Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 18:09, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Менеджмент".
1 Объект И предмет науки управления.
При опред. предмета науки управ. исходят из сущности управл. как особой функции, возникающей из необход-ти рук-ва совместным трудом. В процессе произ-ва и управ. им люди вступают в опред. отн-я друг с другом. Поэтому изучать управл. - значит изучать, отнош. м/у людьми в ходе целенаправл. воздействия на процесс произ-ва, выявлять законы формиров. отн-ий управл.. И на этой основе установ. принципы управленч. деят-ти, формы и способы их осущ-ия. Наука управл.исследует, процессы управл. применительно к разл. звеньями народ. хоз-ва яв-ся 1-м и самым решающим уровнем управ. яв-ся микроуровень. Управл. п/п, отд. видом произв-ва, иначе той сферой, где созд. матер.-веществ. ценности, опред., эконом. образ данного общ-ва, яв-ся объективной необход-ю. В силу этого данный уровень управл. д/б.объектом пристального внимания всей системы управл.. Одним из объектов управл. явл-ся мезоуровень. Здесь объектом управл.выступают отрасли, регионы. Эти объекты имеют свои особен-ти, связ.со спецификой орган. произв-ва, технологич. разновидн-ми. Для регионов характ. особен., обусловл. объективн. предпосылками эконом-го развития, пространственным размещением, историко-географич. факторами, производств. потенциалом. Гл.составляющими региона яв-ся эконом. связи м/у регионами, регион. системы, размещение производ-ых сил. Регион как объект управл. представл. собой относительно обособлен. подсистему гос-ва и нац-ой экономики. Глобальным объектом управ. яв-ся макроуровень - объект экономич.политики. Макроэкономика - это раздел эконом.теории. В нем исслед. эконом. как целостная система, формир. цели экономич. политики и опред. экономич. инструменты, необход. для ее реализации. Специфич. объектом управ.в масштабе общ-ва выступ. вся соц. сфера, сфера услуг. Здесь управ. имеет дело, в основном с услугами, направлен. на удовлетворение потребностей людей.
Предметом
науки управ. яв-ся отн-ия управл..
Отн-ия управл.произв-ом предст. собой
сложный комплекс устойчивых взаимосвязей
и взаимодейст. людей и коллект.в процессе
управленч. воздейст. Вся экономич.я система
рассматр. как единство двух подсистем
- управляющая и управляемая. 1 из них предст.
субъект управ., включ. в себя работ. аппарата
управл., органов управ. – гос., правит-во,
минист-ва и др. 2я – предст. собой в самом
общем виде народ.хоз-во, отрасли, регионы,
п/п.
4 Определение система и их свойства.
Система
– определ. целостность, сост. из взаимозавис.частей,
каждая из кот.вносит свой вклад в характ-ки
целого. Все орган-ии яв-ся системами. Поскольку
люди явл-ся, компонентами орг-ий (соц.
компоненты), наряду с техникой, кот. вместе
используются для выполн.работы. Системы
делят на 2 осн. типа: закрыт. и открыт..Закрыт.
система имеет жесткие фиксиров. границы,
ее действия не зависимы от среды, окруж-ей
систему. Открыт. система характ. взаимодейств.
с вн. средой. Св-ва
систем: 1) система предст. собой набор
элементов, выделен. по тому или иному
принципу и играющих роль подсистем;
2) система имеет стр-ру, т.е. опред. строение,
взаимное располож. элем-ов; 3) сист.
имеет границы отделения ее от вн.среды;4)
сист. облад. множеством качеств;5)
в каждой системе есть осн. системообраз.
кач-во;6) системе присуще эмерджентность,
т.е. проявление каче-нно новых свой-в,
отсутств-х или нехаракт-х для их элементов.
В то же время объединенные в систему элем-ты
могут терять св-во присущее им вне ее,
таким образом св-во целого не равно сумме
свойств элементов, что обусловлено их
взаимодейст. 7) система облад. обратной
связью, под кот. поним. опред. реакция
в целом или отд. элем-в на импульсы друг
друга и внешн. воздействия; 8) сист.
характериз. адаптивностью, т.е. способн.
сохранять качеств.определен. в измен-хся
услов.; 9) системам свойственна редукция,
она проявл. в том, что при опред. усл-х
они ведут себя проще чем их отд. элементы;10)
сист. со временем могут разруш. как под
воздейств. вн.среды так и внутрен.процессов.
10 Понятие и разнообразие целей.
