Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 14:05, лекция
Структура и принципы системы сбалансированных показателей (ССП).
Проекции сбалансированной системы показателей.
Стратегические карты.
Особенности применения системы сбалансированных показателей.
Клиентская проекция.
Клиентская проекция в системе сбалансированных показателей рассматривается и как клиентская база и целевой сегмент рынка. Как правило, эта составляющая включает в себя несколько основных, или базовых, показателей результатов успешного претворения в жизнь стратегии:
Кроме того, клиентская проекция должна включать в себя показатели ценности предложений, получаемых потребителем от данной компании. Это те факторы, которые являются ключевыми для потребителя в вопросе сохранения лояльности. Например, для него чрезвычайно важны факторы своевременной доставки или доставки в кратчайшие сроки; постоянного появления новых видов продуктов или услуг; способности поставщика не только предвосхищать новые потребности клиента, но и возможности удовлетворить их. Клиентская составляющая позволяет менеджерам сформулировать стратегию, ориентированную на потребителя и целевой сегмент рынка, таким образом, чтобы в будущем она обеспечила высокую доходность компании.
Проекция внутренних бизнес-процессов.
Здесь отражаются критически важные бизнес-процессы, которые необходимы для достижения показателей клиентской проекции. Показатели данного направления сосредоточены на оценке внутренних процессов, от которых зависит удовлетворение потребностей клиентов и достижение финансовых задач компании в целом.
Проекция внутренних бизнес-процессов выявляет два различия между традиционным подходом и ССП в оценке деятельности компании. При традиционном подходе делается попытка контролировать и совершенствовать существующие процессы, причем этот подход может даже включать качественные и временные критерии. ССП, как правило, формулирует новые процессы, с помощью которых компания должна достичь совершенства, решая финансовые задачи и выполняя желания потребителей.
Второе отличие состоит в том, что ССП рассматривает инновационные процессы как неотъемлемую часть внутренних бизнес-процессов. Характерной чертой традиционного подхода является предоставление имеющихся продуктов и услуг имеющемуся клиенту. Однако фактором долговременного успеха является создание совершенно новых продуктов и услуг, которые удовлетворят возникающие потребности настоящих и будущих клиентов. Способность успешно управлять процессами развития новых продуктов - более важна для будущего успеха, чем эффективное управление уже существующим операционным процессом.
Проекция обучения и роста.
Две предыдущие проекции формулировали факторы, наиболее значимые для настоящего и будущего бизнес-процессов. Но предприятие вряд ли сумеет достичь долгосрочных целей, пользуясь только технологическими возможностями.
Организационное обучение и карьерный рост имеют три главных источника: люди, системы и организационные процедуры. Часто существует большой разрыв между имеющимися возможностями людей, систем и процедур и теми, которые требуются для эффективных изменений. Для того чтобы ликвидировать этот пробел, предприятие должно инвестировать в переобучение персонала, усовершенствование информационных технологий и систем, создание взаимосвязи между организационными процедурами и ежедневными операциями. Эти цели формулируются проекцией обучения и роста. Подобно параметрам клиентской составляющей, показатели раздела обучения и развития представляют собой комплекс общих критериев (удовлетворение работой, текучесть персонала, обучение, повышение квалификации) и специфических факторов, таких как: подробный для данной деятельности набор навыков и умений, необходимых в новой конкурентной обстановке. Показателем возможностей информационных систем служит наличие своевременных точных оценочных сведений о клиенте и о внутренних бизнес-процессах, важных для тех работников, которые уполномочены принимать решения. С помощью организационных процедур можно проанализировать, насколько мотивация каждого сотрудника компании согласуется с общей системой факторов, направленных на достижение успеха.
Для графического изображения в системе сбалансированных показателей используется стратегическая карта. Карта детализирует систему показателей, иллюстрируя динамику стратегического развития и делая более четким внимание на основные направления. Иными словами, Стратегическая карта показывает, каким образом предприятие создает ценность, что компания должна делать в каждой из четырех проекций ССП, чтобы успешно реализовать свою стратегию:
Пример стратегической карты.
Создание стратегической карты - необходимый шаг для определения проекций, целей и показателей, а также причинно-следственных связей между ними. Стратегическая карта помогает сотрудникам понять стратегию компании и то, как взаимосвязаны между собой различные стратегические цели. Их важная функция состоит в том, что они объясняют каждому сотруднику то, как его индивидуальные цели, проекты и достижения содействуют реализации общей стратегии и ее целей и, в конечном счете, успеху всей организации. Стратегические карты могут быть созданы на любом уровне управления, и каждый уровень будет иметь возможность видеть свое место на общей стратегической карте.
