Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 13:06, курсовая работа
Стратегический подход к управлению человеческими ресурсами, становится ключевым фактором в управлении изменениями.
В современных условиях России требуется новый подход к пониманию системы стратегического управления персоналом организации.Актуальность темы исследования обусловлена недостаточной теоретической разработанностью системы стратегического управления персоналом организации и большой практической значимостью её основных компонентов.
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические основы стратегического управления персоналом организации
1.1. Стратегическое управление организацией как исходная предпосылка стратегического управления ее персоналом
1.2. Понятие системы стратегического управления персоналом в организации и стратегии управления персоналом
ГЛАВА 2. Практические аспекты стратегического управления персоналом организации
2.1. Реализация стратегии управления персоналом
2.2. Перспективы стратегического управления персоналом в России
Заключение
Список использованной литературы
Стратегическое управление персоналом позволяет решать следующие задачи:
1. Обеспечение
организации необходимым
2. Формирование внутренней среды организации таким образом, что внутриорганизационная культура, ценностные ориентации, приоритеты в потребностях создают условия и стимулируют воспроизводство и реализацию трудового потенциала и самого стратегического управления.
3. Исходя из установок стратегического управления и формируемых им конечных продуктов деятельности можно решать проблемы, связанные с функциональными организационными структурами управления, в том числе управления персоналом. Методы стратегического управления позволяют развивать и поддерживать гибкость оргструктур.
4. Возможность
разрешения противоречий в
Субъектом стратегического управления персоналом выступает служба управления персоналом организации и вовлеченные по роду деятельности высшие линейные и функциональные руководители.
Объектом стратегического управления персоналом является совокупный трудовой потенциал организации, динамика его раз вития, структуры и целевые взаимосвязи, политика в отношении персонала, а также технологии и методы управления, основанные на принципах стратегического управления, управления персоналом и стратегического управления персоналом.
В условиях стратегического управления существенно возрастает роль службы управления персоналом в постоянном наращивании компетентности сотрудников. Однако технологии стратегического управления персоналом пока еще недостаточно разработаны, что является одной из причин возникновения проблем в системе управления персоналом.
К таким проблемам относятся:
• появление дефицитных видов профессий и сложности с наймом необходимых работников;
• рост цен на услуги образовательных и консультационных учреждений;
• переход на новые виды деятельности, достаточно быстрая смена технологий производства и услуг, необходимость увольнения по этим причинам части персонала;
• отсутствие финансовых ресурсов и резкое сокращение численности персонала в кризисных условиях;
• проблемы долгосрочного планирования численности и структуры работников в связи с неопределенностью при формировании ≪портфеля≫ заказов.
Человеческим ресурсам организаций, в отличие от других видов ресурсов (материальных, финансовых, информационных), присущ долгосрочный характер использования и возможность трансформаций в процессе управления ими. Они подвержены некоторым видам износа, поэтому их необходимо восстанавливать и воспроизводить. (5, стр. 403)
В стратегическом
управлении персоналом в качестве объекта
управления рассматриваются ≪содержательные≫ характеристики персонала (знания, навыки,
способности, социальный статус, нормы
поведения и ценности, профессионально-
Стратегическое управление персоналом может протекать эффективно только в рамках системы стратегического управления персоналом. Под ней подразумевается упорядоченная и целенаправленная совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых субъектов, объектов и средств стратегического управления персоналом, взаимодействующих в процессе реализации функции ≪стратегическое управление персоналом≫. Основным рабочим инструментом такой системы является стратегия управления персоналом.
Таким образом,
система стратегического
Из определения стратегического управления персоналом следует, что оно направлено на формирование конкурентоспособного трудового потенциала организации с целью реализации стратегии управления персоналом. Исходя из этого, все функции системы управления персоналом можно сгруппировать по следующим трем направлениям:
Организационно
система стратегического
1. Полное
обособление системы в
2. Выделение
органа стратегического
3. Формирование
системы стратегического
Стратегия управления персоналом — это разработанное руководством организации приоритетное, качественно определенное направление действий, необходимых для достижения долгосрочных целей по созданию высокопрофессионального, ответственного и сплоченного коллектива и учитывающих стратегические задачи организации и ее ресурсные возможности. Стратегия позволяет увязать многочисленные аспекты управления персоналом с целью оптимизации их влияния на сотрудников, в первую очередь на их трудовую мотивацию и квалификацию.
Основными чертами стратегии управления персоналом являются:
• ее долгосрочный характер, что объясняется нацеленностью на разработку и изменение психологических установок, мотивации, структуры персонала, всей системы управления персоналом или ее отдельных элементов, причем такие изменения, как правило, требуют длительного времени;
• связь со стратегией организации в целом, учет многочисленных факторов внешней и внутренней среды, поскольку их изменение влечет за собой смену или корректировку стратегии организации и требует своевременных изменений структуры и численности персонала, его навыков и квалификации, стиля и методов управления.
