Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:19, шпаргалка
Управление и экономика неразрывны и возникли, очевидно, одновременно, поскольку человек трудился и трудится, вообще говоря, всегда в коллективе (община, семья и т.д.), а, как известно, любой совместный труд не может обойтись без управления, которое требуется для установления согласованных действий участников трудового процесса. Управление как наука возникло позже, чем экономика, и экономическая теория правомерно считается основой управленческих научных дисциплин.
5.ВОЗНИКНОВЕНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА КАК НАУЧНОЙ ДИСЦЕПЛИНЫ
Первое проявление настоящего
интереса к управлению как к самостоятельному
виду профессиональной деятельности следует
отнести к началу двадцатого века.
Изменение отношения к управлению организацией
не было неожиданным. Понимание проблемы
необходимости рационального управления
для более эффективного достижения целей
организации начало развиваться с середины
XIX века.
Первой объективной предпосылкой, которая
стимулировала интерес к управлению, стала
промышленная революция в Англии.
Однако идея того, что само управление
может реально внести существенный вклад
в развитие и успех организации, впервые
была воспринята в Америке. Этому способствовали
объективные факторы, определяемые конкретными
условиями развития бизнеса, которые сложились
в начале XX века в США. В том числе были
созданы благоприятные условия для проявления
личной компетентности, когда человек
мог преодолеть трудности, связанные с
его происхождением и национальностью.
Этому способствовало создание там самого
большого рынка рабочей силы, который
состоял в основном из трудолюбивых и
энергичных людей. Миллионы европейцев,
стремящихся улучшить свою судьбу, иммигрировали
в Америку. Эти люди были готовы и способны
выполнять различные роли в бизнесе, включая
управление с учетом открывшихся возможностях
получения необходимого образования.
Сложившаяся рыночная ситуация стала
второй объективной предпосылкой стимулирования
развития управления.[2, с. 52]
Третья предпосылка связана с возникновением
трансконтинентальных компаний. Их создание
было завершено в конце XIX — начале XX века
и превратило Америку в самый крупный
единый (континентальный) рынок мира. В
Америке в то время не существовало государственного
регулирования в бизнесе, что позволяло
предпринимателям, добившимся успеха
в развитии своего бизнеса, становиться
монополистами. Эти и другие факторы сделали
возможным формирование крупных отраслей
и конкретных предприятий, масштабы и
сложность которых требовали формализованных
способов управления.
Появление и оформление управления как
области научных исследований было, во-первых,
ответом на потребности большого бизнеса
в профессиональном управлении. Во-вторых,
этому способствовала открывшаяся возможность
воспользоваться преимуществами техники,
созданной в период промышленной революции.
И, в-третьих, явилось достижением небольшой
группы инициативных и любознательных
людей, проявивших горячее желание искать
лучшие и эффективные приемы и способы
выполнения работы.
Успехи в развитии науки управления были
взаимосвязаны с достижениями в других
областях знаний, в том числе с развитием
техники и исследованиями человека и человеческих
отношений (математика, инженерные науки,
психология, социология и др.). В силу этого
менеджмент как управление организацией
приобрел междисциплинарный характер.
По мере того, как развивались эти области
знаний, теоретики и практики управления
получали все больше информации о факторах,
влияющих на успех организации. Междисциплинарную
науку управления организацией стали
называть управленческой мыслью. Полученные
новые знания помогали специалистам осознать
причины, почему более ранние теории в
определенных условиях не выдерживали
проверки практикой, и находить новые
подходы к решению управленческих проблем.
В то же время в мире происходили великие
перемены, связанные с научно-техническим
прогрессом, с изменением в отношениях
общества и правительств к бизнесу. Эти
и другие факторы заставили представителей
управленческой мысли глубже понимать
наличие не только внутренних, но и внешних
по отношению к организации факторов,
влияющих на достижение успеха в бизнесе.
Были разработаны новые подходы к управлению,
которые фактически отражали эволюцию
менеджмента как науки.
С учетом этой эволюции
известны четыре подхода к управлению:
Подход к управлению с позиций выделения
различных
школ, базирующихся на соответствующих
концепциях.