Шаблон стратегической карты представляет собой некий контрольный список стратегических компонентов и их взаимодействий. Если в нем отсутствует какой-либо элемент, то стратегия, скорее всего, обречена на провал. Например, часто в организации не существует зависимости между показателями внутренних процессов и предложением потребительной ценности; отсутствуют инновационные цели; плохо сформулированы задачи, связанные с развитием компетенций и мотивацией сотрудников; не определена роль информационных технологий. Такие ошибки в стратегической карте, как правило, приводят к отрицательным результатам.
Стратегическая карта основана на нескольких принципах.
1. Стратегия
уравновешивает
2. Стратегия
основывается на
3. Ценность
(стоимость) создается во
Процессы внутренней составляющей и составляющей обучения и развития являются движущей силой стратегии. Они описывают, каким образом эта стратегия может быть претворена в жизнь. Компания должна сосредоточиться на нескольких решающих внутренних процессах, которые дифференцируют предложение потребительной ценности и являются наиболее существенными для повышения эффективности компании и сохранения ее жизнеспособности. Бизнес-процесс можно подразделить на четыре комплексных компонента:
• операционный менеджмент: производство и доставка продуктов и услуг клиентам;
• менеджмент клиентов: установление и регулирование взаимоотношений с потребителями;
• инновации: разработка и развитие новых продуктов, услуг, процессов и взаимоотношений;
• соблюдение местных законов и вклад в развитие сообщества: активное участие в жизни сообщества и неукоснительное соблюдение действующего законодательства.
Каждый из этих компонентов может иметь десятки и сотни составляющих, которые в той или иной мере участвуют в создании стоимости. Руководители, разрабатывающие свою стратегию, должны определить несколько решающих процессов, наиболее важных для развития компании.
4. Стратегию
составляют взаимодополняющие
Усовершенствование операционно
5. Стратегическое
соответствие определяет
• человеческий капитал: умения, талант, знания сотрудников;
• информационный капитал: базы данных, информационные системы, сети и технологии;
• организационный капитал: культура, лидерство, соответствующий персонал, работа в команде, а также управление знанием.
Ни один из этих нематериальных активов сам по себе не имеет стоимости, которую можно точно измерить. Ценность их состоит в том, что они помогают компаниям воплощать стратегию в жизнь.
Следует отметить, что Р. Каплан и Д. Нортон изначально не претендовали на то, что предложенная ими система из четырех проекций полностью описывает все бизнес-пространство корпорации. Они всего лишь указали на то, что система измерения, достойная современной корпорации, должна включать в себя, по крайней мере, четыре указанные проекции. В зависимости от конкретной экономической ситуации в разных компаниях могут быть приняты и другие проекции. Например, крупные компании часто дополняют сбалансированную систему управления проекциями "социальная сфера", "внешняя среда". Что касается российских условий ведения бизнеса, то существует серьезное различие культур менеджмента в западных и отечественных компаниях. Этот факт говорит о необходимости адаптации и дополнения технологии ССП для российских компаний.
Одна из распространенных проблем - отсутствие у отечественных компаний четко сформулированной миссии, являющейся необходимым условием для разработки ССП. В результате старт проекта откладывается, так как приходится «складывать» представления топ-менеджеров корпорации о стратегии и целях в единое целое и формулировать миссию компании, что является дополнительным шагом в подготовке к внедрению.
Требует переосмысления со стороны разработчиков ССП и применение в российских условиях механизмов «отложенной» мотивации, когда накопленные бонусы выплачиваются только при достижении стратегических целей, т. е. через три-четыре года.
Еще одно различие между западной и российской моделями внедрения проявляется в том, что западные фирмы зачастую обращаются к ССП, находясь в кризисном состоянии, в то время как в России строят такую систему в основном успешно работающие компании, стремящиеся к дальнейшему развитию. Кроме того, в России ССП в основном внедряют именно коммерческие структуры, а на Западе много примеров ее внедрения в некоммерческих организациях.
Российские консультанты настоятельно рекомендуют выводить из ССП все, не относящееся к количественным показателям - то есть от всего неформализуемого – избавляться как можно скорее. Потому что в условиях не сложившейся производственной культуры надежды на то, что подчиненные, неконтролируемые абсолютно ясными формальными критериями, сделают за менеджера то, что не вполне ясно ему самому – нет никакой. У менеджера проекта всегда должен быть набор совершенно недвусмысленных числовых показателей, которые будут мерой и зоной ответственности его подчиненных за выполнение ими всех своих, в том числе и неформализуемых, обязанностей.
Информация о работе Система сбалансированных показателей в стратегическом менеджменте