Большинство
ведущих руководителей
1. Наиболее
распространенным является
2. Общая
стратегия организации и
Стратегия управления персоналом как функциональная стратегия может разрабатываться на двух уровнях:
• для
организации в целом в
• для отдельных сфер деятельности (бизнеса) многопрофильной, диверсифицированной компании — как функциональная стратегия каждой сферы бизнеса, соответствующая целям этой сферы (например, если крупная электротехническая компания занимается производством авиадвигателей, военной электроники, электрооборудования, пластиков, осветительных приборов, то стратегия управления персоналом разрабатывается для каждой сферы производства, так как они имеют различия в структуре персонала, требованиях к квалификации и профессиональной подготовке, методах обучения и по другим вопросам).
Составляющими стратегии управления персоналом являются:
• условия и охрана труда, техника безопасности персонала;
• формы и методы регулирования трудовых отношений;
• методы разрешения производственных и социальных конфликтов;
• установление
норм и принципов этических
• политика занятости в организации, включающая анализ рынка труда, систему найма и использования персонала, установление режима работы и отдыха;• профориентация и адаптация персонала;
• меры
по наращиванию кадрового
• совершенствование
методов прогнозирования и
• разработка
новых профессионально-
• новые методы и формы отбора, деловой оценки и аттестации персонала;
• разработка концепции развития персонала, включающей новые формы и методы обучения, планирования деловой карьеры и профессионально-служебного продвижения, формирования кадрового резерва с целью опережающего проведения этих мероприятий по отношению к срокам появления потребности в них;
• совершенствование механизма управления трудовой мотивацией персонала;
В каждом конкретном случае стратегия управления персоналом может охватывать не все, а только отдельные ее составляющие, причем набор этих составляющих будет различным в зависимости от целей и стратегии организации, целей и стратегии управления персоналом. (9, стр. 65)
Процесс выработки и реализации стратегии является непрерывным, что находит отражение в тесной взаимосвязи решения стратегических задач как на длительную перспективу, так и на средне- и краткосрочный период, т.е. их решения в условиях стратегического, тактического и оперативного управления. Подобная конкретизация стратегии управления персоналом и доведение ее до стратегических задач и отдельных действий воплощается в стратегическом плане — документе, содержащем конкретные задачи и мероприятия по выполнению стратегии, сроки их осуществления и ответственных исполнителей по каждой задаче, объем необходимых ресурсов (финансовых, материальных, информационных и др.).
Стратегия в области персонала должна способствовать: усилению возможностей организации (в области персонала) противостоять конкурентам на соответствующем рынке, эффективно использовать свои сильные стороны во внешнем окружении; расширению конкурентных преимуществ организации за счет создания условий для развития и эффективного использования трудового потенциала, формирования квалифицированного, компетентного персонала; полному раскрытию способностей персонала к творческому, инновационному развитию, для достижения как целей организации, так и личных целей работников. (10, стр. 173)
Разработка стратегии управления персоналом осуществляется на основе глубокого систематического анализа факторов внешней и внутренней среды, в результате чего может быть представлена целостная концепция развития персонала и организации в целом в соответствии с ее стратегией. К внешней среде относятся макросреда и непосредственное окружение организации, имеющие направленное воздействие и контакты с системой управления персоналом.
В результате анализа внешней и внутренней среды с помощью метода SWOT(CBOT) выявляются сильные и слабые стороны организации в области управления персоналом, а также возможности, которыми она располагает, и угрозы, которых следует избегать.
Выявление сильных и слабых сторон отражает самооценку организации и позволяет ей сравнить себя с основными конкурентами на рынке труда и, возможно, на рынке сбыта.
Таким образом,
стратегия управления персоналом может
охватывать различные аспекты управления
персоналом организации: совершенствование
структуры персонала (по возрасту, категориям,
профессии, квалификации и т.д.); оптимизацию
численности персонала с учетом его динамики;
повышение эффективности затрат на персонал,
включающих оплату труда, вознаграждения,
затраты на обучение и другие денежные
расходы; развитие персонала (адаптацию,
обучение, служебное продвижение); меры
социальной защиты, гарантий, социального
обеспечения (пенсионное, медицинское,
социальное страхование, социальные компенсации,
социально-культурное и бытовое обеспечение
и др.); развитие организационной культуры
(норм, традиций, правил поведения в коллективе
и т.п.); совершенствование системы управления
персоналом организации (состава и содержания
функций, оргструктуры, кадрового, информационного
обеспечения и др.)и т.д. При разработке
стратегии управления персоналом должен
учитываться достигнутый, сложившийся
уровень по всем указанным направлениям
и с учетом анализа внешней и внутренней
среды организации и факторов, влияющих
на их изменение, а также с учетом стратегии
организации в целом должен быть определен
тот уровень, достижение которого позволит
реализовать стратегию организации. При
этом задача разработки нужной стратегии
управления персоналом может быть настолько
сложна из-за нехватки финансовых, материальных,
интеллектуальных ресурсов, уровня профессионализма
руководителей и специалистов, что возникнет
необходимость устанавливать приоритеты
выбора нужных направлений и составляющих
стратегии управления персоналом. Поэтому
критериями выбора стратегии могут быть
объемы выделенных для ее реализации ресурсов,
временные ограничения, наличие достаточного
профессионально-
Информация о работе Система стратегического управления персоналом в организации