Система органов государственного управления Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 12:34, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: исследовать особенности организационной структуры государственного управления Республики Беларусь.

Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Осуществить анализ литературы по проблеме организационной структуры государственного управления.
2. Рассмотреть особенности государственного управления в Республике Беларусь.
3. Исследовать классификацию органов государственного управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1.Роль и значениеорганов исполнительной власти в механизме государства…………............................................................................................5
ГЛАВА 2. Классификация органов государственного управления Республики Беларусь……………………………………………………………………………....9
ГЛАВА3.Особенности развития местного самоуправления в Республике Беларусь…………………………………………………….………………………14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..17
Список использованной литературы……………………………..19

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 39.99 Кб (Скачать)

При построении системы органов государственного управления (исполнительной власти) преследуются основные задачи:

1) сгруппировать  однородные отрасли экономики,  социально-культурного и административно-политического  строительства, придав им организационное  единство и единое управление;

  1. охватить все без исключения функции государственного управления (исполнительной власти), четко определить организационную ячейку для каждой из них и при этом так, чтобы в аппарате управления был по возможности один орган или одна система соподчиненных органов, полностью ответственных за тот или иной участок управления;
  2. обеспечить быстрое и четкое прохождение административных дел с тем, чтобы каждое административное дело окончательно решалось, как правило, в одном органе и в том звене управления, в котором это наиболее целесообразно с точки зрения требований централизма и демократизма в управлении;
  3. обеспечить необходимую координацию и согласованность деятельности органов государственного управления (исполнительной власти) сверху донизу, для чего создаются специальные звенья координационного характера;
  4. четко определить задачи, функции, полномочия каждого органа государственного управления (исполнительной власти) в отдельности и систем отраслевых и функциональных органов. Юридически это закрепляется в специальных положениях об органах государственного управления (исполнительной власти) [8, с.68,70].

Система органов государственного управления строится в соответствии с государственным  и административно-территориальным  устройством, а также с учетом ряда других факторов: организационных, экономических, правовых. В системе  выделяются вышестоящие и нижестоящие  субъекты, т.е. обеспечивается определенная субординация в отношениях между  ее элементами.

Органы, осуществляющие исполнительную власть (государственное управление) образуют две системы: органов исполнительной власти и иных государственных органов [9, с.254].

Систему исполнительных органов государственной  власти Республики Беларусь можно представить  в следующем виде:

1) Президент  Республики Беларусь;

2) Аппарат  Президента Республики Беларусь:

а)Администрация Президента Республики Беларусь;

б)Управление делами Президента Республики Беларусь;

в)Совет Безопасности Республики Беларусь;

г)Комитет государственного контроля Республики Беларусь;

3)Национальный  банк Республики Беларусь;

4)Совет  Министров Республики Беларусь:

а)Президиум Совета Министров Республики Беларусь;

б)Аппарат Совета Министров Республики Беларусь;

5) министерства  Республики Беларусь;

6) государственные  комитеты Республики Беларусь;

7) комитеты  при Совете Министров Республики  Беларусь;

8) Высшая  аттестационная комиссия Республики  Беларусь;

9) Национальная  академия наук Беларуси;

       10)государственные организации (администрация государственных организаций), подчиненных Совету Министров Республики Беларусь;

11) органы  исполнительной власти на местном  уровне:

а)органы местного управления (местные исполнительные комитеты, местные администрации, отделы и управления исполкомов, местных администраций);

б)органы государственного управления на местах;

12)администрации государственных предприятий, учреждений, организаций.

Структурные звенья системы иных органов, осуществляющих государственное (внутриорганизационное) управление:

      1. генеральный прокурор Республики Беларусь, областные прокуроры, районные прокуроры;
      2. председатели судов;
      3. аппарат управления Национального собрания Республики Беларусь.

Главным признаком, служащим основанием для  объединения последних в одну систему, является то, что все они  осуществляют внутриорганизационное  государственное управление. Каждое звено рассматриваемой системы  входит в свою специфическую систему (в систему органов прокуратуры, в судебную систему и т.д.) [9, с.256].

