Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 04:50, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Стратегический менеджмент".
1. Сущность понятия «Стратегический менеджмент». Главная задача стратегического менеджмента. Основные признаки, характеризующие стратегические решения.
Сущность стратегического
менеджмента характеризуется
2. Характеристика понятия «стратегия организации». Основные типы стратегий в зависимости от времени их возникновения.
СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ - это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.
- Первый
подход связан с лидерством
в минимизации издержек
рынка.
- Второй
подход к выработке стратегии
связан со специализацией в
производстве продукции. В
- Третий
подход относится к фиксации
определенного сегмента рынка и концентрации
усилий фирмы на выбранном рыночном сегменте.
В этом случае фирма досконально выясняет
потребности определенного сегмента рынка
определенного типа продукции. В этом
случае фирма может стремиться к снижению
издержек либо же проводить политику специализации
в производстве продукта.
3. Основные элементы внутренней и внешней среды функционирования организации.
Внешняя среда - это все те факторы, которые находятся за пределами организации и могут на нее воздействовать. Внешняя среда, в которой приходится работать организации, находится в непрерывном движении, подвержена изменениям. Меняются вкусы потребителей, рыночный курс рубля по отношению к другим валютам, вводятся новые законы и налоги, изменяются рыночные структуры, новые технологии революционизируют процессы производства, действуют еще и многие другие факторы. Способность организации реагировать и справляться с этими изменениями внешней среды является одной из наиболее важных составляющих ее успеха. Вместе с тем эта способность является условием осуществления запланированных стратегических изменений.
Анализ внутренней среды вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели организации, более верно сформулировать м и с с и ю, т.е. определить смысл и направления деятельности фирмы. Исключительно важно всегда помнить,что организация не только производит продукцию для окружения но и обеспечивает возможность существования своим членам, давая им работу, предоставляя возможность участия в прибылях, обеспечивая их социальными гарантиями и т. п. Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям:
• кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т п;
• организация
управления;
• производство, включающее организационные, операционные и
технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки
• финансы фирмы;
• маркетинг;
• организационная
культура.
4. Особенности применения стратегического менеджмента как управленческой концепции в современных российских условиях. В отечественной практике необходимость применения стратегического менеджмента обусловлена изменением характера национальной экономики, интенсификацией действий конкурентов, различными инновациями, глобализацией бизнеса и т.д. Сложности в развитии стратегического менеджмента в нашей стране заключаются в том, что большая часть малых и средних предприятий неоправданно считают стратегический менеджмент уделом крупных корпораций, сказывается недостаток квалифицированных
специалистов
(особенно в области маркетинга,
управленческого учёта, связях с
общественностью), по-прежнему российские
предприятия придерживаются производственной
(а не маркетинговой) ориентации развития.
То есть акцент внимания руководителей
в нашей стране сосредоточен на внутренних
проблемах производства, а не на внешних
возможностях. Для исправления сложившейся
ситуации необходимо как можно более массовое
и широкое обучение российских руководителей
такой новой технологии управления, как
стратегический менеджмент, изменение
управленческого мышления. Это позволит
обеспечить выживание организаций в долгосрочной
перспективе, высокий уровень конкурентоспособности
как внутри страны, так и на мировом рынке.
5. Объекты стратегического управления и их взаимосвязь в цикле стратегического управления.
Выделяют
три группы: организации, стратегические
хозяйственные подразделения (СХП)
и функциональные зоны организации.
В качестве объекта стратегического
управления организация рассматривается
как открытая комплексная социально-экономическая
система, представляющая совокупность
структурных подразделений (стратегических
хозяйственных подразделений). Стратегическое
хозяйственное подразделение – это направление
или ряд смежных направлений деятельности
организации, самостоятельное рыночно
ориентированное хозяйственное подразделение,
которое может выступать полноценным
конкурентом на своем сегменте рынка,
имеет свой круг поставщиков, потребителей
и конкурентов. Оно возглавляется директором,
который несет полную ответственность
за стратегическое развитие и текущую
деятельность СХП. Функциональная зона
организации – это сфера деятельности,
организационно представленная функциональными
структурными подразделениями, которые
специализируются на выполнении определенных
функций и обеспечивают эффективную деятельность
как отдельных СХП, так и организации в
целом. В настоящее время выделяются два
направления развития стратегического
управления. Первое –"регулярное стратегическое
управление" – является дальнейшим
логическим развитием стратегического
планирования и состоит из двух взаимодополняющих
подсистем: подсистемы анализа и планирования
стратегии и подсистемы реализации стратегии.
