Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:19, шпаргалка
Управление и экономика неразрывны и возникли, очевидно, одновременно, поскольку человек трудился и трудится, вообще говоря, всегда в коллективе (община, семья и т.д.), а, как известно, любой совместный труд не может обойтись без управления, которое требуется для установления согласованных действий участников трудового процесса. Управление как наука возникло позже, чем экономика, и экономическая теория правомерно считается основой управленческих научных дисциплин.
4. РУКОВОДСТВО ОРГАНИЗАЦИЕЙ КАК СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ
Прежде чем определить принципы и закономерности организации как социальной системы, необходимо выявить содержание основных категорий системного подхода.Элемент.Это предел членения системы с точки зрения аспекта рассмотрения системы, решения конкретной задачи, поставленной цели. Систему можно расчленять на элементы различными способами в зависимости от формулировки задачи, цели и се уточнения в процессе системного анализа.Компоненты и подсистемы.Иногда термин элемент используют в более широком смысле, даже в тех случаях, когда система не может быть расчленена сразу на составляющие, являющиеся пределом ее членения. Однако при многоуровневом членении системы лучше использовать другие термины, предусмотренные в теории систем: сложные системы принято вначале делить на подсистемы, а если последние также сразу трудно разделить на элементы, то составляющие промежуточных уровней (если неизвестен их харрактср) называют компонентами системы.Связь.Понятие связь входит в любое определение системы и обеспечивает возникновение и сохранение целостных ее свойств. Это понятие одновременно характеризует и строение (статику), и функционирование (динамику) системы. Связь определяют как ограничение степени свободы элементов. Действительно, элементы, вступая в связь друг с другом, утрачивают часть своих свойств, которыми они потенциально обладали в свободном состоянии.Цель.Понятие цель и связанные с ним понятия целесообразности, целенаправленности лежат в основе развития системы. Цель - заранее мыслимый результат сознательной деятельности человека («заранее мыслимый», - но все же «результат», воплощение замысла).Структуры, их виды и формы представления.Система может быть представлена простым перечислением элементов или «черным ящиком» (моделью «вход-выход»). Однако чаще при исследовании объекта такого отображения недостаточно, так как требуется выяснить, что собой представляет объект, что в нем обеспечивает выполнение поставленной цели. В этих случаях систему отображают путем расчленения на подсистемы, компоненты, элементы с взаимосвязями, которые могут носить различный характер, и вводят понятие структуры. Структура (от латинского «structure», означающего строение, расположение, порядок) отражает определенные взаимосвязи, взаиморасположение составных частей системы, ее устройство (строение). При этом в сложных системах структура отражает не вес элементы и связи между ними (в этом предельном случае, когда пытаются применить понятие структуры к простым, полностью детерминированным объектам, понятия системы и структуры практически совпадают), а лишь наиболее существенные компоненты и связи, которые мало меняются при текущем функционировании системы и обеспечивают существование системы и ее основных свойств. Иными словами, структура характеризует организованность системы, устойчивую упорядоченность ее элементов и связей. Структурные связи обладают относительной независимостью от элементов и могут выступать как инвариант при переходе от одной системы к другой, перенося закономерности, выявленные и отраженные в структуре одной из них, на другие.При отображении сложных систем основная проблема состоит в том, чтобы найти компромисс между простотой описания, позволяющей составить целостное представление об исследуемом или проектируемом объекте, и детализацией описания, позволяющей отразить многочисленные особенности конкретного объекта. Один из путей решения этой проблемы - задание системы семейством моделей, каждая из которых описывает поведение системы с точки зрения соответствующего уровня абстрагирования. Для каждого уровня существуют характерные особенности, законы и принципы, с помощью которых описывается поведение системы на этом уровне.Таким образом: начальные понятия системного подхода и системного анализа являются достаточно общими и уточняются по мере проведения исследований и в зависимости от объекта исследования. Сам системный анализ как обобщенный метод исследования возник в ответ на требования практики, поставившей нас перед необходимостью изучать и проектировать сложные и разнообразные системы (отражающие объекты реального мира), управлять ими в условиях неполноты информации, ограниченности ресурсов, дефицита времени.Однако необходимо признать, что существующие сегодня модели описания организации неудовлетворительны, поскольку в них не учтена социальная компонента.Да и процессный, и системный подходы к управлению организацией предусматривают, что организация состоит из людей. Например, в процессном подходе каждый процесс управления содержит в себе социальный аспект. Однако люди, составляющие организацию, рассматриваются как необходимые атрибуты или ресурсы процессов. В итоге при разработке концепции управления организацией социальная компонента организации явно рассматривается либо учитывается только в рамках процесса мотивации. На мой взгляд, это приводит к искажению общей модели управления.