Система органов государственного управления Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 12:34, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: исследовать особенности организационной структуры государственного управления Республики Беларусь.

Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Осуществить анализ литературы по проблеме организационной структуры государственного управления.
2. Рассмотреть особенности государственного управления в Республике Беларусь.
3. Исследовать классификацию органов государственного управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1.Роль и значениеорганов исполнительной власти в механизме государства…………............................................................................................5
ГЛАВА 2. Классификация органов государственного управления Республики Беларусь……………………………………………………………………………....9
ГЛАВА3.Особенности развития местного самоуправления в Республике Беларусь…………………………………………………….………………………14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..17
Список использованной литературы……………………………..19

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 39.99 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1.Роль и значениеорганов исполнительной власти в механизме государства…………............................................................................................5

ГЛАВА 2. Классификация органов  государственного управления Республики Беларусь……………………………………………………………………………....9 
ГЛАВА3.Особенности развития местного самоуправления в Республике Беларусь…………………………………………………….………………………14 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..17 
Список использованной литературы……………………………..19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В научной  литературе и практике нет однозначного понимания термина "государственное  управление". Одни толкуют его  расширительно, как практическое организующее и регулирующее воздействие государства  на общественную жизнедеятельность  людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся  на властную силу, как деятельность государственного аппарата по регулированию общественных отношений, по управлению как общественными, так и собственными делами.

Встречается и более узкое толкование государственного управления. Оно сводится к организующей, исполнительно-распорядительной деятельности органов государства осуществляемой на основе и во исполнение законов  и состоящей в повседневном практическом выполнении функций. Отождествление сферы государственного управления со сферой функционирования исполнительной власти явно сужает объект понятия. Оно определяется не столько по объекту и содержанию управляющего воздействия. Сколько по действующему в его пределах субъекту. Государственное управление – это вся деятельность государства по организации государственных органов.

Государственное управление является сложной по своему элементному составу и связям и многогранной по выполняемым функциям системой. Объем и характер охватываемых им общественных процессов и явлений отражает специфику государственного управления, а системность и организованная целостность являются его неотъемлемой чертой. В совокупности системность и организованная целостность обеспечивают необходимую согласованность, координацию, субординацию, целеустремленность, рациональность и эффективность государственного управления.

Цель данной работы: исследовать особенности организационной структуры государственного управления Республики Беларусь.

 

Для этого  необходимо решить следующие задачи:

1. Осуществить  анализ литературы по проблеме  организационной структуры государственного управления.

2. Рассмотреть  особенности государственного управления  в Республике Беларусь.

3. Исследовать  классификацию органов государственного управления.

Предмет исследования: организационная структура  государственного управления Республики Беларусь.

Объект  исследования: система государственного управления Республики Беларусь.

В качестве основных научных методов в работе применялись сравнительно-правовой, социологический, метод системного анализа, а также иные методы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.

Роль и  значение органов исполнительной власти в механизме государства 
В учебнике «Общая теория права и государства» под редакцией В. В. Лазарева сказано, что «государственный механизм – это совокупность органов, осуществляющих управление обществом, реализующих основные направления государственной деятельности. В государственный механизм входят законодательные органы, судебные и иные органы, а также силовые структуры, осуществляющие в случае необходимости меры принуждения (армия, внутренние войска, тюрьмы и т. п.)»[10, с. 37].

При помощи механизма государства  практически осуществляется государственная  власть и выполняются задачи и  функции государства.

Между функциями  государства и его механизмом связь прямая и нерасторжимая. Это  связано с тем, что аппарат  государства как раз и создается  для выполнения его функций.

В различные  эпохи развития цивилизованного  общества механизм государства имел свои особенности, неодинаковую структуру. Это объясняется социально-экономическими и политическими причинами, национальным составом населения и территориальными размерами государства, геополитическим  положением и климатическими условиями  и т. д.[7, с. 68].

