Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 21:33, шпаргалка
Шпора: Стратегический и инновационный менеджмент
1. Общая концепция стратегического менеджмента. Реформы в социальной,
политической и экономической жизни в нашей стране создают массу сложных
проблем. Одна из них предвидеть опасности и возможности выработки хозяйственной
политики и стратегии. Действия орг. и их руководителей не могут сводиться к
простому реагированию на происходящие перемены.
рискованный путь действия, сокращение – эта стратегия выбирается реже всего,
для нее характерно установление целей ниже уровня достигнутого в прошлом. К
этой стратегии обращаются, когда показатели орг приобретают устойчивую
тенденцию к ухудшению и никакие меры не изменят этой тенденции; комбинирование
– это группа рассмотрена как сочетание альтернатив, характерна для крупных орг,
которые активно функционируют в нескольких отраслях. Например, орг может
ликвидировать одно из своих пр-в и взамен приобретать другие (сокращение и
роста).
Методические подходы к планированию стратегических альтернатив.
Существует несколько методов подхода к планированию стратегических альтернатив и
их оценки. Рассмотрим 1 из таких приемов. Матрица возможностей по товарам или
рынкам.
Товары рынки |
Традиционные |
Новые |
Освоенные |
1 |
2 |
Новые |
3 |
4 |
В настоящее время фирмы используют различные стратегии для завоевания рынка
сбыта, вытеснения конкурентов, увеличение объемов продаж и размеров
получаемой прибыли. Выбор той или иной стратегии определяется следующим: 1.
Стратегическими и оперативными целями фирмы; 2. Масштабами производства; 3.
Характером спроса; 4. Уровнем конкуренции; 5. Развитие в области техники,
технологии и науки; 6. Прочие факторы. Все многообразие вариантов рыночных
стратегий сводится к 4 основным типам
Стратегия более глубокого освоения рынков является наиболее экономичной,
так как позволяет фирме
в течение определенного
в значительной степени сократить расходы на разработку новых товаров, освоение
новых технологий, проведение рекламы, создание систем каналов сбыта и т.д.
Недостатком данной стратегии является её положительный краткосрочный эффект, в
следствие усиление конкуренции, насыщение рынков сбыта, изменение
покупательских потребностей и т.д.
Инновационная стратегия является более дорогой по сравнению с 1, так как
предусматривает значительные затраты на исследование рынка, разработку новых
товаров, освоение их производства, рекламная компания и т.д. Однако, она
является более эффективной, так как при благоприятном стечении обстоятельств,
позволяет фирме в течение длительного периода времени получать стабильный доход
за счет приобретенных преимуществ над конкурентами.
Экстенсивная стратегия носит относительно экономичный характер, так как
не предполагает затрат на разработку и производство новых товаров.
Экономический эффект данной стратегии будет зависеть от того, насколько точно
фирма учла в своей деятельности все особенности осваемого ею рынка
Диверсификационная стратегия применяется с целью избежать чрезмерной
зависимости организации от 1 СХП (структурное хозяйствующее подразделение) или
1 ассортиментного набора продукции (СХП – это группа смежных направлений
хозяйственной деятельности, которые имеют ярко выраженные спецификацию), а
также эта стратегия применяется в том случае, если фирма хочет покинуть
свертывающиеся рынки или рынки, находящиеся в состоянии застоя. Однако,
реализация стратегии диверсификации предполагает разработку новых продуктов и
новых рынков, поэтому она является наиболее рискованной, так как никогда нет
полной уверенности, что новые рынки готовы принять новую продукцию и она будет
пользоваться вниманием покупателей. Кульминационным моментом выбора стратегии
развития является анализ и оценка альтернативных вариантов. Задача заключается
в выборе такой стратегии, которая бы обеспечивала макс эффект работы орг в
будущем.
Управление реализацией стратегии. Выбор стратегии орг не самоцель
стратегического планирования – это сложная, трудная работа приобретает смысл,
если стратегия в дальнейшем успешно реализуется. Для того, чтобы контролировать
процесс реализации стратегии и быть уверенным в достижении поставленных целей,
руководители орг вынуждены разрабатывать планы, прогресс проекты и бюджеты,
мотивировать процессы, т.е. управлять. Результатом функционирования системы
стратегического планирования является совокупность взаимосвязи плановых
документов, в которых ограниченны принятые стратегические решения и
распределение ресурсов. Система планов служит формой материализации плановой
деятельности орг, но не главным ее результатом. Главным является определение
целей, стратегии, прогр распределение ресурсов, позволяет орг встретить будущие
перемены, а эти перемены служат результатом стратегического планирования и
могут включать планы НИР, диверсификации продукции, утверждения на рынке новой
продукции, сворачиваемость и ликвидацию нерентабельного производства. Основная
предпосылка, лежащая в структуре системы плана, отражает известный вывод теории
управления – “закон необходимого разнообразия”, согласно которому сложная
система требует сложного управляющего механизма, т.е. система планов должна
быть такой же сложной как сама орг и внешние факторы, которые должны быть в ней
отражены.