В системном/ситуационном подходе социальная компонента выражена лучше в виде подсистемы «люди», включающей такие элементы, как:поведение отдельных людей; поведение людей в группах; характер поведения руководителя; функционирование менеджера в роли лидера и его влияние, которые выражаются через способности, потребности, ожидания, восприятие, точку зрения, ценности, лидерство[4]. Однако границы подсистем «люди» и, например, «цели» вызывают сомнение. Очевидно, что цели организации находятся в тесной связи с ценностями, потребностями и ожиданиями конкретных членов организации, в результате чего границы между этими двумя подсистемами в действительности оказываются условными.Неформализуемость социальной компоненты приводит к тому, что ею просто пренебрегают в остальных подсистемах. Взаимосвязи подсистемы «люди» с остальными становятся пренебрежимо малыми: выделение социальных факторов в отдельную подсистему создает иллюзию «очистки» всех остальных подсистем от их влияния. В результате учет социальной компоненты полностью отдается на откуп исследователю в соответствии с его личными представлениями и системой ценностей.В итоге люди отождествляются с какими-то механизмами, обеспечивающими функционирование организации. Робкий отказ от такого восприятия породил термин «человеческий фактор», призванный отражать отклонение поведения людей от стандартизированных норм.Основные принципы, присущие любой системе - это целостность (эмерджентность), структурность, взаимозависимость (коммуникативность), иерархичность, аддитивность, необходимое разнообразие.Целостность - это принципиальная не сводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и не выводимость из свойств элементов свойств системы в целом. Данный принцип связан с принципом аддитивности - при распаде (разложении) системы на независимые элементы свойства системы равны сумме свойств ее элементов. При этом проявляются две тенденции: 1. Повышение целостности, снижение самостоятельности; 2. Повышение самостоятельности (аддитивность).Структурность - это возможность описания системы через установление ее структуры, т.е. количества элементов и взаимосвязей между ними. С данным принципом и свойством системы связана коммуникативность (взаимозависимость) - то есть связи и влияние системы и внешней среды.Взаимозависимость системы и среды - это возможность системы формировать и проявлять свои свойства в процессе взаимодействия с внешней средой, являясь при этом ведущим активным компонентом. В открытых системах взаимное влияние.Иерархичность - когда каждый компонент системы в свою очередь может рассматриваться как система, а данная система может представлять собой элемент другой большой системы. Характеристиками иерархичности являются: пирамидальность, многоуровневость, ветвистость, связи только с ближними уровнями, связь с внешней средой контролируется верхним уровнем.Принцип необходимого разнообразия - разнообразие видов и типов систем ограничивается количеством и типом элементов, количеством и видами связей, в том числе с окружающей средой,При работе с системой, при проектировании организационных структур используют следующие методы: анализа системы; синтеза; «черного ящика»; композиции.Задача анализа состоит в определении поведения системы и его связи с организационной структурой, т.е. зная структуру, определяют ее поведение.Суть синтеза является обратной по отношению к анализу, т.е. зная поведение системы, можно определить ее структуру. Во многих случаях проблема синтеза не имеет однозначного решения или определенное поведение может быть реализовано различными структурами (из разных элементов или из одинаковых элементов по разному взаимодействующих). В этом случае задача синтеза сводится к нахождению из возможных структур оптимальной, т.е. отвечающей определенным требованиям. Поэтому при задаче синтеза пользуются более сложными методами расчета.Метод «черного ящика» используется применительно к системе, у которой неизвестно ни поведение, ни структура, но с которой можно проводить эксперименты и регистрировать их результаты, т.е. этот принцип предполагает недоступность внутреннего содержания системы для ее изучения.Внешнему наблюдению доступны лишь входные и выходные величины. Суть этого метода в том, что сложная динамичная система изучается в целом без проникновения внутрь и этим экономится время и ресурсы экспериментатора, а взаимодействия или закономерности реагирования системы определяются на основе аналогий. Выводы относительно результатов делают (поправки) на основании величин выходных и входных параметров.Метод композиции используется при составлении некоторой системы из множества подсистем.Для того, чтобы некоторое множество систем стало S - множеством (или системным множеством) должны выполняться два условия:- все системы должны принадлежать или иметь одну модальность (принадлежать одному уровню, быть совместимыми и сопоставимыми);- все входящие в одно множество малые системы должны быть разделены на два вида композиций (свойств объединения): а) концептуальную; б) материальную.Под материальной композицией подразумевается объединение в S -множество малых систем, которые будут обладать новыми свойствами, отсутствовавшими до объединения.При концептуальной композиции не происходит вмешательство ни в систему, ни во взаимоотношения между системами, в этом случае S - множество рассматривается как единая система, но эта система не является единой, а отношение между системами - элементами тождественны тем, что были до объединения.Методы исследования и управления объектами, таким образом, реализуют присущие объектам управления внутренние закономерности (тенденции) их существования.Системные принципы и закономерности с одной стороны являются самостоятельными (так как системе метод изучения и познание реальной действительности) с другой стороны повторяют (копируют) законы и закономерности реального (изучаемого) объекта (всего мира или его части).
