Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:24, шпаргалка
Работа содержит ответы на 89 вопросов по дисциплине "Менеджмент".
Планы различают: 1) по содержанию (технико-экономическое, оперативно-производственное, внутрихозяйственное, организационно-
Возможности планирования социально-экономических систем обеспечены радом объективных и субъективных причин: 1) неопределенность рыночной среды. Способы устранения неопределенности: вертикальная интеграция, т.е. планируемая организация поглощает предприятия поставщиков, т.е. объединяет предприятия технологическим источником; контроль над спросом, с помощью монопольного положения на рынке; использование контрактных отношений; создание предпринимательских сетей, они объединяют фирмы, которые экономически заинтересованы в гибких взаимоотношениях и сотрудничестве, 2) издержки планирования, они должны быть оптимальными, но достаточными для принятия соответствующих решений, 3) масштабы деятельности организации.
37. Методические основы планирования
План – предвидимая и подготовленная на известный период программа социально-экономического развития фирмы и всех ее подразделений.
План предприятия – конечная цель деятельности фирмы, руководящая линия поведения персонала, перечень основных видов выполняемых работ и услуг, передовая технология и организация производства, необходимые средства и экономические ресурсы.
Общие принципы планирования: принцип необходимости, принцип единства, принцип непрерывности, принцип гибкости, принцип точности.
Общеэкономические принципы: принцип комплексности, принцип эффективности, принцип оптимальности, принцип участия, принцип координации, принцип интеграции (принцип холизмы).
В зависимости от главных целей или основных подходов различают следующие методы внутрифирменного планирования: научные методы, экспериментальные, нормативные, балансовые, системно-аналитические, программно-целевые, экономико-математические, проектно-вариантные.
Т.о. в основе эффективного внутрифирменного планирования должен лежать системный научный подход, основанный на всестороннем и последовательном изучении состояния предприятия, а также внешней и внутренней среды.
Методы планирования – система правил и процедур выполнения различных задач планирования с целью разработки плановых заданий и выработки соответствующих рациональных решений.
Законы методов планирования: 1) закон формальной логики, 2) математической логики, 3) диалектической логики.
Классификационные признаки методов планирования: 1) по подходу (общие и функциональные); виды общих методов: балансовый – предполагает разработку балансов, построенных на сочетании потребностей в ресурсах и источниках их покрытия; нормативный – использует систему норм и нормативов, эффективен при прогрессивной нормативной базе; программно-целевой – применяется при планировании широкомасштабных программ, позволяет – направить ресурсы на выполнение наибольших важнейших программ, обеспечить сквозное планирование, увязать планы и программы между собой; экспериментальный – предполагает постановку эксперимента и использование его результатов в хозяйственной деятельности; по технико-экономическим факторам – применяется при планировании производительности труда и издержек, учитывая следующие факторы: технические, совершенствование организации, производства и труда, изменение объемов производства, инфляция, особые факторы, связанные со спецификой производства.
Функциональные методы: анализ, оценка, прогнозирование, принятие решений и реализация планов. 2) по области применения. Данные методы связаны с анализом, оценкой, прогнозированием и т.д. Системный – отвечает на основные вопросы деятельности организации фирмы и конкурентов; написание сценариев – используется в бюджетном планировании, содержит целевые параметры, приоритеты социально-экономической политики; сетевое планирование – графическое изображение определенного комплекса работ, позволяющие: обоснованно выбирать цели развития предприятия, эффективно распределить объемы производства, осуществить прогнозирование; функционально-стоимостной анализ – метод нахождения по специальным программам резервов снижения затрат, эксплуатацию продукции и проведения анализа; экономико-статистический анализ – анализ выбора, корреляционный анализ, спектральный, кластерный анализ и все методы прогнозирования.
