Система стратегического управления персоналом в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 13:06, курсовая работа

Описание работы

Стратегический подход к управлению человеческими ресурсами, становится ключевым фактором в управлении изменениями.
В современных условиях России требуется новый подход к пониманию системы стратегического управления персоналом организации.Актуальность темы исследования обусловлена недостаточной теоретической разработанностью системы стратегического управления персоналом организации и большой практической значимостью её основных компонентов.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. Теоретические основы стратегического управления персоналом организации
1.1. Стратегическое управление организацией как исходная предпосылка стратегического управления ее персоналом
1.2. Понятие системы стратегического управления персоналом в организации и стратегии управления персоналом
ГЛАВА 2. Практические аспекты стратегического управления персоналом организации
2.1. Реализация стратегии управления персоналом
2.2. Перспективы стратегического управления персоналом в России
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Система стратегического управления персоналом в организации.docx

— 548.75 Кб (Скачать)

Согласно  негативному сценарию в результате формирования тоталитарной электронной  экономики в деловом мире будут  господствовать предприниматели типа "акулы", связанные с коррумпированными  чиновниками всех уровней. В таком  случае кадровая стратегия будет  носить жесткий характер, работники  будут восприниматься руководством как бесправные работополучатели. (22)

Оптимистичный сценарий основан на идее антиглобализма, которая может привести к формированию такого типа экономики, которая будет  базироваться на принципах устойчивого  развития и индустриальной демократии. В России могут формироваться  образованные предприниматели, умеющие  разрабатывать эффективную стратегию  развития предприятий. Они выработают кодекс предпринимательской этики, постепенно развивая новое для России нравственное предпринимательство, основанное на таких постулатах, как признание  ценности человеческой жизни; неукоснительное  соблюдение общечеловеческих нравственных норм; незыблемость демократических  прав работников компании в обсуждении как повседневных, так и стратегических задач развития организации.

Нравственное  предпринимательство предполагает также новые критерии эффективности, влияющие как на предпринимательскую  деятельность отдельного работника  или коллектива, так и на окружающую среду и общество. Реализация второго  сценария создает основу для технологического развития страны, обусловленного становлением информационного общества. В результате произойдет движение к обществу с  творческим содержанием деятельности, что приведет к модификации подходов к управлению персоналом.(23)

Успех такого оптимистичного прогноза для России вполне возможен согласно опросу, проведенному PricewaterhouseCoopers в рамках 10-го ежегодного опроса руководителей крупнейших компаний мира (10th Annual Global CEO Survey). В результате опроса выяснилось, что, по мнению лишь 45% российских топ-менеджеров, глобализация полезна как для развитых, так  и для развивающихся стран. В  целом по миру этот показатель составил 73%, а в США - 89%. Эти показатели свидетельствуют о том, что в  отличие от своих западных коллег российские предприниматели отрицательно относятся к глобализации, и оптимистичный  сценарий развития наиболее актуален для России <3>.

Для России, как в настоящее время, так  и в ближайшем будущем, характерно более пристальное внимание компаний к следующим областям управления персоналом:

- вознаграждение  высшего руководства, включая  долгосрочный элемент мотивации,  объединяющий интересы акционеров  и менеджеров;

- стратегия  управления персоналом;

- внедрение  системного подхода к оплате  труда, повышение эффективности  систем оплаты;

- разработка  пенсионных программ.(12, стр. 156)

Реинжиниринг  бизнеса в России предполагает не только наличие воли у руководителей, но и желание сотрудников активно  участвовать в преобразованиях. Однако в современных условиях России такие преобразования наталкиваются  на три основных препятствия:

- отсутствие  финансовых средств у предприятия  для инвестиций в намечаемые  структурные и кадровые преобразования;

- отсутствие  у работников желания участвовать  в реализации качественных преобразований  из-за неверия в добрые намерения  руководства, а частично из-за  недостаточной квалификации оставшихся  на производстве работников;

- отсутствие  воли руководства предприятия  к проведению радикальных преобразований  в условиях непредсказуемости  экономических и правовых условий  бизнеса.

Говоря  о перспективах развития стратегического  управления персоналом в России, следует  отметить влияние на данный процесс  объективных и субъективных факторов.

К объективным  факторам относятся преобразования на макроуровне.

Дальнейшее  развитие научного менеджмента в  России связано с ответом на следующие  вопросы:

- Будет  ли Россия формироваться как  социально направленное государство?

- Реализуется  ли протекционистская политика, защищающая отечественного производителя?

