2 Организация и  её функции 7

    2.3 Мотивация и её  функции 10

    2.4 Контроль и его  функции 11

II. Системный подход к управлению предприятием 15

1. Понятие системного  подхода, его основные  черты и принципы 15

2. Системный подход: эволюция, цель и  задачи, основные  методы 16

3. Значение системного  подхода в управлении  предприятием 20

Заключение 23

Ссылки 24

Список  использованных источников 25

Введение

     По  мере того, как развивается промышленная революция, рост крупных организационных  форм бизнеса стимулировал появление  новых идей относительно того, как  предприятия функционируют и  как нужно ими управлять.

     Появление и оформление управления как науки, частично было ответом на потребности  большого бизнеса, а частично попыткой воспользоваться преимуществами техники, созданной в период промышленной революции, и частично достижением небольшой группы людей, имеющих горячее желание открыть самые эффективные способы выполнения работы.

     Развитие  управления как научной дисциплины не представляло собой серию последовательных шагов вперед. Скорее это было несколько подходов, которые частично совпадали. Объекты управления – это техника и люди. Следовательно, успехи в теории управления всегда зависели от успехов в других областях, таких как математика, инженерные науки, психология, социология и антропология. По мере того, как развивались эти области знания, исследователи в области управления, теоретики и практики, узнавали все больше о факторах, влияющих на успех организации. Эти знания помогли понять, почему более ранние теории иногда не выдерживали проверки практикой, и находить новые подходы к управлению.

     В то же самое время мир становился ареной быстрых перемен. Все более  частыми и значимыми становились  научно-технические нововведения и  правительства начали все более  решительно определяться в своем  отношении к бизнесу. Тогда и  были разработаны новые подходы  к управлению[1].

     К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления:

  • подход с позиций выделения различных школ;
  • процессный подход;
  • системный подход;
  • ситуационный подход.

     Понимание вышеперечисленных подходов поможет  внести вклад в понимание управления организацией в целом, именно поэтому  данная тема является актуальной.

     В данной курсовой работе рассмотрены два  из вышеперечисленных  подхода – процессный и системный. Целью работы является подробное изучение данных подходов. В связи с поставленной целью были определены следующие задачи:

  • определить сущность процессного и системного подходов;
  • изучить их основные методы и степень влияния на процесс управления.

     В связи с вышеуказанными задачами данная работа структурно была разделена  на две главы, каждая из которых имеет несколько подглав. Данная структуризация позволяет более наглядно раскрыть тему и достичь поставленной цели.

I. Процессный подход к управлению предприятием

1.Сущность  процессного подхода

    Впервые процессный подход был предложен  приверженцами школы административного  управления, которые пытались описать  функции менеджера. Однако первоначально  эти функции рассматривались  как независимые друг от друга. Процессный же подход рассматривает функции  управления как взаимосвязанные  процессы.

    Таким образом, согласно процессному подходу, управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других — это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций. В общем виде процесс управления включает 4 функции:

  • Планирование
  • Организация
  • Мотивация
  • Контроль

    Эти четыре функции управления объединены связующими процессами коммуникации и  принятия решения. Руководство (лидерство) рассматривается как самостоятельная  деятельность. Оно предполагает возможность  влияния на отдельных работников и группы работников таким образом, чтобы они работали в направлении  достижения целей, что крайне существенно  для успеха организации.

2. Функции процесса  управления

2.1. Планирование и его функции

    Планирование  – одна из основных функций управления, это один из способов, при помощи которых руководство организации обеспечивает единое направление действий всех сотрудников к достижению общих целей организации.

    Посредством планирования руководство стремится  установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат  единство цели для всех членов организации.

    Планирование  в организации не может быть одноразовым событием, так как, во-первых, хотя некоторые организации прекращают существование после достижения цели, ради которой они первоначально создавались, многие стремятся продлить существование как можно дольше. Поэтому они заново определяют или меняют свои цели, если полное достижение первоначальных целей практически завершено. Вторая причина, по которой планирование должно осуществляться непрерывно, - это постоянная неопределенность будущего. В силу изменений в окружающей среде или ошибок в суждениях, события могут разворачиваться не так, как это предвидело руководство при выработке планов. Поэтому планы необходимо пересматривать, чтобы они согласовывались с реальностью.