Процессный подход.
Системный подход.
Ситуационный подход. [2, с. 54]
Основные этапы эволюция управленческой
мысли могут быть представлены табл. 1.
Таблица 1
Эволюция управленческой
мысли
Подходы, школы |
Годы |
Подход с позиций школ управления |
|
Подход научного управления |
1885-1920 |
Подход административного управления |
1920 - 1950 |
Подход с позиций человеческих отношений |
1930 - 1950 |
Подход с позиций науки о поведении |
1950 - по настоящее время |
Подход с позиций количественных методов |
1950 - по настоящее время |
Подход к управлению как к процессу |
1920 - по настоящее время |
Системный подход |
конец время 1950-х — по настоящее |
Ситуационный подход |
конец время 1960-х — по настоящее |
6.рациональный подход ф.у. тейлора и его органические функции управления»
Основателем школы научного управления был Фредерик Тейлор (1856-1915), американский инженер-практик и менеджер в конце 19, начале 20 века, решавший в своей повседневной работе проблемы рационализации производства и труда с целью повышения производительности и эффективности труда. Главное внимание направлено на повышение производительности труда, по его мнению, это должно обогатить хозяев и рабочих, но для этого необходим переворот в психологии и тех и других.
Изучая способы выполнения работ Тейлор выдвинул 4 принципа научной организации труда: - 1) научный подход к выполнению каждого элемента работы (администрация берет на себя выработку научного фундамента, заменяющие старые традиционные и сугубо практические методы для каждого отдельного действия во всех различных разновидностях труда, применяемых на предприятии), 2) научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего (администрация производит на основе научно установленных признаков тщательный отбор рабочих, а затем обучает и развивает способности каждого отдельного рабочего, ранее рабочий себе сам выбирал специальность и сам обучался), 3) кооперация с рабочими (админ-ия осуществляет доверительное сотрудничество с рабочими в целях достижения соответствия принципов отдельных отраслей производства научным принципам, которые были ею выработаны), 4) разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими (устанавливается почти равномерное распределение труда между администрацией предприятия и рабочими (админ-ия выполняет те виды труда, для которых она лучше приспособлена, чем рабочие, тогда как ранее почти весь труд и большая часть ответственности были возложены на рабочих). Вся система направлена на рационализацию труда, можно выделить рациональные методы Тейлора: - 1) расчленение производственных операций на составные элементы, 2) управление -активный фактор производства, 3) разделение труда непосредственно в сфере управления, 4) выделение планирования в качестве особой функции управления, 5) принцип принудительной централизации орудий труда, техпроцессов, а также условий и методов труда, 6) введение карт - инструкций, 7) введение высоких научно обоснованных норм, 8) введение оплаты труда, стимулирующий рост выработки, 9) строгое иерархическое подчинение, 10) тесное сотрудничество администрации и рабочих. Одним из принципов он выдвинул тесное сотрудничество администрации и рабочих, что основывалось на учете социального состояния и интересов групп и личности работающих. Социальные интересы он учитывал, они служили сглаживанию противоречий между предпринимателями и рабочими. Всё принципы представляют собой систему. Методы рационализации труда обусловили перестройку всего процесса производства, а также управления.
Эта сторона широко применяется на различных предприятиях промышленности. По его словам, такие цели, как сотрудничество между администрацией и рабочими и равномерное распределение между ними труда и ответственности не были достигнуты. Применение философии управления Тейлора- погрузка чугуна в вагоны, основана на подборе рабочего, использовали в эксперименте после наблюдения и изучения всей бригады (во внимание брались в основном только физические данные, проблема межличностных отношений не решалась). Его работа оценивалась как работа высокооплачиваемого, в отличие от других, он должен был четко выполнять инструкцию. Анализ показал, что зарплата возросла, норма выработки увеличилась более чем в три раза, стоимость труда уменьшилась более чем в три раза. Получил феноменальные результаты. В систему научного управления входит также контроль за рациональным использованием трудозатрат, хронометраж. В 1911 г вышла книга "Научный менеджмент, принципы и методы". Тейлор выделил 4 группы управленческих функций: - выбор цели, выбор средств, подготовка средств, контроль результатов.