Деятельность  каждого из этих звеньев регламентируется многими нормативными правовыми  актами, в частности Конституцией Республики Беларусь, Законами Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь», «О Совете Министров Республики Беларусь», «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», «О государственной  службе в Республике Беларусь», «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь» и др. [5, с.43]. 
Характеристика системы органов публичной администрации Республики Беларусь не может быть полной без рассмотрения роли и места в ней Президента Республики Беларусь. Конституция Республики Беларусь не относит Президента к системе исполнительной власти, основной частью которой являются органы публичной администрации. Однако в силу статуса главы государства, закрепленного Конституцией, он имеет возможность непосредственно участвовать в их формировании и осуществлять контроль за их деятельностью. Выполнение этих управленческих функций обусловлено ст. 79 Конституции, в которой указано, что «Президент Республики Беларусь является Главой государства и обеспечивает преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти». Реализация данных полномочий требует действенных управленческих мер, предусмотренных Конституцией и законами. Это еще раз подчеркивает важность роли Президента в административно-правовой сфере. 
Совет Министров Республики Беларусь осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь. Законодательством определен также порядок руководства Совета Министров деятельностью местных исполнительных и распорядительных органов. 
Кроме того, Премьер-министр Республики Беларусь и другие члены Совета Министров Республики Беларусь имеют право принимать участие в заседаниях Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь и их органов, выступать на этих заседаниях вне очереди, а также обязаны отвечать на специальных заседаниях палат Национального собрания Республики Беларусь на вопросы депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики, а также в установленном порядке — на их запросы.Ведущая роль в деле осуществления государственного управления в Республике Беларусь принадлежит министерствам, государственным комитетам, комитетам и иным правительственным органам. Правовой статус этих органов публичной администрации определен соответствующими положениями. Компетенция каждого из министерств, государственных комитетов, комитетов и иных правительственных органов определена целями их формирования и задачами, стоящими перед ними. Министерства являются отраслевыми единоначальными органами. Работой каждого из них руководит министр, который по должности входит в состав правительства. Относится это положение и к государственным комитетам Республики Беларусь (Государственному налоговому комитету и Государственному таможенному комитету). 
К субъектам публичной администрации относятся также государственные предприятия, объединения, учреждения и организации. 
Предприятиям принадлежит главная роль в развитии экономического потенциала республики. Они осуществляют свою деятельность в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте и в других сферах государственного управления. 
Наряду с государственными объединениями в качестве субъектов публичной администрации могут выступать общественные объединения научно-исследовательских институтов (учреждений), учебных заведений, конструкторских организаций и предприятий на основе заключения договоров о творческом сотрудничестве.

 
 
ГЛАВА 3.

Особенности развития местного самоуправления в  Республике Беларусь

Система государственного управления не ограничивается республиканским  уровнем. Она завершается местным  уровнем, где управление преобразуется  в самоуправление локальных территориальных  сообществ. Именно на местном уровне люди ощущают результаты государственной  политики и оценивают ее прежде всего  через призму удовлетворения своих  жизненных нужд и интересов, здесь  формируются основы понимания людьми собственной ответственности за свою судьбу и положение в стране. Как первичный уровень самоорганизации  населения и публичной власти местное самоуправление — база формирования целей государственного управления.Местное управление — форма организации деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения на основе общегосударственных интересов населения, проживающего на соответствующей территории, исполнения решений вышестоящих государственных органов (ст.120 Конституции Республики Беларусь). Компетенция, порядок создания и деятельности органов местного управления и самоуправления определяются законодательством, в частности, Законами Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», «О выборах депутатов местных Советов депутатов Республики Беларусь» и др.

Согласно ст. 17 Конституции Республики Беларусь, система местного управления и самоуправления в Республике Беларусь состоит из 4 элементов: местные Советы депутатов; исполнительные и распорядительные органы; органы территориального общественного самоуправления; местные референдумы, собрания и другие формы прямой демократии.

Местные Советы Республики Беларусь обладают исключительной компетенцией:

 

  1. утверждать программы экономического и социального развития, местные бюджеты и отчеты об их исполнении;
  2. устанавливать в соответствии с законом местные налоги и сборы;
  3. определять в пределах, установленных законом, порядок управления и распоряжения коммунальной собственностью;
  4. назначать местные референдумы.

Государство же в приоритетном порядке  формирует элементы единой инфраструктуры (энергетика, транспорт, связь, информатика), организует хозяйственное освоение новых территорий. В социальной сфере  республиканские органы управления принимают меры по обеспечению гарантированных  условий и качества жизни во всех регионах и устранению неоправданных  различий в возможностях их социального  развития. В сфере экологии государство  берет на себя ликвидацию последствий  природных катастроф, устранение кризисных  ситуаций. Формами непосредственного  участия государства в регулировании  развития регионов являются республиканские  региональные программы, особо важные инвестиционные проекты структурного характера, заказы на поставку продукции  для государственных нужд и т.д.

Население, согласно Конституции Республики Беларусь, имеет право на местное  самоуправление, самостоятельное решение  вопросов местного значения. Местное  самоуправление является своеобразной альтернативой управлению местными делами «сверху».

Под местным самоуправлением следует понимать такую деятельность, которая «осуществляется в рамках административно-территориальных и территориальных единиц непосредственно гражданами или избираемыми ими органами с целью решения вопросов местного значения исходя из интересов граждан, проживающих на данной территории, на основе законов и собственной материально-финансовой базы» (ст. 2 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»).