По существу суть этого направления –
управление стратегическими возможностями
организации. Это направление получило
наибольшее распространение в силу того,
что более глубоко и полно разработано.Второе
направление развития стратегического
управления называют "стратегическим
управлением в реальном масштабе времени"
и связывают, как правило, с решением неожиданно
возникающих стратегических задач. Оно
развивается в тех отраслях, где изменения
во внешнем окружении происходят с такой
частотой и порой так непредсказуемы,
что требуют немедленной адекватной реакции
и организации просто не остается времени
на пересмотр своей стратегии. По существу
организация вынуждена одновременно параллельно
заниматься уточнением стратегии и решением
возникших стратегических задач.
6. Понятие стратегической бизнес-единицы. Концепция сегментации рынка.
СБЕ –
это хоз-я организация, которая
производит чётко определённый перечень
товаров и услуг, продаваемых
определённой однородной группе покупателей,
и имеющая дело с конкретной группой
конкурентов. Внешние факторы (например,
покупатели или рынок) важны для определения
СБЕ. Сущность стратегии заключается в
том, чтобы позиционировать свой бизнес
таким образом, чтобы максимально эффективно
удовлетворять нужды потребителей на
более высоком уровне, чем конкурент. Концепция
СБЕ возникла в 1970 году. СБЕ предназначена
для обслуживания внешнего, а не внутреннего
рынка. Это означает, что СБЕ должна обслуживать
внешних потребителей, а не служить внутренним
поставщиком. СБЕ должна иметь определённый
набор внешних конкурентов; обретение
устойчивого преимущества возможно только
при учёте внешней конкуренции. Менеджеры
СБЕ должны иметь достаточную независимость
в принятии стратегических решений Если
три перечисленных выше условия имеют
место, то СБЕ становится самостоятельным
центром получения прибыли, деятельность
которого оценивается полученной прибылью.
СБЕ нет необходимости быть строго определённой
организационной единицей с определённой
функциональной управленческой структурой.
7. Основные отличия стратегического управления от оперативного.
Стратегическое управление, в отличие от оперативного управления, призвано обеспечить выживание организации и достижение ее целей в долгосрочной перспективе. Основное внимание вышестоящего руководства в процессе стратегического управления должно быть сконцентрировано на внешнем окружении для быстрой и адекватной реакции на изменения в нем.
|
Таким образом,
можно отметить, что оперативное
управление направлено
на повышение эффективности текущей деятельности
компании (в большей мере вовнутрь организации
), а стратегическое управление
- на обеспечение развития потенциала
(в большей мере наружу). У этих двух процессов
разные цели: у оперативного это поддержание
существующего положения (стабилизация),
то цель стратегического менеджмента
- это развитие, какое-то изменение. Изменение
всегда вступает в конфликт с сохранением
существующего положения, поэтому согласование
этих целей - это отдельная большая задача.
8. Эволюция стратегического менеджмента: основные этапы и предпосылки эволюции систем корпоративного управления.
Процессы глобализации мирового хозяйства приводят к росту взаимосвязей и взаимозависимости национальных экономических систем. В связи с этим происходят весьма существенные изменения в сфере функционирования предприятий, вынужденных адаптироваться к постоянно меняющимся условиям и обострившейся конкуренции. При этом обособленные предприятия находятся в невыгодной экономической позиции. Именно поэтому в настоящее время интегрированные корпоративные структуры стали важнейшими субъектами экономики страны. Такие объединения концентрируют значительную часть объемов производства и реализации, играют доминирующую роль в развитии российской хозяйственной системы, являясь залогом ее интеграции в мировую экономику. Интегрированная компания сегодня — это не просто набор предприятий, а целостная социально-техническая система, обладающая особым организационным ресурсом, эффективное управление которым позволяет повысить конкурентный статус компании во внешней среде. По мнению инвесторов, наиболее серьезными факторами, препятствующими развитию корпоративного управления в России, были и остаются непрозрачность структуры собственности, информационная закрытость российских предприятий, высокая вероятность злоупотребления мажоритарными акционерами, слабость процедур внутреннего контроля, неэффективный менеджмент.
реформа корпоративного
управления — это отражение тех
процессов, которые происходят в
стране в целом. Высокий уровень
корпоративного управления не является
единственным фактором, определяющим
успех компании на рынке, однако очень
важен для успешного функционирования
и развития бизнеса, инвестиционной привлекательности
хозяйствующих субъектов и территорий,
где они работают.
10. Основные управленческие стили стратегическое управление.
Информация о работе Шпаргалка по "Стратегический менеджмент"