- Сформируется  ли национальная идея развития  общества с учетом его менталитета? 

В России должна создаваться система мотивации  труда как набор стимулов, соответствующих  социально-экономическим задачам  страны, воспринятых и поддержанных общественным сознанием.

В настоящее  время оптимистическому прогнозу способствуют факторы, связанные с повышением престижности менеджмента в качестве профессии, развитием его научных  основ, созданием локальных моделей  управления персоналом, используя мировой  опыт. Это все может привести к  созданию эффективной системы управления, однако без разрешения проблем социально-экономического уровня данная система не будет стабильной. (23)

При формировании предпосылок развития управления персоналом в России в будущем в правильном направлении важную роль сыграют  субъективные факторы. К таким факторам относятся готовность менеджеров и  сотрудников работать по-новому в  условиях непрерывных инновационных  процессов, интенсивность развития которых зависит от государственной  научно-технической, инновационной  и образовательной политики. России необходимо создать благоприятные  условия для научных исследований и НТП. Это может привести к  формированию новых установок для  менеджеров и сотрудников, необходимых  для стратегического управления персоналом.

Прогнозы  специалистов о перспективах развития управления персоналом в России основываются на особенностях управления персоналом, которые имеют место в стране, а также тенденциях развития управления персоналом в мире в ближайшем  будущем.

- Утверждение  понимания ценности человеческих  ресурсов компании. Накопление опыта  работы в условиях рынка, повышение  управленческой и коммерческой  компетентности руководителей приводит  к росту понимания ценности  человеческих ресурсов. Сильный  кадровый состав обеспечивает  успех компаний, слабые кадры  ведут бизнес к краху.

- Готовность  предприятий вкладывать силы  и средства в создание и  умножение своего человеческого  капитала. Имеется явная тенденция  к увеличению расходов компаний  на привлечение и обучение  персонала, оценку работающих  сотрудников, укрепление кадровых  служб компаний.(12, стр. 160)

- Формирование  и развитие рынка труда. Возрастает  понимание ценности хорошего  профильного образования. И все  активнее становится конкуренция  между компаниями в найме наиболее  квалифицированных работников.

Образование также создает важные предпосылки  для развития в России стратегического  подхода к управлению персоналом в условиях эффективной корпоративной  культуры. В этом случае деятельность менеджера представляет комбинацию трех элементов: ремесленной работы (то, чему можно научиться), пассионарности менеджера (способность жертвовать собой ради достижения целей организации - этому нельзя научиться) и культурной традиции.

Особое  внимание будет уделяться изучению влияния новых подходов к управлению персоналом российских компаний на результаты работы сотрудника, подразделения и  организации в целом.

- Старение  рабочей силы. Одной из основных  угроз для развития бизнеса  российские и западные руководители  считают нехватку рабочей силы  с необходимой квалификацией  (данной проблемой обеспокоены  76% российских руководителей и  72% руководителей в среднем по  миру).

Нехватка  специалистов высокого уровня на самом  деле является одной из острых проблем  на рынке труда. Рассмотрим некоторые  особенности рынка труда России. По данным Всемирного экономического форума (ВЭФ) - лидера по оценке международной  конкурентоспособности с учетом состояния человеческого капитала, наравне с такими показателями, как состояние общественных институтов, инфраструктуры, уровень безопасности, эффективность рынка труда, технологическая готовность, открытость рынка, инновации, Россия в 2004 г. заняла 70-е место (из 104 стран), а в 2005 г. - 75-е место. Однако по состоянию человеческого капитала страна заняла 59-ю позицию, тем самым опередив некоторые страны, чьи рейтинги конкурентоспособности в целом были намного выше. По охвату населения высшим образованием Россия занимает 8-е место после США, Норвегии, Швеции, Финляндии, Кореи, Тайваня и Новой Зеландии, хотя наше образование относительно других стран оценивается не очень высоко. Важное влияние на рынок труда оказывают демографические показатели страны, которые оставляют желать лучшего. Ожидаемая продолжительность жизни в России (66 лет) ниже, чем в странах ЕС (79), Азии; младенческая смерть - в 4 раза выше, чем в ЕС (соответственно 16 и 4 умерших младенца на 1000 выживших). Отрицательно сказывается на рынке труда распространение опасных заболеваний. (21)

- Развитие  рынка HR-аутсорсинга, лизинга  и аутстаффинга персонала. На  данный процесс особо влияет  создание совместных компаний  с западными партнерами, что позволит  перенять их опыт и технологии  менеджмента.