Организация представляет собой открытую систему, и она подчиняется всем законам и принципам, характерным для других открытых систем.Организация, развивающаяся социальная система, и к ней применимы все законы и принципы групповой динамики.В организации всегда существуют, реализуются 2 вида активности: деятельность, направленная на решение базовой задачи, и активность по развитию отношений, возникающих между людьми.Люди в организации неосознанно реализуют модели поведения, сформировавшиеся у них в опыте функционирования в семье, в первой для каждого человека организации.Системный подход делает акцент на несводимость характеристик системы к сумме качеств ее элементов. Так характеристики молекулы не выводимы из суммы качеств составляющих ее атомов.В открытой системе действует закон фон Бертоланфи, о наличии множества различных путей достижения одного и того же состояния системы или получения одного и того же результата.Системный подход к организации позволил представить организацию как открытую систему, связанную со средой, зависимую от изменений среды, включающую в себя людей в качестве элементов, но несводимую к сумме их устремлений, способностей, желаний. Объединенные общими целями, реализующие привычные модели поведения члены организации не всегда способны увидеть то множество возможных путей и способов, которые могут привести к необходимому результату.Организация как группа проходит ряд стадий развития. Как и этапы развития ребенка эти стадии имеют не только количественные, но и качественные различия. Стадии развития организации как группы определяют ее возможности, влияют на ее продуктивность, задают тот круг проблем, который оказывается в центре внимания ее членов.Итак, организация - одна из наиболее развитых социальных систем. Ее важнейшим признаком является синергия. Синергия - организационный эффект. Суть этого эффекта - прирост дополнительной энергии, превышающей сумму индивидуальных усилий. Источник эффекта - одновременность и однонаправленность действий, специализация и комбинирование труда, процессы и отношения разделения труда, кооперации и управления. Организацию как социальную систему отличает сложность, поскольку ее главным элементом выступает человек, обладающий собственной субъективностью и большим диапазоном выбора поведения. Это создает значительную неопределенность функционирования организации и пределы управляемости.
5.СОЦИАЛЬНО –ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КОЛЛЕКТИВА
Социальная психология рассматривает
коллектив как особое качество группы,
связанное с общей
На социально-психологический климат коллектива оказывают влияние множество объективных и субъективных факторов. Можно выделить, в первую очередь, факторы внешней и внутренней среды предприятия. К факторам внешней среды относятся общесоциальная экономическая и политическая обстановка, уровень и условия жизни, культура.Внутренняя среда или внутренние условия жизнедеятельности коллектива весьма многообразны. К ним относятся: организация и условия труда, действующая система стимулирования, бытовые условия труда, методы и стиль руководства, уровень самоуправления и информированность коллектива.Следует отметить взаимообусловленность внешних и внутренних фактов и СПК (состояние социального здоровья коллектива).Внешняя и. внутренняя среда взаимодействуют на социально-психологический климат не прямо, а косвенно, через восприятия людей. Восприятие определяется принадлежностью людей к социальной группе в зависимости от характера и содержания труда, места и роли в иерархической структуре управления, профессии, пола, возраста, семейного положения и образования, комплекса социально-психологических характеристик (потребностей, интересов, мотивов поведения).
6.ТИПЫ ФОРМАЛЬНЫХ ГРУПП В ОРГАНИЗАЦИИ
Формальные группы — это группы, созданные по воле руководства.
Выделяют группы руководителей, рабочие (целевые) группы и комитеты.
Группа руководителей состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных, находящихся в зоне его контроля (президент и вице-президенты).
Рабочая (целевая) группа — сотрудники, работающие над выполнением одного задания.
Комитет — группа внутри организации, которой делегированы полномочия для выполнения какого-либо задания или комплекса заданий. Иногда комитеты называют советами, комиссиями, целевыми группами. Выделяют постоянные и специальные комитеты.
Формальные группы обычно выделяются как структурные подразделения в организации. Они имеют формально назначенного руководителя, формально определенную структуру ролей, должностей и позиций внутри компании, а также формально закрепленные за ними функции и задачи.
