Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 06:15, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Менеджмент".
Отличия
механистических и органических
организаций приведены в табл.
Таблица 2
|
Механистические организации | Органические организации |
Характеристики | Узкая специализация работ | Широкая специализация |
Работа по правилам | Мало правил и процедур | |
|
Четкие права и ответственность | Амбициозная ответственность |
|
Ясность в уровнях иерархии | Уровни управления размыты |
|
Объективная система вознаграждения | Субъективная система вознаграждения |
Механистические | Органические | |
организации | организации | |
Объективные критерии | Субъективные критерии | |
отбора кадров | отбора кадров | |
|
Отношения формальные | Отношения неформальные |
и носят официальный | и носят личностный | |
характер | характер | |
Условия | Простое, стабильное | Сложное, нестабильное |
окружение | окружение | |
Цели и задачи стабильны | Цели и задачи | |
нестабильны | ||
Задачи поддаются делению | Задачи не имеют | |
четких границ | ||
Задачи простые и ясные | Задачи сложные | |
Работа измеряема | Работу измерить сложно | |
Оплата труда мотивирует | Мотивирование | |
потребностей верхнего | ||
уровня | ||
Власть признается | Авторитет власти | |
завоевывается |
Методы материального стимулирования деятельности работников
Материальное стимулирование - стремление к достатку, определенному уровню благосостояния. Стремление человека к улучшению своего благосостояния предопределяет увеличение количества, качества и результативности труда.
Ведущая роль в материальной
мотивации трудовой
Влияние высокой заработной платы на мотивацию трудовой деятельности и повышение эффективности производства многоплановое. Во-первых, высокий уровень заработной платы способствует снижению текучести кадров, обеспечивает формирование стабильного трудового коллектива. При этом работодатель имеет возможность сократить расходы на его найм и обучение. Во-вторых, проведение политики высокой заработной платы дает возможность отобрать на рынке труда наиболее подготовленных, опытных, инициативных работников, производительность труда которых потенциально выше среднего уровня. В-третьих, высокая заработная плата является фактором повышения старательного, ответственного отношения к труду.
Важнейшим направлением материального стимулирования является премирование. Премия стимулирует особые повышенные результаты труда. Премирование разделяется на индивидуальное и коллективное.
Индивидуальное премирование - условия премирования устанавливаются непосредственно по профессиям или видам работ, а премия насчитывается на основную заработную плату каждого отдельного рабочего в зависимости от достигнутых им индивидуальных результатов.
Коллективное премирование. Его цель - заинтересовать рабочих в общих результатах работы бригады, участка, цеха. Коллективную премию насчитывают на основную заработную плату бригады и распределяют ее между работниками с учетом их личного взноса, исходя из основной заработной платы, отработанного времени и коэффициента трудового участия.
Доплата является формой вознаграждения за дополнительные результаты труда, за эффект полученный на конкретном участке.
Надбавка к заработной плате - денежные выплаты, которые стимулируют работника к повышению квалификации, профессионального мастерства, и длительному выполнению трудовых обязанностей.
Компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам расходов, связанных с выполнением ими трудовых или других предусмотренных законом обязанностей.
Методы нематериального стимулирования деятельности работников
Планирование карьеры как
Когда работники видят зависимость между уровнем эффективности работы и продвижением по службе, то это способствует их трудовой активности. Человек начинает уделять повышенное внимание перспективам своего роста, продвижению по службе. Стабильность занятости, четкая перспектива роста - приоритетные потребности и мотивационные факторы трудовой деятельности.
Одной из основных потребностей каждого человека является свободное время и благоприятный режим рабочего времени. Изменение длительности основной и разнообразных дополнительных отпусков, их дроблением на определенные части (предоставление летом и зимой), предоставлением возможности работать неполный рабочий день или неделю, сокращением рабочего периода и тому подобное.
Перераспределение рабочего
Информированность коллектива как фактор мотивации.