- Переход  к горизонтальным, или, как принято  называть, к "плоским", структурам  управления является еще одним  направлением развития менеджмента  в России.

- Внедрение  новых технологий. Информационные  технологии применяются практически  в каждой области кадрового  менеджмента. Прогнозы по развитию  рынка информационных технологий  в кадровом менеджменте более  чем положительные.

- Совершенствование  системы стимулирования. Данный  процесс представляет большой  интерес для российских компаний. При этом нужно сначала выяснить, какие методы стимулирования  являются наиболее популярными  в российских компаниях и какие  из них являются наиболее действенными. С этой целью еще в 2002 г.  было проведено совместное исследование  журнала "Управление персоналом" и Центра управленческого консультирования. В ходе исследования были опрошены  руководители, HR-менеджеры 100 компаний  в пределах Санкт-Петербурга.

В качестве самых популярных методов стимулирования в российских компаниях были названы:

- привязка  зарплаты к результатам труда;

- повышение  зарплаты;

- мероприятия  по сплочению коллектива;

- создание  возможностей карьерного и профессионального  роста сотрудников.

Следует уточнить, что под возможностью карьерного и профессионального роста понимался  только профессиональный рост. Причиной этого стало то, что все 100 компаний достаточно давно существуют на рынке  и, следовательно, давно сформировались и не предполагают дальнейшего расширения как бизнеса, так и штата. К  тому же большинство из них являются малыми, что само по себе ограничивает карьерный рост персонала по ступенькам организационной иерархии. Поэтому  персоналу приходится ограничиваться только повышением квалификации.(22)

В качестве самых действенных методов были перечислены:

- повышение  величины зарплаты (назвали 93% опрошенных);

- создание  возможности для карьерного и  профессионального роста (32%);

- улучшение  условий труда (28%);

- мероприятия  по сплочению коллектива (22%).

Таким образом, исследование выявило, что в будущем  для совершенствования стимулирования труда необходимо разработать такой  метод мотивации, который сочетал  бы в себе как материальные, так  и моральные стимулы. На настоящем  этапе сформировались новые методы стимулирования труда, такие как  организация для сотрудников  занятий спортом (за счет компании), оформление медицинской страховки, предоставление возможности бесплатного (или со скидкой) пользования благами  компании (реализуемыми товарами, услугами). При всем при этом выяснилось, что  только 1 компания из 100 занимается совершенствованием методов стимулирования труда. Следовательно, понадобится значительное количество времени для вовлечения в этот процесс других участников и достижения эффективных результатов.

Для повышения  эффективности как управления в  целом, так и управления персоналом российским компаниям необходимо внедрить опыт иностранных компаний, тем самым  не давая им возможности сформировать свое конкурентное преимущество на недостатках  управления персоналом российских компаний.

 

Заключение

Стратегическое управление — это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, гибко реагирует на вызов со стороны внешнего окружения, проводит своевременные изменения в организации, позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, ориентируясь в своей деятельности на потребности покупателей, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.

Стратегическое  управление персоналом может протекать  эффективно только в рамках системы стратегического управления персоналом. Под ней подразумевается упорядоченная и целенаправленная совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых субъектов, объектов и средств стратегического управления персоналом, взаимодействующих в процессе реализации функции ≪стратегическое управление персоналом≫. Основным рабочим инструментом такой системы является стратегия управления персоналом.

Стратегия управления персоналом — это разработанное руководством организации приоритетное, качественно определенное направление действий, необходимых для достижения долгосрочных целей по созданию высокопрофессионального, ответственного и сплоченного коллектива и учитывающих стратегические задачи организации и ее ресурсные возможности.

Целью процесса реализации стратегии является обеспечение скоординированной разработки и реализации стратегических планов структурных подразделений организации в целом и системы управления персоналом. Инструментами реализации стратегии управления персоналом являются кадровое планирование, планы развития персонала, в том числе его обучения и служебного продвижения, решение социальных проблем, мотивирование и вознаграждение. Реализация стратегии управления персоналом включает два этапа: внедрение стратегии и стратегический контроль за ее реализацией и координация всех действий по результатам контроля.

Для России, как в настоящее время, так и в ближайшем будущем, характерно более пристальное внимание компаний к следующим областям управления персоналом:

- вознаграждение высшего руководства,  включая долгосрочный элемент  мотивации, объединяющий интересы  акционеров и менеджеров;

Информация о работе Система стратегического управления персоналом в организации