Исполнительная  власть имеет по своей сути вторичный, производный, подзаконный характер. Все ее действия и акты основываются на законе, не должны ему противоречить, направлены на исполнение закона и других актов, принятых парламентом. Существенные признаки исполнительной власти – ее универсальный и предметный характер. Первый признак отражает тот факт, что исполнительная власть, ее органы действуют непрерывно, на всей территории государства. Этим они отличаются и от законодательных, и судебных органов. Другой признак означает, что исполнительная власть также, в отличие от законодательной и судебной, имеет другое содержание (предметный характер), поскольку опирается на людские, материальные, финансовые и иные ресурсы, использует инструмент служебных продвижений и систему поощрений. В руках исполнительной власти находится весьма грозная сила: ведь существование государственной власти находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации. Среди этой силы особая роль принадлежит вооруженным формированиям: армии, органам безопасности, милиции (полиции).

Органы  государственного управления являются частью государственного аппарата, поэтому  им присуши основные черты, свойственные всем другим государственным органам. Государство немыслимо без аппарата особой публичной власти. Наличие  такого аппарата является одной из составляющих государства. Органы государственного управления одновременно обладают также  специфическими свойствами, обособляющими  их в отдельную систему органов [9, с.250].

Органам исполнительной власти присущи основные черты, признаки, свойственные органам  государственной власти.

Итак, основные признаки органа исполнительной власти:

  • обладает государственно-властными полномочиями;
  • является частью аппарата государства;
  • осуществляет от имени государства его задачи и функции;
  • является политической организацией;
  • имеет определенную компетенцию, структуру и территориальный масштаб деятельности;
  • образуется в порядке, установленном законом, осуществляет возложенные на него задачи посредством одного из видов государственной деятельности;
  • несет ответственность перед государством за свою деятельность.

Наряду  с общими органы исполнительной власти (государственного управления) имеют специфические признаки:

  • осуществляют специфическую по своему содержанию и методам государственную деятельность — государственное управление;
  • представляют собой субъект исполнительной власти и в то же время специальный субъект государственного управления;
  • осуществляют свою деятельность на основе и во исполнение закона, используя в этих целях юридические средства нормативного, оперативно-исполнительного (юрисдикционного) характера;
  • осуществляют общее, непосредственное, повседневное оперативное руководство в экономической, социально-культурной, административно-политической и межотраслевой сферах [4, с. 62].

Таким образом, орган исполнительной власти(государственного управления) – это такая организация, которая, являясь частью государственного аппарата, призвана в порядке исполнительно-распорядительной деятельности осуществлять от имени государства и в объеме предоставленных ему государственно-властных полномочий повседневное и непосредственное руководство (регулирование) экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества [5, с.40].

Место органов  исполнительной власти в механизме  государства – выполнение правоприменительных, оперативно-исполнительных, функций. Органы государственного управления – это исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества или его части (политическими силами, стоящими у власти).

Органы государственного управления предназначены, в первую очередь, для исполнения законов, издаваемых органами государственной власти. Во исполнение законов ей предоставлено  право активных действий, а также  право принятия подзаконных нормативных  актов. Это наиболее разветвленные  и многообразные органы. "Силовые" органы, являющиеся частью исполнительной власти, олицетворяют принудительную силу государства, а потому постоянно  находятся под пристальным вниманием  со стороны политических сил и  общественности, стремящихся не допустить  чрезмерного ограничения свободы. Экономические органы (министерства и ведомства) содействуют свободной  экономике и росту благосостояния, но не должны ограничивать право частной  собственности и свободу предпринимательства. В социально-культурной сфере от органов исполнительной власти зависит  практическая реализация принципа социальной справедливости и государственной  поддержки культуры.

В пределах своей  компетенции органы государственного управления наделяются необходимой  для их нормального функционированияоперативной  самостоятельностью. Задачи, место  и роль органов управления в государственном  аппарате, закрепляются в конституционных  и обычных правовых актах.