Прогнозирование: индуктивное, дедуктивное. Виды прогнозирования: 1) Поисковое прогнозирование: метод мозговой атаки – коллективная интеграция идей группой высококвалифицированных экспертов; метод дельфи – последовательное проведение заочных мозговых атак группой экспертов территориально удаленных; метод деловой игры – использует подходы мозговой атаки и проводится по заранее подготовленным параметрам игры. 2) нормативное прогнозирование: экстраполяция тенденций – предположение, что закон роста или закон любого изменения будут действовать идентично в прошлом, настоящем и будущем; морфологический анализ – заключается в выявлении и подсчете всех возможностей вариантов решения той или иной задачи; имитационное моделирование – позволяет выбирать наиболее приемлемый вариант прогноза. 3) общее прогнозирование: экспертных оценок – используется для объективизации совокупности субъективных мнений; метод дерево-целей – построен на основе нормативного прогнозирования, обеспечивает гибкость в корректировке целей и сценариев и позволяет спланировать процесс принятия решений. 4) прогнозирование принятия и реализации планов: экономико-математические – используются для различных целей и принятия решений; метод таблиц-решений – описание процессов и программ с большим количеством логических условий; построение дерево-решений – логическая последовательность действий по принятию решений и реализации планов с учетом поставленных целей, имеющихся ресурсов; сравнение альтернатив – связан с оценкой альтернативных решений количественных и качественных преимуществ.
3) по наглядности представления информации: описательный – осуществляет представление экономической ситуации на мировом и региональном рынках отдельных товарных групп; эмпирических расчетов – использует формулы, алгоритмы, и количественные модели; табличный – позволяет делать анализ объемных финансовых показателей и рассчитывать их динамику; графический – представление информации лежит в основе всех планируемых расчетов, которые могут быть в виде планируемых графиков, ленточных, учетных, графиков Ганта и сентевых графиков.
Основными оценочными показателями эффективности плановой деятельности являются абсолютные или относительные значения затрат и результатов, доходов и расходов, издержек и прибыли.
Эффект – степень достижения некоторого заданного результата и представляет собой разность между результатами и затратами, ценой и себестоимостью, планом и фактами.
Эффективность – характеризует соотношение полученного эффекта с затратами на его осуществление и является своего рода ценой или платой за достижение данного результата и выражает величину дохода на единицу затрат.
Виды эффекта: научный, технический, социальный, экономический.
Виды экономической эффективности: 1) финансовая эффективность Фi = Пi – Oi Фэ = Приток финансовых ресурсов – отток финансовых ресурсов. 2) экономическая эффективность = результаты – затраты/затраты. Еt = (Рt – Зt)/Зt, где Рt – общие коммерческие результаты, Зt – общие коммерческие затраты. 3) бюджетная эффективность = доходы – расходы Бt = Дt – Pt. 4) народно-хозяйственная эффективность – учитывает в стоимостном измерении и следующие результаты: конечные экономические результаты, социальные результаты, прямые финансовые результаты (кредиты, займы), экологические результаты, косвенные финансовые результаты.
Критерии эффективности – совокупность требований, целей, задач, обеспечивающих получение наивысших конечных результатов.
Виды экономических критериев: максимально возможная прибыль, наиболее совокупный доход, чистый дисконтированный доход, индекс доходности, внутренняя норма доходности, срок окупаемости проекта, нормативный срок окупаемости.
Частные критерии: себестоимость, материалоемкость, трудоемкость, рентабельность, безубыточность, объем продаж, доход акционеров, рыночная цена.
Планирование представляет собой процесс последовательно взаимосвязанных шагов по преодолению соответствующих проблем.
Организация процесса планирования: цель планирования – анализ проблем – поиск альтернатив – прогнозирование – оценка – принятие решений и постановка планового задания = объект планирования – разработчик плана – период планирования – средства планирования – методика планирования – согласование плана.
Методика планирования – совокупность методов и их направленность в соответствии с методологией планирования, которая зависит от выбранных критериев планирования.
Технология планирования – сочетание направлений планирования, согласования планов и техники планирования.
Варианты процесса планирования: 1) планирование снизу-вверх – осуществляется по иерархии предприятия от планов подразделений к общему плану через согласование и координацию, 2) планирование сверху-вниз – исходит из общего плана предприятия и двигается по подразделениям, 30 круговые – объединяет вышеперечисленные варианты.
Согласование планов определяется нормативами: 1) одновременное планирование – все частные планы выполняются на 1 шаг, согласовываются и выполняются дальше, 2) последовательное планирование – составляется проект общего плана, согласовывается, раскидывается по подразделениям.
38. Стратегическое планирование развития организации.
Стратегия – совокупность генеральных (общих) целей и средств их достижения представляет собой процесс выработки целей, определения необходимых средств и направлений действий.