цель – это желаем. рез-т. Классификация:По содержанию цели дел.на технологич., экономич., производств., административные, маркетинг., научнотехнич.е, социальные. К технолог. целям можно отнести компьютеризацию, внедрение гибких технологий, строит-во новых производ-х зданий. Экономич. цели включ. укрепление фин. устойчивости п/п, рост прибыли, увелич. рыночной стоимости акционерного капитала. Производств. цели – это выпуск опред. объема тов.и услуг, повышение их кач-ва, увелич. эффект-ти произв-ва, снижение себест-ти, экономное использ.ресурсов. Администр. цели нацеливают на достижение высокой управляемости п/п, полное взаимодействие сотрудников, хорошую их дисциплину, слаженность в работе. Маркет. цели связаны с завоеванием тех или иных рынков сбыта, привлеч. новых покупат., клиентов, продлением жизнен.цикла тов. и услуг, достиж. лидерства в ценах и пр. Научнотехн. цели фокус-тся на создании и внедрении в произв-во новых и усовершенствовании существ-х образцов продукции, доведении их до уровня требований мировых стандартов. Соц. цели ориент-ся на создании благопр. усл.труда, жизни и отдыха раб-ов, повышении их образоват. и квалифицир. уровня.По уровню цели дел. на общие и специфические. Общие цели отраж. концепцию развития п/п в целом и важнейшие комплексные направления деят-ти. В состав общих входят генеральная цель, кот. подругому назыв-ся миссией, и 46 общеорганиз-ых целей, раскрыв-х и конкретизир-х ее содержание. Общеорганизов. цели м/б ориентированы, например, на достиж. фин.устойч-ти, обеспеч.необход. уровня рентаб-ти, завоевание тех или иных рынков, обновление продукции, технологий.
В
соврем. усл. общие цели формулир-ся,
в совместном диалоге
высшего руков-ва,
руковод-ей подразд-ий, консульт., экспертов
по вопросам управл., а также представит.труд.
коллектива и профсоюзов. Специфические
цели разраб-ся в каждом подразд. и опред.
осн.е направления его деят-ти в свете
реализации им общих целей. Обычно они
охват. средне – и краткоср. период и обязат.
выражают колич-ые показатели.
11Стратегическое планирование.
Стратег.планир.е
- это одна из функ. управл., кот. представ.
собой процесс выбора целей орган-и и путей
их достижения. Страт. планир. обеспеч.
основу для всех управленческих решений.
Функции организ., мотив. и контроля ориентированы
на выработку стратег. планов. Не используя
преим-ва стратег. планиров., орган.в целом
и отд.е люди будут лишены четкого способа
оценки цели и направл. корпорат-го п/п.
Процесс стратег.планир. обеспеч. основу
для управл. членами орган.. Стратег. планир.
дает возможн.акционерам и менеджменту
компаний опред. с направл. и темпом развития
бизнеса, очертить глобальные тенденции
рынка, понять, какие организац. и структ.
изменения должны произойти в компании,
чтобы она стала конкурентоспос., в чем
ее преим-во, какие инструменты необх.ей
для успешного развития. Процесс стратег.
планир. в компании состоит из неск. этапов:
Опред. миссии и целей орган-ии. Анализ
среды, включ.в себя сбор инфо., анализ
сильных и слабых сторон фирмы, а также
ее потенц. возможностей на основании
имеющейся внеш.и внутр. инфо.;Выбор стратегии.
Реализация стратегии. Оценка и контроль
выполнения.
11 3)Методы разработки планов.
Бюджетный
метод. Он основ. на составлении бюджетных
таблиц, в кот. отражено будущее движение
экономич. ресурсов или резу-та хозяйств.
деят-ти, например, распред.ресурсов м/у
подраздел. или направлениями деят-ти.
Выделяют 3 типа бюджетов: натурально-веществ.,
стоимостные и трудовые. Бюджетирование
может касаться продаж; запасов готовой
продукции; произв-ва; потребности в осн.
материалах; производств. накладных расходов;
коммерч., администрат. расходов; прибыли,
ден. средств; капит. вложений; раб. силы
и т.п. Балансовый метод. Увязка бюджета
источников и бюджета распред. тех или
иных ресурсов, кот. необх. орган. в плановом
периоде, состав. суть данного метода планир-ия.
Если ресурсов по сравнению с потребн-ми
недостаточно, то происх. поиск их дополнит.
источников, позволяющих покрыть дефицит.
