Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:41, реферат
Закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» от 05.01. 2004 г., № 262-3 в совокупности с Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей» от 09.01.2002 г., № 90-3 составляют законодательную основу проведения работ по стандартизации и техническому нормированию в Республике Беларусь и устанавливают основные термины и определения в этой области деятельности.
Система стандартов по управлению и информации (техническому нормированию) – это совокупность технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, а также правил и процедур функционирования системы в целом.
1
(21). Система стандартов
по управлению
и информации
Закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» от 05.01. 2004 г., № 262-3 в совокупности с Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей» от 09.01.2002 г., № 90-3 составляют законодательную основу проведения работ по стандартизации и техническому нормированию в Республике Беларусь и устанавливают основные термины и определения в этой области деятельности.
Система стандартов по управлению и информации (техническому нормированию) – это совокупность технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, а также правил и процедур функционирования системы в целом.
Объекты стандартизации – это продукция, процессы ее разработки, производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг.
Технические требования – технические нормы, правила, характеристики и иные требования к объектам технического нормирования или стандартизации.
Техническое нормирование – деятельность по установлению обязательных для соблюдения технических требований, связанных с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации, хранения, перевозки и утилизации или оказания услуг для жизни и здоровья людей.
Безопасность продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации, хранения, перевозки и утилизации или оказания услуг – состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанные с причинением вреда жизни, здоровью и наследственности человека, имуществу и окружающей среде.
Государственная
регистрация технических
Закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» от 05.01. 2004 г., № 262-3 регламентирует:
Помимо законодательной существует нормативно-правовая база проведения работ по техническому нормированию и стандартизации в Республике Беларусь, включающая:
- Стандарты и другие документы СТНиС Республики Беларусь;
- Межгосударственное (со странами СНГ) Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации (1992);
- Соглашение о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний (Женевское соглашение, 1958);
-
Основополагающие
2
(24). Система классификации
и кодирования
технико-экономической
информации
Основой
процессов управления экономикой является
классификация технико-
В
Республике Беларусь создана единая
система классификации технико-
Система устанавливает состав и содержание работ по созданию классификаторов технико-экономической информации, поддержанию их актуальности внесением изменений, а также порядок разработки классификаторов и их практического применения.
Основными задачами ЕСКК ТЭСИ РБ являются:
- Упорядочение, унификация, классификация и кодирование информации, используемой в системе управления
-
Создание комплекса
- Максимальное использование международных классификаций для решения задач, связанным с международным обменом информацией
-
Обеспечение условий для
-
Обеспечение информационной
Рис. 1. Организационная структура ЕСКК ТЭСИ Республика Беларусь и взаимодействие ее элементов:
_______
- взаимодействие структурных
---------- - внешние функциональные связи ЕСКК ТЭСИ Республики Беларусь.
Объектами классификации и кодирования в ЕСКК ТЭСИ Республики Беларусь являются: статистическая информация, финансовая и правоохранительная деятельность, банковское дело, бухгалтерский учет, стандартизация, сертификация, производство продукции, предоставление услуг, таможенное дело, торговля и внешнеэкономическая деятельность.
Результатом работ по классификации и кодированию является разработка классификатора. Классификатор представляет собой документ, который содержит систематизированный перечень объектов классификации и классификационных группировок, позволяющий находить место каждому объекту и присваивать ему определенное обозначение (код).
Классификаторы, применяемые в ЕСКК ТЭСИ Республики Беларусь, в зависимости от уровня утверждения и сферы применения делятся на следующие категории: международные (региональные) и межгосударственные; общегосударственные; классификаторы органов управления; классификаторы предприятий.
Международные (региональные) и межгосударственные классификаторы предназначены для обеспечения сопоставимости данных в различных областях деятельности на международном, региональном и межгосударственном уровнях.
Общегосударственные классификаторы Республики Беларусь (ОКРБ) предназначены для обеспечения сопоставимости данных об объектах, подлежащих государственному учету, в различных областях и уровнях хозяйственной деятельности.
В настоящее время в Беларуси действуют 22 общегосударственных классификатора (ОКРБ), в том числе промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКПРБ 007), валют (ОКРБ 016), стран мира (ОКРБ 017), форм собственности (ОКРБ 002), органов государственной власти и управления (ОКРБ 004) и др.
Классификаторы
органов управления предназначены
для обеспечения
Классификаторы
предприятий предназначены для
обеспечения информационного
3
(27). Основные цели
и принципы сертификации
Сертификация – это процедура, посредством которой третья сторона письменно удостоверяет, что продукция (процесс или услуга) соответствуют заданным требованиям.
Целями деятельности по оценке соответствия в Республике Беларусь являются:
Обеспечение защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды
Повышение
конкурентоспособности
Создание благоприятных условий для обеспечения свободного перемещения продукции на внутреннем и внешнем рынках, а также участие в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле.
Основными принципами осуществления деятельности по оценке соответствия являются – гармонизации, идентичность правил и процедур, конфиденциальность.
В
Республике Беларусь действует Национальная
система подтверждения
Основными целями Системы являются:
- Удостоверение соответствия объектов оценки требованиям ТНПА
- Содействие потребителям в компетентном выборе продукции (услуг)
-
Защита отечественного рынка
от недоброкачественной и
- Снижение технических барьеров в торговле
-
Содействие повышению качества
и конкурентоспособности
Система функционирует в соответствии со следующими принципами:
1. Открытость и равные обязанности
2. Соблюдение конфиденциальности информации, получаемой в результате взаимодействия участников подтверждения соответствия
3. Информирование всех заинтересованных организаций и отдельных лиц о деятельности в Системе
4. Право заявителя в случае его несогласия с решением органа по сертификации подать жалобу в национальный орган по оценке соответствия
5. Распределение ответственности между участниками подтверждения соответствия, которое осуществляется следующим образом:
4
(37) Сертификация систем
качества
Правила процедуры сертификации систем менеджмента качества (СМК) определены ТКП 5.1.05 – 2004. В соответствии с этим НТПА сертификация СМК осуществляется аккредитованными в Системе аккредитации РБ органами по сертификации систем менеджмента качества по инициативе организации или предусмотрена схемой обязательной сертификации или декларирования соответствия, применяемой при подтверждении соответствия продукции.
Сертификация СМК включает:
1. Представление заявки на сертификацию. Вместе с заявкой предприятие направляет: исходную информацию и анкету-вопросник, руководство по качеству; документы СМК. В состав обязательной исходной информации входят: сведения о производстве; сведения о продукции; информация о качестве продукции за последний календарный год; образцы форм документов, в которых регистрируются данные о качестве; техническая документация на продукцию; перечни наиболее значимых (лимитирующих) и специальных технологических процессов (ТП) и технологических операций (ТО).
Информация о работе Система стандартов по управлению информации