Формы гос поддержки научной и инновационной деятельности. 1. Форма гос
поддержки нау деятельности: прямое бюджетное финансирование; льготное
налогообложение прибыли, полученной от реализации нау разработок; освобождение
от уплаты налогов на собственность и землю, относящихся к нау орг; освобождение
от импортных таможенных тарифов на ввозимое имущество нау орг, необходимое для
производства НР. 2. Формы гос поддержки инновационной деятельности: прямое
финансирование; предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедряющим
предприятиям беспроцентных банковских ссуд; создание венчурных инновационных
фондов (рискоинвестиции), пользующихся значительными налоговыми льготами;
снижение гос патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям; право на
ускоренную амортизацию оборудования; создание технополисов, технопарков.
Оценка стратегических альтернатив. Существует несколько простых и более
сложных подходов, позволяющих оценить стратегию альтернативы развития фирмы.
Они могут использоваться локально или в определенной комбинации в зависимости
от поставленной задачи. Удобным инструментом для составления СЗХ в которых
работают СХП орг, является разработанная Бостонской консультативной группой
специальная матрица. (1. Звезды; 3. Дикие кошки; 2. Дойные коровы; 4. Собаки).
В этой матрице, для определения перспектив развития орг используется
единственный показатель – рост объема спроса. Он задает размер матрицы по
вертикали. Размер по горизонтали задается соотношением доли рынка,
принадлежащей ее ведущему конкуренту. Это соотношение должно определять
сравнительные конкурирующие позиции организации в будущем. Матрица строится на
известной предпосылке: чем больше доля СХП на рынке (чем больше объем
производства), тем ниже удельные издержки и выше прибыль в результате относит
экономии от объема производства. Матрица предполагает следующую классификацию
типов СХП, соотв СЗХ (см выше) и предполагает соответствующие стратегии для
каждого из них. 1. Занимают лидирующее положение в быстро развивающейся
отрасли. Они приносят значительную прибыль, но одновременно требуют
значительных объемов ресурсов для финансирования продолжающегося роста, а также
жестокого контроля за этими ресурсами со стороны руководства. Направлена на
увеличение или поддержание доли на рынке. Основная задача заключается в
поддержании исключительных преимуществ в продукции орг в условиях настоящей
конкуренции. По мере замедления темпов развития отрасли “3” превращаются во
“2”. 2. Занимает лидирующее положение в отношении стабильной или
сокращающейся отрасли. Поскольку сбыт относительно стабилен без к-л
дополнительных затрат, то эта СЗП приносит прибыли больше, чем требуется для
поддержания ее доли на рынке. Направлена на поддержание существующего положения
как можно дольше и оказание финансовой поддержки развивающимся СХП. Основные
задачи этих СХП сводятся к предложению новых моделей товаров с целью
стимулирования лояльных клиентов к повторным покупкам периодической рекламой и
ценовыми скидками. 3. Имеет слабое воздействие на рынок в развивающейся
отрасли. Характерна слабая поддержка покупателями и неясн конкур преимущества.
Ведущее положение на рынке занимают конкуренты. Структура “3” имеет
альтернативы: интенсификация усилий орг на другом рынке или уход с него. Для
поддержания или увеличения доли на рынке в условиях сильной конкуренции
требуется большие средства. Поэтому руководители должны решить верят ли они что
данное СХП сможет усп конкурентов при соответствующей поддержке. 4. К
ним относятся СХП с ограниченным % сбыта, сложных или сокращающихся отраслей.
За длительное время пребывание на рынке этим СХП не уд завоевать симпатии
потребителей и они уст конк по всем показателям. Заключается в ослаблении
усилий на рынке или ликвид орг, имеющие такое СХП, могут попытаться временно
увеличить свою прибыль путем проникновения на специальные рынки и сокр
обеспечив обслужив или ей надо уходить с рынка.
Система стимулирования промышленного производства и инвестиций в ФПГ. В
настоящее время в нау, производственной, предпр об-ью России формируются союзы,
ассоциации, фонды и другие
структуры в области
созданы и работают: российский инновационный союз, ассоциация нау и техн парков
и институтов бизнеса, союз инновационной продукции, ассоциация упр проектами и
др. Механизм гос поддержки нау техн и инновационной деятельности в России
находится в стадии формирования. В соответствии с положением о ФПГ и порядке их
создания, утв указом Президента РФ от 5.12.93 №2096 ФПГ формируются с
соблюдением антимонопольного законодательства в сферахнау, произв, оборонной и
эксп. Потенциал РФ, а также отв приоритетные направления направ гос пром
политика. Принципы создания ФПГ: 1. Первоочередное создание гр на базе
технологич и кооп связанных промышленных предприятий, выпуск продукцию,
обеспеченную платежесп спросом и конкурентоспособностью на внешнем и внутреннем
рынке; использование холдинговых и трастовых отношений как основы для
организационно экономического взаимодействия уч гр с головной фин пром
компанией. 2. Предотвращение негативных монополистических тенденций в связи с
концентрацией капитала, что предполагает целенаправленное формирование ряда
ФПГ, на 1 отраслевом (региональном) товарном рынке или наличие на нем конкур по
соотв видам продукции. 3. Социально экономическая обоснованность проектов
создания групп, предполагает использование при ее формировании соотв экспертизы
и системы количеств оценок
потенциальной эффективности
деятельности (оценка рынка продукции, эк эфф инв и др.). 4. Включение
представителей органов гос управления в стр ФПГ.