Нормат. метод. Он предпол., что в основу
план.заданий на опред. период кладутся
нормы разл. ресурсов на ед.продукции.
Нормы бывают натурал., стоимостн., времен.Нормирование
ресурсов, и материальных, осущ-ся 3я осн.
способами: отчетно-статистическим, опытно-производственным
и аналитико-расчетным.При отч.-статист.
способе факт. объем выпущ.продукции сопостав.
с затратами ресурсов, на основе чего опред.расход
последних на единицу изделия или услуги.
Опытно-производ. способ нормирования
основ0ся на испытании оборуд-я, хронометраже
операций, выполняемых наиболее опытными
и подготовл. раб-ми Аналитико-расчетный
способ нормир. исходит из конструкт. возможностей
оборуд., потенций человеч. организма,
выявлен. на основе спец.медико-биологич.
исслед., качеств. харак-к применяемых
сырья и матер-в. Математ.методы
-Они сводятся к оптимизацион.расчетам
на основе разл. рода моделей. К простейшим
моделям относятся статистич., например
корреляционная, отраж. взаимосвязь 2х
перемен. величин. Графич.
методы можно рассм. на примере составл.
графика Гантта и сетевого графика. График
Гантта, предст. собой таблицу, в кот. отраж.
загрузка в теч. предстоящего периода
каждой единицы обор-ия, сроки профилактики,
перерывы и пр. Эта инфо. помещ. в квадранте,
образованном пересечением строки времени
и столбца, отраж. содержание выполн. задания.
В квадранты внос. также сведения о фактич.
выполнении заданий, поэтому график может
служить и надежным инструм.тек. контроля.
14Процесс контроля.
Процесс
контроля сост. из неск. этапов. На 1м
опред. параметры функциониров. и развития
орган-ии, кот. необх. контрол-ть и источники
инфо.о них. Эти параметры на практике
принимают вид разл. рода стандартов и
нормативов, отраж. заложенные в планы
задачи. К нормативам предъявл-ся такие
требования как научная обоснован-ть,
гибкость, т. е. способн. измен. в соответ.
с новыми услов-ми, надежность, выполн-ть
в нормальной ситуации, адекватность отражения
реальных процессов. Соответ. этим требованиям
позволяет нормативам служить критериями
оценки подразд. и отд.лиц. Не все, что нужно
контрол-ть, удается выразить в колич.
показателях. На 2м
этапе процесса контроля созд. модель
управл. орган., на кот. отраж. потоки ресурсов,
инфо., места образов. промежут. и конечных
рез-в, наиболее подход. места для наблюдений
— так назыв. «точки контроля». 3й
этап процесса контроля заключ. в снятии
инфо.о состоянии и рез-х функционир. объекта
контр., сопоставл. ее с нормативами. Это
позволяет опред., имеются или нет отклонения
от стандартов, насколько они нах-ся в
пределах допустимого и не пора ли осущ-ть
корректир. действия. Информация, предназнач.
для нужд контроля, д/б своеврем., точной,
позволяющей принимать обоснов. решения
о том, действ. или бездейств. в данной
ситуации, а если действ. — то как, с какой
интенсивн-ю. 4й этап
процесса контр.сост.в корректировке
деят-ти орган-ии: модификации целей, пересмотре
планов, перераспр. заданий, совершенств.
технологии произв-ва и управл..Коррект-ка
м/б осущ-на путем улучш. значен. каких-либо
внутр. элементов данной орган., усовершенств.
системы управл.я или технологич.процессов.
14.4)Функции и формы управленческого контроля.
Функции
контроля: сбор, обработка и анализ инфо.
о фактич. рез-ах хозяйств.деят-ти всех
подразд. фирмы, сравнение их с плановыми
показат-ми, выявление отклонений и анализ
причин этих отклон.; разработка мероприятий,
необх. для достижения намеч.целей.Формы
контроля: финансовый и администрат..
Фин. контроль – получ. от каждого хоз-го
подразд. фин. отчетности по важнейшим
экономич. показателям деят-ти по стандартным
формам. Эта отчетность, получаемая от
крупных дочерних компаний, наход-ся на
важнейших рынках, служит основой для
сравнения фактич. показат. с плановыми
и анализа причин отклонения. При этом
осн. явл-ся показат.: уровень прибыли,
издержки произв-ва и их отнош. к чистым
продажам, эффект-ть капиталовлож., обеспеч.
собств. средствами, фин. состояние (платежеспос.
и ликвидность) и др. Анализ этих показат.осуществ.
