Система массовых коммуникаций и социум

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Предметом выступает изучение воздействия массовых коммуникация на социум.

Цель данного исследования проанализировать влияние системы массовых коммуникаций на социум.

Данная цель подразумевает решение следующего спектра задач:

•рассмотреть историю зарождения и развития системы массовых коммуникаций;
•изучить: понятийный аппарат и базовые модели массовой коммуникации;

••дать опреждление понятию «социум» и опредлеить его взаимодействие с системой массовых коммуникаций;
•рассмотреть функции системы массовых коммуникаций в обществе;
•проанализировать рекламы как примера массовой коммуникации.

Содержание

Введение 5
1.Теоретические основания системы массовых коммуникаций 7
1.1 История зарождения и развития системы массовых коммуникаций 7
1.2 Массовая коммуникация: понятийный аппарат и базовые модели коммуникации 11
2. Влияние системы массовых коммуникаций на социум 15
2.1 Понятие «социум» и его взаимодействие с системой массовых коммуникаций 15
2.2 Функции системы массовых коммуникаций в обществе 19
2.3 Анализ рекламы как примера массовой коммуникации 21
Заключение 27
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Система массовых коммуникаций и социум.doc

— 139.00 Кб (Скачать)
 

Федеральное Агентство по Культуре и Кинематографии. Федеральное государственное  образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования.

Санкт Петербургский Государственный  Университет Кино и Телевидение.

Институт  массовых коммуникаций. 
 
 
 
 

Курсовая работа:

    на  тему: Система массовых коммуникаций и социум. 
     
     
     

Выполнили  студентки 668 гр:Зыкова Е.А.

Якубовская  В.А. 

Проверил:Поговельцев  А.С. 
 
 

                                            Спб 2010г 
 
 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

 

     

     Введение

 

     Тема  данного исследования «Система массовых коммуникаций и социум» представляется актуально по следующим причинам.

     В современном мире слово «коммуникация» приобрело  огромное значение. От эффективности  коммуникаций зависят практически все области человеческой жизни. Массовая коммуникация же при этом имеет значение, как для личности, так и для социума в целом. Система массовых коммуникаций, сформировавшаяся исторически, оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на развитие личности. И если с одной стороны это приобретение полезных навыков, совершенствование процесса обучения и трансляция культурных ценностей, то с другой одурманивание толпы и манипулятивные технологии, используемые как в бизнесе, так и в политической сфере.

     В рамках данной темы интересно также  понимание термина «социум» и  его соотнесение с понятиями  общества  и массы.

     Объектом  данного исследования является система массовых коммуникаций.

     Предметом выступает изучение воздействия  массовых коммуникация на социум.

     Цель  данного исследования проанализировать влияние системы массовых коммуникаций на социум.

       Данная цель подразумевает решение  следующего спектра задач:

  • рассмотреть историю зарождения и развития системы массовых коммуникаций;
  • изучить: понятийный аппарат и базовые модели массовой коммуникации; 
  • дать опреждление понятию «социум» и опредлеить его взаимодействие с системой массовых коммуникаций;
  • рассмотреть функции системы массовых коммуникаций в обществе;
  • проанализировать рекламы как примера массовой коммуникации.

    Теоретической базой данного исследования послужили работы следующих авторов Березин В.М., Шарков Ф.И., Овруцкий А.В., Медведева Е.В., Леонтьев А.А., Конецкая В.П., Василик М. А.

     Структурно  работы состоит из двух глав. Первая глава рассматривает вопросы, касающиеся исторического развития системы массовых коммуникаций, понятийного аппарата свеянного с ней, а также саму систему. Вторая глава уже непосредственно рассматривает влияние системы массовых коммуникаций на социум, так же в главе затронут вопрос о понятии термина «социум» и приведены примеры рекламного воздействия как элемента массовой коммуникации.

