Система стандартов по управлению информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:41, реферат

Описание работы

Закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» от 05.01. 2004 г., № 262-3 в совокупности с Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей» от 09.01.2002 г., № 90-3 составляют законодательную основу проведения работ по стандартизации и техническому нормированию в Республике Беларусь и устанавливают основные термины и определения в этой области деятельности.
Система стандартов по управлению и информации (техническому нормированию) – это совокупность технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, а также правил и процедур функционирования системы в целом.

Работа содержит 1 файл

стандартизация.doc

— 69.00 Кб (Скачать)

     1 (21). Система стандартов  по управлению  и информации 

     Закон Республики Беларусь «О техническом  нормировании и стандартизации»  от 05.01. 2004 г., № 262-3 в совокупности с  Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей» от 09.01.2002 г., № 90-3 составляют законодательную основу проведения работ по стандартизации и техническому нормированию в Республике Беларусь и устанавливают основные термины и определения в этой области деятельности.

     Система стандартов по управлению и информации (техническому нормированию) – это совокупность технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, а также правил и процедур функционирования системы в целом.

     Объекты стандартизации – это продукция, процессы ее разработки, производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг.

     Технические требования – технические нормы, правила, характеристики и иные требования к объектам технического нормирования или стандартизации.

     Техническое нормирование – деятельность по установлению обязательных для соблюдения технических требований, связанных с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации, хранения, перевозки и утилизации или оказания услуг для жизни и здоровья людей.

     Безопасность продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации, хранения, перевозки и утилизации или оказания услуг – состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанные с причинением вреда жизни, здоровью и наследственности человека, имуществу и окружающей среде.

     Государственная регистрация технических нормативных  правовых актов в области технического нормирования и стандартизации –  присвоение уполномоченным государственным  органом регистрационных номеров  техническим нормативным правовым актам  в области технического нормирования и стандартизации с целью их учета и идентификации.

     Закон Республики Беларусь «О техническом  нормировании и стандартизации»  от 05.01. 2004 г., № 262-3 регламентирует:

    • Организацию работ по техническому нормированию и стандартизации в Республике Беларусь;
    • Международное сотрудничество в области стандартизации;
    • Виды и применение технических нормативных правовых актов по стандартизации;
    • Информационное обеспечение работ по техническому нормированию и стандартизации;
    • Издание и реализацию технических нормативных правовых актов;
    • Порядок проведения государственного контроля и надзора за соблюдением требований технических регламентов;
    • Финансирование работ по техническому нормированию и стандартизации, государственному контролю и надзору;
    • Ответственность за нарушение положений данного закона;
    • Полномочия, функции и права органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации.

     Помимо  законодательной существует нормативно-правовая база проведения работ по техническому нормированию и стандартизации в Республике Беларусь, включающая:

     - Стандарты и другие документы СТНиС Республики Беларусь;

     - Межгосударственное (со странами СНГ) Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации (1992);

     - Соглашение о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний (Женевское соглашение, 1958);

     - Основополагающие межгосударственные  стандарты, правила и рекомендации  межгосударственной стандартизации  и другие документы в этой области. 

     2 (24). Система классификации  и кодирования  технико-экономической  информации 

     Основой процессов управления экономикой является классификация технико-экономической  и социальной информации. Технико-экономическая  информация дает представление о технико-экономических показателях производственной и непроизводственной сфер деятельности.

     В Республике Беларусь создана единая система классификации технико-экономической  и социальной информации (ЕСКК ТЭСИ, рис. 1).

     Система устанавливает состав и содержание работ по созданию классификаторов технико-экономической информации, поддержанию их актуальности внесением изменений, а также порядок разработки классификаторов и их практического применения.

     Основными задачами ЕСКК ТЭСИ РБ являются:

     - Упорядочение, унификация, классификация  и кодирование информации, используемой  в системе управления

     - Создание комплекса классификаторов,  необходимых для решения технико-экономических  и социальных задач на различных  уровнях управления

     - Максимальное использование международных классификаций для решения задач, связанным с международным обменом информацией

     - Обеспечение условий для автоматизации  процессов обработки информации, включая создание автоматизированных  банков данных

     - Обеспечение информационной совместимости взаимодействующих информационных систем.

     

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 1. Организационная  структура ЕСКК ТЭСИ Республика Беларусь и взаимодействие ее элементов:

     _______ - взаимодействие структурных звеньев  организационной                     структуры ЕСКК ТЭСИ Республики Беларусь

     ---------- - внешние функциональные связи  ЕСКК ТЭСИ Республики Беларусь.

     Объектами классификации и кодирования  в ЕСКК ТЭСИ Республики Беларусь являются: статистическая информация, финансовая и правоохранительная деятельность, банковское дело, бухгалтерский учет, стандартизация, сертификация, производство продукции, предоставление услуг, таможенное дело, торговля и внешнеэкономическая деятельность.