как по производств.отделениям, так и по
фирме в целом.Организационно
фин. контроль осущ.:♦ в высшем
звене управления — центральной службой;♦
в производств. отделениях и дочерних
компаниях — ч/з бухгалтерии, фин. службы,
системы планирования.Повышение
роли функц. контроля
в управл.фирмами связаны
с использ.:♦ автоматизир.
инфор. систем и ЭВМ, позвол. оперативно
и точно передавать, обрабат., анализир.
инфо. и принимать срочные решения, связ.
с корректировкой производ-ой и сбытовой
деят-ю в зависимости от изменений условий
рынка;♦ современ.средств транспорта
и связи. Администрат.
контроль - контроль на уровне производств.
отделений и дочерних компаний за соответствием
хоз-х рез-в показателям, запланиров. в
тек. бюджете; сравнение объема фактич.
и планируемых продаж; анализ измен. доли
фирмы на рынке в целом.
15 Содержание стратегич. менеджмента.
Стратег.менеджмент
распростр. на долгосроч.цели и действия
компании. формулировка стратегии (образа
действий) и ее четкий инструментарий
явл-ся ядром управл. и наиболее верным
признаком хорошего менедж-та компании.
Содержанием стратег.менеджмента являются:-
опред. назначения и гл. целей бизнеса
фирмы,- анализ внеш. среды фирмы,- анализ
ее внутр. обстановки,- выбор и разработка
стратегии на уровне СЗХ, фирмы,- анализ
портфеля диверсифициров. фирмы,- проектирование
ее организац. структуры, - выбор степени
интеграции и систем управл.,- управл. комплексом
" стратегия - структура - контроль",-
опред. нормативов поведения и политик
фирмы в отд.сферах ее деят-ти, - обеспеч.
обратной связи рез-в и стратегии компании,-
совершенствование стратегии, структуры,
управления.
23 Понятие коммуникации.
Менеджеру
же по коммуникациям приход-ся в
основном действовать в рамках след.
«квартета»:- коммуникатор,- целевая
аудитория,- ключевое сообщение,- каналы
коммуникаций. Каждый из 4-ех оказывает
на потоки информац-го воздействия
свое влияние, располагая для этого набором
опред.средств влияния на сознания людей.
Коммуникататор – это не только и столько
источник инфо., но и кодировщик для посылаемых
сообщений и декодировщик получаемой
по каналам обратн. связи инфо.. Он же яв-ся
ответств. лицом по опред. состава целевой
аудитории и отбору или созданию ключевого
сообщ. Круг обязанностей коммуникатора:-
он анализир. состояние проблемы, опред.
цели и методы предстоящего коммуникац.
процесса,;- планирует необход.коммуникативно-
23 Основные пути к достижению эффективной коммуникации и преодоления барьеров к и конфликтами. Цели и задачи коммуникац. мен-та - работать не просто с населением вообще, а выделять те или иные его сегменты, для кот. разраб-ся свои собственные сообщения в соответствии с необх. именно для них техникой воздействия, кот. затем размещаются в каналах коммуникации, используемых этими сегментами аудитории. Целью коммуникац.процесса добиться ожидаемой реакции от своей аудитории.
Задача
коммутатора – опред.аудиторию, дифференцирован.
по всем существ.для данного сегмента
потребит-го рынка признаками. В
коммуникац.процессе
сообщение может передаваться 3я
способами:- в письмен. форме: пресс-релиз,
листовка, приглашение, слоган, девиз,
бегущая строка, этикетка, вывеска, прайс-лист
и др.- в устной форме: ораторское выступление,
заявление офиц-го представит., дикторский
текст по радио или ТВ, реплика, конферанс,
распорядит. высказыв.председ. собрания
или спикера парламента, аудиокассета
с рекламным текстом и др.- в визуальной
форме: рекламный фильм, фильм-плакат,
видео клип, рекламный мультфильм, символ,
книжный знак, фото, мимика, рекламная
графика, фирмен.знак или цвет, костюм,
жест, осанка и др. классифик.каналов
коммуник. в коммуникац.
процессе: 1)- «входящая информация»
- исслед. обществ. мнения, «горячие линии»,
мониторинг радио и телепередач, личные
контакты, консультации и др.- «исходящая
информация» пресса, выставки, конференции,
рассылка по почте телексу и факсу и др.2)
делят информацию по форме контроля над
ней со стороны коммуникататора: на контролируемую
и не контролируемую