Стратегическое планирование – планирование от будущего к настоящему, исходя из глобальных идей и поставленных целей развития.
Стратегия – не функция времени, а функция поставленной цели развития, специфическая, ориентированная на будущее направление развития.
Объекты стратегического планирования: рыночная стратегия, новая продукция, темпы развития, совершенствование производственной структуры, повышение финансовой устойчивости.
Этапы стратегического планирования: определение основных ориентиров развития, исследование внешней и внутренней среды, определение возможных вариантов стратегии, распространение установленных тенденций на будущий период, выбор одного из вариантов определения собственной стратегии, разработка окончательного стратегического плана.
Совокупность ориентиров в деятельности предприятия разделяют на следующие типы: идеалы, цели, задачи.
К идеалам экономической организации относится: видение (руководящая философия конкретного бизнеса), миссия – смысл, предназначение, роль и место в рыночной экономике предприятия.
Цели: экономические, неэкономические.
Анализ среды – процесс определения важнейших элементов, которые могут оказывать решающее влияние на достижение поставленных целей.
Цель анализа – учет наиболее важнейших факторов, влияющих на экономику предприятия в будущем.
Этапы процесса анализа: 1) определение основных элементов внешнего и внутреннего пространства.
Внешнее пространство - народно-хозяйственного уровня к которому относят политическую стабильность, экономическую политику государства, природную среду, состояние ресурсов.
Внутреннее пространство – отраслевой уровень, спрос и предложение, конкуренты, маркетинг, производство. 2) из основных элементов выбираются критические точки, т.е. выделяют наиболее значимые элементы: характер деятельности, цели деятельности, географические особенности, масштабы предприятия. 3) сбор необходимой информации, ее обработка и оценка.
Методы оценки информации: 1) 5 х 5 (Мескон 1984 г) – включает 5 вопросов о 5 факторах внешней среды, 2) 4 х 4 – перечень из 4х вопросов, включающий основные критерии оценки внешней среды, 3) swot-анализ – оценка сильных и слабых сторон.
Стратегический анализ – процесс преобразования базы данных анализируемой среды в проекты стратегических решений.
Этапы стратегического анализа: 1) сравнение намеченных ориентиров, 2) проектирование возможных вариантов будущего.
Основные методы и формальные модели: 1) анализ разрывов – цель данного метода: определить, существует ли разрыв между планом и фактом организации, разработать возможности их решения и чем его заполнить (схема в тетр.).2) анализ возможности рынка (жизненный цикл товара) – цель: определить стратегию бизнеса для каждого этапа (схема в тетр.). 3) продукт-рынок – данная матрица показывает уровень риска и степень вероятности успеха при различных сочетаниях продукта и рынка (схема в тетр.). 4) портфельные модели (матрица БКГ) (в тетр.), PIMS-анализ, матрица Мак-Кинси. Существует целый ряд других методов и моделей обработки информации, используемых для определения вариантов развития стратегии. 5) формирование стратегии. При формировании стратегии важны не только результаты использования методов, а также фундаментальное стратегическое мышление.
Процесс формирования стратегии предполагает решение следующих задач: 1) общая стратегия предприятия, которая включает в себя: стратегию стабильности, стратегию роста и развития, стратегию сокращения (отказ от нерентабельной продукции, от нерентабельных видов деятельности, ликвидации предприятия), 2) конкурентная стратегия: преимущество в размере издержек на производство, стратегия дифференциации, стратегия фокусирования, 3) функциональная стратегия: стратегия разработки и создания новых видов продукции, производственная стратегия, маркетинговая, финансовая, структура управления персоналом.
Стратегический план – документ внутреннего назначения, содержащий расчеты, обоснование, источники финансирования и является коммерческой тайной.
39. Оперативное планирование производства.
Оперативное планирование – осуществление текущей деятельности планово-экономических служб в течение короткого периода времени и разработка и составление квартальных бюджетов кредитования.
Виды: 1) календарное планирование, 2) текущее, 3) межцеховое, 4) внутрицеховое, все вместе – система оперативного планирования производства – совокупность различных методик и технологий плановой работы, характеризующаяся степенью централизации, объектом регулирования и составом календарно-плановых показателей.