 

     

     1.Теоретические  основания системы  массовых коммуникаций

1.1 История зарождения и развития системы массовых коммуникаций

 

     На  самой ранней стадии развития общества человек применял различные средства коммуникации и связи. Человек, как  социальное существо постоянно стремился  взаимодействовать с другими  людьми. Для интенсификации и расширения сферы публичных коммуникаций требовалось преодолевать большие расстояния, и он вынужден был искать средства передвижения, используемые с целью наладить коммуникации с людьми, размещенными на определенном отдалении. Пожалуй, самым первым наиболее активно и эффективно эксплуатируемым средством, способствующим более быстрому установлению массовых коммуникаций, являлась лошадь. Наездник, преодолевая сравнительно большие расстояния, устанавливал коммуникации со значительно большим количеством людей. Изобретение колеса и применение ее в конструкции телеги позволило увеличить число субъектов, стремящихся наладить внешние публичные коммуникации.  Стремление к совершенствованию средств коммуникации привело к созданию всевозможных транспортных средств, летательных аппаратов, включая космические системы.

     Здесь речь шла об осуществлении внешних  публичных массовых коммуникаций, осуществляемых путем перемещения субъектов  коммуникации во внешнюю отдаленную коммуникативную среду. Одной из причин, вызывавших стремление к осуществлению  таких коммуникаций, является желание расширить сферу функционирования и развития системы обмена товарами, информацией, а в последующем и предметами материального производства.

     В Древней Греции и Риме отношения  с общественностью составляли органическую часть системы управления обществом. Позже в Америке Бенджамин Франклин, Александр Гамильтон, Томас Джеферсон благодаря активным коммуникациям со своей общественностью управляли общественным мнением. Они активно выступали в прессе, публично перед аудиторией распространяли свои революционные идеи.1

     В последующем для интенсификации коммуникаций потребовалось изобретение  средств связи, которые позволили  бы осуществлять требуемые коммуникации и без публичного соприкосновения. Так, через систему знаковых сигналов (флажки, костры - в пределах видимости;  звуковые сигналы - в пределах слышимости) коммуникации стали осуществляться на расстоянии. Для увеличения расстояния, в пределах которого необходимо установить целевые разовые коммуникации использовались такие индивидуальные средства коммуникации как гонец, посыльный. В целях же расширения сфер дистанционных коммуникаций и превращения их в массовые была изобретена почтовая связь, которая обеспечивала достаточно массовую адресную связь между сообщающимися элементами общественной системы. В связи с тем, что в такой системе фаза коммуникативного обмена информацией  достаточно велика, актуальность получаемой информации зачастую уменьшалась, а то и вовсе исчезала, а тем более информация, получаемая через обратную связь, устаревала, что и делало эту систему коммуникативных связей достаточно аморфной, а коммуникативную среду - не интенсифицированной.

     Телеграф, изобретенный в XIX веке, ознаменовал начало новой эры массовых дистанционных непубличных коммуникаций. С созданием системы телеграфных коммуникаций тысячекратно повысилась скорость коммуникаций, а главное резко возросло число участников коммуникативных взаимосвязей - коммуникантов. С изобретением радио и внедрением его в глобальную коммуникативную сеть скорость передачи информации в коммуникативном обмене достигла скорости света, а главное - информация и данное средство коммуникации стали массовыми. Практически всеобщая телефонизация урбанизированных регионов по мнению К. Штейнбуха2 в 333 раза увеличивает пропускную способность информации, а логически вытекает, что соответственно во столько же раз возрастает интенсивность коммуникаций. Повышение мобильных свойств (нестационарность, беспроводность аппаратов) телефонных аппаратов по крайней мере еще в 5-6 раз увеличивает эту возможность. Телевидение, сразу став массовым явлением, сделало новый прорыв в увеличении скорости передачи информации массовой аудитории и пропускной способности канала коммуникации в 550 тысяч раз по сравнению с телеграфом3. Резко увеличился и объем информации, передаваемой от источника коммуникации к реципиентам коммуникативной системы. Обратная связь  от реципиента к источнику информации осуществляется через систему писем, телеграмм, телефонных звонков, факсов, поступаемых на телевидение.