Формальная группа имеет следующие особенности:
она рациональна, т.е. в основе
ее лежит принцип
она безлична, т.е. рассчитана на индивидов, отношения между которыми устанавливаются по составленной программе.
В формальной группе предусмотрены только служебные связи между индивидами, и она подчиняется лишь функциональным целям.
К формальным группам относятся:
Вертикальная организация, объединяющая ряд органов и подразделение таким образом, что каждое из них находится между двумя другими — выше- и нижестоящими, а руководство каждым из органов и подразделений сосредоточено в одном лице.
Функциональная организация, в соответствии с которой руководство распределяется между рядом лиц, специализирующихся на выполнении определенных функций и работ.
Штабная организация, характеризующаяся наличием штаба советников, экспертов, помощников, не включенных в систему вертикальной организации.
Формальные группы могут быть сформированы для выполнения регулярной функции, как, например, бухгалтерия, а могут быть созданы для решения определенной целевой задачи, например, комиссия по разработке какого-либо проекта. во-первых, организации, которые создаются сознательно и целенаправленно для достижения некоторых заранее определенных целей, внутри которых формируются и поддерживаются условия для побуждения их членов к достижению этих целей. Носителями таких целей являются лидеры, которые воспринимают эти цели как свои собственные и для их достижения осуществляют координацию деятельности членов организации;
во-вторых, организации, формирующиеся спонтанно на основе естественной общности целей их участников, участие в которых определяется свободной волей их членов. В этих организациях никто не предпринимает усилий для закрепления возникающей структуры и обеспечения достижения собственных целей. По мере достижения общих целей, послуживших причиной возникновения организации, они могут распадаться, но могут и перерождаться в организации первого типа.
Организации первого типа принято называть формальными. По мнению одного из классиков современного менеджмента Герберта Саймона, под формальной организацией мы понимаем планируемую систему совместных (кооперативных) усилий, в которой каждый участник имеет свою четко определенную роль, свои задачи или обязанности, которые необходимо выполнять. Эти обязанности распределяются между участниками во имя достижения целей, которые ставит перед собой организация, а не во имя удовлетворения индивидуальных пожеланий, пусть те и другие часто совпадают.
Формальная организация — организация, обладающая правом юридического лица, цели деятельности которой закреплены в учредительных документах, а функционирование — в нормативных актах, соглашениях и положениях, регламентирующих права и ответственность каждого из участников организации.
7.ПОТРЕБНОСТИ,
Неформальная группа — спонтанно возникшая группа людей, которые регулярно вступают во взаимодействие для достижения определенной цели. Причины вступления — чувство принадлежности, помощь, защита, общение.
Неформальные организации
Неформальные группы обычно имеют свои неписаные правила и нормы поведения, люди хорошо знают, кто входит в их неформальную группу, а кто нет. В неформальных группах складывается определенное распределение ролей и позиций. Обычно эти группы имеют явно или неявно выраженного лидера. Во многих случаях неформальные группы могут оказывать на своих членов влияние равное или даже большее, чем формальные структуры.
Неформальные группы представляют собой спонтанно (самопроизвольно) сложившуюся систему социальных связей, норм, действий, являющихся продуктом более или менее длительного межличностного общения.
В зависимости от стиля поведения неформальные группы можно классифицировать так:
Просоциальные, т.е. социально-положительные группы. Это общественно- политические клубы интернациональной дружбы, фонды социальных инициатив, группы экологической защиты и спасения памятников культуры, клубные любительские объединения и др. Они имеют, как правило, позитивную направленность.
Асоциальные, т.е. группы, стоящие в стороне от социальных проблем.
Антисоциальные. Эти группы — самая неблагополучная часть общества, вызывающая у него тревогу. С одной стороны, нравственная глухота, неспособность понять других, иную точку зрения, с другой — часто собственные боль и страдания, выпавшие на долю этой категории людей, способствуют выработке крайних взглядов у отдельных ее представителей.
Характеристика неформальной группы
Жизнь группы, ее функционирование находится под влиянием трех факторов:
характеристики членов группы;
структурные характеристики группы;
ситуационные характеристики.
К характеристикам членов группы, оказывающим влияние на ее функционирование, относятся личностные характеристики человека, а также способности, образование и жизненный опыт.
Структурные характеристики группы включают в себя:
коммуникации в группе и нормы поведения (кто с кем и как контактирует);
статус и роли (кто какую позицию занимает в группе и что делает);
личные симпатии и антипатии между членами группы (кто кому нравится и кто кого не любит);
силу и конформизм (кто на кого оказывает влияние, кто готов слушать и кому подчиняться).
Первые две структурные
1. Социальный контроль
Неформальные организации