Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:24, шпаргалка
Работа содержит ответы на 89 вопросов по дисциплине "Менеджмент".
Однако существуют и определенные резервы повышения производительности труда: 1) общегосударственные резервы зависят от размещения производства по территории страны, с учетом наличия материальных, трудовых и др ресурсов, 2) региональные резервы связаны с рациональным использованием производительных сил конкретных регионов, 3) межотраслевые резервы, связанные с совершенствованием транспортных потоков продукции, 4) отраслевые связаны со специализацией и кооперацией, 5) внутрипроизводственные связаны с улучшением использования рабочего времени.
Инновационный менеджмент.
51. Теоретические основы инновационного менеджмента.
Инновационный менеджмент возник на этапе, когда основные факторы развития экономики – материальные ресурсы всех видов практически исчерпали себя и потребовались ресурсы инновационно-инвестиционные.
Инновационный менеджмент представляет собой совокупность систематизированных знаний по теории инноватики и современному менеджменту о методах создания наукоемких инноваций и их эффективности.
Инноватика – это область науки, изучающая формирование новшеств и их распространение, а также способы выработки инновационных решений.
В инноватике в качестве системного объекта рассматривается инновационная система, включающая: материальные и интеллектуальные ресурсы инновации – вход, создаваемое новшество – цель, или выход, рынок, являющийся инновативной средой для внешней системы и определяющий саму потребность и параметры создаваемого новшества – обратную связь.
Инновационный менеджмент должен способствовать реализации инновационных целей предприятия с наибольшим эффектом, минимизацией риска и неопределенности получаемых результатов, в наиболее рациональных формах.
Инновации могут быть представлены в виде: новой продукции, новой технологии производства, маркетинговой инновации, т.е. нового рынка сбыта, нового материала, организационной инновации, обеспечивающей монопольное положение предприятия.
Инновация – это результат реализации идеи в любой сфере жизни и деятельности человека, способствующей удовлетворению существующей или созданию новой потребности на рынке и приносящий экономический эффект.
Классификация инноваций обычно осуществляется по следующим признакам: по технологическим – продуктовые (продукт-инновации) и процессные (процесс-инновации); по степени новизны: новые на международном уровне, новые для страны, новые для предприятия; по значимости воздействия на экономику: базовые, улучшающие, псевдоинновации; по воздействию на процесс производства: расширяющие (диффузные), замещающие, улучшающие; по воздействию на факторы производства: комплексные, локальные; по области применения – технологические, организационно-управленческие, экономические, маркетинговые, социальные, экологические, информационные; по характеру удовлетворяемых потребностей – создающие новые потребности, удовлетворяющие имеющиеся потребности иным способом, более эффективно удовлетворяющие имеющиеся потребности.
Основные инновационные цели для типичного предприятия: 1) новые продукты или услуги, необходимые для достижения маркетинговых целей, 2) новые продукты или услуги, которые станут необходимыми по причине технологических перемен, из-за которых существующие продукты могут устареть, 3) усовершенствование продукции, необходимое как для достижения маркетинговых целей, так и для того, чтобы не отставать от технологических перемен, 4) новые технологии и усовершенствование старого технологического процесса для достижения маркетинговых целей, например, усовершенствование производственного процесса, чтобы обеспечить определенный уровень цен, 5) инновации и усовершенствования во всех основных видах деятельности на предприятии – в бухгалтерском учете и разработке продуктов, делопроизводстве и трудовых отношениях и т.д.
Существует 3 направления инновационной деятельности: активное (связанное с наличием выработанной долговременной стратегии, основанной на детальном изучении положения предприятия на рынке, воздействия рыночных механизмов на него), реактивное (реализуется как реакция на действия конкурентов) и пассивное (осуществляется в том случае, когда начинают падать объемы производства, а требования потребителей уже невозможно игнорировать).
52. Выбор и разработка инновационной стратегии.
Основу выработки инновационной стратегии составляют теория жизненного цикла продукта, рыночная позиция фирмы и проводимая ею научно-техническая политика.