Государственная власть и местное  самоуправление – это две формы  народовластия. Местное самоуправление является основой демократического строя, важнейшим элементом гражданского общества. Подобное управление есть в любом государстве. Важным признаком является его децентрализация, которая проявляется в передаче управленческих функций общественности и осуществлении их независимо от центра. Местное самоуправление в значительной мере самостоятельно, в административном плане не подчинено центру ни по одному вопросу. Президент Республики Беларусь имеет право лишь приостанавливать их решения, не соответствующие действующему законодательству. Однако жесткое разграничение органов местного самоуправления с системой органов государственной власти может породить новую проблему: как обеспечить единство системы управления государственными и общественными делами; как сохранить необходимую централизацию государственной власти и управления, обеспечив оптимальную демократическую децентрализацию. Решение обеих групп проблем составляет содержание государственной политики в области развития местного самоуправления.

В Республике Беларусь местное самоуправление неоднородно. Оно осуществляется как непосредственно  народом, так и государственными органами — Советами депутатов. Местные  Советы депутатов являются представительными  органами и основным звеном местного самоуправления. Они избираются гражданами, проживающими на соответствующей территории. Депутаты работают в Совете на общественных началах. Одновременно местные Советы депутатов являются государственными органами, уполномоченными руководить в пределах своих полномочий, закрепленных в Конституции, государственным, хозяйственным  и социально-культурным строительством на соответствующей территории, обеспечивать соблюдение законов, охрану государственного и общественного порядка, прав и  законных интересов граждан.

Согласно классической концепции, местное самоуправление — это  фактический институт управления местным  сообществом, учрежденный государством, но действующий самостоятельно от государственных  организаций в пределах установленных  законом полномочий. Но реальное состояние  дел пока далеко от нормативного. Властные органы в городах и районах (администрации) по сути дела являются низовым звеном государственной власти и находятся  в полной зависимости от вышестоящих  органов власти (почти полностью  финансируются ими), а не от населения, которое в условиях традиционного  самоуправления избирает органы местного самоуправления (муниципального управления) и доверяет ему управлять местным  сообществом.

Существуют проблемы обеспечения  финансово-экономической самостоятельности  образований местного самоуправления, а также обеспеченности их квалифицированными кадрами, так как любая власть, какими бы полномочиями ни была наделена, не станет реально управляющей властью, если не располагает необходимыми ресурсами. Как показал российский опыт, причиной возникновения конфликтных ситуаций может стать нечеткость разграничения полномочий органов местного самоуправления и государственной власти (на уровне «мэр — губернатор») и между представительными и исполнительными органами власти («мэр — городская Дума»). Важно предусмотреть все эти моменты при формировании белорусского местного самоуправления [11, с. 35].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, государственное управление осуществляется государственными органами, и в первую очередь – органами исполнительной власти, для которых характерны следующие  признаки: 
- это государственная организация, коллектив людей, коллектив (группа) государственных служащих, определенным образом организованный и юридически оформленный; 
- основной целью, предназначением такого коллектива служащих является осуществление задач и функций государства; 
указанные задачи и функции осуществляются посредством особого вида государственной деятельности — государственного управления; 
-наделен государственной властью, которая закрепляется во властных полномочиях;

- имеет масштаб  деятельности;

- имеет внутреннюю структуру;

- обладает определенной самостоятельностью;

- соответствующим образом учреждается.

Содержание  властных полномочий носителей исполнительной власти включает: издание органом  от имени государства актов юридического характера; обеспечение и реализация актов путем применения принуждения; осуществление контроля, надзора (наблюдения) за исполнением актов. 
Принципами построения органов исполнительной власти в первую очередь являются: отраслевой, линейный, функциональный, территориальный. Данные принципы определяют взаимодействие структурных звеньев системы органов исполнительной власти. В этом состоит суть и назначение указанных принципов, поскольку разные принципы предполагают разные взаимоотношения структурных звеньев. Подобные начала — основа для образования органа, они определяют его задачи и функции. Принципы построения аппарата государственного управления получили определенное нормативное закрепление в Конституции, Законе «О Совете Министров Республики Беларусь», Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» и других нормативных правовых актах Республики Беларусь. 
В целом орган государства представляет собой составную часть механизма государства, имеющую в соответствии с законом собственную структуру, строго определяемые полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма и образующая единое целое. 
Важное значение имеет то, что в управлении государством на конкретном уровне принимают участие как высшие органы власти и управления так и местные органы управления, что делает процесс функционирования государства единым, позволяющим осуществлять те цели и задачи, которые стоят перед государством по Конституции иным законам. 
Основным органом государственной исполнительной власти является Правительство Республики Беларусь.Правительство Республики Беларусь – Совет Министров, который является коллегиальным центральным органом, осуществляющим в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти. 
В своей деятельности Совет Министров подотчетен Президенту и ответственен перед Национальным собранием Республики Беларусь. 

Информация о работе Система органов государственного управления Республики Беларусь