Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 16:33, шпаргалка
работа содержит краткие ответы на вопросы по дисциплине "Менеджмент".
Функции
управления, отражающие управленческую
деятельность в хозяйственных организациях
в условиях рыночной экономики, называются
функциями менеджмента.
В-8. В следствии организационной, экономической и других связей между элементами системы управления возникают такие ситуации, когда из поля управления выпадают отдельные звенья, которые становятся неуправляемыми. Возникают ситуации, когда одним и тем же вопросом занимаются несколько управленческих работников, а иногда даже несколько органов управления. Такая ситуация отрицания последствий и снижает эффективность всего процесса управления. Для устранения этого в теории и практики управления вводятся такие действия, которые называются регламентацией функций управления. По существуют здесь речь идет и юридическом закреплении положения о кооперации труда управленческих работников. При этом везде разрабатывается 2 вида документов:
Положение о подразделении аппарата управления.
Должностные инструкции специалистов и управленческих работников.
Первые включают в себя следующие разделы:
общая часть,
функции подразделения,
правовая функция,
ответственность.
Общая
часть содержит: место и значение
подразделения системы
Функции подразделения включает возложенные на подразделения обязанности, деятельность подразделений, взаимодействия между подразделениями, а также рекомендации функций управления
В
правовой функции перечисляются
группы прав для выполнения обязанностей,
предусматривает порядок
Вторые
разрабатываются с целью
Состоят из следующих разделов:
основные обязанности,
права,
ответственность.
В-18. Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны и тесно связаны с другими методами управления.
К ним относятся:
- моральное поощрение,
- социальное планирование,
- убеждение,
- внушение,
- личный пример,
- регулирование межличностных и межгрупповых отношений,
- создание
и поддержание морального
Мотивация исполнителя
Предпосылки успешной активной работы по исполнению заключаются в возможностях исполнителей:
- знать
(информация о целевых
- сметь (эти установки и мероприятия должны быть «допустимыми» для исполнителей, в том числе не нарушать юридических и этических норм);
- мочь
(исполнители должны иметь
- хотеть
(они должны быть мотивированы)
Под мотивом понимают побуждение человеческого поведения, базирующееся на субъективных ощущениях недостатков или личных стимулов. Мотивы человеческого поведения имеют определенную иерархию (она обычно называется «пирамидой Маслова») - рис. 21.
Пути удовлетворения потребностей по Маслову
Прежде всего, следует обеспечить сотрудника
- возможностями выполнить работу,
- определить его рамки действий,
- четко сформулировать цели и задачи,
- создать
окружение, способствующее
Мотивационное управление концентрируется:
- на
влиянии на состояние
- на
чувстве его собственного
- на приведении мотивов в действие (обсуждаются личные интересы и возможности сотрудника);
- на усилении мотивов;
- на оценке работы и аттестации (пересмотр зарплаты, рост, дополнительные выгоды);
- на удовлетворении потребностей;
- на
обеспечении процесса
Хорошая работа по мотивации сотрудников ведет:
- к увеличению оборота и прибыли;
- к улучшению качества изделий;
- к более творческому подходу и активности во внедрении достижений НТП;
- к повышенному притоку сотрудников;
- к повышению их работоспособности;
- к большей сплоченности и солидарности;
- к уменьшению текучести кадров;
- к улучшению
репутации фирмы.
В-22. Обычно объект социальной психологии управления — малые контактные группы и трудовые коллективы, а предмет — социально-психологическая сторона многообразия управленческих отношений, охватывающих людей как членов трудового коллектива.
«Коллектив» — это любое официально организованное объединение людей, контактная малая группа людей, занятых каким-либо общественно полезным видом деятельности. Категория «коллектив» имеет ряд общих признаков с понятием малой группы, среди которых важнейшими являются следующие: общность территории и времени существования, наличие системы внутренних связей и отношений между членами группы, присутствие лидера и определенной иерархически организованной структуры отношений. Дифференциальным признаком коллектива считают специфику системообразующего фактора — цели существования коллектива в форме значимых социального заказа и (или) социальных задач, которые определяют содержание коллективной деятельности.
К характеристикам группы относятся композиция группы, структура и групповые процессы. Композиция группы (ее состав) — это совокупность характеристик членов группы, важных с точки зрения анализа группы как целого, в виде ее численности, возрастного, полового и национального составов, а также социального положения ее членов. Структура группы рассматривается с точки зрения тех функций, которые выполняют отдельные члены группы, а также с точки зрения межличностных отношений в ней. Выделяют структуры предпочтений (социометрическая структура), социальной власти (руководство и лидерство) и коммуникаций.
Социометрическая структура группы — это совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе внутригрупповых межличностных предпочтений, которая выглядит как система предпочтений — отвержений; эмоциональных симпатий — антипатий между членами группы. Свое название система получила в соответствии с основным методом ее диагностики — социометрией.
Коммуникативная
структура группы — это совокупность
позиций членов группы в системах
информационных потоков, связывающих
членов группы между собой и с
внешней средой. Владение информацией
— важный показатель положения члена
группы. С одной стороны, доступ к получению
и хранению информации обеспечивает человеку
в группе особую роль, немалые групповые
привилегии. В ряде случаев человека, являющегося
информационным центром группы, называют
коммуникативным лидером. С другой — информация
адресуется, как правило, высокостатусным
членам группы, т.е. обладание информацией
связано с мерой статуса индивида. Характер
сообщаемой информации также зависит
от групповой позиции человека: чем выше
статус, тем более доброжелателен характер
передаваемой информации.
В-23. В любой группе выделяется руководитель, лидер. Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей. Руководитель назначен официально, извне, а лидер выдвигается “снизу”. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы. Почему человек становится лидером? Согласно концепции “черт” — лидер обладает определенными свойствами, чертами, благодаря которым он выдвигается в лидеры. Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности. Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером. Возникла ситуативная теория лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуация для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера.
Таким образом, лидером группы может стать только тот человек, кто способен привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личностные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе.
Опытный руководитель, трезво смотрящий на вещи, понимает, что как бы ни был высок уровень его подготовки и опыт, он не может полагаться лишь на себя и привлекает к управленческой деятельности добросовестных и инициативных работников. Часто именно по окружению можно судить о степени талантливости лидера.
Взаимоотношения
подчиненных с руководителем, психологический
климат коллектива, результаты работы
коллективазависят от стиля управления,
реализуемого руководителем.
В-24. Развитие коллектива В своем развитии коллектив проходит три основные стадии, которые характеризуют его с качественной стороны.
Для управления конкретным коллективом руководитель должен определить на какой стадии развития находится коллектив в настоящий момент и выбрать стиль управления коллективом.
Первая стадия - начальная.
Она характеризует процесс создания формальной внешней целостности коллектива. На этой стадии люди присматриваются друг к другу и к руководителю. Руководитель, в свою очередь, изучает личный состав коллектива.
В этот период начинается адаптация членов коллектива к условиям труда, друг к другу, к руководителю и его требованиям. В стиле управления руководителя преобладает волевая сторона. Руководитель знакомит коллектив с задачами подразделения, ближними и перспективными целями, распределяет обязанности с учетом подготовленности и личных склонностей сотрудников, определяет режим работы и организует его строгое выполнение.
Особое
внимание в этот период руководитель
должен уделять контролю за исполнением
своих решений и заданий. Именно
на этой стадии у членов коллектива
формируется чувство
Руководитель также изучает индивидуальные особенности сотрудников, привлекает наиболее сознательных и инициативных к решению общественных задач коллектива.