Главой органов  государственного управления можетбыть  монарх, президент или глава правительства  – премьер-министр, в зависимости  от формы правления государства.

Правительственная власть может составлять прерогативу  одного лица (в президентских республиках) или коллегиального органа. В первом случае, правительство выступает  как группа ближайших советников главы государства – президента, а полномочия правительства являются производными от полномочий последнего. Во втором случае, правительство формируется  на основе специальной процедуры  с участием парламента. Оно должно по общему правилу пользоваться поддержкой парламентского большинства и обладать собственными полномочиями. Наиболее значимые решения, порождающие юридические последствия и ответственность за их исполнение, правительство издает в форме регламентных актов.

В зависимости  от характера, объема и содержания полномочий, органы государственного управления подразделяются на органы общей, отраслевой и специальной (функциональной) компетенции. Органы общей компетенции (например, советы министров) объединяют и направляют работу по руководству всеми или  большинством отраслей государственного управления. Органы отраслевой и специальной  компетенции (министерства, различные  государственные комитеты, специальные  ведомства) осуществляют руководство  лишь отдельными отраслями государственного управления.

В органах исполнительной власти практически нет выборности, эти органы обычно учреждаются, а  их руководители назначаются руководителем  государства, правительства, главами  администраций. Они могут действовать  как на началах коллегиальности, так и единоначалия, и иметь  различную подчиненность (непосредственно  Президенту, Председателю Правительства).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.

Классификация органов государственного управления Республики Беларусь

Все органы публичной администрации можно  разделить на несколько групп. Приведем наиболее распространенные классификации. 
По порядку образования органы публичной администрации можно разделить на:  
а) органы, образование которых предусмотрено Конституцией (Совет Министров, министерства, государственные комитеты, местные исполнительные и распорядительные органы); 
б) органы, образованные по распоряжению других государственных органов (ведомства, администрации объединений, предприятий, учреждений, организаций). 
По территориальному масштабу деятельности: 
а) центральные органы государственного управления, полномочия которых распространяются на всю территорию республики (Совет Министров, министерства, государственные комитеты и некоторые другие ведомства); 
б) местные исполнительные и распорядительные органы, распространяющие свою деятельность на определенную административно-территориальную единицу (органы некоторых министерств и ведомств, не подчиняющиеся местным исполнительным и распорядительным органам, администрации объединений, предприятий, учреждений, организаций); 
в) межтерриториальные органы государственного управления, охватывающие несколько административно-территориальных единиц (управление железной дороги, гражданской авиации, государственной безопасности и др.). 
По характеру и объему полномочий: 
а) органы общей компетенции, ведающие всеми отраслями и сферами управления (Совет Министров, местные исполнительные и распорядительные органы); 
б) органы отраслевой компетенции, ведающие какой-либо одной отраслью управления (министерства, отделы и управления местных исполнительных и распорядительных органов); 
в) органы межотраслевой компетенции (Министерство финансов, Министерство статистики и анализа). 
По порядку (способу) разрешения подведомственных вопросов: 
а) коллегиальные (Совет Министров, местные исполнительные и распорядительные органы); 
б) единоличные (министерства, отделы и управления исполнительных органов местных Советов депутатов и др.). 
По источникам финансирования: 
а) госбюджетные, то есть не связанные с производственной деятельностью, обращением материальных ценностей и ценных бумаг и финансируемые из государственного или местного бюджета; 
б) хозрасчетные, то есть наделенные основными и оборотными средствами, имеющими самостоятельный баланс, связанные с производством материальных ценностей или оказанием платных услуг. 
Система органов государственного управления (исполнительной власти) представляет собой основанную на разделении труда совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих звеньев аппарата управления, каждое из которых обладает относительной самостоятельностью и выполняет строго определенные функции.

Информация о работе Система органов государственного управления Республики Беларусь