Теория Тейлора
7.КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА
Движение «научный менеджмент» определило целую эпоху в развитии Соединенных Штатов. Оно активно заявило о себе еще в 80-е годы XIX века, достигло апогея приблизительно к 1910—1914 годами и оставалось законодателем интеллектуальной моды в менеджменте до конца 20-х годов.
В течение пятидесяти лет плодотворной научной деятельности — десятков и сотен экспериментов в средних и крупных компаниях, учреждениях и организациях; активной теоретической работы; выступлений в печати; проведения научных семинаров, конференций, университетских лекционных курсов, формирования первых школ бизнеса и частных консультативных фирм — лидеры «научного менеджмента» и тысячи их сторонников заложили прочный фундамент науки управления, фактически изменили индустриальное лицо общества, создали качественно новый тип культуры труда.
Тейлор и Гантт, Эмерсон и Хелси, Джилбретт и Томпсон были не только талантливыми инженерами, но и выдающимися личностями, обладавшими широкой гуманистической ориентацией. То была новая генерация менеджеров, резко отличавшаяся по образу мысли и стилю жизни от своих предшественников — основоположников «научного менеджмента» викторианской Англии. Несомненно, каждый из них был по-своему индивидуален: Фредерик Тейлор скорее тяготел к практике и эксперименту, хотя его считают основателем философии менеджмента, а Гаррингтон Эмерсон по складу ума скорее являл собой прирожденного философа и в то же время был неплохим консультантом, практиком-рационализатором. Генри Гантт, ученик Тейлора, большое значение придавал человеческому фактору, а Фрэнк Джилбретт увлекался фактически только процедурно-математической стороной менеджмента.
Сегодня их идеи считают архаичными, и новые поколения менеджеров посматривают на них свысока. И Тейлора — отца научной организации труда, и Эмерсона — первосвященника эффективности поругивают за гипертрофирование роли физических условий труда и материального вознаграждения, ограничение уровнем заводского цеха и невнимание к «человеческим ресурсам».
Однако
сторонники «научного менеджмента»
— не единственные представители
классического периода в
Таким образом, «научный менеджмент» как преимущественно американское явление правильнее называть направлением, а не школой, закрепив термин за всей «классической» школой, где были сильны также европейские традиции.
Основными подходами, составившими теоретико-методологический и научно-методический фундамент данной школы, выступают принципы научной организации труда Тейлора, социологическая теория бюрократической организации Вебера, административная система Файоля и «синтетическая» концепция управления Гьюлика, Муни, Рейли и Урвика. Все они объединяются в единую школу скорее хронологически и тематически, чем организационно. И речи быть не может о каком-то научном сообществе или группе единомышленников, своего рода «незримом колледже». Ни Тейлор, ни Вебер не опирались непосредственно на идеи друг друга, хотя Вебер в своей работе «Экономика и общество» ссылается на систему Тейлора. В то же время «синтетический» подход возник как теоретическое обобщение всех предшествующих концепций менеджмента. Известно также, что Файоль признавал заслуги Вебера в развитии организационной теории. Но каждый из них шел самостоятельным путем.
Теорию
управления в «классической» школе
разрабатывали не только чистые теоретики,
например М.Вебер, но и практикующие
менеджеры. В США практических вкладчиков
в теорию менеджмента называют еще
«великими организаторами» (такое
понятие предложил Эрнст Дейл).
В большинстве своем это
8. ОСНОВНЫЕ АДМЕНИСТРОТИВНЫЕ ПРИНЦИПЫ А.ФАЙОЛЯ, Г. ЭМЕРСОН.
Административная или классическая школа.
. (1920—1950)
Развитие этой школы
Развитие идей Ф. Тейлора было продолжено выдающимся французским инженером Анри Файолем.
Тейлор был «технарь» и знал проблемы изнутри Файоль был руководителем и стоял в отличии от Тейлора , на более высоком уровне управления. В работе «Общее и промышленное управление» Файоль очертил сферу деятельности администрации, которую можно представить в виде шести направлений: