Система управления коммерческого банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 15:25, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной курсовой работы является разработка и исследование усовершенствованной модели организационной структуры системы управления коммерческого банка.

Содержание

Введение 5
Раздел 1. Разработка модели организационной структуры системы управления предприятием 6
Раздел 2. Разработка организационной структуры подсистемы управления 11
Раздел 3. Разработка должностной инструкции для одного сотрудника управленческого персонала 14
Раздел 4. Система управления развитием предприятия 16
Заключение 19
Список литературы 20

Работа содержит 1 файл

Менеджмент, курсовая.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Сила любой организации, предприятия, цеха, участка во многом зависит управления ими. Поэтому оно должно осуществляться с использованием таких приемов и методов, которые определяют развитие организации, подразделений и вытекающие из них новые возможности, технологии, методы решения задач управления производством, а именно гибкое производство, новые информационные технологии управления, развитие, эффективность и т. д. Эти слова и выражения отражают предпосылки, условия, при реализации которых организация будет хорошо функционировать.

     Основной  целью  данной курсовой работы является разработка и исследование усовершенствованной  модели организационной структуры системы управления коммерческого банка. Поставленная цель достигается решением следующих задач:

  • описание модели организационной структуры системы управления коммерческим банком и назначения каждой подсистемы управления;
  • характеристика системы управления развитием предприятия как замкнутой системы управления с отрицательной обратной связью;
  • изложение содержания объекта управления: перечисление параметров, по которым оценивается его состояние, указание причин, вызывающих отклонения параметров от нормы и путей воздействия на состояние объекта управления.

РАЗДЕЛ  1. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

     Организационная структура составляет скелет организации, который определяет состав и границы ее подразделений и формальный характер взаимосвязей между ними.

     В рамках структуры системы управления протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а, следовательно — права и ответственность за их выполнение.

     Связь структуры с ключевыми понятиями  управления — его целями, функциями, процессом, механизмом функционирования, людьми и их полномочиями — свидетельствует  о ее огромном влиянии на все стороны работы организации.

     Прежде  всего, структура должна отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству и  меняться вместе с происходящими  в ней изменениями. Она должна отражать функциональное разделение труда  и объем полномочий работников управления; последние определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями и расширяются, как правило, в направлении более высоких уровней управления [1]. При этом полномочия руководителя любого уровня ограничиваются не только внутренними факторами, но и факторами внешней среды, уровнем культуры и ценностными ориентациями общества, принятыми в нем традициями и нормами. Другими словами, структура управления должна соответствовать социально-культурной среде, и при ее построении надо учитывать условия, в которых ей предстоит функционировать [3].

     Модель  организационной структуры будет  разрабатываться для коммерческого  банка (далее КБ). В рассматриваемом коммерческом банке были выявлены первые симптомы разрушения. После внутренней проверки стало ясно, что источником деградации является недобросовестное выполнение возложенных обязанностей должностными лицами в виду большого масштаба управляемого объекта. Решением Совета Банка был создан ревизионный отдел, основными задачами которого являются внутренний контроль, осуществление проверок и аудит.

      При создании модели организационной структуры  в первую очередь нужно руководствоваться  целями предприятия. Целью данного коммерческого банка является улучшение эффективности функционирования.

      Работа  по созданию модели организационной  структуры КБ была основана на трех основных предпосылках:

  • Любой объект управления имеет и социальное, и экономическое содержание, в нем одновременно решаются и производственные, и свои социальные задачи;
  • Любой управляемый объект является развивающейся системой, в нем одновременно с текущими производственными и социально-бытовыми делами решаются задачи развития производства и улучшения условий жизни;
  • Социально-экономический объект существует и развивается, взаимодействуя с внешней средой, из внешней среды он получает энергию и предметы труда, результаты их преобразования реализует также во внешней среде [1.2, стр.32-33]

      Исходя  из этих предпосылок, были определены шесть групп задач, решение которых нашло отражение в организационной структуре (рис.1)

      Управляющая система для коммерческого банка  состоит из трех подсистем: это подсистемы управления текущим производством, управления развитием и внешними связями, подсистема управления социально-бытовыми вопросами. При этом выполняются все шесть групп задач, вытекающие из трех предпосылок.

      Подсистемы  управления возглавляются заместителями  руководителя организации – Генерального директора Банка.

      На  уровне верховного элемента системы управления – Генерального директора Банка – решаются проблемы, являющиеся общими для всего КБ. Генеральный директор Банка принимает то или иное решение на основе анализа соответствующей информации. Информацию надо добывать,  

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

формировать, хранить и анализировать. Для  этого при руководителе создаются  соответствующие службы и должности. Так, при Генеральном директоре  Банка имеются бухгалтерия, отдел  кадров, вышеупомянутый ревизионный  отдел, юридический отдел, отдел автоматизации, административно-хозяйственный отдел, служба безопасности и секретарь-референт. Этот персонал осуществляет подготовку решений, принимаемых руководителем организации.

     В виду особой значимости контроля в КБ в системе управления коммерческим банком был создан новый элемент – ревизионная комиссия. Основная  задача  ревизионной  комиссии  коммерческого банка – создание обстановки, предупреждающей  злоупотребления. Созданный комитет должен проверять соблюдение банком законодательных и других актов, регулирующих их деятельность; кредитные, расчетные, валютные и другие операции, проведенные банком в течение операционного года; состояние кассы и имущества. Ревизионный комитет представляет отчет о проведенных ревизиях, сопровождаемый рекомендациями по устранению недостатков. Также к числу особых задач, выполняемых ревизионным отделом, относится анализ информации касающейся полномочий должностных лиц.