Выделяют следующие типы инновационных стратегий:
1. Наступательная – характерна для фирм, основывающих свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции. Она свойственна малым инновационным фирмам.
2. Оборонительная – направлена на то, чтобы удержать конкурентные позиции фирмы на уже имеющихся рынках. Главная функция такой стратегии – активизировать соотношение "затраты - результат" в инновационном процессе. Такая стратегия требует интенсивных НИОКР.
3. Имитационная – используется фирмами, имеющими сильные рыночные и
технологические позиции.
Имитационная стратегия применяется фирмами, не являющимися пионерами
в выпуске на рынок тех или иных нововведений. При этом копируются основные потребительские свойства (но не обязательно технические особенности) нововведений, выпущенных на рынок малыми инновационными фирмами или фирмами-лидерами.
Инновационная стратегия исходит из принципа "время - деньги".
Выбор инновационной стратегии с учетом жизненного цикла продукта учитывает следующее:
1. Зарождение. Этот переломный момент характеризуется появлением зародыша новой системы в среде старой или исходной, что превращает ее в материнскую и требует перестройки всей жизнедеятельности.
2. Рождение. Здесь перелом состоит в том, что реально появляется новая система, сформировавшаяся в значительной степени по образу и подобию систем, ее породивших.
3. Утверждение. Переломом является возникновение сформировавшейся (взрослой) системы, которая начинает на равных конкурировать с созданными ранее, в том числе и родительской. Сформировавшаяся система стремится самоутвердиться и готова к тому, чтобы положить начало появлению новой системы.
4. Стабилизация. Перелом во вступлении системы в такой период, когда она исчерпывает свой потенциал дальнейшего роста и близка к зрелости.
5. Упрощение. Переломный момент, состоящий в начале «увядания» системы, в появлении первых симптомов того, что она прошла «апогей» своего развития: молодость и зрелость уже позади, а впереди старость.
6. Падение. Во многих случаях отмечается снижение большинства значимых показателей жизнедеятельности системы, что и составляет суть перелома.
7. Исход. Этот переломный момент характеризуется завершением снижения большинства значимых показателей жизнедеятельности системы. Она как бы возвращается к своему исходному состоянию и подготавливается к переходу в новое состояние.
8. Деструктуризация. Перелом выражается в остановке всех процессов жизнедеятельности системы и либо в использовании ее в другом качестве, либо в проведении технологии утилизации.
В целом для понимания того, какой может быть оптимальная для той или иной компании инновационная стратегия, необходимо изучение рыночной позиции компании, ее сильных и слабых сторон, а также конкурентных преимуществ производимых, реализуемых ею продуктов и/или услуг.
Непосредственно выбор и моделирование стратегии осуществляется на основе полученных данных. Вместе с этим очень важно оценить и уровень риска при выборе и реализации той или иной стратегии процесс разработки инновационной стратегии можно представить в виде следующей последовательности этапов:
1. Выработка миссии организации;
2. Формулирование инновационных целей, адекватных потенциалу и не противоречащих организационной цели;
3. анализ внешнего окружения с целью выявления возможностей и угроз и оценка инновационного потенциала предприятия и диагностика конкурентного положения бизнеса;
4. обоснованный выбор направлений инновационной стратегии, соотнесённой с выбранной целью.
5. реализация инновационной стратегии;
6. корректировка инновационной стратегии.
Разработка инновационной стратегии предполагает её формализацию в виде инновационной программы. При этом должны быть установлены цели, задачи, процедуры в рамках инновационных проектов, включённых в программу. Следует определить ресурсы и временные ограничения, как для отдельных инновационных проектов, так и для всей инновационной программы. Чтобы организационно обеспечить выполнение программы, требуется сформировать организационную структуру управления инновациями и "встроить" её в организационную структуру общего менеджмента предприятия, создать систему внешних коммуникаций с партнёрами, потребителями и прочими заинтересованными сторонами.
53. Управление инновационными проектами промышленного предприятия.