Справочник сотрудника - это брошюра, которая содержит основную информацию об организации.
Внутрифирменные публикации (газеты, журналы, многотиражки) - это периодические издания, которые публикуют разнообразные материалы о профессиональной и социальной жизни в компании, другую информацию, которая может заинтересовать сотрудников.
Высказывание человеку благодарности за хорошо выполненную роботу очень важно для морального духа людей и их настроя на высокую отдачу в работе.
Статьи в корпоративных средствах печати. Одним из наиболее значимых для работников средств поощрения со стороны организации являются материалы, в которых отмечаются их заслуги. При этом ставится задание не только отдать должное лучшим работникам, но и показать более широким кругам сотрудников, какое поведение и какие результаты заслуживают внимания и почета в компании.
Подарки от руководства. Как подарки можно использовать сувенирную продукцию с символикой. Как правило, работники с удовлетворением носят значки, футболки и бейсболки с логотипом своей компании. Это также дополнительная возможность рекламы фирмы, формирования благоприятного ее имиджа в глазах потенциальных потребителей, партнеров или будущих сотрудников.
Символы статуса. К этой категории можно отнести: предоставление секретаря, предоставления служебного автомобиля, улучшения условий труда, отдельный кабинет, табличка на дверях с указанием фамилии сотрудника, дополнительное оборудование, в офисе, специальные места для стоянки.
Организация соревнований и конкурсов. Много компаний организуют соревнование между работниками и целыми коллективами.
Повышение - хорошее вознаграждение за
успешную работу с учетом сопутствующих
изменений в зарплате, должности, полномочиях.
Очень медленное продвижение - иногда
причина увольнения работника.
(в качестве побудительных мотивов к труду рассматриваются внутреннее содержание человека, его потребности).
К содержательным теориям мотивации относятся:
• теория А. Маслоу;
• теория К. Альдерфера;
• теория Д. Мак-Клелланда;
• теория Ф. Герцберга.
А Маслоу (1908-1970) предлагает следующую иерархию побуждающих человека к труду потребностей:
• физиологические потребности (голод, жажда);
• потребности в безопасности, стабильности и уверенности в будущем;
• потребности в любви, сопричастности, общении;
• потребности в признании и самоутверждении;
• потребности в самоактуализации.
А. Маслоу предположил, что потребности в данной иерархии возникают постепенно, начиная с физиологических и т.д. Удовлетворяя первичные потребности, человек постепенно становится мотивированным более высшими. Люди не просто удовлетворяют одну потребность за другой, а движутся вверх, изменяя значимость для себя тех или иных потребностей.
Самоактуализация — это высшая степень мотивированности человека; его желание и волевые действия стать тем, кем он может стать. Самоактуализироваться — значит, стать тем человеком, которым индивид может стать, достичь максимальной степени реализации имеющегося потенциала. Проблема заключается в том, что:
• человек часто не знает о своих способностях, предназначении или таланте;
•
человек знает о своих
• человек знает о своих способностях, но не может развивать их в процессе труда по ряду причин (материальных, физических и др.).
По А. Маслоу, высшего уровня мотивированности достигают всего лишь около 1 % всех людей.
В соответствии с теорией К. Альдерфера потребности человека могут быть объединены в три отдельные группы:
• потребности существования (в безопасности, физиологические потребности);
• потребности связи (в принадлежности к какой-то группе и причастности к какому-то делу, стремление быть членом семьи, иметь друзей, коллег и т.д.);
• потребности роста (потребности в признании, самоутверждении и самосовершенствовании).
Эти
потребности также
• вверх, если предыдущая потребность удовлетворена;
• вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня.
В своей теории приобретенных, потребностей Д. Мак-Клелланд исходил из того, что потребности приобретаются под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения и включают в себя:
• потребности достижений (стремление самостоятельно ставить цели и более эффективно, чем ранее, достигать их);