      Линейными руководителями (руководители, имеющие доступ и к управленческой информации, и к ресурсам) являются заместитель генерального директора по операциям, заместитель генерального директора по планированию и развитию, заместитель по социально-бытовым вопросам. При этом  заместитель генерального директора по планированию и развитию деятельности выполняет задачи управления развитием связей с рынком, задачи управления текущим взаимодействием с контрагентами, также решает задачи развития «продуктовой линейки». Под руководством зам. генерального директора по планированию и развитию работают отдел маркетинга, отдел экономического анализа, отдел управления банковской ликвидностью, отдел рекламы.

      Отдел маркетинга осуществляет оценку конъюнктуры  рынка банковских услуг, обеспечивает связь с клиентурой и общественностью. С одной стороны этот отдел  информирует руководство обо всех важных событиях вне банка, с другой стороны, объясняет общественности цели банка, его стратегию.   Результаты маркетингового анализа используются отделом рекламы для выработки рекламной политики, а также отделом экономического анализа. Отдел экономического анализа, изучая внутренние банковские показатели, устанавливает планы сбыта (например, число открываемых новых счетов), рассчитывает ожидаемую сумму пассивов и решает задачу их эффективного размещения. Отдел управления ликвидностью осуществляет расчет показателей ликвидности банка, их анализ и ежедневный контроль [4].

      Заместителю генерального директора по операциям  подчиняются руководители департамента кредитно-депозитных операций и департамента операционно-учетных работ. В свою очередь руководителю департамента кредитно-депозитных операций подчинены депозитный, кредитный и фондовый отделы. Кредитный отдел выполняет функцию предоставления заемных средств, осуществляет проверку заемщиков, ведет кредитную историю. Основной задачей фондового отдела является получение прибыли от операций с ценными бумагами, драгоценными металлами и камнями. Департамент операционно-учетных работ включает  в себя отделы ведения счетов, кассовых операций и межбанковских операций. Этот департамент реализует весь комплекс задач по открытию и закрытию лицевых счетов, выполнению кассовых операций, выполнению расчетов по поручению каждого клиента, ведению межбанковских операций.

      Под руководством заместителя генерального директора по социальным и бытовым  вопросам работают два отдела: отдел планирования быта и отдыха и отдел по развитию быта и отдыха. Основной задачей данного структурного подразделения является задача управления обеспечением и улучшением социально-бытовых условий труда, отдыха сотрудников.

      В этом разделе была разработана модель организационной структуры системы управления коммерческим банком. Были указаны основные элементы управляющей системы. При создании модели руководствовались тремя предпосылками, а также вытекающими из них шестью группами задач. Решение этих задач нашло отражение в созданной организационной структуре.

РАЗДЕЛ  2. РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ПОДСИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

      В предыдущем разделе подробно описывались элементы организационной структуры непосредственно связанные с деятельностью коммерческого банка. При этом для эффективного функционирования любой организации требуется наличие подразделения занимающегося вопросами социально-бытового обслуживания. Процветание предприятия во многом, если не во всем обеспечивается внутренней социальной средой. В связи с этим в этом разделе будет подробно описываться разработка организационной структуры подсистемы социально-бытового обслуживания. Для рассматриваемого коммерческого банка была разработана следующая схема:

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 

      Подсистема  управления социально-бытовыми вопросами  осуществляет развитие быта и отдыха сотрудников; обеспечение нормальных условий труда; жилищно-бытовое обслуживание; прогнозирование социальных проблем медицинскую деятельность, в том числе санаторно-курортное обслуживание и.т.д. В перечисленных задачах отражается назначение данной подсистемы.

      Для людей, участвующих в производственном процессе, должны быть созданы условия  труда, им необходимо предоставить бытовые  условия для реализации своих  интеллектуальных и физических возможностей в процессе предоставления различного рода услуг, их надо обеспечить возможностями восстановления сил и здоровья. При этом социально-бытовые условия, необходимые для труда и отдыха сотрудников, должны постоянно улучшаться: людям нужна перспектива большей комфортности пребывания на работе, более благоприятных условий на рабочем месте. В соответствие с этим можно выделить две группы задач выполняемые данной подсистемой:

    • Задачи управления обеспечением социально-бытовых условий труда и отдыха сотрудников;
    • Задачи управления развитием (улучшением) условий труда и отдыха [2, стр.34]

      Подсистема  управления социально-бытовыми вопросами  КБ (см. рис. 2) возглавляется заместителем генерального директора Банка по социально-бытовому обслуживанию. Под его руководством работают два отдела: отдел организации быта, отдыха сотрудников и отдел развития быта, отдыха сотрудников. В свою очередь отдел организации быта, отдыха сотрудников включает в себя жилищно-коммунальный отдел, здравпункт, магазин, столовую, лечебно-оздоровительный комплекс и базу отдыха «Павловка».

      Жилищно-коммунальный отдел решает вопросы обеспечения жильем сотрудников КБ, также решаются вопросы устройства детей сотрудников в ясли; здравпункт, лечебно-оздоровительный комплекс, база отдыха «Павловка» созданы с целью поддержания нормального физического состояния, улучшения здоровья сотрудников, обеспечения охраны здоровья и отдыха.

      Под руководством другого звена  - начальника отдела развития быта и отдыха сотрудников КБ работают: бюро планирования объектов быта и отдыха, бюро прогнозирования социальных проблем и отдел социально-бытового обеспечения. Основными направлениями деятельности перечисленных элементов являются:

Информация о работе Система управления коммерческого банка