Инновационный проект — это система взаимоувязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных (увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям), оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение конкретной научно-технической задачи (проблемы), выраженной в количественных показателях и приводящей к инновации.
Управление инновационным проектом — это процесс принятия и реализации управленческих решений, связанных с определением целей, организационной структуры, планированием мероприятий и контролем за ходом их выполнения, направленных на реализацию инновационной идеи.
К числу основных принципов относятся:
1) принцип селективного управления;
2) принцип целевой ориентации проектов на обеспечение конечных целей;
3) принцип полноты цикла управления проектами;
4) принцип этапности инновационных процессов и процессов управления проектами;
5) принцип иерархичности организации инновационных процессов и процессов управления ими;
6) принцип многовариантности при выработке управленческих решений;
7) принцип системности;
8) принцип комплексности;
9) принцип обеспеченности.
При управлении стоит придерживаться не только принципов, но разработать цели и критерии оценки эффективности инновационных проектов, то есть решить выгодно за них приниматься или нет. При разработке целей и критериев оценки эффективности инновационного проекта нужно учитывать и рассматривать влияние на процесс разработки стратегического инновационного решения активного или пассивного характера инновации в постиндустриальном или индустриальном обществе, влияние других факторов, а именно критериев принятия решения и особенностей, связанных со структурой объекта инноваций и технологиями инновационной деятельности.
Чтобы принимаемое инновационное решение было системным, в состав критерия, то есть в правила выбора наилучшего из ряда возможных решений, нужно всегда включать параметры, отражающие:
во-первых, целевую эффективность или эффект рассматриваемого стратегического инновационного решения: рентабельность, срок окупаемости, чистый приведенный эффект;
во-вторых, объем и распределение по срокам инвестируемых финансовых ресурсов;
в-третьих, ограничения по технологиям, квалификации персонала, требованиям экологии и социальным аспектам;
в-четвертых, возможно полный и достоверный перечень и оценки рисков предполагаемой разработки;
в-пятых, оценку ликвидности, то есть обратимости в денежные ресурсы используемого оборудования и результатов инновации на всем ее протяжении;
в-шестых, оценку времени реализации стратегического инновационного решения.
54. Инновационный риск. Управление рисками.
Инновационный риск — это вероятность потерь, возникающих при вложении предпринимательской фирмой средств в производство новых товаров (услуг), которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке
]. Инновационный риск возникает при:
1. внедрении более дешевого метода производства товара или услуги по сравнению с уже использующимся. Подобные инвестиции будут приносить предпринимательской фирме временную сверхприбыль до тех пор, пока она является единственным обладателем данной технологии
2. создании нового товара (услуги) на старом оборудовании. В этом случае к риску неправильной оценки спроса на новый товар или услугу добавляется риск несоответствия качества товара (услуги) в связи с использованием старого оборудования;
3. производстве нового товара (услуги) при помощи новой техники и технологии. В данной ситуации инновационный риск включает в себя риски: того, что новый товар (услуга) может не найти покупателя; несоответствия нового оборудования и технологии необходимым требованиям для производства нового товара (услуги); невозможности продажи созданного оборудования, так как оно не подходит для производства иной продукции в случае неудачи.
В целом, риск, возникающий в инновационной деятельности, включает в себя следующие основные виды рисков:
1. риски ошибочного выбора инновационного проекта. Одной из причин возникновения данного риска является необоснованное определение приоритетов экономической и рыночной стратегий организации, а также соответствующих приоритетов различных видов инноваций, способных внести вклад в достижение целей организации.
2. риски необеспечения инновационного проекта достаточным уровнем финансирования включают в себя:
риск неполучения средств, необходимых для разработки инновационного проекта (организация не может привлечь инвесторов из-за невозможности убедить их в достаточной эффективности инновационного проекта);
риск при использовании самофинансирования проекта (проект может оказаться без достаточных финансовых средств в силу невыполнения организацией финансового плана по прибыли и внереализационным доходам, а также при уменьшении отчислений средств в бюджет инновационного проекта);