     Телевидение, сразу став массовым явлением, сделало новый прорыв в увеличении скорости передачи информации массовой аудитории и пропускной способности канала коммуникации в 550 тысяч раз по сравнению с телеграфом.4 Резко увеличился и объем информации, передаваемой от источника коммуникации к реципиентам коммуникативной системы. Кроме того, телевидение стало возвращать естественную устность со слуховизуальным воздействием на людей, характерную  для дописьменной культуры. Обратная связь  от реципиента к источнику информации осуществляется через систему писем, телеграмм, телефонных звонков, факсов, поступаемых на телевидение.  Интерактивное телевидение превратило данный канал передачи информации в полноправную сеть двухсторонних интенсивных коммуникаций. Этот этап развития человечества согласно теории Г. Маклюэна знаменует конец эры Гутенберга, хотя во всех последующих периодах развития человечества книгопечатание продолжает играть огромную роль в развитии человеческой культуры.

     Аудиовизуальная коммуникация (особенно в ее неинтерактивной  стадии) таит в себе много опасностей, нарушения и препятствия, возникающие  в любом звене такой коммуникативной системы  порой приводит к чрезвычайным последствиям. Примером может служить ситуация, описанная в книге «Менеджмент в организациях»5. Трагедии, которую пережили американцы в Пирл-Харборе в 1941 году из за сбоя в системе коммуникации, возможно можно было бы и избежать, если не два срыва в системе передачи информации. Первый сбой произошел при перехвате сообщения «Ветры», в котором сообщалось о планируемом нападении. Однако высшее военное руководство не обратило внимания на перехваченную информацию.  Второй сбой произошел из за отсутствия возможности передать военному командованию на Гавайских островах информацию о приближении к Пирл-Харбору обнаруженных радарной установкой неизвестных самолетов. 6

     До  недавнего времени компьютеры являлись персональным средством обработки  и анализа информации. Сегодня, со включением в глобальную информационную сеть  Internet, компьютеры стали самым  мощным инструментом включения в  систему массовых коммуникаций.

     В 1909 году Чарльз Кули выделяет коммуникацию как средство актуализации человеческой мысли. В 1931 году Дж. Герберт Мид отмечал, что во взаимодействии индивид принимает  на себя роль другого, а накопленный  человечеством опыт становится общеизвестным и доступным.7 Массовая коммуникация представлялась в виде общения коммуникатора и аудитории, которые придают коммуникативной информации один и тот же смысл.

     Интерактивное телевидение превратило данный канал  передачи информации в полноправную сеть двухсторонних интенсивных коммуникаций. Нарушения и препятствия, возникающие  в любом звене такой коммуникативной системы могут привести к трагическим последствиям.

     Таким образом, история развития коммуникаций претерпела три коммуникационные революции:8

     1)       изобретение письменности;

     2)       изготовление печатного станка;

     3)       внедрение электронных масс-медиа. 

     Внедрение Интернета открывает новую эру  в развитии коммуникации. Всемирная  «информационная паутина» сегодня  не имеет ни физических, ни географических, ни административно-государственных, ни цензурных границ.  Информационное пространство «захлестывает» «четвертая волна», которая одновременно увеличивает интенсивность коммуникаций и начинает ограничивать межличностные коммуникации и переводить их в виртуальную плоскость.

1.2 Массовая коммуникация: понятийный аппарат и базовые модели коммуникации

 

     Массовая  коммуникация – это процесс распространения информации, (духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории.9

     Под массовой коммуникацией понимается общение больших социальных групп, которое имеет организованный характер и осуществляется при помощи технических  средств на численно большие и рассредоточенные аудитории.10 Безусловно, общение групп людей не является механической суммой их межличностных контактов, но состоит оно именно из этих единичных взаимодействий и взаимовлияний.

     Средства  массовой коммуникации (СМК) — это специальные каналы и передатчики, благодаря которым происходит распространение информационных сообщений на большие территории.11

     Массовая  коммуникация прежде всего характеризуется:

  • наличием технических средств, обеспечивающих регулярность и тиражированность;
  • социальной  значимостью   информации,   способствующей повышению мотивированности массовой коммуникации;
  • массовостью аудитории, которая вследствие ее рассредоточенности и анонимности требует тщательно продуманной ценностной ориентации;
  • многоканальностью и возможностью выбора коммуникативных средств, обеспечивающих вариативность массовой коммуникации.

Информация о работе Система массовых коммуникаций и социум