     Результатом работ по классификации и кодированию является разработка классификатора. Классификатор представляет собой документ, который содержит систематизированный перечень объектов классификации и классификационных группировок, позволяющий находить место каждому объекту и присваивать ему определенное обозначение (код).

     Классификаторы, применяемые в ЕСКК ТЭСИ Республики Беларусь, в зависимости от уровня утверждения и сферы применения делятся на следующие категории: международные (региональные) и межгосударственные; общегосударственные; классификаторы органов управления; классификаторы предприятий.

     Международные (региональные) и межгосударственные классификаторы предназначены для  обеспечения сопоставимости данных в различных областях деятельности на международном, региональном и межгосударственном уровнях.

     Общегосударственные классификаторы Республики Беларусь (ОКРБ) предназначены для обеспечения  сопоставимости данных об объектах, подлежащих государственному учету, в различных  областях и уровнях хозяйственной  деятельности.

     В настоящее время в Беларуси действуют 22 общегосударственных классификатора (ОКРБ), в том числе промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКПРБ 007), валют (ОКРБ 016), стран мира (ОКРБ 017), форм собственности (ОКРБ 002), органов государственной власти и управления (ОКРБ 004) и др.

     Классификаторы  органов управления предназначены  для обеспечения информационного  воздействия предприятий и организаций, подчиненных соответствующему органу управления, и, как правило, разрабатываются  в случае отсутствия необходимых  объектов и признаков классификации в классификаторах более высокой категории.

     Классификаторы  предприятий предназначены для  обеспечения информационного воздействия  на предприятия и, как правило, разрабатываются  в случае отсутствия необходимых  предприятию объектов и признаков классификации в классификаторах более высокой категории. 

     3 (27). Основные цели  и принципы сертификации 

     Сертификация  – это процедура, посредством  которой третья сторона письменно  удостоверяет, что продукция (процесс  или услуга) соответствуют заданным требованиям.

     Целями  деятельности по оценке соответствия в Республике Беларусь являются:

     Обеспечение защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды

     Повышение конкурентоспособности продукции (услуг)

     Создание  благоприятных условий для обеспечения свободного перемещения продукции на внутреннем и внешнем рынках, а также участие в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле.

     Основными принципами осуществления деятельности по оценке соответствия являются – гармонизации, идентичность правил и процедур, конфиденциальность.

     В Республике Беларусь действует Национальная система подтверждения соответствия – это установленная совокупность субъектов оценки соответствия, технических  нормативных правовых актов (ТНПА), определяющих правила и процедуры подтверждения соответствия и функционирования системы в целом.

     Основными целями Системы являются:

     - Удостоверение соответствия объектов оценки требованиям ТНПА

     - Содействие потребителям в компетентном выборе продукции (услуг)

     - Защита отечественного рынка  от недоброкачественной и небезопасной  продукции

     - Снижение технических барьеров  в торговле

     - Содействие повышению качества  и конкурентоспособности отечественной  продукции.

     Система функционирует в соответствии со следующими принципами:

     1. Открытость и равные обязанности

     2. Соблюдение конфиденциальности информации, получаемой в результате взаимодействия участников подтверждения соответствия

     3. Информирование всех заинтересованных организаций и отдельных лиц о деятельности в Системе

     4. Право заявителя в случае его несогласия с решением органа по сертификации подать жалобу в национальный орган по оценке соответствия

     5. Распределение ответственности между участниками подтверждения соответствия, которое осуществляется следующим образом:

    • Изготовитель – за соответствие продукции требованиям ТНПА
    • Исполнитель услуги – за соответствие предоставляемой услуги требованиям ТНПА
    • Организация, система управления которой сертифицирована – за соответствие систем управления требованиям ТНПА
    • Сертифицированный персонал – за соблюдение требований ТНПА в своей области деятельности
    • Орган по сертификации – за обоснованность выдачи сертификата соответствия и регистрации декларации о соответствии, соблюдение правил и процедур системы.
 

     4 (37) Сертификация систем качества 

     Правила процедуры сертификации систем менеджмента  качества (СМК) определены ТКП 5.1.05 – 2004. В соответствии с этим НТПА сертификация СМК осуществляется аккредитованными в Системе аккредитации РБ органами по сертификации систем менеджмента качества по инициативе организации или предусмотрена схемой обязательной сертификации или декларирования соответствия, применяемой при подтверждении соответствия продукции.

     Сертификация  СМК включает:

     1. Представление заявки на сертификацию. Вместе с заявкой предприятие направляет: исходную информацию и анкету-вопросник, руководство по качеству; документы СМК. В состав обязательной исходной информации входят: сведения о производстве; сведения о продукции; информация о качестве продукции за последний календарный год; образцы форм документов, в которых регистрируются данные о качестве; техническая документация на продукцию; перечни наиболее значимых (лимитирующих) и специальных технологических процессов (ТП) и технологических операций (ТО).

Информация о работе Система стандартов по управлению информации