    В зависимости от содержания целей  и задач можно выделить следующие  формы планирования и виды планов:

    Формы планирования:

  • перспективное
  • среднесрочное
  • текущее (бюджетное, оперативное)

    Виды  планов:

    1. В зависимости от содержания  хозяйственной деятельности: планы  производства, планы сбыта, материально-технического  снабжения, финансовый план, план рекламной работы и др.

    2. В зависимости от структуры  фирмы: план работы предприятия,  секции, филиала, отдела. Планирование  предполагает обоснованный выбор  целей, определение политики, разработку  мер и мероприятий, выбор методов  достижения целей. В зависимости  от направленности и характера  рассматриваемых задач различают  три вида планирования: стратегическое  или перспективное; среднесрочное  и тактическое или текущее.

    Фyнкция  плaниpoвaния oзнaчaeт выpaбoткy и пpинятиe oпpeдeлeннoгo пocтaнoвлeния, пиcьмeннoгo или ycтнoгo, в кoтopoм пepeд oбъeктoм yпpaвлeния  бyдeт пocтaвлeнa тa или инaя цeль, зaдaчa. Этo пocтaнoвлeниe — yпpaвлeнчecкoe peшeниe.

    Функция планирования предполагает решение  о том, какими должны быть цели организации  и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. По сути своей, функция планирования:

  1. Даёт оценку текущему состоянию организации, её сильные и слабые стороны в таких важных областях как финансы, маркетинг, производство, научные исследования и разработки, трудовые ресурсы. Все это осуществляется с целью определить, чего может реально добиться организация.
  2. Определяет цели организации и что может помешать ей достичь этих целей, оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, такие как конкуренция, клиенты, законы, политические факторы, экономические условия, технология, снабжение, социальные и культурные изменения.
  3. Определяет способы достижения этих целей, т.е. что конкретно должны делать члены организации, чтобы достичь выполнения целей организации.

2.2 Организация и её функции

    Организовать  — значит создать некую структуру. Существует много элементов, которые  необходимо структурировать, чтобы  организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели. Одним из этих элементов является работа, конкретные задания организации.

    Промышленная  революция началась с осознания  того, что организация работы определенным образом позволяет группе работников добиться гораздо большего, чем они  могли бы сделать без должной  организации. Организация работы была в центре внимания движения за научное  управление.

    Поскольку в организации работу выполняют  люди, другим важным аспектом функции  организации является определение, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание, включая и работу по управлению. Руководитель подбирает людей для конкретной работы, делегируя отдельным людям задания и полномочия или права использовать ресурсы организации. Эти субъекты делегирования принимают на себя ответственность за успешное выполнение своих обязанностей. Поступая таким образом, они соглашаются считать себя подчиненными по отношению к руководителю. Делегирование — это средство, с помощью которого руководство осуществляет выполнение работы с помощью других лиц. Концепция внесения систематического начала в организацию работы и деятельности людей может быть расширена (как будет рассмотрено далее) до создания структуры организации в целом.

    Сyщнocть фyнкции cocтoит в тoм, чтoбы oбecпeчить выпoлнeниe peшeния c opгaнизaциoннoй cтopoны, тo ecть coздaть тaкиe yпpaвлeнчecкиe oтнoшeния, кoтopыe бы oбecпeчили нaибoлee эффeктивныe cвязи мeждy вceми элeмeнтaми yпpaвляeмoй cиcтeмы.

    Оpгaнизoвaть — знaчит paздeлить нa чacти и дeлeгиpoвaть выпoлнeниe oбщeй yпpaвлeнчecкoй зaдaчи пyтeм pacпpeдeлeния oтвeтcтвeннocти и пoлнoмoчий, a тaкжe ycтaнoвлeния взaимocвязeй мeждy paзличными видaми paбoт.

    Функция организации реализуется двумя  путями: через административно-организационное  управление и через оперативное  управление.

    Административно-организационное  управление предполагает определение  структуры фирмы, установление взаимосвязей и распределение функций между  всеми подразделениями, предоставление прав и установление ответственности  между работниками аппарата управления.

    Оперативное управление обеспечивает функционирование фирмы в соответствии с утвержденным планом. Оно заключается в периодическом  или непрерывном сравнении фактически полученных результатов с результатами, намеченными планом, и последующей  их корректировке. Оперативное управление тесно связано с текущим планированием.

    Существует  два основных аспекта организационного процесса:

Информация о работе Системный и процессный подходы к управлению предприятием